НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЧАСТЬ 9. КАК ЛЮБИТЬ ВРАГА? ОТ НЕНАВИСТИ К ЛЮБВИ (Мтф. 5. 38 — 48)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ДАВИД ПРОЩАЕТ САУЛА«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф.5:43-46). Зачем вообще нужно затрагивать тему любви к ближнему? Христиане, вроде бы и так знают, что врага нужно любить? Для нехристиан вполне резонный вопрос, — если человек делает зло, разве он заслуживает к себе иного отношения, чем «око за око»? Это же несправедливо! Мы приходим к понятию справедливости, на котором строится история человечества. Только вот справедливости, если можно так сказать, существует две. Одна, — это справедливость придуманная людьми, с местью и смертью за преступление перед обществом и против закона. Другая справедливость – это Божья, которая точно выражена в Нагорной проповеди. У Христа иная справедливость. Он призывает любить даже врагов: «любите … проклинающих вас, ненавидящим вас … обижающих вас и гонящих вас…». Мы постоянно сталкиваемся с людьми грубыми, агрессивными, невоспитанными, наглыми, людьми, которые могут причинять нам боль. Увы, иногда причинение боли относится даже к самым близким и родным, коллегам по работе. Что ж, нам предстоит глубоко разобраться с этой темой и понять, что мы практически должны делать, чтобы выполнить самую ключевую заповедь Библии, заповедь о любви. Мы постараемся ответить на вопросы; Почему нужно любить врага? Как любить врага? Что же страшного, если я не люблю человека, который мне причинил боль? Как понять люблю я человека или нет?

ИСТОРИЯ ДАВИДА И САУЛА. Яркой иллюстрацией к нашей теме будут взаимоотношения с будущим царем Израиля Давидом и царем, который себя уже, на момент нашей истории, полностью духовно дискредитировал, Саулом. Однажды давид пощадил Саула, когда в пещере отрезал край одежды. Мы же будем рассмтривать еще один эпизод в котором Давид щадит того, кто искал его смерти. Саулу доложили где находится Давид и тот спешно отправляется на охоту, но ночью засыпает и вместе с ним спит его охрана. В этот момент к самому лагерю подбирается Давид: «И пришел Давид с Авессою к людям Сауловым ночью; и вот, Саул лежит, спит в шатре, и копье его воткнуто в землю у изголовья его; Авенир же и народ лежат вокруг него» (1Цар.26:7).

ГЛАВА 1. ПОЧЕМУ НУЖНО ЛЮБИТЬ ВРАГА? ПРИМЕР ДАВИДА

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Матф.5:43). Интересно, что мысль о ненависти к ближним – это дописка, которой нет в Ветхом Завете и которая была добавлена поздними комментаторами к заповеди Лев. 19.18. Христос использует эту дописку, показывая, что люди более склонны к ненависти, чем к любви. Среди евреев велись ожесточённые споры кто ближний и кого любить? Но все же руководством к действию были слова Ветхого Завета: «… око за око и зуб за зуб» (Матф.5:38). Вообще-то смысл этой заповеди не в призыву к мести, но, напротив, к приостановлению зла. Если тебя ударят, то по закону, и ты можешь ударить, чтобы прекратить зло. Но опыт жизни показал, что так зло не только не останавливается, но усиливается и распространяется. Как известно закон Ветхого Завета не мог изменить совесть, душу, сердце. Все вылилось во внешнюю религиозно-обрядовую форму. Христос пришел для того, чтобы вернуть людей к Богу, потому что религиозность-обрядовость делает еще хуже, она делает человека уверенного в том, что он с Богом, в действительности же, без Бога и больше похожего на фарисеев и книжников. «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8).

1. Любовь к врагу делает нас совершенными. Я часто задавался вопросом, что значит понятие «совершенство» в Библии? Например, в Нагорной проповеди, в нашем разделе, Христос призывает: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48). Оказывается, что совершенство это любовь. Чем больше люишь тем совершенней. Вот только любовь к тем, кто нас любит это не требует духовности, а любовь к врагам – это уже совершенство: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?…Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:46-48).

ИСТОРИЯ ДАВИДА И САУЛА. «Авесса сказал Давиду: предал Бог ныне врага твоего в руки твои; итак позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю удара. Но Давид сказал Авессе: не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?» (1Цар.26:8,9).

2. Нелюбовь – это яд убивающий и оскверняющий душу. Норма для человека – это не то, как живет большинство, а как живет Бог. Именно Бог насадил древо познания добра и зла. Именно Бог установил стандарт, что есть зло и что добро. Вот Бог и говорит, что человеку, в состоянии не любви, находится вредно. Как вредно для тела кушать чипсы запивая кока-колой. Как вредно принимать яд так вредно принимать яд не любви, яд ненависти, обиды, яд, который уничтожает, образно говоря, сосуды души. Помните предупреждение Христа о том, что человека оскверняет? «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы…злоба, коварство… все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:21-23).

3. Нелюбовь перечеркивает все наше христианство и делает его лишенным смысла. Если мы не любим, то все остальное христианство перечеркивается. Перечеркиваются большие знания, большая жертвенность, большие чудеса: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). И далее говорится, что даже если я все материальное раздам и себя отдам на сожжение, а любви не имею, то все эти подвиги бесполезны. Ни зачтется ничего, когда мы будем стоять перед Богом. Точно так же, как не будут вспоминаться добродетели вора или насильника, когда он предстанет перед судом. Самое главное, что есть между человеком и человеком, между человеком и Богом – это отношения построенные на любви. Я разговаривал с психологом, занимающимся умственно отсталыми людьми. Он сказал, что продолжительность их жизни напрямую зависит от одного ключевого фактора – есть ли любовь к этим людям или они живут в постоянном отвержении. Получается, что любовь, прощение, принятие продлевает саму жизнь!

4. Нелюбовь мешает Богу действовать в нашем сердце и воздействовать на того, кто нам причинил боль. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

ИСТОРИЯ ДАВИДА И САУЛА. Когда Давиду предлагают убить Саула, он явно показывает, что именно господь будет с его врагом разбираться: «И сказал Давид: жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня; а возьми его копье, которое у изголовья его, и сосуд с водою, и пойдем к себе» (1Цар.26:10,11).

ГЛАВА 2. РАЗРУШАЮЩАЯ СИЛА НЕЛЮБВИ

4. Есть еще четвертая причина, почему нужно любить врага – угашается Дух Святой и мы сами себе делаем плохо, потому что, не любя, не прощая идем против Бога. Нашу церковь однажды начал посещать человек, с которым мы встретились и я постарался ему ответить на все возникшие богословские вопросы. Ему это до такой степени не понравилось, что этот человек, продолжающий быть членом одной из сумских церквей, со мной принципиально перестал здоровается. Я протягиваю руку, а он делает вид, что меня не существует. Конечно, это унизительно, но я себе представляю внутренний духовный механизм происходящий внутри этого человека. Каждый раз, когда я протягиваю руку, у него происходит вспышка гнева или же активизация презрения. Это же настолько нужно не любить, чтобы даже руку не пожать? После вспышки гнева и презрения, Бог Духом Святым, через совесть, начинает обращаться к человеку, напоминая, что нужно все таки руку пожать. Иисус в Нагорной  проповеди учит: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф.5:47). Этот человек продолжает не пожимать руку и в этот момент Дух Святой начинает оставлять ожесточенное сердце, а это все мучительно, потому что верующие знают, как это когда тебя благодать оставляет, это очень неприятно, когда твое сердце ожесточается и ни один человек еще от этого не испытывал радость или мир, потому что когда мы не подчиняемся Богу, мы идем против Творца Вселенной, а это всегда трудно. Помните, как сказал Христос Савлу, который преследовал христиан, а в последствии стал Апостолом Павлом: «…Трудно тебе идти против рожна (копья)» (Деян.9:5). Кратко перечислим аргументы, почему нужно любить врага? 1) Так мы поступаем, как Бог, а мы созданы для подражания Богу. 2) Мы поступаем не так, как живет большинство, а по воле Божьей. 3) Если мы не любим, то все остальное христианство перечеркивается. 4) Угашается Дух Святой и нам самим становится плохо и Богу плохо от того, что мы Его не слушаемся. Мы причиняем Богу сильную боль, распинаем Его.

ГЛАВА 3. КАКИЕ ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА НЕ ЛЮБЯЩЕГО БЛИЖНЕГО

Давайте посмотрим, как Давид мог реагировать на нелюбовь Саула.

1. Мстить человеку. Раз Саул меня преследует, то я настроен его уничтожить, убить. Я представил себе, как Давид обращается к своим войнам с призывом победить войско Саула, а самого царя предать смерти. Его бы не то, что поддержали, а еще бы поблагодарили. Смерть Саула войско Давида воспринимало бы, как праздник. Однако же, Библия рисует нам совершенно другую картину.
2. Игнорировать человека. Игра называется «человек невидимка». Только невидимка не вы, а он. Делать вид, что человек, который вам причинил боль, не существует. Это классическое выражение обиды. Мы идем мимо и даже не здороваемся, а внутри нас Дух Святой подсказывает, что нужно проявить доброжелательность. Мы же напротив, подавляем в себе этот тихий голос, делаем вид, что этот человек нам безразличен. Игнорирование человека – это явное нарушение заповеди о любви к ближнему.

ИСТОРИЯ САУЛА И ДАВИДА. Давид забрал копье находившееся у изголовья Саула и отойдя на далекое расстояние, начал кричать царю Израиля о том, что он не собирается делать Саулу никакого зла: «И узнал Саул голос Давида и сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И сказал Давид: мой голос, господин мой, царь. И сказал еще: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?» (1Цар.26:17,18); В ПРОЩЕНИИ ЕСТЬ УНИЖЕНИЕ, НО ЭТО РАДИ ХРИСТА. ТАК УБИВАЕМ ГОРДОСТЬ. Вот, что говорит будущий царь Давид о себе: «Да не прольется же кровь моя на землю пред лицем Господа; ибо царь Израилев вышел искать одну блоху, как гоняются за куропаткою по горам» (1Цар.26:20). А собственно, именно гордость не позволяет нам искать примирения и любви к врагу.

3. Внешне быть приветливым, а внутри ненавидеть. Бог открывает сердце Давида, показывая, что царь был готов прощать и даже любить Саула ради Бога. Давид объясняет, почему не убил Саула, ссылаясь на помазание. По сути, Давид смотрит не на Саула, а на Бога. Это так же, как я смотрю на пастора церкви. Да, он человек, да он может ошибаться, да, если я что-то увижу неправильно, не по Писанию, я пойду и скажу пастору, но за всем этим будет понимание, что это человек, которого поставил Бог. Только мотив – ради Христа, может поменять наше сердце. Очень сложно изменить отношение к человеку, который причиняет мне боль. Поэтому — то Библия призывает: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). ИСТОРИЯ ДАВИДА И САУЛА. Саул реагирует на слова Давида: «И сказал Саул Давиду: благословен ты, сын мой Давид; и дело сделаешь, и превозмочь превозможешь. И пошел Давид своим путем, а Саул возвратился в свое место» (1Цар.26:25).
4. Радоваться неудачам. Даже эта деталь прописана в Библии: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой» (Прит.24:17,18). ИСТОРИЯ ДАВИДА И САУЛА. Давид именно в момент смерти, открывает свое подлинное состояние сердца, рыдая о человеке, который хотел его просто убить: «Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» (2Цар.1:11,12).
5. Говорить с человеком с презрением, с раздражением, кричать, злиться, унижая, оскорбляя, подавляя. Это все проявления нелюбви.
6. Сплетничать об этом человеке, высмеивать его при других. Делать и/или говорить зло за глаза.

ГЛАВА 4. КАК ЛЮБИТЬ ВРАГА. ШАГ ОТ НЕНАВИСТИ К ЛЮБВИ

Христос учит нас несколько нехитрым правилам, а точнее трем шагам, чтобы не позволить яду нелюбви убивать нашу веру, душу и судьбу.

Вначале подумайте о том, что мы все согрешаем и ошибаемся. Затем помыслите о том, что же есть в человеке доброго? ИСТОРИЯ ДАВИДА И САУЛА. Давид когда оплакивал погибшего царя Израиля, подчеркивал его добрые качества, добрые дела:  «Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы» (2Цар.1:24).

1. Благословляйте. «…благословляйте проклинающих вас…» (Матф.5:44). Послание к Римлянам говорит о том же: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12:14). Слово «благословлять» переводится, как – призывать Божью благодать на кого-то и воздавать хвалу. То есть, когда мы благословляем Бога – то мы воздаем Ему хвалу, а когда мы благословляем человека, мы желаем ему Божьей благодати. Желайте вашему врагу добра. Иногда это бывает труднее всего. А по сути, мы же желаем, чтобы наш враг получил Божью помощь, поддержку. Почему по щекам Давида стекали слезы по смерти Саула? Да потому что ему искренне было жаль. Если мы глубоко подумаем о каждом, кто делает зло, часто это люди из неблагополучных семей, или же люди, которые никогда не видели любви. Нет, я бы не хотел быть адвокатом греховных людей, но попытка понять даже преступника – это очень по человечески, по христиански.

   Известно, что в ходе предвыборной борьбы за пост Президента США одним из злейших врагов Линкольна был офицер Стэнтон беспощадно высмеивавший и унижающий будущего президента. . Линкольн был избран на пост Президента и на должность военного министра пригласил именно Стэнтона. Ответ Линкольна противникам такого странного, на первый взгляд, выбора был предельно лаконичен: «И я слышал все, что он говорил обо мне, но он лучше всех подходит для этой должности». На похоронах линкольна именно Стэнтон сказал: «Теперь он принадлежит вечности». Если бы Линкольн продолжал ненавидеть Стэнтона, то оба они так бы и сошли в могилу заклятыми врагами. Так любовь и примирение превращают врагов в друзей. Так же линкольну приписывают фразу: «Я уничтожаю своих врагов, превращая их в своих друзей».

2. Благотворите. «…благотворите ненавидящим вас…» (Матф.5:44). Слово «благотворить» состоит из двух слов – делать и хорошо, красиво, т.е. делать человеку хорошо. Если мы злые на человека, который причинил нам боль, то мы и добра не можем ему желать, а тут получается, что нужно желать доброго. Да как же так! Наша плоть способна желать только злого тому, кто сделал нам зло. Вспомним, как Давид, из почтения к Саулу, и, разумеется, из-за дружбы с Нафаном, всю жизнь кормил внука Саула Мемфивосфея.

3. Молитесь. «… молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Я уже часто говорю, что для меня конфликтная ситуация – это повод к молитве, словно сам Бог обращается ко мне с просьбой молиться о человеке, который причинил мне боль. Некоторые христиане убеждены, что нужно молиться, чтобы Бог дал лично мне чувство и силу прощения тому, кто причинил мне зло и это правильно. Мне же Бог открыл, что нужно просто молиться о тех людях, которые тебе причинили боль и тогда в твоем сердце открывается даже любовь и большая любовь к тем, кто тебе причинил боль.

4. Мотив любви к врагам — награда: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф.5:46).

Однажды МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ, баптистский пастор, выступивший против унижения и бесправия темнокожего населения Америки, обратился к громадному количеству людей, которые были полны ненависти и гнева, с такими словами: «Мы скажем нашим самым непримиримым противникам: «Мы противопоставим вашей способности причинять страдания нашу способность терпеть страдания. Делайте с нами, что хотите, а мы будем любить вас. Мы никогда не подчинимся вашим несправедливым законам, поскольку неповиновение злу есть такой же моральный долг, как и содействие добру. Бросайте нас в тюрьмы, а мы будем по-прежнему любить вас. Разрушайте паши жилища и угрожайте жизни наших детей. Темными ночами посылайте своих убийц и насильников, обряженных в колпаки, в наши дома, чтобы они били нас до полусмерти, а мы будем любить вас. Но будьте уверены, мы победим вас нашим умением терпеть страдания. И придет день, когда мы обретем свободу, но это будет свобода не для нас одних. Мы будем так взывать к вашему сердцу и разуму, что склоним их на свою сторону, и наша победа станет победой вдвойне»».

ГЛАВА 5. ПРИМЕР ХРИСТА

Самый яркий и сильный пример примирения с врагом, пример прощения – это Христос. «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лук.23:34). За таким коротким и простым словом: « прости»  скрывалась внутренняя работа любви. Христос помнил, что люди его не понимали, унижали, высмеивали, игнорировали, ненавидели, лжесвидетельствовали, плевали, избивали и распяли. И я представляю, как все это пронеслось перед глазами Христа, когда он произнес: «Отче, прости им…». Но Он это сказал, потому что Его сердце было заполнено любовью даже к врагам. ВОПРОСЫ: 1) Почему нужно любить врага?  2) почем Давид не убил Саула? 3) что происходит с нами, когда мы не любим человека? 4) Расскажите ваш негативный опыт, когда у вас есть проявление не любви к человеку? 5) Поделитесь так же, как вам удавалось примириться с врагом? 6) Какие признаки человека не любящего ближнего? 7) Какие признаки вы находите в себе? 8) Что делать, чтобы любить даже врага? Остановитесь подробней на каждом пункте. 9) Что вас поразило в истории о Сауле и Давиде и чему бы вы поучились у Давида, в его умении унижаться и прощать обидчиков?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *