ПОЕЗДКА В ИЗРАИЛЬ. ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА. ч.8. (3) СТАРЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Едем к гробу Господнему. Всегда представлялся храм воскресения Христа громадным. Он оказался, в действительности не таким гуж и грандиозным. Впрочем, внутри довольно большое пространство.IMG_2684 Считается, что именно на этом месте был распят, погребен, а затем воскрес Господь Христос. Так же ежегодно, на праздник Пасхи, снисходит благодатный огонь. В каждую эпоху этот храм кто-то постоянно перестраивал, достраивал. Императоры разрушали и отстраивали заново. Затем крестоносцы и даже в 1860 году был сооружен полусферический купол над самим храмом. Гид бодренько, перед входом в храм, приказал всем оставаться на месте, а сам побежал узнавать насколько большие очереди и сколько займет времени пробиться к месту, куда снисходит огонь, чтобы запалить от него свечу. Выяснилось, что нам придется ждать несколько часов. Желание выстаивать громадные очереди не было никакого еще и у жены и дочери головы разболелись от суеты и духоты царящих в храме. Мы просто сели на лавочку и созерцали то, что всегда остается самым интересным – поведение людей. Одни фотографировалась, и таких было великое множество, пару человек сидели и читали, один Новый Завет другой же православный молитвослов. IMG_2688Один англиканский священник делал небольшую лекцию, наверное, своим прихожанам. Увидев нас, широко улыбнулся, представился. Типичный английский священник рыжий, высокий, энергичный подарил нам несколько свечей.

Недалеко от нас увидел целую группу в украинских вышиванках. Оказались из Ивано-Франковска. Перед ними стоял гид, молодой парень с густой шевелюрой в очках с модной оправой и тщательно, во всех подробностях, рассказывал почему нет никакого снисхождения сверхъестественного огня, а есть просто благодатный огонь, зажигаемый совершенно естественно, без всякой мистики. Остолбеневшие люди, с западной Украины, наверное, все православные, слушали молча и хмуро. Одна женщина не выдержав воскликнула: «Так вы же большой камень сомнения бросаете?» На что лектор невозмутимо ответил: «Обращаюсь только к фактам».

   С одной из дверей храма, который поделен между несколькими конфессиями, вышел здоровенный, абсолютно черный монах бенедиктинец. С суровым видом перегородил всем паломникам дорогу и через минуту появился священник греческой православной церкви, который как-то вяло, без особого старания, чуть ли не зевая, помахал во все стороны несколько раз кадилом, из которого поднималось воскурение и исчез. Люди снова заняли свои позиции, с любопытством разглядывая друг друга и все вокруг.

   Мы выходим на улицу, сидим на ступеньках ждем остальных после того, как немного прошлись по невероятно узким улочкам20150912142422[1] сплошным рядам арабских сувенирных лавочек и продуктовых магазинчиков. IMG_2693Выбегает наш экскурсовод и говорит, что именно сейчас в храм будет заходить патриарх какой-то православной церкви, поэтому придется ждать еще некоторое время, пока оставшиеся люди из нашей группы смогут приложиться ко всем святыням. Как заметил муж моей дочери, молодой немец, на несколько ломанном русском: «Здесь всё нужно целовать (?)» Это был то ли вопрос, то ли констатация факта.

Раздаются сверх мощные удары колоколов, выбегает полиция и начинает всех оттеснять с главной дороги к храму. Удары колоколов все усиливались и вот выходит мужчины, нарядно одетый, в турецкой шапочке и позолоченным скипетром. Он возглавляет колонну. 20150912160611[1]Затем квадратом идут высокопоставленные священники рангом ниже, напоминая телохранителей, а внутри этого квадрата, сам патриарх. Люди замерли и смотрят на всю эту процессию, как мне показалось, без особой доброжелательности, скорее с некоторым любопытством и досадой, что сейчас этот главный священник какой-то церкви, займет время и все очереди будут приостановлены.

   Наконец мы, уставшие и от жары и сверхутреннего подъема, от избыточного количества впечатлений, идем, все по тем же сверхузенькими арабским улочкам, к стене плача.

   стана плача-1Вот это уж действительно стена плача или, как ее еще называют евреи, западная стена. Сам храм был разрушен воинами римского полководца Тита. Еще Христос предупреждал об этом разрушении. Стена выглядит точно как на фотографиях. Гид убеждает каждого участника экскурсии написать записочку с пожеланием, которое должно обязательно исполниться если его положить в щель стены храма. Мужчины и женщины идут по разные стороны. стена плача-3Набожные евреи, в великом множестве, стояли у стены и шатаясь, как бы подстраиваясь под Божественный вселенский ритм, совершают свои молитвы, плача о разрушенном Иерусалиме и прося Всевышнего о его восстановлении. Это наиболее тихое место среди всех святынь, может быть, потому что это место молитв. И даже наш экскурсовод, который тщательно скрывал свою религиозную принадлежность, но при этом, нужно отдать ему должное, так подробно и хорошо рассказывал о библейских событиях, что это местами напоминала проповедь, прислонился к стене, без оглядки на то, как он выглядит со стороны, и похоже весьма искренне молился. 20150912165941[1]Людей у стены великое множество и у всех разное отношение к происходящему. Кто-то просто стоит и смотрит, кто-то засовывает записки в стену, кто-то скучающе смотрит, ничего не понимая. Искренние иудеи плачут, шатаются и отойдя в сторону о чём-то долго беседуют. Но это та стена, которая видела Христа, у которой проповедовали Апостолы, возле которой тысячи лет молятся евреи. С одной стороны вспоминаешь о вечной борьбе ислама с христианством, когда смотришь на позолоченный Купол Скалы, стоящий на месте с которого, как верят мусульмане, произошло вознесение Мухаммеда и который всегда возвышается над стеной плача словно напоминая, — мы всегда рядом с вами, христиане и м будем вести войну, потому сто вы наши недружественные соседи. С другой же стороны, вспоминаешь слова Христа, в которых Спаситель говорит о неизбежности разрушения храма. Стоишь, смотришь и понимаешь, что сейчас можно протянуть руку и прикоснуться к временному пропитанному вечностью. Да, если Бог говорит это точно сбывается: «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37).

   Что ж, экскурсия закончена. Мы, уставшие, идем в автобус, который продолжает стоять, ждать нас. Между десятками таких же автобусов сотни туристов со всего мира. Чувства от экскурсии несколько противоречивые и даже скорее, с привкусом некоторого разочарования. Да, не буду спорить, возможно я и моя жена и моя дочь и ее муж, все мы испорченные, не чувствительные к «святым местам» люди. О чем говорят наши впечатления? Первое, конечно, нужно посетить Иерусалим, если позволяют средства, чтобы, по крайней мере, сложить свое собственное мнение, которое может даже очень не совпадать с нашим. Второе, — как сказала моя сестра, она ездила несколько лет назад: «Мне поездка в Иерусалим понравилась, но Бога я там не ощутила. А вот в церкви ощутила». И третье, заехал к моей старшей дочери, друг семьи, друг и брат по вере, живет в Израиле 17 лет. Разговорились, рассказал о своих впечатлениях о поездке в Иерусалим. Его реакция последовала незамедлительно: «Да, это, в основном бизнес центры».

   Никого не хочу разочаровывать. Поезжайте, смотрите, размышляйте, чувствуйте. Христос как-то сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *