ПОСЛАНИЕ ИАКОВА. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ (2я гл. 14 – 26 ст.) ВЕРА ИЛИ ДЕЛА? ЧЕМ СПАСАЕМСЯ?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

В предыдущем разделе мы говорили о судах Божьих и выяснили, что суд над церковью будет обязательно и суд будет происходить в тот момент, когда церковь будет восхищена в небо, ко Христу. Кто возьмется, тот и будет со Христом, а кто останется на земле, тот суд и не прошел. И, конечно же, мы понимаем, что все зависит от веры, правильности ее направления. Ведь не даром Христос неоднократно повторял такие слова, указывая на важнейшую роль веры в спасении: «…вера твоя спасла тебя…». (Матф.9:22). Как же обрести настоящую веру, спасительную, не бесполезную, но живую, Божью веру? Как раз этому нас и будет учить Иаков.
ГЛАВА 1. «ЧТО ПОЛЬЗЫ?»
«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14). Первый вопрос, с которым мы сталкиваемся в послании: «Что пользы?» Оказывается, Бог не просто довольствуется нашей верой, но ищет из нее пользу, и еще один перевод «выгода», т.е. какой-то толк в вашей вере? Из веры должна быть двойная польза, исходя из послания Иакова:
1.Польза для спасения. «может ли такая вера спасти?» оказывается, вера нужна не сама по себе, а нужна, как средство для спасения. Что толку, ели преступник знает уголовный кодекс, лучше любого юриста, а все равно его нарушает? Всякий раз, когда меня ругали родители, что я так плохо сдал экзамены, приходилось оправдываться одной фразой: «Я учил». Родители всегда возмущенно возражали: «Толку от твоего учения?». Вы купили новенькую машину или телевизор, а внутри начинки нет. Вы, оказывается, купили только корпус или кузов. Что толку? Что толку от этой вещи? А что толку от веры? Итак, первый толк, для нас же самих. Вера должна носить спасительный характер, т.е. помогать в деле спасения, приводить к спасению. А в самой по себе вере, вере, так сказать пустой толку нет, о чем мы еще поговорим.
2.Польза для ближнего. Вы валяетесь избитым на дороге. Мимо вас проходит священник и никакой помощи, потому что он спешит на богослужение, затем проходит левит. Он подошел ближе посмотрел на вас, но прикасаться к вам не хочется, потому что вы грязный, плохо пахните, да и не понятно, может это ловушка. Затем к вам подходит самарянин, которого вы всегда презирали, и даже брезговали к нему прикоснуться, но именно он оказывает вам помощь, и довозит до самой гостиницы, да еще и платит за вас. Вы, конечно узнали историю о милосердном самарянине, которую рассказал Христос и записана эта история в евангелии от Луки 10 гл. 30 – 37. А теперь ответьте на вопрос, какая польза для вас лично от священника имеющего веру и всю жизнь служащего Богу ритуалами? Какая польза лететь на самолете, у которого отказал двигатель? Что пользы садиться в машину, если у машины нет двигателя? Именно о такой ненужности, непригодности неоднократно предупреждал своих учеников Христос: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13). Так Иаков завершает этот раздел: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17).
ГЛАВА 2. ПОКАЖИ ВЕРУ
«Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18). Странный вопрос, можно ли показать веру? Но ведь если можно показать знание гитары – красивая игра, знание воспитания — воспитанные дети, знание компьютера с умение работать, кулинария – умение вкусно готовить… Так точно можно и нужно показывать веру. Это Божье желание, это Его воля. Вспомним слова Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). Вера, оказывается, вполне видимая вещь. Как можно было увидеть апостольство ап. Павла, его веру? «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1Фесс.2:19); «…печать моего апостольства — вы в Господе» (1Кор.9:2). Получается интересная мысль, плод христианской жизни – это видимая сторона веры. А у веры, продолжаем мы размышлять, должно быть две стороны, — невидимая, это наши внутренние убеждения, это наши взгляды, надежда и так далее. И видимая сторона – это поступки, исходящие из веры.
Соседка недавно жаловалась, что сейчас очень трудно купить хороший дом. Вызывают мастеров, которые ставят стены из гипсокартона, а внутри разваливала, хотя внешне выглядит, как новенький. Так и с верой. Вера, имеющая красивый фасад, как у фарисеев, а внутри мертвая не помогает и больше похожа на фарисейскую веру: Именно о такой вере говорил Христос в одной из самых жёстких своих речей: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф.23:27).
У вас есть, что показать в вашей вере? Что бы вы показали сегодня Богу, случись вам пред ним предстать? А как было определить веру самого Христа? И это можно было увидеть, о чем Христос прямо говорил ученикам Иоанна: «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовест-вуют» (Матф.11 2 — 5).
ГЛАВА 3. ВЕРА БЕСОВСКАЯ И ВЕРА ХРИСТИАНСКАЯ
«Да, но я же в любом случае верую, что Бог есть», — возразит не слишком активный христианин. Иаков, словно предвидя возможные вопросы, сразу же на них и отвечает: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Один проповедник говорил, что, к сожалению, иногда вера бесов более высокого уровня, чем вера отдельных христиан. Бесы хотя бы трепещут, а христиане и того не имеют. Если представить, что вера состоит из 2х составляющих, тогда мы сможем разобраться с настоящей верой:
1. Вера, как знание. Бесы, оказывается точно и лучше нас знают, что Бог есть и что он един. Перед бесами всегда открыт духовный мир. Такую же способность имеют и те, кто занимается различными видами оккультизма. Это явление даже имеет свое название «третий глаз» – возможность видеть невидимое. Но знание невидимого еще не делает нас спасенными. 1я Царств 28я глава: «Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница… и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе. Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело. Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне» (1Цар.28:7-11). Саул обращается к ворожеи и просит вывести дух Самуила пророка. Выходит этот дух и говорит всю правду Саулу. Что же ожидается от Саула – покаяние. Но он, увидевши духовный мир открытым, вошедши в этот духовный мир через конкретно запрещенную Богом дверь и не собирается каяться. А ведь знал Давид заповедь Божью, потому что сам повыгонял из страны волшебников: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:31).
2. Вера, как поступок. Но так же вера должна проявляться в делах. И в этом то проблема. Бесовская вера это вера, как знание и больше ничего. Я говорил с одним несколько лет назад, интеллектуал, большой любитель музыки и литературы. Он мне так все правильно отвечал о Боге, что я даже удивился, а затем стало известно, что он спился, жена его бросила и сейчас он живет сам. Была ли его вера спасительной, действенной? Проблема с бесовской верой, все та же, бесовская вера не спасает. А зачем такая вера нужна? Так Иаков и закачивает этот раздел: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак.2:20).
ГЛАВА 4. ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
Через всю Библию красной нитью проходит духовно — юридический аспект отношений с Богом. Сами посудите, такие понятия как завет (договор), закон, нарушение закона, наказание, прощение, и наконец, понятие, о котором сейчас мы будем говорить – «оправдание». С одной стороны, мы уже оправданы и так учит нас Библия: «…ныне, будучи оправданы Кровию Его…» (Рим.5:9). Такое оправдание мы получаем даром: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3:24). Как видите, речь идет об уже свершившемся факте – мы действительно получили оправдание. Оправдание – снятие вины за нарушение закона, в данном случае, Божьего закона. Так происходит, потому что Христос взял на себя вину и наказание за грех. Но это еще не все. Представьте себе преступника, который сейчас был оправдан на суде. Судья громко и торжественно произнес: «Оправдан!» Всеобщее ликование, все родственники обнимают подсудимого. А что дальше? А дальше подсудимый свободен. Но Библия предупреждает и о процессе оправдания, который нужно довести до конца: «… не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим.2:13). А если преступник, после оправдания опять пошел заниматься противозаконными действиями, что с ним будет? Разве оправдание с него не снимается? Вдумайтесь, повторно в тюрьму попадает или точнее возвращается 77% однажды осужденных. Библия ясно предупреждает о том, что оправдание можно потерять: «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда…» (Евр.10:26,27).
Конечно, есть разница между Божьим правосудием и государственным. Бог прощает за искреннее покаяние, а государство все равно заставит нести наказание. А теперь мы приходим к выводу, что дальше оправдание уже происходит не просто так, а совместно с Богом. Переходим к истории об Аврааме. Он, как мы помним вначале, получил от Бога повеление, оставить всех своих родственников и идти в землю, которую укажет Бог. Авраам послушался и что же? Конечно же, всякий акт послушания – есть оправдание. Всякое послушание закону нас оправдывает. Но ведь это еще не все. Аврааму понадобилось еще раз услышать от Бога повеление принести сына в жертву. Опять Авраам послушался и что говорит об этом Бог, что повторяет Иаков? «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (Иак.2:21). То же и с Раав блудницей: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?» (Иак.2:25). Эта женщина легкого поведения мужественно скрыла еврейских разведчиков, рискуя своей жизнью, и все потому, что она верила в Бога этого самого еврейского народа.
Христиане, полагающие, что после уверования они уже спасены, и ничто с ними не может произойти всегда ссылаются на знаменитый Библейский стих: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9). Тот же Ап. Павел предупреждает Коринфян, чтобы они поступали свято: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2Кор.6:1). А в том же послании к Ефесянам, где Апостол писал, что вы уже благодатью спасены, далее говорится: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11,12).
ГЛАВА 5. КАК РАЗВИВАЕТСЯ ВЕРА ст.22. и ст.26
Мне нравится аналогия с цветком. Цветок или растет или же умирает, такого положе-ния, чтобы цветок застрял на месте не бывает. То же происходит с верой. Она либо растет, либо умирает. А то, что норма для христианина это растущая вера, об этом говорит и ап. Павел: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами» (2Фесс.1:3).
1) «Вера содействовала делам». Что значит, рост веры и как это происходит, об этом нам и говорит Иаков: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иак.2:21,22). Как говорит пастор Рик Уоррен: «Человек верит только в то, что исполняет».
Итак, первое действие настоящей, живой, не бесовской веры – содействие делам, побуждение к делам для славы Божьей. Вера в истинность Божьих заповедей побуждает их исполнять. Послание к евреям 11 глава дает широкую панораму героев веры начиная от Ветхого Завета и формулировка дается такая, верою тот герой делал такие поступки, а другой герой той же верой делал иные героические поступки. «… верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих…» (Евр.11:33,34). Получается, что вера – это поступок по воле Божьей, дело для Бога, вера в Христа, как Спасителя, побуждает нас к делам христианским. Обратите внимание, что для таких добрых дел, которыми мы прославляем Бога мы и созданы: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).
2) «Делами вера достигла совершенства». Каждый поступок бесследно не проходит. Каждый поступок по воле Божьей дает нам укрепление, усиление веры. Мы, однажды испытавши Бога и увидевши Его великие благословения, в следующий раз будем совершать поступок веры более решительно. Например, кто-то начал с того, что молился 5 минут, затем 10 или 15, вкусивши радость молитвы и увидевши, что это великая сила, уже бесстрашно отправился в «молитвенный заплыв» на 45 минут, а после того пришел на молитвенную ночь, присоединился к молитвенному служению. Так растет вера, так растет доверие Богу. Можно сказать, что шкала, показывающая степень и силу нашей веры — это поступки по воле Божьей. Получается, что вера побуждает делать дело веры, а дело укрепляет и развивает веру доводя нас до совершенства.
Рассказывают такую историю. Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева — его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут… И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

ВЫВОДЫ. Что ж, мы с вами узнали кое-что важное о христианской жизни. Мы узнали, что вера может быть мертвой. Узнали, что вера может быть бесовской и не спасительной. Так же поговорили о том, что вера это не только знания, но еще и действия, поступки. Мы услышали Божий призыв, чтобы мы могли показывать веру. Наша вера, оказывается, должна быть видимой. Узнали, в чем именно наша вера может быть видимой. До сих пор идут споры, что же есть служение? Убирать пол дома это служить Богу? Сварить кушать своему мужу это служение? Вопрос не праздный, потому что сейчас мы должны выяснить через что мы можем и должны показать нашу веру, в чем она может проявляться живая, действенная христианская вера? Служить мы должны в любом месте, чтобы мы не делали. Варим ли борщ, копаем ли картошку, слушаем мужа. Библия об этом говорит достаточно просто и точно: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол.3:23). Пусть Бог будет проявляться в самых обыденных делах, потому что даже мелочи вы будете делать во славу Божью! Но не менее важно служить и в церкви, от церкви и для церкви, а церковь есть тело Христово. Я всегда в таких случаях вспоминаю интересное место из Библии, говорящее о том, что Христос вышел на служение именно тогда, когда пошел создавать церковь: «Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лук.3:23). А до тридцати лет, будучи плотником, Он служил обычными бытовыми делами Богу? Дорогие друзья, показывайте вашу веру везде всюду и во всем, и таким образом вы будете учиться всегда прибывать с Богом. Пусть живая вера, которая содействует делам, будет вести вас к совершенству. Аминь.
ВОПРОСЫ: 1) Почему вера не важна сама по себе? Какой толк должен быть из веры? 2) Какой толк от вашей веры вам, ближним, Богу? 3) Что вы можете показать из своей веры? 4) Как происходит оправдание и как это связано с верой? 5) Поделитесь, к каким делам побуждала вас вера и как шаг веры помогла веру укрепить, сделать еще более сильной? 6) Чем именно и в каких поступках, христианин может показывать веру?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *