ПОСЛАНИЕ ИАКОВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1я глава 1 – 17 стихи. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ИСКУШЕНИЯМИ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Мы приступаем к одному из самых интересных и практичных посланий. Это послание дышит Божественным оптимизмом и укрепляет в христианах веру. Иаков, в своем послании, поднимает множество вопросов, таких как: вера и дела, построение отношений с Богом и ближним, мудрость, но, пожалуй, самый главный из них, о подлинно христианской жизни.

   Вначале немного об авторе послания. Иаков называется братом Христа. Большинство богословов считают, что речь идет о двоюродном брате Господа, а не од родном. Как аргумент приводится обращение Христа к своему ученику Иоанну, чтобы он взял на себя заботу о Марии: «Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоан.19:27). Очевидно, что если бы Иаков был родным сыном Марии, он бы взял заботу о материи. Духовное становление двоюродного брата Христа было таковым. Братья, в том числе и Иаков, поначалу не веровали во Христа: «Даже Его братья не верили Ему» (Иоан.7:5). Затем, в перечне тех, кому явился воскресший Христос, есть Иаков (1 Кор.15.7). После чего, с автором послания происходит разительная перемена. Он становится не просто христианином, но через некоторое время, епископом Иерусалимской церкви. Вот, что пишет о нем отец церкви Климент Александрийский в своей книге «О знаменитых мужах»: «После страстей Господних Иаков был сразу же посвящен апостолами в сан епископа Иерусалима. Он управлял иерусалимской церковью в течение тридцати лет, то есть до седьмого года правления императора Нерона». «И Иаков, Петр и Иоанн, — те, кого считают столпами Церкви…» (Гал.2:9). Время написания послания, примерно между 45 и 48 годами. Таким образом, пред нами самое первое послание написанное в Новом Завете. Интересно, что с момента воскресения Христа прошло, примерно 13 лет, все события еще очень свежи в памяти людей. А теперь в путь. В путешествие по истинам Слова Божьего.

ГЛАВА 1. стихи 1 – 4. РАДУЙТЕСЬ В ИСКУШЕНИЯХ

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:2). В начале послания звучит слово «радуйтесь», это эквивалент нашему обычному «привет». Но, далее, Иаков призывает радоваться в тех ситуациях, когда обычным считается хныканье, обида и гнев. Мы привыкли, что положительные события вызывают естественную реакцию радости. Обычно страдания, переживания, порождают боль, скорбь и печаль. Попробуем представить картину, человек, переживающий серьезные трудности, переполнен желанием отомстить обидчику, обидеться, солгать и так далее. Типичные ситуации, ребенок разбил драгоценную вазу, понизили в должности на работе, не отдали деньги, взятые в долг, заболел в неподходящий момент. Моя неверующая мама, в таких случаях, говорила: «Сработал закон подлости». Но, с момента уверования реакции меняются с обычных, бездуховных, мирских, на духовные. И нет больше закона подлости, а есть испытания. Я маленький мальчик, лет 4х или 5ти. Отец учит меня кататься на 2х колесном велосипеде и постоянно кричит: «Не смотри под ноги! Смотри вперед! Смотри только вперед!» Благодаря такой тренировке отца я очень быстро научился ездить на велосипеде. Вы так же можете научиться, и я говорю не о катании на велосипеде, а о том, как научиться радоваться в страданиях и искушениях.

   1) Чтобы с радостью переживать искушения нужно знать какую пользу мы получаем. Всегда смотреть вперед. «зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». (Иак.1:3,4). Итак, Бог предлагает нам не смотреть на землю, не смотреть на воду, как это делал Ап. Петр и начал тонуть, но смотреть глазами веры только вперед, на цель. Позвольте привести еще один пример. Сильный шторм, корабль давно носит по волнам и бедные матросы уже не знают, что и думать. Всех охватила паника. И вдруг залезший на самую верхнюю мачту, с подзорной трубой, моряк кричит: «Земля! Вижу землю!» На корабле начинается всеобщее ликование. Оглохший моторист не слышит обнадеживающий крик матроса увидевшего землю и делает вывод, что все вокруг сошли сума. Наверное, думает он, на этом корабле остался нормальным только я. Проблема, как вы поняли, в том, что он не знал, не услышал, что впереди есть надежда, есть цель, и потому не мог, среди шторма, радоваться тому, что осталось так мало до спасения. В искушениях смотри вперед на Божью цель. А Божья цель – «чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Будешь смотреть на сами искушения утонешь! Будешь смотреть на цель от Христа, выживешь и победишь! Библия призывает нас подражать Богу в Его совершенстве. Не в плане вездесущности или всемогущества. Подражать в совершенной любви: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:46-48).

2) Знание необходимости терпения помогают терпеть с радостью. Терпеть = страдать. Меня просто озарило, да ведь терпение это и есть страдания! Мы страдаем, когда терпим. Мы можем радоваться в страданиях только тогда, когда у нас есть надежда и понимание того, куда мы движемся. Иаков предлагает нам радоваться не самим страданиям, но тому, к чему они приводят: ИСПЫТАНИЯ — УЧАТ ТЕРПЕТЬ. Терпеть никто не любит. Но, если во время терпения вы будете думать и сами себе говорить: «через терпение Бог ведет меня к совершенству» вы победите. Важный момент, слово «терпение» переводится с греческого, как «выдержка», «стойкость». Получается, что нет другого способа стать более сильным духовно, духовно возрастать, взрослеть, как через терпение. Один из героев Ветхого Завета, которого так же звали Иаков, показывает нам на собственном примере, как преодолевать трудности и терпеть с радостью: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт.29:20). Иаков полюбил Рахиль, но ее отец поставил условия, — семь лет отработки. И хотя сказано, что семь лет прошли, как один день, тем не менее Иакову пришлось помучаться не мало времени. Есть два вида терпения: 1) Пассивное терпение, в котором ничего не нужно делать. Такое терпение производит тоску, печаль и все остальные спутники душевных и физических болезней. Мы расклеиваемся и ждем, что нас кто-либо пожалеет. 2) Активное терпение развивает веру в Бога, силу Духа Святого. В активном терпении мы молимся и радуемся, зная, что сейчас идем к совершенству. «терпением вашим спасайте души ваши». (Лук.21:19) Шаги по радости в искушениях выглядят так: 1) Я хочу духовно возрастать, идти к совершенству. Впереди цель. 2) Я могу прийти к совершенству только через терпение в искушениях. 3) Перенося страдания с активным, положительным терпением, я достигаю совершенства. Итак, друзья, кардинально меняем отношение к страданиям и учимся проходить испытания с радостью.

ГЛАВА 2. стихи 5. КАК ПРОСИТЬ И ПОЛУЧАТЬ МУДРОСТЬ У БОГА

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». (Иак.1:5). Теперь понятно, что мудрость это путь к духовному совершенству.

1. Мудрость не получается в один момент. Получение мудрости – процесс. Почему-то верующие, как правило, думают всегда, что Бог будет давать мудрость по мановению волшебной палочки. Это так же редко происходит, как и получение в наследство миллионов долларов. Скорее происходит так, что если человек хочет получить, например, много денег, он получает благословение в нескольких аспектах: Бог дает идеи, дает стартовую сумму для бизнеса, дает возможность достать оборудование или товар. Мудрость нужно приобретать. Нужно работать духовно, чтобы стать мудрым: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя» (Прит.4:5,6).

   Моя жена, так часто вспоминает людей, которые были ее духовными родителями — бывший пастор Черниговской церкви Списовский Григорий. Особенно часто вспоминает его жену. Это была мудрейшая женщина. Ее мудрость была в реакциях на обстоятельства. Она не орала на детей. Она давала мудрые советы. Она никогда не выходила из себя. Была весьма сдержанна в плане комфорта, пищи и отличалась большой верностью Бога. Когда соседи разбили окно, только потому, что они сектанты (с их точки зрения) те пошли извиняться, может быть чем то обидели. С таким человеком не просто было легко, Галина Степановна вдохновляла самим своим образом, своей жизнь наполненной мудростью. Но, какие страдания пришлось пережить этой семье Божьего служителя, чтобы приобрести такую мудрость? Издевательства советской власти, непонимание внутри церкви, проблемы с детьми в определенном возрасте. Кто же из нас не знает, что за все нужно платить? Поэтому получение мудрости не может быть механическим процессом. Знайте, что когда вы просите мудрость, Бог будет посылать вам трудные обстоятельства, которые вы должны преодолевать терпением. А мудрость будет в том, что вы не будете забывать о цели всех страданий и искушений – к совершенству и духовному возрастанию. Я не верю в то, что на земле можно достичь совершенства, но я так же не верю, что если не стремиться к духовному совершенству можно быть хорошим христианином угодным Богу. Думаю, что вряд ли на земле есть совершенные музыканты, но значит ли это, что музыканту не нужно заниматься, потому что все равно совершенства не достигнуть? Не нужно впадать в крайности. Нужно все время развиваться. Сейчас каждому Бог дает настолько, чтобы воспитывать терпение, которое приведет к совершенному действию. Надеюсь читатель понял, что мудрость – это не сумма необходимых знаний, а практика повседневной жизни с Богом, послушание Ему.

2. Получению мудрости мешают сомнения. «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак.1:6). Враг ответов на молитвы – сомнение. Таково условие Божьей веры, или ты доверяешь или нет, тогда не получаешь. А знаете, что производит сомнения? Негативный опыт прошлого. Я просил несколько раз и ничего не получал, поэтому еще раз попрошу и, конечно же, ничего не получу. Вспомним, как Нееман полководец должен был окунуться семь раз в реку, по слову слуги пророка Елисея (4 Царств.5 гл.)? А как нужно было обойти семь раз Иерихонские стены (Евр.1.30)? Все герои двигались вперед, оставляя прошлый негативный опыт. Один человек из Латвии приехал в западноевропейскую страну без денег. Одолжил у своих знакомых на лечение. Ошибочно припарковал машину не в положенном месте за что заплатил гигантский штраф. Пришлось отдать все одолженные деньги. Но вместо того, чтобы раскисать человек подумал о том, какая может быть польза. Он вернулся в родной город, отправился в мэрию и предложил сделать платные автостоянки и штраф площадку, увеличив приток денег в городскую казну, а себе попросил маленький процент за идею. Так человек из плохого обстоятельств извлекает пользу. Нужно не опираться на негативный опыт, а смотреть только вперед на Христа. Тот же, кто сомневается, сравнивается с морской волной. А какие ассоциации с морской волной? Нестабильная, то появляется, то исчезает, зависит от ветра, погоды. Образ морской волны используется для характеристики молодых христиан – «младенцев»: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения…» (Еф.4:14). Слово «не тверд» переводится, как неустойчив. Один из показателей качества машины – это ее устойчивость на дороге. Представьте, что вы едите на крайне неустойчивой машине, насколько это опасно для жизни, в любой момент она моет перевернуться. Так по жизни идет человек, который не устойчив, то есть сомневающийся. Сомнения – это гусеница веры. Как гусеница объедает кору с деревьев и дерево погибает, так и сомнение. «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак.1:7,8). Как же развивать веру и убивать сомнения, чтобы получать просимое? Настойчивостью. Для меня самый вдохновляющий пример – Даниил (Дан.10.11) Молился 21 день, пока не получил.

ГЛАВА 3. стих 12. БЕЖАТЬ и СРАЖАТЬСЯ,

ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ВЕНЕЦ

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12). Ап. Павел однажды рассказывал о секретах своих мотивов. Да, для нас это прозвучит странно и может быть корыстно, но апостол, который несколько раз был при смерти из-за проповеди Евангелия, стремился получить награду от Бога. Вот как это описано: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1Кор.9:24,25). Мысль о будущей награде…никогда не покидает Ап. Павла. Он хочет получить венец победы из рук Праведного Судии. Апостол сравнивает свое положение с положением лиц, участвовавших в так называемых истмийских играх. Эти игры происходили в Коринфе и, подобно древнегреческим играм (олимпийским) состояли из пяти упражнений: прыганье, метанье диска, беге наперегонки, кулачной и простой борьбе… Ап. Павел вспоминает только о беге на перегонки. Бегут все, но только один получает награду. Так бегите, подобно этому сильнейшему бегуну, собравши все свои силы, и только в таком случае вы получите венец. И это тем более обязательно для христианина, что он получает в награду не простой венок из листьев — символ человеческой похвалы, а венец нетленный от Бога. Помню, как однажды, после проповеди говорящей о вечной жизни, одна христианка сказала, что ее эта тема вообще не волнует. Кажется Бог предвидел такие мысли и ответил на них в Своей Святой книге: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). То, как мы стремимся к вечности и как мы вечностью живем, показывает насколько мы привязаны к земной жизни и насколько мы действительно верующие. Ап. Павел, которого использует Бог, хочет видеть в нас чемпионов. За какое бы служение вы не взялись, каким бы делом не занимались – во всем следует быть лучшим, первым, принести как можно больше плода для Бога, вот в чем стремление получить венец.

ГЛАВА 4. стих 13 – 17. АНАТОМИЯ ИСКУШЕНИЯ

Еще один способ прийти к победе над искушениями – это понимание механизма искушений. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1.13 — 15). Странно, но ведь Бог проверяет нашу веру на прочность? Искушения от Бога или нет? Испытания и искушения – разные слова. Искушать – значит толкать на грех. Испытание – помощь человеку в развитии. Искушение приходит из нашего внутреннего мира, от наших мыслей и желаний: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства…» (Матф.15:19). Искушение (греч. совращение, испытание на прочность) происходит от увлечения и завлечения собственной похотью (очень сильное греховное желание). Обратите внимание на два слова – «увлекаясь» и «обольщаясь», что переводится, как «увлекаясь» и «завлекаясь». Представьте картину, что охотнику нужно заманить животное в капкан. 1й этап – увлечение животного, например куском мяса; 2й этап – животное завлечено уже в капкан – это внешняя сторона дела, показать мясо и завлечь этим мясом в клетку. Но есть еще и внутренняя сторона – реакция животного на кусок мяса, он испытывает похоть – сильное желание, по гречески «эпитумия». В песенках это звучит так: «За это можно все отдать». «Я душу дьяволу продам за ночь с тобой». Кто же нас завлекает грехом — Бог? Конечно же, нет! Кто внутри нас желает грязного греха, Дух Святой? Конечно же, нет, но наша похоть, сильное желание греховного. Вы знаете, как на севере ловят волков? Ставят острый нож с замерзшей кровью. Волк начинает лизать и когда из его языка идет кровь, он уже этого не чувствует. Через некоторое время волка можно найти мертвым. Вспомним пример с Иудой. У него было сильнейшее желание обогащаться. Он, по всей видимости, с этим желанием сражался, но желание оказалось сильнее сопротивления. Иуда забеременел сильным желанием обогащения. Он позволил желанию поселиться в своей душе. (Интересно, что наша душа так же может беременеть). Слово «зачав» переводится, как «арестовывать», и еще одно значение «забеременеть». Итак, мы попадаем сами, добровольно под арест или становимся беременными грехом. Мы его вынашиваем и что важно, что греховное желание в нас растет, крепнет, и потом, как ребенок в чреве матери, оно уже не может сидеть внутри, оно выходит наружу в виде греха. ПОХОТЬ – ГРЕХ – СМЕРТЬ. Я недавно смотрел документальный фильм «Психология убийцы». Парень убил собственную мать. Грех убивает своего хозяина, или своего родителя.

   «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иак.1:13-18). Выражение «не обманывайтесь» можно перевести, как сбиться с пути. И если призыв направлен к человеку, значит и от человека зависит сбиться с пути или нет, подобно тому, как от водителя зависит, сбился ли он с курса или нет, при условии, что ему дана карта. А мы имеем карту жизни и эта карта жизни – Библия. Если Божья природа святость, то, конечно же, от Бога  не исходит зло. Бог не будет делать нам зло. Он дал нам дар Духа Святого, чтобы мы, измененные, стали Его плодом, т.е. результатом Его Божественного труда. Бог ведь над нами трудиться постоянно, именно поэтому написано, что мы «Божье творение…». Сам процесс испытания Иаков определяет греч. словом — чистая, неподдельная монета. Испытание должно очистить человека от всякой нечистоты. Если мы правильно встретим эти испытания, они придадут нам несгибаемую твердость. «чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий». Здесь Апостол, имея в виду обычай библейских евреев — во исполнение требования закона (Исх 22:29; 23:19; 34:22; Лев 2:12; Чис 18:12; Втор 18:4; 26:10; Притч 3:9; Иез 20:40) приносить в дар Богу и святилищу его первые и лучшие плоды (решит биккурим) земли, называет первенствующих христиан начатком плодов духовной нивы (как и у Ап. Павла, 1Кор.3:9). ВОПРОСЫ: 1) Как можно научиться радоваться в терпении? 2) Вы радовались в искушениях? Как это было? 3) Чем отличается активное терпение от пассивного? 4) Как получить мудрость от Бога? 5) У вас получается ловить начало искушения на уровне мыслей? Как этому научиться, чтобы не забеременеть грехом? 6) Насколько Бог виноват в моих искушениях? 7) Вы хотели бы так потрудиться для Бога, чтобы получить венец? Почему нередко христиан вообще не интересует тема получения награды от Бога? В каком деле, в каком служении и за, что вы хотели бы получить венец?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *