ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ. 2 гл. 5 — 12 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Ап. Павел продолжает тему необходимости молитвы закладывая богословский фундамент под молитву за всех людей. И поскольку Божье желание — спасение людей, а спасение совершается единым посредником Иисусом Христом, то получается, что Господь и есть тот самый посредник между Богом и человеком, единый посредник, которым можно спастись приблизившись к Отцу Небесному. Вот почему Ап. Павел проповедует и учит о Христе, как едином, уникальном, неповторимом, не разделяя современные взгляды, что есть к Богу множество путей.

«предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (1Тим.2:6). Уникальность Христа, Его существенное отличие от других религиозных лидеров (в контексте данного стиха), в том, что Он отдал свою жизнь добровольно, предал Себя для искупления всех. Слово «выкуп» переводится, как искупление, т.е. кто-то должен был выкупить, заплатить цену за выкуп нас от греховного плена, как это было в древние времена с выкупом рабов или пленных воинов. Заметьте, Бог предал себя «за всех» и это является основанием для нашей молитвы за множество людей.

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).

Братьям. После некоторых размышлений о важности и уникальности, истинности христианского пути Апостол возвращается к теме молитвы. Одно из фундаментальных начал христианской практики – это молитва. На любом месте следует молиться, прежде всего, мужчинам. Почему мужчины? Они лидеры в семьях, они имеют качества служителей в церкви, в первую очередь, они умеют брать на себя так сказать, мужскую ответственность. Мужчины должны молиться, поднимая руки, что является, безусловно, данью еврейской традиции. Евреи, когда молятся, поднимают руки обращенные ладонями вверх, что символизирует обращенность к Богу. Именно отсюда практика поднятых рук в церкви. Но, обратите внимание, какой важный штрих – поднятые руки должны быть чистые. Чистые руки символизирует чистую жизнь, чистую душу. Вообще, слово «чистые» переводится, как святые, набожные, благочестивые. Эти руки, т.е. эта душа, молящаяся, не имеет гнева и сомнения, это лишь некоторые проявления большого списка качеств определяющих святость. Кстати, еще одно подтверждение, что молиться нужно постоянно, непрестанно. Куда бы ты ни пришел, на всяком месте везде молись!

«чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою» (1Тим.2:9).

Сестрам. Первое – в приличном одеянии. О той же проблеме писал Павел и в послании к Титу. Проблема, похоже, носит хронический характер и тянется из века в век. Причем, заметьте, Павел не говорит о неправильном восприятии мужчин. Об этом в Новом Завете так же говорится. Но сугубо к женщинам. Не будьте источником соблазна. Не будьте водимыми, продолжает обращаться Апостол к женщинам, вашими страстями, похотями, желанием пиарить себя через сексуальность, желание быть принятой, и даже любимой, желание производить эффект. Одежда так много выражает подводных камней, мотивов, стремлений желаний. Именно поэтому одежда должна быть противоположна всем этим страстным желаниям (страстное желание — гр. эпитумиас). Качества одежды:

1) Прилично святым. Одежда соответствует святости. Слово «приличный» переводится, как скромный, умеренный, благочинный.

2) Стыдливость. Слово «стыдливость» переводится, как стыдливость, скромность, благоговение.

3) Целомудрие. Переводится, как сдержанность, здравый смысл, благоразумность.

Конечно же, Апостол не хотел, чтобы христианки ассоциировались с храмовыми проститутками, которые подчеркнуто следили за своей внешностью приносящей им доход и, соответственно одевались таким образом, чтобы заинтересовать мужчин. Но есть еще более глубокие причины обращения великого ученика Христа к женщинам. Павел вскрывает более глубокий смысл нескромной, не святой одежды – «украшать себя». Украшать себя нужно только тогда, когда хочется привлечь к себе больше внимания. Нет, безусловно, не идет речь об ухоженности. Подчеркнутое украшательство свойственно женщинам через плетение волос – прическа, жемчуг – бижутерия, многоценная одежда – дорогая, красивая одежда. Нет, не этим следует себя украшать, достаточно категорично заявляет Ап. Павел. Думаю, что автор послания к Тимофею наносит самый сокрушительный удар по женским путями привлекательности, по женской само идентичности. Многие представительницы прекрасного пола будут поражены, что красота, которой они так озабочены, оказывается совсем в другом. Нет, если хотеть понравиться мужчинам, тогда конечно плетение волос, украшения, драгоценная одежда. Но если хотеть понравиться Богу и мудрому мужчине, если это девушки, то парню – тогда путь другой, описанный Библией.

«но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:10). Добрыми делами. Дела – выказывают все самое глубинное о человеке, когда мы говорим о делах постоянных, а не о вспышке разового благородства. Жена, которая постоянно совершает добро, а добро ведь – это, по большому счету, то, что угодно Богу, становится красивой духовной красотой, что влияет и на целостный облик красоты женщины. Жена, женщина, христианка, если она христианка, то она посвящена добрым делам, даже точнее — благочестию. Еще раз вспомним, что слово «благочестие» переводится, как Богобоязненность, Богопочитание. Иногда же это слово переводят, как правильные отношения с Богом. Христианка посвящает себя благочестию, что проявляется в добрых делах для славы Божьей и в этом вечная красота женщины. Об этом же пишет Ап. Павел вспоминая женщин Ветхого Завета: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет.3:5). Мысль прослеживается не в одном месте, что красота женщины в ее духовности.

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2: 11,12). Жене учить Апостол запрещает, напоминая все время о роли и месте жены. Безусловно, с точки зрения современной западноевропейской культуры, пассаж Павла покажется полной дискриминацией прав женщины, однако, Бог точно и четко определяет роль женщины и показывает, чем женщина не должна заниматься. Одним из пунктов такого очерчивания роли женщины – запрет на учительство. Это достаточно сложная тема. Есть несколько версий толкования категоричного утверждения Ап. Павла. 1) Запрет на учительство только с кафедры церковной (проповедовать). Перечитал комментарии, например такого знаменитого толкователя Библии, как Лопухин (в действительности делали комментарии группа ученых библеистов) определенно пишут, что речь идет о запрете женщине учить с кафедры. О том же пишут такие комментаторы, как Уильям МакДональд. Приведем его мысль по поводу молчания женщины: «Женщинам—христианкам следовало принимать наставления от руководителей — мужчин в безмолвия, со всякою покорностью. Им запрещалось ставить вещи » вверх дном», требуя для себя наставнических прав или пытаясь брать власть над мужчинами. Понятие «безмолвия» не подразумевало, однако, полного молчания, лишения права говорить. То же слово хесиита употреблено в 2 Фес. 3:12 в значении «успокоиться», «не вносить беспокойства», «не самоуправничать»». 2) Учить мужчин нельзя. Наверняка есть и другие версии. Что же хотел сказать Ап. Павел? Просто категорически запретить всякое обучение от женщин? Павел запрещает учить женам, потому что, во-первых, роль жены – быть в послушании мужу, потому как муж является лидером в семье независимо от личных качеств лидерства, поэтому жене запрещено властвовать над мужем. А что же можно жене, в плане учительства? Безмолвно слушать своего мужа и учить детей. Вот, что пишет по этому поводу известный комментатор Нового Завета Феофилакт Болгарский: «Апостол отнимает у женщины всякий повод к разговорам в церкви. Ибо после того, как он повелел им молчать, чтобы под благовидным предлогом учительства не разговаривали, — сказал: да не учат; потому что это давало бы им власть и первенство над мужем. Между тем жене повелевается быть в подчинении. К мужу твоему, сказано, влечение твое (Быт. 3:16). Так ей прилично хранить молчание. Чрез молчание она лучше всего покажет свое подчинение. Знай, однако ж, что апостол не вообще запрещает учить женщинам, но только в церкви; а вне церкви это ей не запрещается. Так Прискилла оглашала здравым учением Аполлоса; так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *