ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР О ВНУТРЕННЕМ УСТРОЙСТВЕ ЦЕРКВИ ч. 1. ПАСТОР И ВЛАСТЬ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПАСТОР-ПРОБЛЕМЫПочему, собственно, возникает необходимость в рассмотрении темы внутреннего устройства церкви и в частности роли пастора, особенно в вопросах финансов? Однажды, к недавно пришедшим людям в нашу церковь, подошел один человек, который начал рассказывать им «секреты» об устройстве нашей церкви и «секреты» о пасторе. Слово «секреты» я беру в кавычки, потому что, на самом деле, это не секреты, а просто грубая, неприкрытая ложь. И вот этот человек рассказывал такие небылицы, которые бы смогли поколебать, наверное, любого неподготовленного христианина, а уж тем более тех, кто недавно в церкви. Конечно же, люди смутились, несколько заколебались. Ситуация была разобрана детально, улажена, но вывод остался один, — справедливо говорят, кто не владеет знаниями тот не вооружен. Нам нужно запомнить, что были, есть и будут люди, цель которых разрушение веры: «А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2Тим.2:16-18).

   Давайте разберемся, а почему происходят такие нападки на церковь? Этот вопрос берет свое начало еще в древние времена, когда происходила травля, а затем, последующее издевательство и убийство Христа. Корень, как у первой ситуации, так и у второй один. Церковь — это единственный пример чистоты в этом мире, а пастор, должен быть эталоном, примером среди примеров. И вот обычные, типичные грешники, которые не хотят идти к Богу, которые ищут оправдания своей безбожности, пристально смотрят на церковь. Как же они радуются, когда вот этот эталон, этот пример, единственный пример святости, о котором Христос говорит — вы свет миру, вы соль, вдруг оказывается так же замаранным грехом. Радость великая, потому что, говорят неверующие, они такие же, как и мы. Потому что можно оправдывать свою греховность. Да вот так и говорят: «Если церковь это клуб по собиранию денег, а пастора это бизнесмены, которые наживаются на своих прихожанах и чем больше прихожан, тем больше состояние пастора, тем более роскошную жизнь он может себе позволить, то почему мы должны вести нравственную жизнь?» У них, таким образом, у этих неверующих, появляются все оправдания греховной жизни. Вот — главная причина, почему на церковь всегда звучала клевета и почему так преувеличено относятся к проблемам, которые могут возникнуть с пастором и с церковью.

   Вторая причина, — это лживая пропаганда православной церкви московского патриархата, что, дескать, все кроме нас сектанты и поэтому у них церкви плохие и пастора шарлатаны. Берутся пару историй о нечистых на руку пасторах и начинают раздуваться. А то, что у них таких историй пруд пруди, об этом как-то скромно умалчивается.

ГЛАВА 1. ПАСТОР, КАК КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА

Пастор — это лидер церкви, это капитан, это организатор, это ответственный. Библия говорит о необходимости пастуха. «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,

и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1Пет.5:2,3). Когда-то я проповедовал на тему «Церковь». И сказал, что церковь начинается с пастора, после чего пережил некоторую порцию критику. Мне объясняли, что церковь начинается не с пастора, а со Христа. Это справедливо, если в целом рассматривать вопрос церкви. Но если мы говорим о внутреннем устройстве церкви, тогда все же скажем, что действительно, ключевая фигура церкви — пастор, так же, как для команды решающую роль играет тренер, а для корабля капитан. Не даром же Библия предупреждает устами Христа: «И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мар.14:27).

   Какие обычно возникают проблемы, а мы затрагиваем именно аспект возможных проблем, с пасторством в церкви? Основных проблем три: власть, деньги, моральность. Вот мы все три проблемы и рассмотрим.

ГЛАВА 2. ПАСТОР И ВЛАСТЬ

Имеет ли пастор власть? Во-первых, сам Христос на земле говорил и действовал, как власть имеющий. «… Он (Христос) учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф.7:29). Ну, скажут мне, со Христом понятно, Он Бог на земле. А пастор, принимая власть от Бога, так же должен иметь духовную власть. Не может быть руководитель, ответственный и не наделенный властью. Ап. Павел подчеркивает в своих посланиях неоднократно о духовной власти, данной ему Богом: «Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде» (2Кор.10:8).

   В чем это злоупотребление? Христос, зная опасность, предупредил о возможном злоупотреблении, сразу же объясняя в чем это злоупотребление: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Матф.20:25,26). Вот некоторые люди себе представляют пастора таким бесправным, который только помогает людям, говорит с ними очень нежно и то, что люди хотят слышать.

   Далее, когда тот же Ап. Павел пишет послание к Титу, он его так же учит о пасторской духовной власти: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит.2:15).

   Но у власти, как известно, есть и опасность большая, опасность злоупотребления этой властью. Поэтому церковь имеет контроль над пасторством, и мы рассмотрим пять уровней контроля над пастором. Эти уровни контроля важны, потому что они призваны обезопасить церковь от произвола и ошибок пастора во всех трех проблемных направлениях, о которых мы уже говорили: власть, деньги, моральность.

1) ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ — ВЫБОРЫ ПАСТОРА. Сразу хочу оговориться, что если вы встретите человека, который будет вам говорить, что земной пастор никакого отношения ко мне не имеет, потому что мой пастор только Иисус, вы должны знать что перед вами тяжело больной духовно возгордившийся человек. И пока он не покается в том, что Христос ему дает земного пастора, вы с ним ни к чему не придете. Такой человек представляет собой опасность, потому что в действительности он даже Христа слушаться не хочет. А что же говорит Слово Божье? «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет.5:1,2). Апостол Петр обращается к земным пасторам, тем самым утверждая, что каждому христианину нужен пастор. Кроме того, далее речь идет о том, что у пастырей есть свой пастыреначальник Христос. «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1Пет.5:4-6). А заканчивается эта цитата необходимостью смиряться под крепкую руку Божью. Итак, когда люди в церкви смиряются перед пастором, это означает смирение перед Христом. Когда смиряются друг перед другом, это смирение перед Христом. А те, кто думают, что они смирились перед Христом, а больше никого не слушают, это состояние самообмана, состояние прелести, т.е. прельщенности.

   Первое с чего начнем, это то, что церковь должна сама выбирать пастора. Я, разговаривая с православными, ставлю это одним из первых аргументов, когда объясняю разницу между протестантами и остальными церквями. Например, когда выбирали дьяконов для церкви, что описано в Библии, тогда вся церковь решала, кто может быть достойный. И это очень и очень мудрый подход к выбору руководства церковью: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян.6:3). Если церковь сама выбирает пастора, она, во-первых, может и должна руководствоваться строгими Библейскими критериями, которые прописаны в Священном Писании. Приведу часть большого отрывка указывающего на критерии: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью…» (1Тим.3:2-4).

   Но мне на это возразят, что если пастор был организатором церкви, если церковь начиналась, как это часто бывает, с двух, трех, или десяти человек, то кто же может избирать пастора, если он уже есть, он уже избран? Тогда идем дальше, и смотрим второй уровень контроля над пастором. Мы понимаем, что такая система выбора пастора, практически библейская и лучшая, по сравнению с тем, что когда вы приходите, скажем, в православную церковь, там никто вам и вопрос такой не задаст, потому что священники ставятся указанием сверху. Точно так же обстоят дела и в католической церкви.

2) ВТОРОЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ — ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПАСТОРСТВА. Затем, по крайней мере, в нашей церкви такая система, раз в два года, пастор подтверждается тайным голосованием на членском собрании. Что это значит? Собираются все кто являются членами церкви, то есть официально заявившие о своем желании присоединиться к церкви и принявшие водное крещение во взрослом возрасте. Эти люди собираются на встречу, на которой ставится вопрос, — может ли действующий пастор продолжать быть пастором? Хотят ли его видеть далее, говоря светским языком, капитаном, тренером, руководителем, но главное, своим пастором? У нас в церкви была ситуация, когда один из пастырей, начал критиковать, собрал группу людей и хотел реорганизовать церковь, изменить ее, причем делалось это в ультимативной форме. И тогда, мы досрочно сделали очень простую вещь, вновь собрали всю церковь и тайным голосованием люди высказались кого они хотят видеть пастором, за кем идти. Вот так все просто разрешилось. Тот пастор собрал минимум голосов и ушел создавать другу церковь.

   Кроме того, действующий пастор знает, что люди в церкви, раз в два года, оценивают его служение, путь не оценками, но тем, что отвечают на вопрос, хотят ли видеть в будущем развитии церкви именно этого пастора. Скажу откровенно, каждый раз, когда происходит такая процедура, у меня внутри рождается мысль: «Да неужели меня можно переизбрать? Я же основывал эту церковь! Но другой, духовный голос говорит, что, во-первых, церковь не моя, а Христа, и я не являюсь ее хозяином. Во-вторых, это замечательно, что люди могут высказываться и ставить оценку. И это очень правильно. Ну, хорошо, предположим, что я такой добрый и правильный пастор. А где гарантия, что после меня не придет тот человек, который начнет хорошо, но потом испортится, упасть, ожесточиться? А ведь пастор должен быть образцом. Вот, что пишет Ап. Павел молодому пастору Тимофею: «…будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).

   Вспоминаю случай, когда в церкви, с которой мы поддерживали дружеские отношения, собрался совет и попросил пастора уступить место другому, поскольку всей церкви не нравился его подход и церковь остановилась в своем развитии. Меня тут же спросят, — а если большинство в церкви ошибается? Если действительно большинство ошибается, а так бывает, потому что именно большинство захотело распять Христа, а в истории 20 века действительно большинство голосовало за Гитлера, в нашей стране за Януковича? Да, большинство может ошибаться, но если служение пастора приводит к тому, что большинство не хочет этого человека видеть пастором, а он во всем прав, то это плод, результат его служения. Если, скажем, пастор очень духовный, набожный человек, но не чувствительный, грубый, ведет себя, как босс или, пастор, который хочет от людей большего чем они готовы? Или же, как мы приводили пример, наоборот, церковь желает большего, а пастор отстает или слишком мягонький, пассивный? Я как-то разговаривал с одним пастором, отвечающим за очень большие территории соседней страны, за громадное количество церквей. И я ему немножко жаловался, говоря: «Почему часто конференции пасторские имеют много вдохновения, но мало каких-то практических советов? Посмотрите на бизнесменов, у них все четко и конкретно. Они умеют работать эффективно. Почему же у нас так слабо в этом плане?» На что этот умудренный пастор спросил меня: «А вы уверены, что это всем нужно? Может быть, некоторых пастырей и так все устраивает? Все тихо, спокойно, собираемся раз в неделю, прославили Бога, проповедь и по домам?» Интересно, Христу нравится такой подход? Апостол Павел то же так служил, потихонечку, помаленечку? В таком случае, лучше уступить большинству. Не может быть пастор прав, а все не правы, и нельзя быть пастором там, где тебя не хочет видеть большинство пастором. Я знаю одну такую церковь. Эта церковь духовно болеет и она весьма мало эффективна в служении Христу.

3) ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ – ОБЪЕДИНЕНИЕ, В КОТОРОЕ ВХОДИТ ЦЕРКОВЬ. Если пастора и церковь оставить саму по себе это очень опасный путь.14 лет служения Ап. Павла проходило под покровительством церквей. Затем, через 14 лет с своего служения, Апостол приходит к трем столпам первой Христовой церкви, чтобы они посмотрели, можно сказать, проконтролировали, сделали замечания, правильно ли он все делает. Можно было бы сказать Павлу, — я выдающийся Апостол, сделал больше вас, кто тут мне еще указывать будет? Но нет, он приходит и рассказывает о своем служении, о том, чему он учит, проверяя истинность учения: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался» (Гал.2:1,2). Кто же были эти особо знаменитейшие? Те же, что и, например, на горе преображения со Христом. «и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным» (Гал.2:9). Наша церковь, официально, входит в два объединения и кроме двойной пользы, мы еще имеем дополнительный рычаг контроля за истинностью служения и учения церкви. Однажды, в одном из объединений, в которое входит наша церковь, один пастор начал духовно деградировать. Он употреблял спиртное, у него произошло моральное падение и он начал злоупотреблять властью. Собрались все пастора нашего объединения, нашего братства, и написали письмо в котором высказали той церкви нашу позицию, объясняя почему мы не можем больше воспринимать того пастора, не только, как пастора, но и вообще, как христианина. Послали туда представителя, который и донес позицию местной церкви. Вот это и есть то, что в христианских кругах называют важностью подотчетности.

   Мне на это возразят, что, например, пастор самой большой в Европе церкви, которая находилась в Киеве, Сандей Аделаджа, так же был подотчетен? Во-первых, насколько известно, он не входил ни в какие объединения, будучи сам себе объединением, а это уже первая большая ошибка. Даже если в нашей церкви будет 5, 10 тысяч, это не повод возгордиться и быть вне объединений. Во-вторых, над ним был какой-то епископ из Африки, которого никто не знает. Это все равно, что я сейчас выберу епископа, которому наша церковь будет подотчетна из Гренландии или Норвегии. Нет, в объединении должны быть люди, которые относительно рядом, которые есть в этой же стране и знают жизнь пастора и специфику страны. Как результат, великое падение, к большому сожалению, этого очень талантливого, но так морально низко павшего, пастора.

   Вот мы себе представляем Апостола Павла таким бродячим высшим авторитетом церкви, который был никому не подотчетен. А ведь это совсем не так. Даже такой столп церкви, как Павел был членом Антиохийской церкви и был подотчетен. Я вам скажу, какой критерий гордого человека, очень важный и точный. А он никому не подотчетен. Если вы увидите, что какая-то сестра или брат, ведут в церкви нашей или других церквя сверх активную деятельность, которая несколько сомнительна, с каким-то ошибками, спросите, кому такой человек подотчетен? Итак, Ап. Павел. Представьте, в Иерусалиме ожидается голод. Церковь в Антиохии собирает деньги и дает задание братьям. Кому бы вы думали? Да, именно Апостолу Павлу: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла» (Деян.11:29,30). А теперь читаем дальше: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима в Антиохию, взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12:25).

ВОПРОСЫ: 1) Почему всегда на церковь и в особенности на пастырей идут такие нападки? 2) Почему пастор в церкви ключевая фигура? 3) Имеет ли пастор власть и что это за власть? (опишите конкретно и практично) 4) Какие проблемы со властью могут быть у пастора? 5) Почему так важно, чтобы пастор был под контролем? 6) Почему все, кто считает, что Христос мой пастор и отбрасывают церковных пастырей, есть большие гордецы? 7) Как понять, что  смиряясь перед пастырем мы смиряемся перед Богом? (приведите библейских стих) 8) Почему важно, чтобы церковь выбирала пастыря, а не как в православии, священника спускали директивой сверху? 9) Почему важно постоянно подтверждать пасторство (в нашей церкви раз на два года)? 10) Почему важно, чтобы церковь была в объединении? 11) Членом какой церкви был Ап. Павел и были ли он кому-то подотчетен? 12) Почему отсутствие подотчетности является симптомом великой гордости и ведет к падению? Да и вообще, как вы понимаете, что такое подотчетность и почему это важно? 13) Как выглядит подотчетность пастора?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *