ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ. 3 гл. 1 — 8 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

19 КАЧЕСТВ ЕПИСКОПА-ПАСТОРА

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает» (1Тим.3:1). Сегодня, по церковной традиции, епископом называют пастыря, который курирует несколько церквей, и несет за эти церкви ответственность перед высшим церковным руководством. Однако, такое понимание слова «епископ» является не более чем данью традиции. В Библии, например, говорится о нескольких епископах в одной поместной церкви: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28). Епископ – это, в более точном переводе, блюститель, тот, кто контролирует, блюдет. Он поставлен не только учить, помогать, лечить духовные болезни. В его функции так же входит контроль за овцами. Так что, скорее «епископ» — это описание функции, чем церковная должность. Вывод таков, что слова «блюститель», «епископ», «пресвитер» относятся к одной должности, одному служению и дару в церкви — пасторству. Конечно же, когда какой-то благочестивый христианин обнаружил в себе желание быть пастырем, епископом, он сразу же может подумать о своей нескромности, гордости и попытаться отбросить такую мысль, но Ап. Павел сразу же предупреждает, что как-раз желание, мечта, быть пресвитером – это совершенно нормальное и даже прекрасное желание, такой человек желает доброго. Слово «доброе» переводится, как  — прекрасное, доброе, гармоничное.

«Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен» (1Тим.3:2). Сразу же Апостол предупреждает, что жалеющий должен понимать, что это служение требует от человека наличие уже определенных качеств. Часто спрашивают христиане, — разве пасторские качества не должны быть у всех благочестивых верующих? Безусловно, да, но всем верующим может прощаться отсутствие каких-то из этих качеств, тогда, как у пастора они уже должны быть очевидными для всей церкви. А теперь Павел перечисляет 19 ключевых качеств пастора, без которых пастор не может нести служение церковного пастуха:

1. Непорочен. С греч — безупречный, непорочный, безукоризненный, неуязвимый для нападок. Безупречная репутация. Понятно, что за жизнь любого человека у него будут недоброжелатели, поэтому церковь пристально смотрит на жизнь такого человека, и все же, есть тенденция. Если человек старается жить святой жизнь и претензии немногих недоброжелателей (против Христа то же свидетельствовали) носит незаслуженный ли мелочный характер, то такие претензии не берутся во внимание.

2. Одной жены муж. Много дискуссий по этому стиху. Перечислим версии толкования этого стиха:

1) Пастор должен быть женат.

2) Пастор должен быть женат только один раз. Он не должен быть разводным.

3) У пастора не может быть одновременно несколько жен.

4) Если умрет жена пастора, он не должен жениться повторно.

Идет ли речь о пасторе, у которого несколько жен? Такое утверждение кажется абсурдным, потому что даже в светской культуре греческого, еврейского общества, первых веков нашей эры, не существовало традиции иметь одновременно несколько жен. В таком случае вывод один – у будущего пастора должна быть только одна жена, чтобы не было недоразумений и плохого примера для других христиан.

3. Трезв. С греч. nhfale/os, nhfa/lios — трезвый, непьющий. Сколько же споров ведется среди славянских христиан можно ли пить христианам спиртное или нет? Если мы себя воспринимаем, как царственное священство, тогда ответ очевиден. Бог на христиан  смотрит именно, как на священников: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

4. Целомудрен. С греч. ko/smios — скромный, умеренный, приличный, благочинный, порядочный. Большой спектр качеств в одном слове, без которых сложно представить пастора, как пастуха душ человеческих. Акцент ставится на скромности, происходящей от сдержанности, а сдержанность происходит из здравости, мудрости пастора.

5. Благочинен. С греч. sw/frwn — благоразумный, сдержанный, здравый, целомудренный, рассудительный. Вырисовуется образ неспешного, мудрого, с уравновешенным характером, всегда могущего вникнуть и дать добрый, духовный совет, служителя Божьего.

6. Честен. Здесь все очевидно. Хотя… известна любовь пастырей к некоторому преувеличению, когда речь идет о количестве христиан и о деятельности поместной церкви.

7. Страннолюбив. С греч. filoxenos — страннолюбивый, гостеприимный, радушный. Дверь дома пастора должна быть открыта для всех людей, по необходимости.

8. Учителен. С греч. didaktikos — поучающий, способный учить. Пастор обязательно должен иметь дар учителя. Может быть не в таком ярком проявлении, как у самых выдающихся пастырей, лекторов. Как определить дар учительства? Умение сложные истины доносить простым языком, так, чтобы жизнь слушателей менялась в с соответствии с этими истинами.

«не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив» (1Тим.3:3).

9. Не пьяница. С греч. paroinos — пьяный, хмельной, пристрастный к вину. Пастор вообще свободен от всякой страсти, а уж тем более от страсти привязывающей к спиртному. Как определить пристрастность? – спросит читатель. Ведь если пить понемногу ничего страшного не будет? Интересно вспомнить, что в Ветхом Завете священнику категорически запрещалось не то, что прикасаться к спиртному, а запрещалось даже вкушать виноград. Причем сразу же и объяснялось, почему нельзя пить спиртное: «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев.10:8-11).

10. Не бийца. C греч. plhkths — драчливый, задорный, драчун, бийца. Бийца – это человек настолько не владеющий собой, что в приступе гнева позволяющий физическое воздействие на ближнего. Разумеется, у пастора не должно быть ничего подобного, если он в Духе Святом и имеет одно из проявлений — воздержание.

11. Не сварлив. Не ропщет, не возмущается постоянно. Ругань громкая или тихая, хроническая, это не стиль жизни и общения пастора.

12. Не корыстолюбив. С греч. ai’scrokerdhs — корыстолюбивый (жадный к деньгам), алчный.

13. Тих. С греч. e’pieikhs- снисходительный, уступчивый, кроткий, податливый, мягкий, тихий. Как же сочетается твердость, необходимость запрещать, использование пасторской власти с мягкостью и кротостью? Мягкость, тихость, податливость – это постоянное, так сказать, рабочее состояние пастора. Представьте себе образ отца? Первые ассоциации – добрый, мягкий. С другой стороны, мудрый отец может и наказать, причем достаточно строго, при этом, не гневаясь и не раздражаясь. Слабый, мягкий отец обречен на поражение. Дети требует любви и строгости, так же и в церкви.

14. Миролюбив. С греч. amaxcos — несварливый, незлобивый, миролюбивый.

15. Не сребролюбив. С греч. a’filarpupos – не сребролюбивый, не алчный, не жадный, нескупой, щедрый.

«хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1Тим.3:4).

16. Хорошо управляющий домом своим. «Хорошо» с греч. kaіws — хорошо, красиво, превосходно, благоприятно, угодно, успешно. «Управляющий» с греч. proi+sthmi. В этом слове два значение: 1 . становиться во главе, управлять; 2 . заботиться, быть прилежным, упражняться.

17. Детей содержащий в послушании со всякою честностью. «послушание» с греч. u;potagh/ — подчинение, повиновение, покорность, послушание. А выражение «со всякою честностью» переводится с греч. semno/ths — уважение, почет, достоинство, серьезность и говорит о необходимости воспитывать детей в уважении к родителям. Такое воспитание возможно, когда родители правильно и мудро строят свои взаимоотношения с детьми, с одной стороны, как друзья, с другой же стороны, в почтении и повиновении.

«ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3:5).

18. Не должен быть из новообращенных. «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим.3:6). Чтобы не быть осужденным с дьяволом. Почему же с новообращенным может быть такая проблема? Как правило, неопытный, не проверенный, не смиренный, (а смирение происходит от понимания собственной слабости), тот, у кого маленький опыт духовный, может думать о себе, с одной стороны, как о быстро достигшим высокого положения, с другой же стороны еще не пережившим духовного падения. Такой человек обязательно попадает в ловушку дьявола, а ловушка эта связана с гордыней.

«Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим.3:7). Интересно, что слово «сеть» переводится, как «ловушка, западня».

19. Иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание.

Далее, Ап. Павел дает характеристику дьяконов. Дьяконы – это помощники пастырей.

«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» (1Тим.3:8). Само слово «дьякон» переводится, как служитель. Бытует мнение, что дьякон отвечает только за хозяйственную часть жизни церкви: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян.6:1-4). Пожалуй, можно согласиться, что от дьяконов не требуется быть хорошими учителями, однако духовный уровень этого служения должен быть на высоте указанной Апостолом. Перечислим качества дьякона:

1. Честен. С греч. Semvos — почитаемый, достойный уважения, серьезный.

2. Не двуязычен. С греч. dilogos — не двоедушный, не лицемерный. Работая с таким сложным материалом, как люди, если у пастора нет внутренней силы и воли говорить прямо, есть опасность хитрить, лукавить, заискивать…  Вот Апостол и предупреждает, что нужно быть твердым и не лицемерным. Говорить, как слова Божьи. Христос высочайший пример искренности, прямоты, которая никогда не бывает грубой, но наполненной любовью.

3. Не пристрастен к вину. Так же характеристика, что и у пастора.

4. Не корыстолюбив. 12я характеристика качеств пастора.

«хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим.3:9).

5. Хранящий таинство веры. Почему таинство? Во-первых, вера христианская, остается отчасти тайной, потому что Божьи пути, во всей глубине, не постижимы для человека: «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:9). Во-вторых, для Ветхого Завета все, что происходило в Новом было тайной, которая открывалась даже для Ангелов: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1Пет.1:12). В-третьих, для неверующих, христианская вера остается загадкой и тайной, потому что о таких вещах нужно судить духовно, а если дух мертв, то как можно понимать мертвым духом?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *