ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР О ВНУТРЕННЕМ УСТРОЙСТВЕ ЦЕРКВИ ч. 2. ПАСТОР. ДЕНЬГИ. ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПАСТОР И ДЕНЬГИИтак, в 1й части этой темы мы отвечали на вопрос, почему такое пристальное внимание к церкви, а в церкви, в первую очередь, к пастору? Почему люди так радуются, когда у церкви, у пастора есть моральные проблемы? И начали раздел о пасторстве с вопроса, нужно ли контролировать пастора и каким образом? Смотрели на устройство нашей церкви под углом возможности и пастору оступиться. И как церковь может и должна себя обезопасить от ошибок пастора и злоупотребления властью? Увидели, что существует несколько уровней контроля пастора церкви: 1й уровень — это выборы пастора. Не сверху присылают от высшего руководства, а сама церковь, община выбирает, исходя из критериев четко указанных в Библии. 2й уровень контроля — это перевыборы раз в два года. Церковь, таким образом, ставит оценку пастору и говорит, желает ли дальше видеть пастора своим лидером, тренером, капитаном, пастухом. 3й уровень — объединение церквей в которое обязательно должна входить поместна церковь, чтобы пастор имел общение с другими пасторами и был подотчетен. Если что-то случается, то церковь может услышать голос духовного руководства этого объединения. 4й уровень контроля — это церковный совет, но перед тем, как добраться к этому уровню, давайте поставим заглавие 2й части нашей общей темы «Пастор. Деньги. Церковный совет».

ГЛАВА 3. 4й УРОВЕНЬ КОНТРОЛЯ. ПАСТОР И ДЕНЬГИ

Имеют ли люди право знать, откуда у пастора деньги и как он ими распоряжается? Вы скажите странный вопрос. Помню, как один брат, который несколько обиделся на меня, порывался предложить систему, при которой пастор должен был показывать декларацию семейных доходов перед церковью. Все, кто слышал это предложение, даже самые отчаянные критики устройства церкви понимали, что это предложение звучало больше, как месть. Конечно же, пастор не обязан отчитываться о прибылях семьи.         Но возникает следующий вопрос, а должен ли пастор отчитываться о движении церковных финансов перед церковью? Вот тут ответ, однозначно — «да». Финансовый отчет очень важен по нескольким причинам. Главный источник финансов церкви — пожертвования. Имеют ли право те, кто жертвует, знать, куда идут деньги? Конечно же, да. Вторая причина, люди должны доверять всему, что происходит в церкви, в том числе и с деньгами. Доверие никогда не бывает просто так. Доверие зиждется на контроле и подотчетности. Поэтому, тот орган, который контролирует финансовые движения пожертвований, он же и дает отчет. Впрочем, об этом мы чуть ниже поговорим подробней. Но для того, чтобы была взаимность между контролем пожертвований члены церкви так же не должны допускать типичные ошибки в финансовых пожертвованиях в стиле, — жертвую, когда хочу, сколько хочу и куда хочу. Вот это признак человека, который финансово жадный, так и не понял сути веры, потому что жадничающий на деньги не доверяет Богу и не доверяет руководству и системе распределения и контроля церковными финансами. Еще раз повторим, три вопроса: 1) Когда жертвует? А нужно раз в месяц, минимум, а еще лучше еженедельно. 2) Сколько жертвует? Церковь не может контролировать эти процессы. Это дело совести человека и его личных отношений с Богом. Деньги очень точный и глубокий показатель. Если человек жертвует меньше 10% у него есть большие проблемы с доверием Богу, с жадностью и с неправильными ценностями. 3) На что жертвует? Финансовый отчет помогает христианам церкви увидеть, что пожертвования распределяются очень щепетильно и сбалансировано, чтобы не было перекосов. В первой церкви, которая, как описывается в Библии, в книге Деяния Святых Апостолов, только формировалась, люди слагали пожертвования у ног апостолов, то есть приносили апостолам, а те уже, нужно полагать, поскольку слово «апостолам» во множественном числе, имели совет, как правильно распределять деньги.

   Но вернемся к теме. Какие же принципы финансового контроля выработаны в нашей церкви? Их несколько и они принципиально важны.

  1. Пастор единолично никогда не контролирует и не распоряжается финансами. У меня есть друг, который играл в прославлении в одной из церквей города. Был очень преданным пастору, церкви. Служил Богу изо всех сил. И вот встречаю его через несколько лет, и он меня удивляет известием, что перешел в другую церковь. Что же случилось? — удивленно спрашиваю у него. Ответ прост, и к сожалению, достаточно типичен для некоторых протестантских церквей, — пастор единолично решал все финансовые вопросы, служители долго терпели, но поняли, что это совсем не правильно. На критику пастор не отреагировал, и мы были вынуждены перейти в другую церковь. Прав ли был тот брат? Оставим этот вопрос между ним и Богом, но то, что пастор категорически не должен самостоятельно и единолично контролировать церковные пожертвования — это аксиома и истина. Обычно пастора, которые строго самостоятельно контролируют финансы, прикрываясь тем, что они особые помазанники, заканчивают плохо или падением или просто разочарованием многих людей в церкви.

   В Библии описывается негативный пример, к чему приводит единоличное управление пастором церковью. Вот, что пишет Ап. Павел: «Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» (3Иоан.1:9,10).

  1. Родственники пастора так же не имеют права распоряжаться церковными пожертвованиями. В харизматических церквях есть такая крайне странная вещь, жену пастора называют так же пастырем, пастырша себе такая. Я понимаю, что у православных батюшка, а жена матушка. Как -то миловидно звучит. Но пастор жена пастора, это вопиюще грубая ошибка и на такое понимание намека в Библии нет. И, соответственно, некоторые пастора говорят, что я самостоятельно не решают в церкви финансовые вопросы, у нас есть пасторский совет. А кто туда входит? Я пастор и моя жена пастор. Грубая ошибка. Раньше люди из церкви искали доступ, чтобы как-то выпросить материальную помощь или церковные детские подарки, через мою жену. Позвонят и начинают объяснять, просить, а жена и велась. То, что-то пообещает, то сразу же ко мне с настойчивыми просьбами, пока мы сами не привыкли к тому, что нет доступа к деньгам, а все по финансам решает церковный совет. Сколько раз меня просили о деньгах, теперь, кажется, привыкли, что ответ один и тот же, — я не решаю подобные вопросы в церкви. Приходите, письменно обращайтесь к церковному совету.
  2. Пастор не имеет доступа к финансам церковным и не может с кем-то втихаря договориться, потому что договариваться придется с большим количеством людей, а это настолько сложно, что невозможно. А вот какое количество людей задействовано в контроле финансов, это мы услышим подробней чуть позже. Перед тек, как рассказать о системе контроля финансов, зададимся вопросом, почему же так строго с деньгами в церкви?
  3. Деньги один из самых больших соблазнов. Давайте вспомним три главные опасности пастора: 1) Власть; 2) Деньги; 3) Моральное падение. Чаще речь идет о сексуальных проблемах. Вспомним Иуду Искариота. Бог, по своему промыслу, заранее знал, что Иуда предаст Христа, но хотел ли Бог, чтобы Иуда стал предателем, конечно же, нет. Иуда, один из двенадцати учеников Спасителя. Не забудем, что Христос избирал самых одаренных, лучших, которые бы смогли продолжать Его дело спасения и формирования церкви. Иуда отвечал за ящик с деньгами. Когда женщина, желающая выразить свой трепет и любовь к Богу, мазала ноги Христа, по традиции того времени, невероятно дорогим маслом, именно Иуда возмущался громче всех: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоан.12:4-6). В такой короткой фразе показано столько соблазнов для отвечающего за деньги. Иуда, однажды, переступивши свою совесть, начал подворовывать. Он же не был вором вначале, но поскольку все деньги были сосредоточены у него, он стал жертвой собственной жадности. Самое удивительное, такой грех и это при том, что постоянно находился рядом со Христом. Как видим, не спасает. Кажется, и пастор находится всегда с Богом, но не следует забывать о печальном опыте Иуды, который предал Христа еще за долго до внешнего предательства, предал Учителя, когда начал воровать.
  4. Не мудрое распоряжение финансами. Пастор может принимать решение несколько однобоко. Кто-то попросил, кто-то позвонил, а другие, менее решительные, скромно молчат. Какое-то служение себе выбивает деньги, в буквальном смысле, а какое-то само себя финансирует. И, конечно же, может быть по доброте душевной, пастор подвергается давлению и принимает финансовые решения не объективно. Вот почему многократно Библия говорит: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся — мудрость» (Прит.13:10).

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВ В ЦЕРКВИ

Итак, рассмотрим, как же контролируются финансы в церкви. Но перед этим еще раз подчеркнем, что главный источник финансов в церкви это пожертвования. Церковь не бизнес структура, и в отличии, скажем, от православной церкви, у нас нет платных услуг. Считаем кощунством платить за похороны, венчания, крещения, молитву освящения. Нет контроля над 10% и, скажу прямо, хватит врать об обязательной десятине. Да, мы призываем людей, но не контролируем. Да, мы считаем, что если человек жертвует меньше 10%, от этого попахивает бездуховностью, но мы, еще раз подчеркиваю, не контролируем. Опыт показывает, что все, кто жадничает для Бога, считая, что ему сейчас больше нужны деньги, чем церкви, будут эти же деньги терять или работать для «дырявого кармана» (образ, который дает Библия), то ли будет эти деньги терять. В любом случае, в плане денег будут проблемы, потому что Бог, тем, кто не жертвует, не дает своим благословений в этой сфере. Но вернемся к уровням контроля над финансами в церкви.

1й уровень — подсчет пожертвований. Принципиально делаем это публично. Сразу же, по окончанию Богослужения, при выходе, сидят трое людей, и это могут видеть все выходящие, пересчитывают пожертвования. Этих трех людей выбирает церковь на членском собрании. Кстати, попутно. Члены церкви — это не те, кто периодически ходят в церковь, когда охота или на праздник. Член церкви — это тот, кто принял водное крещение осознанно или официально заявил о желании вступить в церковь, будучи крещен во взрослом возрасте, осознанно, в другой церкви. Затем, эти трое, специальные люди выбранные церковью, заполняют акт прихода и расхода, а так же сумму вносят в специальную тетрадь. Ставятся подписи. Часть собранных денег идет на коммунальные расходы, поскольку церковь имеет офис в центре города, плата за аренду и остальные расходы церкви на служения и на материальные потребности. Вторая часть собранных пожертвований ложится в банковскую ячейку.

2й уровень — контроль ревизионной комиссии. Раз в квартал, в три месяца, ревизионная комиссия, которую опять-таки, и это принципиально, выбирает не пастор, а члены церкви и которая состоит из трех людей, сопоставляет все акты расходов и приходов, все траты, все статьи, чтобы все сошлось до копейки. У меня есть еще один приятель, живущий в другой стране и посещающий там церковь. Он контролирует деньги в церкви. Я спросил на всякий случай, все ли деньги ты контролируешь? Ответ меня просто сразил на повал, — нет, но те, которые мне показывает пастор. Выходит, что комиссия учета денег есть, но контролирует она лишь то, что хочет показать пастор. Такое устройство церкви, повторюсь, рано или поздно, плохо закончится.

3й уровень — отчет на собрании членов церкви. Затем, раз в пол года, ревизионная комиссия дает отчет на собрании членов церкви. И вновь-таки все до копейки учитывается.

4й уровень — церковный совет.

ГЛАВА 5. О ЦЕРКОВНОМ СОВЕТЕ

В церкви всего мира существует всего три модели управления.

1) Епископальная. Управление церковью сверху, исключительно руководством. Есть начальство и оно выбирает и ставит начальство духовное по церквям. Православные, католики имеют такую модель. Такая система не по Библии, ведет к разделению духовенства и мирян, делая последних пассивными.

2) Конгрегациональная модель. Конгрегация — означает община. Все решения принимаются всей церковью. Но здесь возникает проблема. Скажем, в нашей церкви 300 человек. Как всех собрать, если необходимость решения всех церковных вопросов, а их такое количество, что сложно перечислить. Это физически невозможно. Проблемы с церковными людьми, решение финансовых вопросов и прочее.

3) Пресвитерская модель, когда за все отвечает пастор или совет духовно авторитетных людей, а не пастор. И этот совет духовных людей может скинуть пастора.

Мы в нашей церкви избрали, на мой взгляд, самую мудрую и библейскую модель управления. Соединив конгрегационную модель и пресвитерианскую модель.

Давайте посмотрим известное место в Библии — книга Деяния Апостолов 15 глава.

   45 год по Р.Х. Первая церковь Христова, естественно, имеет проблемы, которые нужно решать. Какие же подходы предлагает церковь 1го века? «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян.15:6). Как видим руководство церковью решает сложные проблемы. Пресвитеры — это пастора. Но это слово переводится и как старейшины. Одним словом, первое собрание — это руководство церковью, которое разбирало сложные вопросы и приходило к решению. В данном случае стоял вопрос, нужно ли христианам соблюдать еврейские обряды и обычаи? Затем руководство обращается ко всей церкви и это уже вторая встреча. «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями» (Деян.15:22). А на второй встрече всей церкви было донесено решение апостолов и пресвитеров, и уже вся церковь приняла решение отправить людей с письмами в другие церкви, чтобы донести истину, — еврейские традиции соблюдать христианам не нужно.

   Возвращаясь к теме церковного совета. Церковный совет является, говоря светским языком, законодательным органом. Необходимость в этом совете появляется в связи с тем, что церковь физически, не может решать все вопросы на членском собрании.

1) Какие вопросы решает церковный совет. Церковный совет решает вопросы в двух направлениях. Первое — это дисциплина в церкви. Например, может ли оставаться человек, который ругается матом, пьет, врет, блудит, бьет свою вторую половину и прочее, прочее, членом церкви? Что делать, если человек тяжко согрешил, но покаялся? А если он каждый раз тяжко грешит и искренне, слезно кается, после чего вновь возвращается ко греху? Это все вопросы церковной дисциплины. Второе направление вопросов — это распоряжение финансами. Мы рассмотрели, как деньги контролируются, а вот кто ими распоряжается, кто решает куда девать деньги? — это уже обязанность церковного совета.

2) Кто выбирает церковный совет. Вот если бы пастор, единолично выбирал себе в совет удобных людей, с которыми можно было решать вопросы, тогда бы еще можно было где-то засомневаться. Можно было бы сказать, что пастор выбирает себе в совет удобных людей с которыми можно порешать, втихаря, все финансовые вопросы. Но принципиально, церковный совет выбирается всей церковью. В этот совет может входить не любой, а только те, кто зарекомендовал себя, как духовный человек, те, кто являются старшими служителями служений или ведут домашнюю группу, как минимум. Таким образом, совет, выбираемый церковью, принимает решения от имени церкви. Но есть вопросы, связанные с большими финансами, например, вопрос покупки участка для строительства церкви. Этот вопрос, открытым голосованием, решался на собрании членов церкви. На церковный совет, с любым предложением, может прийти любой член церкви. Это так же важно знать.

3) Как выбирается совет. Раз в два года, так же, как и пастор, тайным голосованием. Люди из церкви заполняют анкеты и пишут, кого бы они хотели видеть в совете исходя из вышеперечисленных критериев. А совет уже решает, что делать с финансами. Вот, например, за эту неделю было принято решение об утеплении офисных стен.

   И для того, чтобы картина была полной, расскажу, как выглядит церковный совет. Я, как старший пастор, являюсь спикером, ведущим. И вот представьте, человек, через которого Бог создал церковь, то есть я, прошу у совета, — давайте выделим деньги туда то и туда то? И что мне может ответить совет, что периодически и бывает, — нет, мы не можем выделить деньги туда, потому что у нас есть более важная статья. Моя плотская часть, начинает внутренне возмущаться: «Как же так! Я тут пастор, понимаешь ли, а они меня не слушают и денег не дают!» Но мой дух говорит, что система сложная, но правильная. «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит.11:14). А если, может возникнуть вопрос, если пастор прав, а совет не прав? Но есть Бог. Я молюсь, могу еще раз поднять вопрос, более аргументировано. А если нет, тогда я понимаю, что или сам ошибаюсь, или совет еще не готов. Но у Бога времена и сроки, поэтому я спокоен.

ГЛАВА 6. ОКОНЧАНИЕ РАЗДЕЛА

Еще раз кратко о системе контроля. Деньги собираются в церкви. Первый уровень контроля — счетная комиссия. Все записывается тремя людьми выбранными церковью. Второй уровень — ревизионная комиссия, которая, опять-таки, выбирается церковью. Все деньги учитываются. Церковный совет распоряжается деньгами. Особо крупные суммы выносятся на всю церковь. Третий уровень контроля — это отчет на собрании членов церкви. А теперь, внимание, вопрос. Как пастор может обогащаться, брать деньги из церкви, при такой системе контроля? Каждый из гостей церкви, членов церкви, должен знать всю эту систему и рассказать любому, кто действительно хочет разобраться. А если человек утверждает, что вы все сектанты и вас ваши пастора зомбируют и для этого только существует ваша церковь, такой человек пустой, ни в чем не хочет разобраться и скорее всего, такими агрессивными и неумными  высказываниями хочет просто оправдать свою грешную, безбожную жизни. Библия призывает нас «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15).

Система внутреннего устройства церкви должна быть такой, чтобы никто, даже при всем желании, не смог найти каких-то лазеек, обвинить церковь в финансовой нечистоте. «чтобы не дать повода ищущим повода…» (2Кор.11:12). И последнее, пусть имя Бога святится через нас, через Божью церков, пусть церков будет примером и показывает височайший уровень организации. «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Матф.6:9). ВОПРОСЫ: 1) Кратко вспомните систему контроля и ограничение пасторской власти? 2) Почему христиане бывают жадными до пожертвований и о чем это свидетельствует? 3) Почему важно, чтобы пастор и его родственники единолично не распоряжались финансами в церкви? 4) Почему именно деньги один из самых больших соблазнов в церкви? 5) Три модели устройства церкви? 6) Какое устройство в церкви рождества и почему именно это устройство самое мудрое и самое библейское? 7) Кто и как выбирает церковный совет? 8) Какими вопросами занимается церковный совет? 9) Перечислите кратко систему контроля за церковными пожертвованиями? Как такая система делает невозможным финансовые махинации с церковными пожертвованиями? 10) Что нового, важного вы для себя открыли?

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *