НЕ СУДИТЕ ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ. КАК ВЫТАЩИТЬ БРЕВНО ИЗ СВОЕГО ГЛАЗА? (Мтф.6.22,23; 7. 1 – 6). НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЧАСТЬ 16.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

НЕ СУДИТЕ НЕ СУДИТЕ ДА НЕ СУДИМЫ«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Матф.6:22,23); «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матф.7:1-3); «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:5).

Одна из самых часто звучащих тем всех проповедей во всех церквях – «не судите да не судимы будите!» Но, эту тему, на мой взгляд, проповедники склонны упрощать. Остается много вопросов, которые мы в этом размышлении над Нагорной проповедью, с Божьей помощью, постараемся разобрать. По крайней мере, поставим важные и практичные вопросы. Как всегда, будем использовать в качестве иллюстрации, Библейский сюжет. Христос рассказывает притчу о двух людях, которые зашли помолиться в храм: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лук.18:10). Фарисеи, как известно, были особо набожными людьми, которые старались соблюдать Божьи заповеди, но их проблема заключалась в том, что акцент они сместили с духовного изменения, с внутренней работы над своей душой к чисто внешнему выполнению правил и обрядов, сугубо для поднятия своего рейтинга в глазах людей. Это о них говорил Христос: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8). Мытари – были евреями, сборщиками налогов, причем налоги собирали на оккупантов, на Римскую империю. Этих людей воспринимали, как предателей и даже разговор с ними считался грехом. Теперь мы представляем насколько разные люди пришли в храм молиться.

ГЛАВА 1. СУДИТЬ ИЛИ НЕ СУДИТЬ?

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:1,2). Боюсь, что известное всем выражение «не судите да не будите судимы» часто воспринимается совершенно ошибочно, как призыв вообще отказаться от любого вида критики. Возможно ли отказаться полностью от критического взгляда на человека? У каждого человека есть два качества, как минимум, которые отличают его из мира животных и делают подобными Богу. 1) Умение думать, а значит, и сравнивать. 2) Врожденное понимание нравственности и морали, опирающиеся на совесть. Вот смотрю я на человека, совершающего подлость, прямо на моих глазах, например, ворует на рынке, а мне действительно приходилось видеть подобное, и как же думать об этих людях хорошо? А если я подумаю, что эти люди совершают подлые поступки, то я уже согрешил, ведь я же осудил, так, что ли? Или, как я должен был отнестись к человеку, который не так давно, в пьяном виде, за рулем, по ул. Харьковской, въехал прямо в остановку на скорости 120 км. в час и убил двоих людей, многих ранил? Мне то же нужно думать, — ну с кем не бывает? Да нет, то что человек попал в аварию и даже сбил двоих это действительно, не дай Бог, может случиться с каждым. А вот то, что он сел пьяным за руль и ехал по городу со скоростью ровно в два раза превышающую допустимый предел, это его выбор и его глупый и подлый выбор. Мне в таких случаях сразу же возражают, — но ведь Христос простил! Да простил, и кто я такой, чтобы не прощать? Но Христос всегда называл вещи своими именами. Например, фарисеям дает такой «комплимент»: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?» (Матф.22:18).

Скажем честно, что не может делать человек.

1) Я не могу закрыть глаза на ошибки, грехи людей, которые происходят по их вине и приводят к страшным последствиям. Это было бы лицемерием.

2) Я не могу закрыть глаза на моральную сторону поступков, потому что таким меня создал Бог. Я думаю, вижу, сопоставляю и понимаю, где человек прав, а где ошибается, тем более, что я руководствуюсь, стараюсь руководствоваться Библией.

3) Я не могу не давать оценки поступкам, потому что Христос призывает меня не быть таким, как фарисей. А как мне определить, когда поступает мой ближний по фарисейски? Конечно, я это вижу. Да и вообще, если я что-то вижу в себе, то я это, по идее, должен видеть в других. А как мне распознать лжепророков, лжеучителей, волков в овечьей шкуре, если я не могу критически посмотреть на человека? Думаю любой читающий эти строки согласиться со мной, что вопросы ставятся честные, требующие ответов.

   Сделаем вывод из первого раздела — человеку не возможно избавиться от критического взгляда, от моральных оценок поступков, как своих так и ближних. Как же соединить те способности различать добро и зло, какие нам дал Бог с не осуждением человека?

ГЛАВА 2. БРЕВНО В МОЕМ ГЛАЗУ

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Матф.7:3). Всем понятен образ соринки в глазу. Глаз один из самых чувствительных органов. А соринка – это наша греховная сущность. Малейшая соринка, которая попади на руку, на ногу, даже, может быть и не почувствуется, а в глазу начинается резь, боль, к тому же соринка в глазу начинает все искажать. А теперь представьте этот образ – бревна, громадного куска дерева, которое попадает в маленький глаз. Это бревно и искажает реальность, а иногда и зарывает эту реальность от нас. Христос, будучи Богом и Творцом, как никто другой понимал, устройство человека. Он знал, что человек всегда смотрит и оценивает с точки зрения красоты и морали. Это ужасно, а вот это прекрасно, это безнравственно, а это благородно. А вот, то, что человек видит даже не глазами, а мозгом – это то же очевидно. Давайте вспомним, когда мы были неверующими, как смотрели? Бывало, приближаешься к компании уже выпивших друзей и такая радость, такой трепет, и я сейчас вместе с ними напьюсь. Смотришь какие-то непристойные сцены, в каком нибудь фильме и думаешь, что это прекрасно. И вот, становишься верующим, христианином, Дух Святой наполняет сердце и мысли и уже совсем другие, другое восприятие. Пьяная компания уже кажется не только не прекрасной, но мерзкой и безобразной. А непристойные сцены, как минимум смущают, потому что в тебе Дух Божий.

Когда же в мое глазу маленькая соринка, которая присутствует у всех, если под соринкой понимать грех, перерастает в бревно?

1) В гневе. Заметьте, если маленький гнев немножко искажает то по мере того, как этот гнев возрастает, возрастает и искажение. Если мне человек казался несколько неприятным, то когда он поступает подло и гнев во мне нарастает, его поступки кажутся еще более ужасными и гнев на этого человека делает его просто чудовищем. Я нередко попадал в такие ситуации, когда на меня люди обижались, и они рисовали такой портрет моей личности, что меня нужно было сразу же на месте убить, потому что я представлял самую большую угрозу человечеству.

2) В обиде. Те же механизмы работают у обиженного. Он смотрит на своего обидчика через очки обиды, а нужно заметить, что бревно еще можно сравнить с очками греховными, искажающими реальность.

3) В пристрастности. Нередко приходится наблюдать как справедливый человек, если кого-то сильно любит, особенно это касается родителей, любящих своих детей, готов их даже очевидно — скверные поступки оправдывать. Но если это касается человека, к которому уже есть некоторое неприятие, тогда скорее его будут обвинять даже в незначительных мелочах, которые люди сами себе склонны прощать.

4) В завышенной самооценке, что есть проявление греха гордыни. Вспомним, как фарисей думал о себе и отсюда такое уничижительное отношение к мытарю: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лук.18:11,12).

   Как — то один проповедник привел пример, показывающий как думает каждый в меру содержимого души. Два человека стояли на улице и общались между собой. Мимо проходил бандит и подумал, — вот уже договариваются между собой, что совершить какое-то преступление. Мимо так же проходил политик и подумал, вот двое сговариваются, чтобы поднять бунт против власти. А так же мимо шел праведник, который увидев двоих общающихся посреди улицы, порадовался о том, что еще есть люди, которые встретившись, говорят о Боге и святости, как ему показалось. Итак, одна и та же картина, но как по – разному воспринимается разными людьми.

ГЛАВА 3. ОПЕРАЦИЯ ПО ИЗВЛЕЧЕНИЮ БРЕВНА

«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:5). Извлечение бревна, — эту сложную духовную операцию следует начинать с объективной, не завышенной самооценки. Пример нам показывает мытарь: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук.18:13).

1. Мытарь видит себя в истинном свете греховности. Мы все грешники. Учтите, что мытари были богатыми людьми и моги себе позволить роскошь. А роскошь, как известно надмевает сердце.

2. Мытарь в первую очередь озабочен своим духовным состоянием. Его волнует собственный грех. Когда я слушаю, как другие критикуют своих ближних мне хочется спросить, а как у тебя с грехом? Точнее, спросить – а у тебя его нет? Помните, что сделал Христос, когда обличали женщину взятую в прелюбодеянии. Он напомнил ее суровым судьям, что они сами с грехом. Он напрямую обратился к их совести: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:7).

3. Мытарь, в отличии от фарисея, не сравнивает себя с другими. Мы должны сравнивать себя со Христом.

4. Мытарь понимает то, что и нам нужно понять, что он не судья. Давайте остановимся на минутку, чтобы углубить вот какую важную мысль. Да, мы можем критически относится к ближнему, чтобы его обличить, чтобы указать на грех, чтобы помочь не впасть в еще больший грех. Но, нам нельзя выносить приговор, окончательный и бесповоротный. Мы совершаем роковую ошибку, когда приговариваем всего человека духовно. Например, греховно говорить — этот человек подлец. Но сказать, что человек поступил подло, это можно и даже нужно. Это очень важный принцип!

5. С каким сердцем мы это говорим? Мы только что выяснили, что не являемся судьями, а значит, не можем выносить приговор. Но второй вопрос, — с каким сердцем нам можно говорить ближнему о его грехах? Нам нравиться смаковать падение ближнего, его проступки или мы просто делимся информацией, переживаем и если речь идет о человеке находящемся с нами рядом, думаем, как ему помочь? Можно сказать, — У этого человека проблемы, я не согласен с таким поведением и поступками. Так нельзя говорить, потому что такими словами можно ранить ближнего. Но если мы просто обсмактываем ситуацию, — А вот какой ужасный. Я так и знал. Это закономерно, потому что он пустой и глупый. Я не удивляюсь. Он бы еще чего похуже сделал это было для него нормально. Вот такие обсуждения, конечно едва ли показывают переживание говорящего о провинившемся. Недавно, со мной произошел интересный случай. Я услышал о непорядочном поступке человека ушедшего из церкви. Уже, кстати, давно молюсь об нем. Услышавши, сразу заметил жене: «Я так и знал. Я не верю этому человеку. Ничего хорошего не дождешься». И тут меня, как громом среди ясного неба… Дух Святой прямо в сердце проговорил: «Как же ты можешь молиться за этого человека, чтобы я его изменил и абсолютно не верить в возможность добрых изменений»?

Таксист забрал, приехавши по вызову, молодую пару, которая очень спешила в суд и всю дорого, на заднем сиденье, говорили о том, каков может быть исход суда, если там правит бал, какая то вредная женщина в годах, которую они все время называли НеКифировн. Тут таксист увидел даму в возрасте, которая активно начала останавливать такси. Водителю стало жаль женщину стоявшую под проливным дождем, и он остановился, чтобы подвезти женщину, получив массу упреков от своих пассажиров. Они так же возмущались женщиной, которая видела, что везут пассажиров и все равно начала останавливать таксиста, возмущаясь ее ограниченностью. Водитель извинился за пассажиров и сказал: «Они тут и так переживают за суд и судью НеКифировну. Женщина на переднем сиденье поправила водителя. Никифорова. Некифирова Валентина Михайловна – это я и я спешу в суд. Молодые люди растерялись и поняли, что попали впросак. Вывод из этой истории таков, что нужно всегда следить за своим сердцем, не злословить людей и дарить людям любовь.
6. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6:1). Справедливо говорят, что вам лучше не наказывать ребенка когда вы в гневе. Только после того, как вы успокоитесь. Так и с критикой ближнего. Если вы забыли о том, что сами с грехом, что благодаря милости Божьей еще держитесь за веру, тогда можете и рот не открывать о проблемах ближнего. Но если вы говорите о грехах ближнего и при этом помните, как советует нам слово Божье, что вы сами перед Богом во многом виноваты, тогда да, можете говорить и без суда! О том, что мы грешны перед Богом и наши обличения должны быть осторожны следует помнить постоянно.

7. Не обличайте тех, кто не готов воспринять обличение: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Прит.9:8). А еще, в этой же Нагорной проповеди, Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф.7:6).

Не должно быть:

1)      Презрения. Чувства собственного превосходства. Как только в нас появляется презрение мы сразу же становимся похожими на фарисеев. На того самого фарисея, который так, в сердце своем, унизил мытаря. А ведь Христос предупреждал: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20). Тогда остается вопрос, на что же мы рассчитываем?

2)      Гнева. «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).

3)      Забвения своих грехов. В послании Ап. Петра есть интересная мысль, показывающая, как опасно забывать о своей греховности и о том, что Бог сделал для нас. Ученик Христа говорит о необходимости иметь все качества настоящего христианина, а потом добавляет тем, кто позабыл из какого «болота» греховной жизни вылез: «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2Пет.1:9). Забвение о своих грехах, о прощении Божьем «помогает» нам терять первую любовь, притупляет нашу совесть, а тут и гордыня подоспела и шепчет, что мы лучшие и духовные, тем более по сравнению с людьми из моей поместной церкви.

ГЛАВА 4. КАКОЙ МЕРОЙ МЕНЯ БУДУТ СУДИТЬ?

Итак, мы уже выяснили, почему нельзя судить и как выносить критические суждения, так, чтобы не согрешить. Христос дает нам еще одну важную мысль, которая может помочь предостеречь от греха осуждения: «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7:2). Попробуем более детально представить, как будет выглядеть Божий суд. Мы нередко представляем, что будет такая мерка одинаковая для всех, представляем, как мы, с легкостью, проходим суд, на основании усыновления. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан.5:22). Послушайте, что говорит нам Христос, которому отдан весь суд – каким мы судом судим так и нас будут судить. Господь говорит, что мы предстанем перед Ним, и Он покажет нам с какой меркой мы подходили к другим людям, по такой мерке и нас будут судить. Это будет совсем не обычный суд. Судил человека за ложь, значит, сам никогда не лги. А солжешь, будешь наказан, по такой мерке, которую  ставил для других. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?» (Рим.2:1-3). Вы понимаете насколько это сложнее даже чем обычный суд? А если не судил никого то вот и суд получишь со снисхождением. На суде не будут предъявлены претензии за осуждение. А что еще может быть выше суда по закону? Милость! Божья милость. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Это точно так же, как если не будешь воровать и не будешь осужден по этой статье. Не будешь осуждать, и так же не будешь осужден по этому пункту, по этой заповеди.

   Что ж, конечно нас спасет Божья милость, но не забывайте, что Бог нас предупредил о недопустимости суда, так что потом будет сложно оправдаться. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук.18:13,14). Вот путь к оправданию, путь быть угодным Богу и радовать сердце Небесного Отца, — путь прощения и не осуждения. Главный вывод — Библия призывает нас не злословить, не упиваться грехом ближнего, не унижать ближнего, даже если он пал, согрешил. Мы можем судить, но судом правды, и милости, судом с памятованием о своих грехах и судом милости, который превозносится над судом закона: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Иоан.7:24).

   В заключение приведу истории показывающую, как мы можем несправедливо судить о человеке. В поезде ехали отец и сын, которому было на вид за 20. Он вел себя, как маленький ребенок. То показывал папе, как едут деревья, а поезд стоит, то показывал, как за поездом гонятся облака. Сидевшая пара на против, начали переглядываться, а потом спросили у отца все ли нормально с психикой его сына? Отец, нисколько не смутившись и не обидевшись, заметил, — мой сын, с детства, потерял зрение, а теперь, мы только что выписались из больницы, после успешно проведенной операции, стал видеть, так что не удивляйтесь его реакции. Конечно же людям стало стыдно, а мы с вами делаем для себя вывод, что не нужно огульно судить, злословить и видеть всегда негативную сторону.

ВОПРОСЫ: 1) Как соединить две заповеди, в одной говорится о том, чтобы мы не судили, а в другой, чтобы мы судили судом праведным? 2) Должны ли мы ставить оценки моральным поступкам и если да, то, как же тогда не судить? 3) Что значит не судить? 4) Как говорить о недостатках и не судить? 5) С каким внутренним состоянием мы должны говорить о недостатках ближнего? 6) что значит – сучек и бревно в глазу? 7) Когда сучек становится бревном? 8) Как вытащить бревно из глаза? 9) В чем была проблема фарисея, который считал, что он лучше мытаря? Может быть, он действительно был лучше? 10)  Расскажите ситуации из вашей жизни когда вы судили, что чувствовали? Когда судили, а потом с вами происходило то же? Когда вы судили и забывали, что сами являетесь грешником? Когда вы не осудили, но указали на неправильный поступок человека? 11) Расскажите, как будет выглядеть суд и что значит фраза, — каким судом судите, таким и вас будут судить?

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *