ПЛОТЬ И ДУХ. ЦИКЛ. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Ч. 6

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПЛОТЬ И ДУХПосле покаяния и «медового месяца» взаимоотношений с Богом, когда будущая жизнь христианина кажется прекрас­ной и «безоблачной», наступает период разочарований, кри­зисов. Начинаешь честно говорить себе об отсутствии внут­ренней жизни с Богом и ощущаешь некую опустошенность и потерянность. Вместо радости благодати и жизни с Богом, чувствуешь себя неудачником, барахтающимся постоянно в «океане грехов» без особой надежды на их преодоление. Что же дальше? Ослабленный христианин совершает грех, затем кается и только для того, чтобы опять к нему вернуться. Все это напо­минает средневековую картинку — змея, кусающая свой хвост. А уже «многоопытные» христиане узнают, что духовную жизнь можно выразить формулой: грешу и каюсь, ка­юсь и грешу. Слово «многоопытные» взял в кавычки, потому что Бог нас призвал не к жизни поражения и разочарования, не к сомнению и лицемерию в вопросах веры. Бог нас призвал к полноценной, радостной жизни в победе над грехом. И все это называется — жизнь по духу. Вот сделан первый шаг на пути к вере христианской. Че­ловек, придя в церковь, услышал проповедь о Христе, распя­том за каждого грешника, о необходимости покаяния, о том, что без искренней веры нельзя угодить Богу, что неверую­щие названы в Библии врагами Бога, мертвыми для Бога. И в это мгновение, когда наступает минута прозрения, звучат по­каянные слова: «Господи, прости меня, грешника. Я хочу жить с Тобой! Теперь я знаю, что Ты Иисус Христос был распят за мои грехи. Измени меня». И в этот момент в человека входит Дух Святой. Теперь начинается абсолютно новая жизнь, жизнь с Духом Божьим. Но, как мы уже говорилось, немало христи­ан вскоре теряют остроту переживания и радости жизни с Бо­гом, начинают «сползать» к старой безбожной жизни.

Итак, поговорим о жизни по Духу Святому. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14); «…вы не по плоти жи­вете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).

Почему мало христиан, которые живут по Духу? Почему так мало вдохновляющих примеров? Что нам мешает? Как практически прийти к жизни по Духу и руководствоваться не плотью в своих мыслях и поступках? Попытаемся ответить на все поставленные вопросы. Наиболее детально «механизмы» жизни с Богом описывают три главы послания к Римлянам — 6, 7 ,8. К ним чаще всего и будем обращаться.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ПЛОТЬ?

Плоть не следует путать с телом. Тело человека является нейтральным, без окраски греха. Тело — фантик, а плоть — ядо­витая начинка, потому что именно в плоти живет грех, пере­даваемый от прародителей к их детям и так каждому поколе­нию. Тело названо — храмом Духа Святого: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа» (1 Кор.6:19). Плоть же есть греховное начало в человеке. В начале Бог сотворил человека «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Человек назван живою ду­шою. Но когда грех вошел в мир, Бог характеризует челове­ка уже не как душу, но как плоть, которая становится глав­ной характеристикой человека, отображая его суть. Суть ве­нца творения становится не духовной, но плотской. «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебре­гаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3); «И воз­зрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть из­вратила путь свой на земле» (Быт.6:12). Не тело, но плоть проводник греха. Если в лесу живут разбойни­ки, можно сказать, что лес сам по себе не плохой, но в лес опасно заходить, потому что в этому нейтральном лесу живут разбойники. Так и тело, соглашаясь с плотью, становится испорченным и опа­сным, активно противостоящим духовной жизни с Богом.

ГЛАВА 2. КАК ДЕЙСТВУЕТ ПЛОТЬ?

Внешние проявления плоти описаны в послании к Галатам: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вра­жда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что по­ступающие так Царства Божьего не наследуют» (Тал.5:19-21). Начинка тела — плоть, начинка плоти — грех. А грех есть ни что иное, как действующая внутри человека сила, которая вырабатывается порочной приро­дой человека, его страстями и похотями, испорченными инстинктами, которые подо­греваются дьяволом и падшими ангелами, воздействующи­ми на волю человека.

Будучи совсем юными христианами, мы могли грех восп­ринимать исключительно как плохой поступок. Став же бо­лее опытными, понимаем: грех начинается в мыслях и проходит чрез сердце. По­ступок — это уже производное. «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные… действовали в членах наших, что­бы приносить плодхмерти» (Рим.7:5); «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делаю­щий меня пленником закона греховного, находящегося в чле­нах моих» (Рим.7:23). Внутри человека живет грех и место его обитания — плоть («в членах»). Ап. Павел выражает это еще так «не живет в плоти моей ничего доброго» (Рим.8:16).

Плоть желает полностью контролировать все сферы жизни человека. Ей это удавалось, пока существовал закон Ветхо­го Завета, запрещающий определенные поступки. Причина в том, что сила греха действовала изнутри человека, а закон был только набором правил, которые были святыми, прави­льными, отображающими сущность Бога. Беда не в хороших правилах, не в 613ти заповедях Ветхого Завета, а в бессилии, что-то поменять в природе человека, изменить плоть. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим.7:14-17).

Внутренне плоть постоянно воюет с Духом, потому что источником силы для плоти, как мы уже и говорили, является дьявол: «…плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему жи­вущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:7-8). Сила пло­ти ослабляет силу Духа, подобно как сила болезни ослабляет силу человека. Вы представили эту картину — две силы внут­ри человека постоянно ведут борьбу. Одна от дьявола и бе­рет в союзники плоть. Другая от Бога, Дух Святой, который хочет взять в союзники совесть человека, дух человека, душу, сердце. Ключевой вопрос, — как же так жить, чтобы сила Духа управляла нами и побеж­дала силу плоти? Вы скажите, что несколько абстрактно все звучит. Отдален­но от жизни. А вот — курильщик, который никак не может изба­виться от этого порока, хотя уже заработал язву. А вот — добро­порядочный и хорошо одетый молодой бизнесмен, который уже извел свою жену, с одной стороны, изменами, а с другой, как это ни странно, дикой ревностью. А вот политик коррупционер, берущий взятки особо крупных размеров, или преподаватель вуза, берущий и за поступление и за экзамены взятки, или врач, который без денег и не подходит к умирающему больному. И перечень таких типажей можно продолжать до бесконечности. Проблема этих людей в том, что они стали рабами своей плоти заглушивши в себе и совесть и душу, и дух и огрубив духовное сердце.

ГЛАВА 3. ЧТО СДЕЛАЛ БОГ?

Пока сила греха действует внутри человека, а заповеди остаются внешними правилами — ничто не может поменяться. Все многочисленные правила, ритуалы и обряды не могли из­менить саму суть человека. Еще пророки предсказывали на­ступление эпохи, когда Бог будет действовать внутри чело­века, давая ему силу для исполнения заповедей: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26); «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть виде­ния» (Поил.2:28).

Бог Свою силу, да, можно сказать, Самого Себя, в Духе Святом, передает нашему сердцу. Это произошло после ра­спятия, воскресения и вознесения Христа, когда в сердце че­ловека вошел Дух Святой и с Ним сила Божья для исполне­ния заповедей, «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян.1:8); «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Это чудо вхожде­ния в человека Бога стало возможно благодаря победе Хри­ста над дьяволом и уверованию человека в эту победу. Сила святости оказалась сильнее силы греха и силы дьявола: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспри­нял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14). Жизнь во Христе силь­нее смерти!

Когда Дух Святой входит в нас — мы умираем для греха. Для чего в момент покаяния человек получает Божью силу? Для того, чтобы выполнять Божьи заповеди, умерщвлять силу плоти, которая активно мешает исполнять Божью волю. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вож­делений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:16-17). Как видим, Ап. Павел приоткрывает завесу внутренней борьбы, которую ведет каждый желающий жить с Богом: плоть сопротивляется Духу, а Дух плоти. Оказывается, имен­но это внутренняя борьба заставляет человека испытывать дискомфорт, неудовлетворенность, даже не борьба, а более точно, обреченность выполнять внутренние приказы плоти. Разве вам не приходилось встречать вот того самого ревнив­ца, который уже себе не рад, а не может контролировать свои действия? Или пример попроще, поближе к нам. Чувст­вуешь, сидя за праздничным столом, что уже переел, а все равно продолжаешь есть, зная, что завтра будет болеть не только желудок, но и печень.

ГЛАВА 4. ЧТО ДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ?

Внутри постоянно идет борьба между плотью и духом. Можно сказать, как это описано в послании Римлянам (5 гл.), что плоть — это наследие Адама, сила греха, которую мы по­лучаем в наследство. Но Бог не оставляет нас в этой нелег­кой борьбе и дарит нам Духа Святого. Дух, жизнь по Духу — это наследие Христа.

Нередко можно услышать, как возмущенно говорят о не­справедливости ответственности всех людей за последствия греха Адама. Но Бог, по Своей милости, дает возможность выбора между жизнью по плоти и жизнью по духу, идя путем Христа. Если Адам принес грех, смерть, про­клятие, извращение человеческой сути, то Христос дает сове­ршенно обратное — святость, жизнь с Богом, благословение, возврат к образу и подобию Божьему, силу Духа Святого. Итак, уверовавшие во Христа, принимают Духа Святого, Бога и Его силу внутрь себя и эта сила помогает жить по запове­дям Божьим, а не по грехам. «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:17-19).

Пока мы со Христом и живем Его силой, мы мерт­вые для греха: «Так и вы, почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:11). Это не самовнушение, а понимание того, что сила Духа сильнее силы греха. Я умер для спиртного, для сигарет, для ночных клубов. Я умер, потому что во мне сильны Божьи желания!

Но вы спросите, а как же быть, когда все же чувствуешь сильнейшие греховные желания, «позывы Адама»? Как ков­бой объезжает дикого скакуна, так и мы усмиряем плоть, ко­торая всю нашу земную жизнь будет напоминать о себе: «но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27); «ибо если жи­вете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела пло­тские, то живы будете» (Рим.8:13). Дух Святой словно распял нашу плоть. Более точно, плоть наша постоянно распинается силою Божьей. Этот процесс еще назван — следованием за Хри­стом: «Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф. 16:24). Мы умерли для греха и ожили для Бога, чтобы жить с Богом. Бороться с грехом нужно не просто сво­ей силой или волей, но молясь, просить усиления Божьего при­сутствия, исполнения Духом Святым для борьбы с грехом. Усиливать в себе благодать Божью.

ГЛАВА 5. ОБУЗДАТЬ СОБСТВЕННУЮ ПЛОТЬ ИЛИ КАК ЖИТЬ ПО ДУХУ

Библия учит, что мы соединены со Христом. Дух Святой, который назван в Библии еще Духом Христа, живет в нашем, человеческом духе. Слово «соединены» с греческого перево­дится, как «привиты». Вы знаете, как прививается к дереву ветка иного дерева? Берется дичок. На ветке совершается надрез, в надрез вставляется ветка другого дерева, а затем перевязывается. Происходит чудо. В диком дереве начинает расти новое, приносящее крупные плоды.

Мы — дичок, а Бог в нас и есть Тот, кто приносит плод. Не мы приносим! Плоть желает господствовать через душу даже в духовной сфере. Всякий раз, когда своей волей или таланта­ми пытаемся служить Богу — происходит «провал», а дьяволу-то и нужно, чтобы мы были разочарованными христианами. Смотрите, как говорит Павел: «Бедный я человек! кто изба­вит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Не «кто поможет мне?» говорит Павел, а «кто избавит меня?». «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мар. 14:38). Плоть немощна и бесполезна, только Дух в нас имеет силу исполнять Божью волю. Пока вы не поймете, что ваша плоть должна умереть, быть сокрушена — будете терпеть поражение.

Представьте такую картину. Судорога «схватила» ногу тонущего. На берегу стоит прекрасный пловец, однако не прыгает молниеносно спасать утопающего, как это показы­вают в фильмах. Он ждет, когда барахтающийся окончатель­но выбьется из сил и начнет уходить под воду. В последнюю минуту пловец спасает человека. На обвинение в медлитель­ности и издевательстве над тонущим пловец объясняет: если человека спасать, когда он еще барахтается, то можно уто­нуть вместе с ним (настолько тонущий отчаянно и самостоя­тельно сражается за свою жизнь), а когда тонущий уже не на­деется на себя, наступает момент спасения.

Так и с нашей плотью. Когда мы поняли, что только силой Духа Святого, благодатью можем жить и сами ни на что не способны, тогда начинает действовать Бог: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Как можно сформулировать, что есть закон и закон не только Ветхого Завета, а любой моральный закон? Закон — это попытка делать для Бога, это усилие победить греховную плоть, но без Божьей силы. Выполнять Божьи требования только силой человеческой воли. Евреи так и не исполнили закон, поскольку это просто невозможно. Так будет с каждым, кто не ищет водительства Духа Святого в своей жизни. Итак, сила плоти против силы духа. Или как пи­шет апостол: «…но в членах моих вижу иной закон, противо­борствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:23). И еще одна цитата: «…потому что закон духа жизни во Хрис­те Иисусе освобо­дил меня от закона греха и смерти» (Рим.8:2). Закон — это по­стоянно повторяю­щееся действие. Солнце всходит, приходит ночь, и это есть очевидный закон, закономер­ность. То же проис­ходит и в духовном мире. Если каждый раз я реагирую на оскорбление обидой, то вижу в себе закон греха. Если каждый раз, в место того, чтобы оскорбиться, я молюсь и призываю силу Божью, и на меня нисходит Божий мир и покой — это закон жизни. Когда Ап. Павел просто кричит о помощи в избавлении от сильнейшего влияния силы тела смерти, то вспоминает, как наказывали преступников в Ри­мской империи. К убийце привязывали от его рук скончавшуюся жертву. И таким образом нужно было ходить по селению, чтобы все видели позор и ис­пытывали омерзительное чувство к тому, кто соединен с раз­лагающимся трупом. Трудно даже представить более ужас­ную картину. Мы носим за собой труп мертвого тела. Поэто­му в Библии звучат постоянные призывы: «…не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Кол.З:9); «и облекшись в нового, который обновляется в по­знании по образу Создавшего его» (Кол.3:10). Новый человек — это Христос в нас, Его сила в нас. А сила Христа в нас, о чем постоянно твердим, сильнее силы греха. Два закона, две силы внутри человека и сила закона жизни будет всегда силь­нее. Есть хорошая иллюстрация мощи силы жизни. Плиты в земле. Между ними упало семя, оно прорастает, взрывая не­подвижные и неподъемные плиты. Закон жизни сильнее зако­на смерти.

ГЛАВА 6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Позвольте предложить вам несколько советов, как учить­ся жить в Духе Святом, преодолевая силу плоти силою Духа:

1. Привыкайте ощущать в себе силу Бога и жить, ходить, двигаться этой силой.
Ищите силу Божью через молитву. Библия призывает: «Непрестанно молитесь» (1Фесс.5:17).
2. Когда вы будете поступать по плоти, Дух Святой обязате­льно подскажет вам, что вы делаете не то. Задача Духа Божьего обличать в грехе и давать силу от него избавляться. Мне Дух Святой часто подсказывает словами, которые слышу через голос совести, — это плоть.
3. Нужно учиться слушать, что говорит Дух Святой через совесть человека. Тогда легче будет не слушать голос плоти.
Когда на вас нападают чужие грехи, знайте, чужая плоть будет провоцировать реакцию вашей плоти. На, что вы будите отвечать не взаимно по плоти, а духовно. Как классический пример, — Христос, который на страшные дела плоти своих палачей, отвечал духовностью: «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» (Лук.23:34).
4. Следует формировать в себе привычку конкретно называть проявления плоти плотью. Вот так себе и говорите, — я сейчас злой это плоть. Плоть желает противного духу. Я сейчас иду против Бога. А дальше действует Божий страх. Я не хочу идти против Бога, потому что не хочу попасть в ад, не хочу огорчать моего Небесного Отца, не хочу распинать Христа. И так в каждой ситуации. Я боюсь ответственности, не хочу помочь человеку. Вот сейчас — это плоть. Я кричу на детей, — это плоть. Господи, помоги мне успокоиться и перейти на духовную реакцию!
5. Любая привычка вырабатывается не так быстро. Если присутствует сильное желание жить по Духу, быть водимым Духом Святым, а не плотью, если буде­те искать этого и молиться — вы обязательно достигните прекрасной жизни по Духу. Тога даже самые сильные испытания сможете переносить и не просто переносить, а переносить с радостью. Ваша жизнь станет столь прекрасной, что иной жизни вы просто не захотите. А ведь правда, что может быть лучше, чем постоянно пребывать в Божьем присутствии? «… ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мтф.11:30).

ВОПОСЫ: 1) Что такое плоть? 2) Чем плоть отличается от тела? 3) Опишите, какими, чаще всего, проявлениями плоти вы грешите? 4) Как вы понимаете, кого можно назвать духовным человеком? 5) Как так происходит, что у христианина может быт и греховные проявления и святые, одновременно? 6) Почему дух постоянно противостоит плоти? 7) Опишите, когда последний раз вы испытывали противостояние духа и плоти и как вы реагировали, как вы побеждали плоть? 8) Почему так важно кроме молитвы и чтения Библии еще и духовно рассуждать? 9) Мы все, христиане, получили Духа Святого, каждый достаточно для того, чтобы вести победоносную жизнь. Что вы скажите тем, у которых хронические духовные проблемы и кто никак не может побеждать плоть духом? 10) Почему так важно приучить себя на проявления плоти так себе и говорить, — это плоть? 11) Когда вы обнаружите в себе проявления плоти, как вы думаете, чем они опасны? 12) Может ли христианин рассуждать примерно так, — какие бы у меня не были проявления плоти, все равно я христианин, все равно я спасен, ничего страшного? 13) Если не может, то почему? Чем опасны подобные размышления? 14) Что нового вы открыли для себя? Над чем планируете работать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *