НАСТАВНИЧЕСТВО. ПУТЬ К ДУХОВНОМУ ПРОРЫВУ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим.15:14)

В особо важные моменты жизни Христос подолгу молился. «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лук.6:12). Вот и сейчас мы видим Господа сосредоточенно молящегося практически всю ночь. Мы совершенно точно знаем о чем молился Христос, — о будущих учениках. «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами…» (Лук.6:13). Христос выбирает учеников. Странно, зачем Ему это понадобилось? Он мог бы собирать большие залы людей, которые бы слушали Его проповеди. Он мог бы просто проповедовать на улицах, говоря современным языком – делать евангелизации, и совершать чудеса и большинство людей наверняка Его бы поддерживало. Христос практически все это и делал, но акцент тех трех лет, которые Ему оставались до распятия, стоял на учениках, которые после продолжительной молитвы были выбраны. Почему же так? 1903 год. Некий, неизвестный миру Владимир Ульянов с шестнадцатью сторонниками, вооружившись коммунистическими идеями, начал дело по завоеванию мира. Уже в 1918 году количество его последователи составляло 40.000 и такого количества оказалось достаточно, чтобы до неузнаваемости изменить облик России, страны, в которой тогда проживало 160 миллионов человек. Православная Россия с таким рвением приняла идеи Ленина, что отказалась даже от исконной веры в Бога и начал братоубийственную гражданскую войну. А по прошествии нескольких десятков лет идеи Ленина были взяты на вооружение третей частью стран всего мира. Этот негативный пример показывает, какая сила кроется в посвященных своему делу учениках, которые получали наставление об идеях коммунизма. Что же касается христиан, Джон Весли отличался великим посвящением Богу. Он сказал: «Дайте мне сто человек, любящих Бога всем сердцем и ничего не боящихся, кроме греха, и я приведу в движение весь мир».

   Христос совершенно точно понимал свою миссию, Свое дело на земле — спасение: «…Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоан.12:47). Не даром же Христа справедливо называют Спасителем. Что же нужно для того, чтобы спасать людей? Как спасать людей, после того, как сам Иисус будет распят и воскреснет? Христос, о чем мы уже говорили, поставил акцент на воспитании людей, а не просто на проповеди или на чудесах. Выбор Христа в методах достижения спасения, как и любой другой выбор Христа — безошибочен. Отсюда я делаю самый важный первый вывод, — соответственно, церковь, которая является продолжательницей дела Христа, должна заниматься тем же. А церковь состоит из людей. А значит и я должен делать то же, что и мой учитель. Сегодня мы говорим о наставничестве, как сердцевине христианства.

   В церкви есть много сужений, которые очень важны: административная часть, все, кто готовит Богослужение, все кто трудится в различных сферах, но, да простят меня, все служащие, сегодня я скажу о самом важном служении, нет ни о даре, потому что все дары одинаково важны, а именно о самом важном служении – это служение по спасению, взращиванию душ, наставничество. Это служение совпадает с формулировкой миссии Христа, — спасение людей. Как бы я мечтал, чтобы вся церковь, каждый человек в церкви занимался наставничеством!

ГЛАВА. ЧТО ЗНАЧИТ НАСТАВНИЧЕСТВО? 

   Само понятие «наставник» — означает человек, который может правильно направить развитие другого человека. Библия говорит о воспитании молодых людей следующее: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6). В этом стихе заложено две ключевые истины. Первая – в начале пути человек нуждается в наставлении. Вторая, не мене важная истина, — если не наставить, тогда юноша может сбиться с курса, потерять направление и судьба такого человека будет изломана. Причина такого излома будет одна — в начале пути не оказалось рядом  наставника. Проблема в том, что молодые люди не понимает и не знает многого, потому что у них маленький жизненный опыт. Мой маленький сын может поливать молоком цветы или смоктать конфету на палочке так, что его руки покрываются липкостью конфеты, после чего, в приступе любви, начинает этими же липкими руками гладит папу по голове, в результате чего у папы самая модная прическа — волосы торчащие в разные стороны.

   Все начинающие верующие названы младенцами.  А что характерно для младенцев? 1. Нехватка христианских знаний. Сегодня я верю, что суббота дана был еврейскому народу, поэтому христианам этот день соблюдать не нужно. Завтра я уже верю, что субботу нужно соблюдать, потому что мне так рассказал один верующий. Такая нестабильность характерна для младенцев. «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14).

2. Неустойчивость в выполнении заповедей Божьих, в практической христианской жизни. Сегодня такой верующий скромно переносит все испытания от неверующих родственников, а завтра срывается и начинает на всех кричать, раздражаться и обижаться. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор.3:1, 3).

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО?

Передача знаний и опыта ближнему для его спасения. Почему я использую в этой формулировке слово «спасение»? Да потому что в этом слове вся христианская жизнь. «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12). В спасении заключено то, как я живу с Богом, как я строю отношения с женой, детьми, как я посещаю церковь и служу Богу – это все путь спасения, который начинается сейчас, здесь, в это мгновение. И на этом пути мы делаем громадное количества ошибок. Вот поэтому нам нужен наставник, который объяснит нам, как духовно реагировать на все проблемы с которыми я сталкиваюсь. «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян.18:24-26).

   Если европейская система обучения – это класс, парты и ученики, которые все пишут в тетрадки, то восточная система обучения – это практика, совместная с учителем жизнь, это приобретение навыков практических для успешной жизни. Именно таким был метод Иисуса Христа – наставничество, и именно поэтому он был все время со своими учениками обучая их на полях, в городах, даже, как помним, один раз на свадьбе.  А как же тогда понять стих, который запрещает называться наставником? «и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:10). В этом месте используется, в более точном переводе, о чем пишет известный комментатор Лопухин – слово «вождь» во всех остальных случаях используется другое словно наставник. Кроме того, Христос хочет сказать, чтобы наставник мотивировался не титулом и славой, как это делали фарисеи, (контекст всей главы Мтф.23 – это критика фарисеев), а были движимы едиными мотивом – любовью к людям и к Богу.

ОТНОШЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ. ЛЮБОВЬ ЧЕРЕЗ НАСТАВНИЧЕСТВО

В сущности есть только два варианта отношения к ближнему:

1) Безразличие. Первый вариант- мысль высказанная Каин. Его мысль краток можно выразить так, — я же не сторож моему брату? Мне все равно, что с ним происходит и как он живет. И что же происходит с церковью? Принимающие водное крещение предоставляются сами себе. Благо, если человек пойдет на домашнюю группу, шансы его духовного роста увеличиваются. Но, увы, не такой маленький процент людей из церкви вообще отпадает. Мы провели исследование, почему люди отпадают и получился очень простой ответ, — практически 100% отпадающих возвращаются к серьезным, грубым грехам. Но остается вопрос, а почему эти люди возвращаются к грехам? Одна из ключевых причин – отсутствие наставника. Не было рядом человека, который бы взял ответственность за своего брата или сестру, которые только начинают свой путь. У первых людей на земле родились два сына Каин и Авель. Каин совершил грех братоубийства. И затем, когда Бог обратился к Каину с вопросом, где же твой брат, тот дерзко ответил: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9). Каин произнес самую точную формулу безразличия к ближнему.

2) Взять ответственность за ближнего. Второй вариант, — это отношение к ближнему по заповеди: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:39). Конечно, мы не можем взять ответственность за всех ближних, но поскольку нас Бог поместил в церковь то я могу взять ответственность за одного члена моей духовной семьи или за человека, который ищет Бога. Любовь к ближнему состоит из практических, конкретных шагов. Эти шаги очень точно указаны в Библии: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2). Наставление может выглядеть как исправление уже духовно согрешившего, упавшего, о чем говорит стих, который мы только что привели, как пример. Но все же главный смысл наставничества – это профилактика греховных отпадений от Бога. Наставник словно все время готовит христианина к духовной борьбе, рассказывая и показывая, как правильно реагировать на искушения и испытания, которые будут встречаться на жизненном пути. Бог в этом стихе призывает нас взять бремя, слово, которое с греческого переводится, как «груз», «тяжесть». И вот открытие, которое мы можем сделать для себя, — оказывается ношение бремени – есть заповедью. Но поскольку мы не можем нести бремя всех людей, Бог дает нам одного и мы становимся духовными сторожами одного человека веру которого укрепляем. Мы делаем то, что делал Христос, когда взял себе 12 апостолов, только делаем это с одним. Интересно, что в первой церкви движение наставничества носило массовый характер. Вместе с вами хочу открыть для себя один интересный стих. Ап. Павел упрекает Коринфскую церковь, что не хватает этой церкви евангелизма, что христиане пассивно несут Евангелие, то он, в качестве упрека, говорит: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15).

   Некоторые полагают, что наставничеством должен заниматься только пастор или служитель, например, домашней группы. Я вспоминаю первые годы нашей церкви, когда я был практически один, кто поднимал всю церковь. Почти после каждого служения ко мне кто-то подходил, подводил своего знакомого и говорил следующее: «Пастор, вот мой знакомый алкоголик, делайте с ним что-нибудь. Пусть вам Бог поможет!» Или, вот человек ему негде жить, примите его. И я оставался один на один с очередью нуждающихся.

ГЛАВА 2. ЗАЧЕМ НУЖНО НАСТАВНИЧЕСТВО?

1. Чтобы грех не обманул начинающего христианина. «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13). Сказать проще, чтобы христианин не впал в грех, через обольщение. Слово «обольщение» переводится, как обман. Грех обладает свойством обманывать нас. Христос помогает не впасть в обольщение гордостью: «Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мар.9:33-35).

2. Для духовного возрастания. Наставник помогает укрепить душу в вере, чтобы у души был глубокий корень: «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их» (Деян.15:32).

3. Действовать самостоятельно. Наставляемый не может все время зависеть от наставника и это нужно объяснять, чтобы не произошла привязка душевная. А потом еще, чего доброго, наставляемый обидеться, что его бросили. Встречи, конечно же, и после окончания душепопечения продолжаются, но уже не так систематически.

Во-первых, Христос все время готовил своих учеников, к тому, что Он не все время будет с ними: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан.16:7).

Во-вторых, Господь готовил будущих Апостолов к самостоятельным практическим действиям, будучи еще на земле. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Матф.10:5-8).

4. Самому стать наставником. И наконец, самое важное, чтобы христианин, который прошел духовное наставничество, мог продолжить эстафету и уже сам быть наставником начинающему: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Именно на это рассчитывал Христос, когда вкладывал в своих учеников и когда молился за них и когда прощал им падения: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» (Иоан.21:15). Сам Христос пас своих будущих апостолов, теперь же приходит их очередь пасти Божье стадо. Именно для этого трудился и Ап. Павел, который и написал этот знаменитый, только что приведенный, стих о передачи знаний тем, кто способен других научить.

ГЛАВА 3. КАК ПРОИСХОДИТ НАСТАВНИЧЕСТВО?

Библия призывает нас наставляться каждый день: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13). Такое наставление происходит от Духа Святого, от чтения Библии, от молитвы. Но, наверное, самое близкое к человеку, это когда нас наставляет другой христианин более опытный. Заметьте, что и сам Христос пришел в теле, чтобы иметь возможность наставлять самым близким человеку образом. «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Прит.27:17). Почему такой интересный образ железа острящего другое железо? Душа, подобно железу, которое точит железо, заостренная будет более точно воспринимать Бога, будет ходить с Богом и знать, как правильно реагировать на искушения и испытания.

   Один раз в неделю собираются наставник и наставляемый сохраняя динамику отношений. Христос сделал еще больше, Он со своими учениками прибывал постоянно: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мар.3:14). Но нам хотя бы один раз в неделю. Такие встречи должны проходить без перерывов на недели или месяцы. Итак, перед Христом стояла задача, чтобы и после его вознесения, на земле, христиане продолжали проповедовать о пути Спасения через Господа Иисуса. Богочеловек выбирает лучший и самый эффективный путь, — он берет 12 человек и начинает их тренировать, иными словами, наставлять: «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их» (Матф.11:1).

   Я специально выпустил три книги, которые призваны помочь пройти все ступени и которые рассчитаны на год. На этом пути будут попадаться жизненные трудности и радости, где-то отношения будут становиться немного напряженней где-то совсем дружеские. Где-то понадобится молиться друг за друга усиленно. Но все это будет способствовать лишь заострению, так сказать, души. Так поступал Христос со своими учениками. Представляете сколько ими было пережито за эти три года? Христос наставлял своих учеников преодолевать страх и жить верой: «Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Матф.14:28-31).

   Должен ли быть наставник точно таким же, как и наставляемый по возрасту, по жизненному опыту, по интересам? Конечно же, нет. Христос взял себе в ученики людей, которые были противоположными ему. Хитрый Иуда, вспыльчивый Петр, великий скептик Фома, нежный и философски настроенный Иоанн. Христос явно отличался от них, но, тем не менее, они были вместе.

Должен ли наставник быть очень опытным христианином? Хотелось бы, но где наберешься опытных христиан в большом количестве? Опытными мы становимся только тогда, когда что-то делаем. Какой апостольский опыт был у учеников Христа, когда они только пережили вознесение Иисуса и тут, в день 50цы кается три тысячи человек? Библия даже некоторые ошибки описывает. Например, когда Ап. Петр прятался от иудеев из-за того, что ел с язычниками (Гал.2.14). Как старший братик может посмотреть за младшей сестричкой, так и начинающие христиане, с небольшим опытом, могут помогать тем, кто только начинает свой путь: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан.16:13).

   Что же нужно для начала наставничества? Нужно не так уж много, любить сильно Бога и людей. Если вы любите Бога, то обязательно захотите Ему не просто служить, а подражать, потому что в жизни есть одна закономерность, кого любишь тому и подражаешь, если речь идет о более опытном и мудром: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). Вот вы и начинаете подражать Христу делая то, что делал ваш Учитель. Второе – если вы любите людей и понимаете, что самое сильное проявление любви есть помощь человеку в деле его спасения. Когда двое умирающих от голода ветхозаветных прокаженных обнаружили огромные запасы продуктов, они наелись и побежали к другим, чтобы поделиться найденным (4 Цар. 7,9). Должны ли христиане, живущие под благодатью, проявлять меньше сочувствия к людям, чем прокаженные, жившие под законом?

      ГЛАВА 4. ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ С САМИМ НАСТАВНИКОМ?

Когда мы вкладываем часть себя, наша душа умирает, и мы ее приобретаем. Семя, которое мы бросаем, обязательно прорастает. Наставник передает часть своей души, часть своей жизни наставляемому: «мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фес. 2:7-8).  Вначале моим наставником была пожилая женщина из баптисткой церкви. Затем, моя жена. Затем мой пастор, когда я был в баптисткой церкви. Затем, уже ушедший в вечность, ректор семинарии. Пожилая женщина, набожная христианка, однажды, в начале моего пути, пригласила меня на чай и с этого момента я часто к ней обращался за советом, за помощью и получал дельные духовные советы. Я не знал ничего. Как думать, как делать, как относиться ко греху и к старым неверующим друзьям. Этот человек реально помогал мне разобраться в практике христианской жизни. Я так же учился наставляться от книг, от бесед, от всех, кто меня окружал. Как пастору, мне практически приходилось развиваться самостоятельно и в этом смысле я думаю, как же это правильно иметь наставника, чтобы предотвратить те ошибки, которые были в моем пасторском служении.

   Решая проблемы других, занимаясь наставничеством, мы открываемся Божьим благословениям: «Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу» (2Кор.9:10,11). Я смотрел на ту благословенную женщину и видел насколько она богата духовно. Ее обильно благословлял Бог, потому что она благословляла многих. Наставник показывает личный пример и это прекрасно, потому что сам наставник начинает духовно возрастать. Христос наставлял своих учеников иметь сердце служителя, показывая пример на Себе: «Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Иоан.13:12-15).

   Ваш наставляемый будет совершать ошибки, но вы будите с великим терпением помогать ему готовиться к зрелой христианской жизни и поддерживая его в минуты слабости и сомнений. Все мы помним эпизод, когда Христос воскресший обращается к падшему духом и разочаровавшемуся в себе, предавшему своего Учителя, Петру с повелением пасти стадо Христово, детей Божьих: «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» (Иоан.21:15).

   Когда Ап. Павел пишет Тимофею, своему ученику и молодому пастору о главных трех пунктах пасторского служения, в этот перечень включает, в обязательном порядке, наставничество, как одно из главных дел церкви: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1Тим.4:13).

 В нормальном, духовно здоровом состоянии каждый христианин способен заниматься наставничеством, наставлять ближнего своего: «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим.15:14). Да благословит каждого христианина найти себе либо наставника либо наставляемого и пережить духовный прорыв к Богу. ВОПРОСЫ: 1. Главное дело Христа? 2. Какой метод Он избрал, чтобы продолжить эстафету передачи знаний и опыта? 3. Что есть наставничество? 4. Зачем нужно наставничество? 5. Что значит «носите бремена друг друга»? 6. Кого вы носите бремя? 7. Наставляемый должен быть таким же, как наставник? 8. Что получает наставляемый? 9. Как вы будите решать вопрос времени встреч? 10. Почему Бог благословляет того, кто отдает часть своей души наставляемому? 11. Так сторожа мы нашим ближним или нет?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *