ОТЧЕ НАШ. ГОСПОДНЯ МОЛИТВА. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ. НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЧАСТЬ 10. (Мтф.6.9 – 13)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - 2Однажды ученики Христа попросили научить их молиться и это при том, что они с детства знали красивые, веками продуманные еврейские молитвы: «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лук.11:1). Вопрос, — как правильно молиться, даже если ты, кажется, знаешь, как молиться, всегда интересовал людей, ведь именно через молитву мы соединяемся, «подключаемся» к Богу. Есть ли какие то секреты в молитве? Как должна строиться молитва? Из каких частей состоит? Какая молитва правильная и какая будет услышана и принята Богом? На эти вопросы будет отвечать сам Христос в этой части нагорной проповеди.

ГЛАВА 1. «ОТЧЕ НАШ СУЩИЙ НА НЕБЕСАХ»

«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Матф.6:9). В первой фразе знаменитой молитвы «Отче Наш» мы видим три ключевые мысли:

1. Бог называется Отцом. В мировых религиях, таких, как Ислам, Буддизм, Индуизм бог или боги никогда не выступают в роли отца. Да, все эти религии признают высшую сущность, которая либо создала, либо управляет этим миром. Но во всем этом нет близости к человеку, которую мы находим сначала в иудаизме Ветхого Завета, а затем уже в Новом. Бог не христиан напоминает мне скорее мэра города. Я знаю, что он есть, знаю, что он старается заботиться о городе, но ко мне лично это имеет несколько отдаленное отношение. И вдруг, в христианстве, Бог открывается, как Отец. Когда мы, в момент покаяния, получаем Духа Святого, именно Бог внутри нас производит такое ощущение и понимание, как усыновление. Каждый, кто с момента покаяния начинает жить с Богом становится Его дитем, о чем прямо говорится в Библии: «… вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» (Рим.8:15). Эта же мысль звучит в послании к Галатам: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал.4:6).

Что характерно для отцовского отношения к нам, Его детям?

1)    ОТЕЦ ЛЮБИТ. Первое и самое главное качество родителя по отношению своему ребенку – любовь. Бог перестает быть идеей или чем-то абстрактным. Он, в своем Отцовстве, становится нам самым близким и родным. Очень простой вопрос может быстро помочь понять родился ли человек свыше или нет, стал ли верующим? Если вы верите в Бога то можете сказать, что Он ваш Отец и вы к нему обращаетесь, как к Отцу, что вы Его дитя?

2)    ОТЕЦ ПЕРЕДАЕТ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ И МУДРОСТЬ. Как правило, у родителей большой жизненный опыт, именно поэтому они могут советовать своим детям. И если родители мудрые, то их советы не утратят важности даже для детей, которые уже повзрослели и обзавелись собственными семьями. Тем более, если речь идет о Боге, который Всемогущий, Вездесущий, Всезнающий…

3)    ОТЕЦ ВОСПИТЫВАЕТ. Конечно, отец может быть строгим, но, как известно те, кого плохо воспитывали, становятся жертвами неправильного воспитания, что может проявляться и в повышенной агрессии, вредности, капризности, непомерной гордыни и других пороках. Собственно за воспитанием стоит любовь: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:6,7).

4)    ОТЕЦ ЗАЩИЩАЕТ. Все начинается с частых призывов Божьих обращенных к человеку, — не бояться. И на рождество, Ангелы обращались с просьбой не бояться. С этой же просьбой к людям и в момент воскресения Христова. Все эти обращения, снимающие всякий страх, имеют основанием Божью защиту. Давид в Псалмах неоднократно повторяет: «Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша» (Пс.32:20).

2. Бог не только мой, но наш. Никак не хочу обидеть тех, кто рос и воспитывался без братиков и сестричек, но, как правило, такие люди отличаются повышенным эгоизмом. И тут Христос ставит акцент на том, что Бог не лично мой. Я знаю, не по наслышке, что самая большая проблема для ребенка научиться делиться со своими сестрами и братьями. Помню, как моя старшая дочь, когда была еще совсем маленькой, однажды, на вопрос, что подарить на день рождения, ответила: «Подарить шось небудь, только щоб не з ким не дилиться». А проблемы с воспитанием потому, что ребенку кажется, что должны любить только его одного. И когда любят других детей, в ребенке начинает проявляться ревность, выражающаяся в капризах и плохом поведении. Тут же, когда мы приходим к Богу, понимаем, что мы особенные, прекрасно созданные Богом. Но, другие так же особенные и прекрасно созданные и нам нужно учиться любить и снисходить друг ко другу, потому что «Отец небесный НАШ», потому что мы все его дети.

3. Бог сущий на небесах. Для наглядности иногда Бог раздвигал небо, наверное, это были облака, чтобы люди могли понять, что Бог высоко, выше земли. Например, когда Христос принимал крещение: «И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мар.1:10). Есть физическое понимание неба. Вот, что пишется в Викепедии: «Небо – это на самом деле атмосфе́ра (от. др.-греч. ἀτμός — пар и σφαῖρα — шар) — газовая оболочка (геосфера), окружающая планету Земля. Внутренняя её поверхность покрывает гидросферу и частично земную кору, внешняя граничит с околоземной частью космического пространства». Речь идет о духовном мире, а не о физическом. Мы же понимаем, что Бог живет не в газовой оболочке? «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). С другой стороны небо, как место обитания Божьего – это духовный мир. Именно в этом духовном мире, собираются наши сокровища, в небе находится Божий престол, в небо вознесся Христос, после своего воскресения: «… мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр.8:1). Небо это наша родина. Небо место, где живет наш Отец и то место, которое является нашим наследием, наследством от Бога. Мы, говорит Библия, духовно уже посажены в небе, уже там пребываем. Если парень действительно любит девушку он будет о ней думать, возвращаться постоянно в мыслях к предмету своей любви. Так и мы, если принадлежим небу, то будем часто думать о Боге и о небесном: «о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).

ГЛАВА 2. «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ»

1. Имя. «… да святится имя Твое» (Матф.6:9). Известно, что в Библии описывается несколько личных имен Бога. Например «Иегова» — Сущий, «Элохим» — Творец, «Эдь-Шаддай» — обеспечитель и другие имена. Но судя по тому, как Бог менял имя Аврама, что означало «Отец возвышен», а после того, как Бог дал обещание Аврааму, что через него произойдет многочисленный народ,  Аврам получил новое имя – «Авраам», что переводится ,как «Отец множества». На этом примере мы понимаем, что имя означает сущность, суть.

2. Святится. Имя Божье еще более святым быть не может. Слово «святится» происходит от слова «святость», что в свою очередь переводится, как отделение от грешного мира. Как же имя Божье, Его святая сущность может быть отделена от мира? Неверующие люди понимают Бога через людей, которые называют себя христианами. В этом смысле справедливо выражение, что жизнь христианина, как 5е Евангелие. Вы представляете, какая на нас ответственность? Признаюсь, что когда у меня через год после покаяния, наступил страшный кризис веры да такой, что в церковь ходил механически и даже одного парня, в откровенных разговорах, убеждал, что церковь и не особенно нужна, можно верить и так. Естественно этот парень меня послушал и отпал, и естественно отпал даже от Бога. Прошло более 20 лет, и я каждый день за него молюсь, в том числе, потому что искупаю свою вину. Приведу и положительный пример. Однажды, в нашем городе, во времена Брежневского застоя, собрались баптистские верующие, чтобы реконструировать молитвенный дом, на что власть, по тем временам, смотрела очень искоса. И христиане за ночь выгнали полностью стены, нового молитвенного дома внутри которого осталось ветхое строение старого дома молитвы. Утром люди увидели большие стены нового здания Церкви. Об этой истории до сих пор вспоминают горожане, но самое главное, что после этого случая, дружность баптистов вошла, в нашем городе, просто в поговорку. Люди, как учит Христос, могут прославить Бога только через наши добрые дела: «и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:12). Страшный грех, когда мы кого-то соблазняем, потому что люди всегда, видя наше поведение, смотрят на Бога и поэтому, можно сказать, что греша против людей мы грешим против Бога. Каждый день молитесь, чтобы имя Божье святилось через вашу жизнь.

   Далеко не каждый может называть Бога своим Отцом, а только те, кто живет с Богом: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Матф.5:44,45).

   Итак, мысль второй фразу разбираемой нами молитвы в том, чтобы Божья святость была всем видна через наши добрые дела и, в целом, через христианскую добродетельную жизнь. «Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:16). Все становится очевидным, если мы вместо слово «святится» поставим слово «прославится».

ГЛАВА 3. «ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ;

ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ»

«да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф.6:10). «Да все равно все на земле сгорит» так думают и утверждают многие христиане, что в них порождает полное безразличие и апатию в плане преображения земли. Зачем обустраивать дом если знать, что все равно он через две недели весь сгорит? Я сам раньше думал о том, что земля полностью исчезнет и ничего от нее не останется. Но более детальное изучение Библии заставило меня думать несколько иначе. С одной стороны Библия, устами Ап. Петра, говорит: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). С другой стороны так же говорится, что земля останется, но она будет новая: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр.21:1,2). Земля, в нашем привычном понимании, материальная земля, исчезнет, но вместо нее появится новая земля, которая соединится с новым небом. Чтобы лучше понять, что же произойдет с землей, давайте вспомним, что будет происходить с нашим телом? Материальное тело будет изменено на духовное: «Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор.5:4). А теперь вернемся к молитве Господней, в которой звучит молитвенная просьба к Богу, чтобы Его Царство, как духовная территория и Его воля, что является главным для человека, господствовали не только в небе, но и на земле.

   Известно, что в небе нет греха, там господствует Бог, там совершенство и порядок. Но земля, которая отдана людям, все творение на земле страдает и мучается. В этой молитвенной просьбе звучит так же призыв, чтобы мы, как христиане, делали все возможное, чтобы на земле был тот же идеальный порядок, как на небе, та же любовь и то же Господство Бога. Начинает каждый верующий с себя. Мои отношения с родителями, друзьями, с женой, с детьми, с коллегами по работе. Моя активная жизненная позиция. Прекрасно если христиане в политике, в бизнесе, в искусстве. Везде, чтобы влиять, чтобы быть солью и светом. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф.5:14). Масштабы христианского влияния были колоссальными: «В ту эпоху христианская община Карфагена располагала местами для собраний  и  собственными кладбищами. Тертуллиан … говорит о «тысячах людей обоего пола, всех возрастов, любого общественного положения». Он даже утверждает, что «в каждом городе больше половины жителей составляют христиане», с гордостью добавляя, что, если бы христиане ушли, «города опустели бы». В 197 году он писал: « Мы   появились   недавно   и   уже   заполонили   землю , заняв всё принадлежащее вам: города, доходные дома, крепости, муниципии, деревни  и  даже поля, конюшни, дворцы, сенат, форум.  Мы  оставляем вам лишь храмы».

ГЛАВА 4. «ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ»

«хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф.6:11). Одна из самых странных просьб. Кажется, что исключительно мы встаем утром, приводим себя в порядок и идем на работу. Работая своими руками, мы зарабатываем деньги, за которые покупаем хлеб и обеспечиваем свои семьи. Так и хочется спросить, — и причем здесь Бог? Но давайте подумаем более глубоко о хрупкости жизни человеческой. Чтобы мы делали без поддержки Бога? «…Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис.46:4). Этот стих из пророка Исайи показывает все функции Бога по отношению продолжения жизни человека: 1) Создал; 2) Носит; 3) Поддерживает; 4) Охранят. Вспомните библейские картины, когда гордые люди, которые были властителями мира, в одно мгновение превращались в сумасшедших, теряющих человеческое достоинство существ, что произошло с Вавилонским царем Навуходоносором. Правление Навуходоносора было временем экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон превратился в крупнейший город на Древней Востоке с населением около 200.000 человек. На одном конце города находился огромный царский дворец, а на другом — главное святилище вавилонян — Эсагила. Это было квадратное здание, каждая сторона которого имела длину 400 метров (для сравнения 5ти этажный дом – 15 метров). Единое целое с Эсагилой составлял расположенный к югу семиэтажный зиккурат  (ступенчатая пирамида) высотой 91 метр, который назывался Этеменанки (храм краеугольного камня небес и земли). Названный в Библии «Вавилонской башней» он считался в древности одним из чудес света. На вершине башни, куда вела наружная лестница, располагалось святилище верховного бога Мардука. При Навуходоносоре Вавилон превратился в мощную крепость. Он был обнесен двойной стеной, высота которых достигала 14 метров. Но что же случилось с этим гордым человеком правящим могущественной страной? Он заболел психическим расстройством и превратился в животное, в один момент. А что произошло с Иродом, который восстал против Бога? «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян.12:21-23). Что же зависит от Бога? Это хорошо видно, если мы посмотрим в книгу «Откровение Иоанна Богослова», которая описывает состояние сытых и благополучных людей. Страшные бедствия, болезни, язвы, после которых людям уже не хотелось жить: «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр.9:6). На теле людей образовывались язвы, вода превращалась в кровь, страшные стихийные бедствия, голод. Читая последнюю книгу Библии я делаю вывод, что от Бога зависит 4 ключевых фактора жизни человека: 1) Жизнь. 2) Здоровье. 3) Отсутствие стихийных бедствий. 4) Урожай. Сколько бы мы ни работали, но…: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1Кор.3:6). Тайна, как прорастает росток из земли, так и останется тайной при том, что человек создает благоприятные условия для роста растения. А теперь после этого будем ли мы удивляться, что Христос учит нас просить о хлебе насущном на день, который нам предстоит? Это кстати маленькая подсказка о том, что день нужно начинать с утренней молитвы иначе как же нам просить хлеб на этот день, когда мы готовимся ко сну?

ГЛАВА 5. «И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ,

КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ»

«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф.6:12). Речь идет не только о прощении ближнего и не о финансовых долгах, которые все равно нужно отдавать. Христиане, имеющие чуть больше духовного опыта, понимают, что с любовью все гораздо глубже и сложнее. То есть Бог всегда любит, но у Него есть два вида любви:

1) Грешников Бог любит любовью ожиданием. Конечно же, говорится в Библии о том, что Бог заботится обо всех: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Для таких людей есть лишь минимальные условия только для того, чтобы эти люди однажды обратились к Нему. Творец не благословляет тех, кто не хочет выполнять Его волю и не идет к Нему. Когда блудный сын, в одноименной притче, ушел от отца отец его любил? Конечно да. Но мог ли отец ему помогать, благословлять? Конечно, нет. Отец лишь ждал, когда блудный сын вернется и в этом ожидании и была его любовь.

2) Своих детей любовью благословением. Но эти благословения напрямую зависят от того, как мы относимся к ближнему. Связь еще более прямая, чем нам может показаться. Далее, в нагорной проповеди, говорится: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14,15). Главный закон Евангелия гласит, — КАК ВЫ ПОСТУПАЕТЕ С БЛИЖНИМ, ТАК И БОГ С ВАМИ ПОСТУПИТ. А мы часто теряемся в догадках, что же со мной в жизни происходит? Почему столько проблем? Получается следующая картина, — вы грубо с человеком и Бог попускает с вами грубо поступать другим. Вы не прощаете и вас Бог не прощает. Он есть любовь и все же не прощает. Оказывается, мы сами, своим отношением к ближнему, даем Богу основание для отношения к нам. Оказывается отношение Бога к нам обусловлено нашим отношением к ближнему. Например, тем, кто не оказывает милость и снисхождение к человека достаточно четко сказано: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13).

Делаем самый удивительный вывод, открытие – ответственность за отношение Бога к нам лежит на нас и зависит от нашего отношения к ближнему. Как мы так и к нам.

ГЛАВА 6. «И НЕ ВВЕДИ НАС В ИСКУШЕНИЕ,

НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО»

«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф.6:13). Искушения – это притягательный грех, грех, который манит своей ядовитой сладостью. Сразу же возникает вопрос, — а разве Бог нас вводит в искушение? Конечно же, нет. Послание к Иакову говорит, что Бог никого не искушает: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак.1:13). Бог неоднократно называется щитом, крепостью. Одним словом Он наша защита, но щит и крепость – это лишь образы, а что же стоит за ними? Крепость и щит – это святость, это поступки по Его воле. Значит, когда мы просим не ввести нас в искушение, мы просим, сказать иначе, силу святости. Проблема в том, что нас тянет к искушениям. Дьявол работает с нами не тем, что нам не нравится, но тем, что может привлекать и одновременно убивать. Выпил и так «хорошо» стало, а тебя эта выпивка убивает. Накричишь на виноватого и вроде бы легче становится, негатив выпустил, да и человека воспитываешь, может быть он перестанет тебя раздражать, а нервная система расшатывается, давление опускается или поднимается, болезни обостряются, Дух Святой угашается, и самому от себя противно. Именно поэтому людям так хочется делать грехи, потому что они вкусны, но это вкус смерти. Мой двухлетний сын недавно на кухне увидел какое-то химическое печенье и слыша разговоры взрослых вдруг, неожиданно, просит нас: «Я хочу эту гадость. Дайте мне, пожалуйста, эту гадость». Нам нужна сила противостоять дьяволу, противостоять его «вкусной» гадости, сила Божья: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7).

ГЛАВА 7. «ИБО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА ВО ВЕКИ»

«…Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матф.6:13).

«Ибо» — это слово, которое подводит итог всему выше сказанному. ЦАРСТВО – это территория Бога, СИЛА и СЛАВА – это все Божье.

ВОПРОСЫ: 1) Можете ли вы Бога назвать своим Отцом? 2) Как вы чувствуете это Отцовство? 3) Какие 4 качества характерны для взаимоотношений между ребенком и родителями? 4) Почему не каждый человек может Бога называть своим Отцом? 5) Что значит «сущий на небесах»? Часто ли вы думаете о небесном? 6) Как святится имя Божье и какое мы имеем к этому отношение? 7) Что значит выражение «да будет воля твоя и на земле, как на небе»? 8) Хлеб наш насущный дай нам, — зачем просить то, что мы и сами зарабатываем? Что зависит от Бога, даже когда мы растим урожай? Даже когда зарабатываем деньги? 9) Зависит ли любовь Бога от нашей любви к ближнему? 10) Можно ли сказать, что отношение Бога к нам это и наша ответственность? 11) Почему нужно просить Бога не ввести нас во искушение? 12) Что важного вы для себя вынесли из этой проповеди?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *