ПОЧЕМУ БОГ ДОПУСКАЕТ ЗЛО? КАК РЕАГИРОВАТЬ КОГДА К ТЕБЕ НЕСПРАВЕДЛИВЫ? Ч.2.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПО ВОДЕ-НОГИЕсли в первой части нашей темы мы говорили о теоретических, богословских основаниях присутствия зла и несправедливости в этом мире, то во второй части мы будем говорить о реакциях человека на несправедливость и зло с которыми постоянно приходится сталкиваться. Примером для подражания, примером христианских реакций, какими они должны быть послужит эпизод из жизни нашего учителя и Спасителя Иисуса Христа на суде и во время казни, а так же мы вспомним хождение Петра по воде.

ГЛАВА 1. ОБЫЧНЫЙ И ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ГРЕХ

Собственно, почему эта тема возникает и почему стоит внимательно и глубоко поразмышлять о реакциях на несправедливое отношение к человеку? Причина проста и понятна, — есть определенный поведенческий стандарт данный Богом каждому человеку желающему жить по воле Отца Небесного: «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук.6:28). А перед этой цитатой Христос вообще призывает нас любить врагов. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лук.6:27). Сам Христос на Своем примере точно показывает святые реакции на оставляя никакого сомнения, как точно нужно поступать когда к тебе несправедливы. Однако, увы, достаточно редко можно встретить такие реакции в христианстве. Легко представить себе совершенно иные, обычные греховные реакции на несправедливость. Гнев, раздражение, обиды и, как правило, желание больше никогда не видеться с тем, кто тебя обидел. Если глубоко подумать все эти реакции можно свести к двум, обида тихая, скрытная, когда обиженный подавляет в себе горечь оставшуюся после конфликта и обида громкая, агрессивная, нападающая. Как в первом так и во втором случае речь идет лишь о разных формах обиды они лишь по разному проявляются. А обиды, в свою очередь, — это две ветки на стволе непрощения.

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖНО ПЕРЕЖИТЬ НЕСПРАВЕДИВОСТЬ

ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ

Да в действительности все достаточно просто и понятно. Все люди созданы для любви и хотят этой любви. Любовь проявляется в уважении, в похвале, в признании, в поддержке, в доброжелательности по отношению к нам. Мы не просто долго думали о том, как к нам люди должны относится, такая потребность в нас заложена. Мы хотим быть любимыми и любить и без этого жизнь сложна, мрачна и лишена самой важной краски. Если сделать еще более глубокий шаг в осмыслении любви то подлинная причина такой потребности в любви в том, что мы созданы Богом, который есть любовь и Бог в нас вложил частицу Своей природы, а Его природы любовь и мы созданы по Его образу и подобию. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:8). Соответственно, когда к нам несправедливы, когда нас не уважают, оскорбляют это сложно переносить, потому что таким образом нам показывают как нас не любят. Библия показывает нам достаточное количество героев, которые достаточно агрессивно реагировали на неуважение к себе, на критику. Вспомним Саула, первого царя Израиля, который метал копье в Давида, о котором люди говорили, что он лучше Саула: «И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства» (1Цар.18:7,8). Фарисеи не смогли перенести конкуренцию религиозную со Христом. Сразу после воскресения Лазаря они открытым текстом высказали о чем больше всего переживали: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Иоан.12:17-19). К ним же присоединились книжники, которых критиковал Христос и вместе они сговорились убить Христа, по сути,  по самой главной причине, чтобы вернуть к себе уважение, которое у них забирал Господь и Спаситель. Вместо того, чтобы самим меняться, они предпочли устранить того, кто так мешал им стяжать собственную славу.

   Люди так реагируют на неуважение к себе, потому что им больно. Когда меня не любят, не хвалят, но критикуют, мне просто больно. Есть такая болезнь, или симптом защемление нерва. Защемление нерва возникает, когда нервные корешки, которые отходят от спинного мозга, сдавливаются соседними позвонками или же другими «преградами», среди которых: грыжи, спазмированные мышцы, сухожилия, хрящи, опухоли, протрузия. Защемление нерва всегда сопровождается сильной болью (колющей, жгучей, стреляющей). Ну вот примерно так происходит и с душой человека. Иногда душа болит, Библия называет это состояние скорбью. Даже Христос переживал подобное состояние боли души в Гефсиманском саду: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно…» (Мар.14:34). Это, кстати, важный нюанс напоминающий нам, что наш Господь, прошедший Сам разные испытания может и нам сострадать, нас понимать и поддерживать. Несправедливость, нелюбовь к нам заставляет болеть душу. А кто же добровольно, в здравом уме, захочет иметь страдания и боль души? Вот поэтому люди начинают защищаться, как правило, греховным образом. И защищаются вот теми самыми проявлениями, о которых мы говорили: агрессией нападением или обидой, заставляющей уходить в себя. Так, кстати, и с физической болью, часто на людей страдающих физически нападают приступы раздражительности, злобы. Я однажды в своей жизни видел жутчайшее зрелище, которое запомнил на всю жизнь, как грозное предупреждение, что может быть с человеком даже имеющим высокий уровень духовности, переставшим духовно бодрствовать. Один брат проповедник тяжело заболел и пригласил меня в гости. Вопрос стоял жизни и смерти. Каково же было мое удивление, когда я увидел человека на всех кричащего, ведущего себя крайне агрессивно, нагло и по отношению к детям и, что самое удивительное, к своей жене. Господи, взмолился я, — помоги мне всегда помнить этот образ и не в осуждение тому человеку, с ним будешь разбираться Ты, но помнить, чтобы самому не скатиться до такого уровня. Духовная деградация происходит очень быстро, гораздо быстрее чем нам кажется.

ГЛАВА 3. КОГДА ТЕРЯЕТСЯ САМОЕ ВАЖНОЕ

Ужасная суть неумения духовно реагировать не несправедливость, зло, которое к нам обращено, сводится к тому, что мы теряем Христа. Один из ярчайших эпизодов Евангелия, когда Петр идет по воде. «И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (Матф.14:26-28). Вода – это отсутствие основания, устойчивости. Многие люди не идут к Богу, потому что им кажется, что у них, таким образом, будет выбита земля из под ног. Ну вот скажите, как жить не используя месть, не раздражаясь, не обманывая, не давая взятки? Я разговаривал с одним очень высокопоставленным чиновником, очень порядочным человеком, который честно сказал, что не верит в возможность быть политиком – христианином. Когда Христос позвал Петра идти по воде Он тем самым сказал, что каждый из нас получает вызов идти там, где основание есть не люди, не физические и психологические законы, но исключительно Бог. И тут мы затрагиваем вновь крайне важную тему, ведь все люди раздражаются, потому что постоянно ожидают справедливости от людей. Сколько разочарованных ушли из церквей по всему миру только потому что столкнулись с несправедливостью? Вот и стоит вопрос, что является нашим основанием? Если люди, тогда можете сразу разочаровываться. Очень простой тест, если я злюсь и раздражаюсь, когда меня критикуют, мне причиняют боль, тогда я не ориентирован на Бога, я не получаю Божью любовь, Его помощь и поддержку. Да, я понимаю, что в идеале хорошо получать помощь одновременно и от людей и от Бога, но люди, часто, не дают любви и уважения. Мы можем жить полноценной жизнью, даже когда нас отвергают, но это духовное усилие ведущее нас к радости. Христос, Господь и Спаситель, повторял, что Его радость никто не может похитить. «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Иоан.17:13). Секрет хождения по воде Петра, как известно, заключался в том, что Он должен был смотреть на Христа. «Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (Матф.14:28-30). Суть не просто в том, чтобы смотреть на Христа. И вообще, этот образ, который достаточно часто приводят проповедники, говорит о том, что не просто физически смотреть на Спасителя, а помнить о Его качествах, о Его природе, быть мысленно связанным с Богом и подпитываться Его энергией.

ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Самый общий принцип, легко запоминающийся, будет называться — НОС. НОС — это аббревиатура показывающая три главные реакции из них две неправильные, не Божьи и одна правильна, по воле Божьей, как учит Бог.

Н — нападать. О — обижаться. С — смотреть на Христа. А теперь посмотрим все нюансы, что значит не нападать, не обижаться и как смотреть на Христа.

1) Не мстить. Как только мы начинаем стремиться человеку отплатить злом, когда он нас обидел, мы подпадаем в капкан привязки к обидчику. Мы о нем думаем, прокручиваем ту сцену когда нас обидели, а  так же прокручиваем, как мы ему что-то такое скажем или чего хуже сделаем, что он больше никогда не посмеет так над нами издеваться. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Как минимум, месть выглядит, как взаимная угроза. Ага, если вы со мной так по злому поступили, тогда держитесь, я с вами так же жестко поступлю, но мало того, что мы грешим, еще и не даем возможность Богу действовать.

2) Врагов любить т.е, молиться, благотворить и благословлять. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). А любовь, как известно, начинается с прощения. Но к прощению нужно подойти. У христиан должна быть триада. Мы знаем, что нужно читать Библию и молиться и это очень правильный фон. Однако, если еще третья необходимая составная — духовно мыслить. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Рим.8:6). Наибольшая радость, переживаемая христианином, бывает когда приводишь человека ко Христу и видишь, как он меняется. Вторая радость — когда меняешься сам, когда одерживаешь духовные победы.

3) Говорить прямо о грехах. «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лук.17:3,4). Во всех остальных случаях по ситуации и с мудростью. Христос не обличал всех подряд. Иногда даже защищал некоторых грешников, а некоторых злостных, как тех же фарисеев, книжников обличал. Во-первых, говорить правду это Божья заповедь, а отмалчиваться – это грех.

4) Все ко благу. Даже конфликтные ситуации,  когда к вам несправедливо относятся все содействует ко благу. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Всегда молитесь так, — Господи, какое благо Ты мне хочешь дать, когда ко мне несправедливо относятся? Даже распятие Христа самое великое преступление человечества обернулось благом. Даже кажущаяся победа дьявола превратилась в победу Бога, потому что преданный, терзаемый, умерший Христос воскрес. Когда к нам относятся несправедливо и нам больно, Бог нередко показывает нашу сущность, наши ценности, то за что мы держимся и насколько умеем ходить по воде глядя на Христа.

5) Защищайте себя и не позволяйте собой манипулировать, но защищайте только в рамках христианства, чтобы не утонуть.

ШАГ 1. Почему у христиан такое представление, что не нужно себя защищать, что если с тобой неуважительно разговаривают, то это нужно сносить, когда хамят и грубят? Представим себе такого мужа тирана, который третирует, издевается над собственной женой. А у жены сформировался взгляд, что нужно же терпеть, а разводиться христианство запрещает. Типичные манипуляции мужа: «Я грешу, а ты что побежишь пастору все рассказывать? Стукачеством занимаешься?» В чем манипуляция? Муж не хочет меняться, но чтобы скрыть нежелание изменений показывает аморальность жены, которая порывается идти разговаривать с пастором. Это манипуляция чистой воды. Вовсе не нужно идти к пастору, когда супруги могут сами сесть и по мудрому с любовью все разобрать. Но если есть грех одного из супругов и муж или жена не хотят решать проблемы тогда, конечно же, к пастору. И тут-то супругу которым манипулируют становится на воду и идет ко Христу, потому что сейчас им будут манипулировать такими типичными фразками: «Не выносить ссор из избы», «Ты стукач», «А ты посмотри на свое христианство, перед тем, как других судить?». Нужно прямо говорить своей второй половине о грехе и ничего, никого не бояться кроме Бога. Но для того, чтобы быть стойким нужно смотреть на Христа.

ШАГ 2. Но если вы видите, что ничего изменить нельзя, развод невозмоен, если говорить о семье, это шаг, который Бог запрещает. Тогда в смирении продолжаете служить второй половине, но не позволяйте супругу злоупотреблять вашим христианством и добротой.

То же на работе. То же среди студентов. Как же можно себя защитить по христиански? Так прямо и говорите: никогда не смей мне хамить и грубить. Не разговаривай со мной грубо. И повторяйте это столько раз сколько вам говорят грубо. Вспомним, как однажды защищался Ап. Павел: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда?» (Деян.22:25).

Даже, когда с вами несправедливы, все равно оставайтесь христианином.

  • Не раздражайтесь и помните, что очень важно каким вы тоном говорите.
  • Что бы вы ни говорили и не делали по отношению, например, к неверующим, пусть вашим критерием будет следующее, — не стыдно ли вам потом увидеть этого человека в церкви и чтобы тот, например, с кем у вас был конфликт, мог бы удивиться увидев вас в церкви и подумать, как же этот грубиян и скандалист может посещать церковь и быть христианином?

ГЛАВА 5. О ВОДЕ

Вода вещество, которое не позволяет по ней ходить. Человек обязательно будет идти под воду. Но нужно было идти, потому что призвал идти по воде сам Господь. Христос Сам ходил. Вода для ходьбы — символ невозможного. Как для человека невозможно без Бога, без Духа Святого, реагировать с любовью, не раздражаясь, мудро отвечать, так и  по воде невозможно ходить. Как невозможно ходить по воде без Божьего чуда, так и кротко, по христиански реагировать на несправедливость — это так же чудо, которое невозможно без Божьей поддержки. Тонуть — это значит грешить, это значит возвращаться к старому способу ходьбы по воде. Таким образом — вода, именно в этом эпизоде, символизирует нашу слабость духовную, нашу невозможность двигаться по жизни без Христа. А вы не находите, что вся наша жизнь напоминает воду? Не находите, что мы тонем гораздо чаще чем хотелось бы? Я вспоминаю, как однажды в парикмахерской жены работники пожаловались, что пришел один мужчина, подстригся и наглым образом ушел не рассчитавшись. Нужно заметить, что хамство я переношу несколько болезненно. Нужно же было такому случится, чтобы этот мужчина, через недели три, снова зашел в парикмахерскую, а я в это время был рядышком. Женщины, которые там работали, сразу же мне сказали — это он, тот самый. К тому же он зашел немного выпивший да еще и начал себя как-то неадекватно вести. Я почувствовал чисто мужской боевой зов. Громко, четко и быстро отдавал приказы мой адреналин. Я взял этого мужчину за руку и с силой потащил на улицу. Используя наш образ — я начал тонуть. В это  время проговорил Дух Святой, — ты сможешь потом этому человеку говорить о Христе, ты сам похож на христианина, ты сможешь его приглашать в церковь после такой реакции? И  пока я его вытащил на улицу — это уже был иной разговор и иное настроение. Я извинился за столь резкую реакцию, объяснил, что христианин и напомнил, что совсем нехорошо так поступать и нарушать заповеди Божьи. И очень приглашал в парикмахерскую, но исключительно платно, напоминая, что у парикмахеров есть семьи, дети и им так же нужно за что-то жить. Удивительно, но он сказал, что все понял и больше таких моментов не будет. Я тонул, но в этот момент Дух Божий напомнил, что смотреть то нужно на Христа. Вот теперь для нас более понятен призыв, Божья заповедь из послания к римлянам: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

ИТОГИ. ЕЩЕ РАЗ О ХОЖДЕНИИ ПО ВОДЕ

Помните мы говорили о том, что когда смотришь на Христа только так можно идти по воде. А смотреть на Христа означало помнить о Его качествах и не забывать, что Он в нас и рядом.

— Христос находится в нас.

— Христос наш пастух. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс.22:4).

— Христос поддерживает нас даже когда мы идем по воде. Это невероятно сложные условия для хождения. В нас нет таланта ходить по воде – эту сверхъестественную способность дает Христос, когда мы идем с Ним и к Нему.

— Если мы будем искать поддержку и любви от людей, быстро приходит разочарование, а затем человек начинает тонуть.

Остается пожелать всем не тонуть в сложных обстоятельствах, когда к нам несправедливы, но взирая на Христа проходить наш земной путь по воде.

ВОПРОСЫ: 1) Почему люди обычно реагируют на несправедливость нарушая все Божьи заповеди? 2) Почему люди так сильно ожидают уважения и справедливого отношения к себе от людей? 3) Почему Петр начал тонуть, когда Христос повелел идти по воде? 4) Какая глубокая мысль заложена в эпизоде о том, как Петр не смог удержаться на воде? 5) Когда лично вы тоните, если к вам относятся несправедливо? 6) Почему обычно люди забывают о Христе? 7) Почему так важно к двум основным пунктам духовной стабильности молитве и чтению Библии добавить еще один — духовное размышления? 8) Как духовное размышление нам может помочь не тонуть и что означает практично смотреть на Христа? 9) Что означает аббревиатура Н.О.С.? 10) Каким реальным заповедям при столкновении с несправедливостью учит нас Библия? 11) Что практически изменится в ваших реакциях на несправедливость после проповеди?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *