Навіщо тисячі людей цілують середньовічну фальшивку в Лаврі?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

img

Наші чудеса – якось так вийшло – останнім часом приходять, в основному, з Афону. То Пояс Богородиці, то ось зараз в Лаврі Дари Волхвів, то президентство Віктора Януковича – все це, рано чи пізно, виставляється у нас для поклонінння

В самом этом факте нет ничего чудесного. И даже просто удивительного. Очень, очень многое в судьбах нашей родины происходит именно на Афоне. Этом любимом «духовном курорте» русского (и с некоторых пор украинского) политико-бизнесового бомонда. Там у многих представителей постсоветской элиты найдется что-то личное — вип-келья, например, или личный вип-старец, а то и личные вип-чудеса. Историку, который возьмется оценить роль этой монашеской республики в нашей с вами современности, можно будет не опасаться, по крайней мере, одного прегрешения против научной истины – преувеличения.

Этот реликт Средневековья и по совместительству вип-клуб на греческом острове – истинный залог единства «Русского мира». В каком-то смысле, через эту связь вся «историческая Русь» по сей день остается все той же греческой провинцией – как в Средние века. Впрочем, дабы не противоречить законам об «иностранных агентах» (которые, к счастью для отечественных христиан, не пришли в светлую голову  Владимира Красна Солнышка) некоторые чины в РПЦ поговаривают о том, что Афон – «истинно русская» земля. Ее греческая принадлежность – историко-географическое недоразумение.

Регулярные явления афонских чудес народу всея Руси – явление знаковое. Взять хоть Дары Волхвов. Их приезд в наши палестины, профинансированный опальным российским политиком-бизнесменом, выглядит как искупление (и духовное, и материальное) конкретного проштрафившегося человека. Афон, в свою очередь, демонстрирует, какими чудесами владеет и с кем готов ими делиться. РПЦ – церковь очень молодая, что для укорененных в традиции православных почти порок, — через связь с Афоном сама как бы приобретает солидность перед лицом конкурентов — «древних патриархатов». Она устраивает триумфальное шествие древней реликвии по всея канонической территории. И демонстрирует всему миру  ажиотаж с очередями и давкой – полузабытый жанр советской «культуры потребления» — выдавая его за «православный пыл» своих верных.

Кроме того, «обвоз чудесами» — своеобразный способ «пометить территорию». Вспомните долгое путешествие мощей святого Владимира на замечательную дату 1025-летия – от Владивостока до Калининграда, проездом через Минск и с торжественным водворением в Киеве. Если раньше мощи и прочие реликвии принимали паломников «у себя», то теперь они стали демократичнее – сами идут к людям. Это правильно – и с политической, и с чисто материальной точки зрения. А теперь есть еще и колоссальная идеологическая заинтересованность со стороны РПЦ, пошатнувшейся под ударами «голубого скандала». Нужно, нужно было какое-нибудь дежурное чудо!

И Афон не подкачал.

Расчет был правильный. Дары Волхвов имели успех в России, Минске и, можете не сомневаться, будут иметь в Киеве. Несмотря на сомнения в подлинности (и уже пережитый конфуз того же рода с Поясом Богородицы). Несмотря на сомнения богословов в том, насколько достойно подобное поклонение в данном случае. Люди отчаянно нуждаются в чуде — в этом они абсолютно солидарны с РПЦ. В чуде понятном, по возможности, материальном. В чем-то попроще чуда превращения Крови и Плоти, чуда Воскресения, чуда Непорочного Зачатия. Их не смущает тот факт, что Дары в христианской традиции – это, вообще-то, Святые Дары Евхаристии, а не золотые поделки якобы «восточной работы». Как и то, что в «даре волхвов» главным было не золото, ладан и смирна, а поклон, признание и сам факт дарения. Ведь дар – это не предмет. Это жест.

Но все это сложно и эфемерно. Этакими рассуждениями ни каноническую территорию не скрепишь, ни деньжат не подмолотишь, ни народу не угодишь. Народу нужно чудо? Вот ему чудо. Именно такое, какое он готов принять. От которого он надеется получить то, чего ему не хватает – здоровья, квартиры, образумления чада, восстановления согласия в семье, благосклонности начальства, роста акций и падения доллара. РПЦ сможет гордо поднять голову и записать это поклонение на свой счет (ну, надо же чем-то поправить убийственную статистику посещения рождественских богослужений).

В упрямстве, с которым организаторы от РПЦ отказываются от экспертизы реликвии, есть чисто позитивная нотка: не мешайте, мол, людям верить. Для веры безразлично – подлинник или подделка. Важен не предмет. Важно просветление. Аргумент quia absurdum всегда наготове и хорош тем, что его не перешибешь. Это было бы ненужно и даже вредно, если бы речь шла именно о психотерапии. Но в данном случае, речь идет о христианской вере. Подделка – это всегда ложь. И если Дары Волхвов – это подделка, значит, люди поклоняются лжи. Т.е. служат не Богу, а прямо противоположному ведомству. По благословению и под чутким руководством церкви.

Но что поделать, если церковная иерархия – те же люди. Которые тоже нуждаются в простых чудесах и в них видят способ поправить свои дела. До тех пор, пока люди будут верить в простые рецепты, их будут раздавать все – от телецелителей, заряжающих воду, до кандидатов в президенты, готовых чудотворным образом обеспечить «покращення уже сегодня» в стране с черной дырой на месте бюджета. На этом фоне афонские закрома с чудесами еще неплохо смотрятся. У них, по крайней мере, интрига сохраняется. Ну-ка, что они нам предложат в следующий раз? Краюху одного из 5000 хлебов? Воду, в которой умывал руки Понтий Пилат? Перо с крыла Архангела Михаила?

Что угодно. Лишь бы обошлось без «афонских президентов». На это чудо мы уже налюбовались.

http://espreso.tv/new/2014/01/25/navischo_tysyachi_lyuley_ciluyut_serednovichnu_falshyvku_v_lavri

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *