ПОСЛАНИЕ ИАКОВА. ЧАСТЬ ПЯТАЯ (3я гл. 1 – 12 ст.) УКРОЩАЕМ ЯЗЫК

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Есть в теле человека один маленький орган, который сложнее всего укротить, сложнее всего подчинить себе – это язык. Сколько же мы говорим лишнего, ненужного, того, что заставляет мучиться и сожалеть? Сколько ран нанесено языком родным нам людям? Не меньше, наверное, чем мы и сами получали ударов от языка, ядовитость которого иногда гораздо сильнее яда змеи. Библия язык сравнивает с острым мечем настолько он опасен и даже смертоносен: «укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово» (Пс.63:3,4). Бог все учит нас через Иакова, как правильно относиться к слову, к языку. В 1й главе Иаков учил нас, как нужно быть медленным на слова. Теперь же, в третьей главе, мы снова возвращаемся к теме произнесенного слова, к теме языка. Кто-кто, а Иаков знал, какую опасность может представлять язык для самого говорящего и для окружающих. Что ж, продолжаем учебу в самой мудрой школе, церкви, где есть только один главный учебник, но в этом учебнике вся Божья мудрость людям.

ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЯЗЫК

На первый взгляд кажется, что Иаков, в начале третьей главы, подходит к теме борьбы с языком очень издали: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1). С одной стороны быть учителем-проповедником в церкви это почетная миссия. Учитель духовный – это дар: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11). Учительство в церкви – это духовный дар, талант от Бога от которого нельзя отказаться, потому что это то, что дарит сам Господь, Дух Святой. О чем же тогда говорит Иаков? О том учительстве, которое нас сопровождает всю жизнь. На работе мы обязательно кому-то что-то подсказываем, дома учим детей или же супруга. Чаще, по мои наблюдениям, жена учит мужаJ. Иаков говорит о том, что как только мы начинаем кого-то учить, воспитывать, наша ответственность сразу возрастает. Это происходит потому что мы собственным языком влияем на другого человека, а раз влияем, то берем ответственность за дальнейший выбор человека в этой ситуации на себя. Вспоминается один эпизод из моей жизни. Я, будучи разочарованным в академической, классической музыке на третьем курсе и увлекшись, рок музыкой, начал активно общаться с одним очень добрым и не бесталанным пареньком, довольно хорошо играющем на гобое. Я потратил много часов, чтобы доказать ему, что игра по нотам, это скука, как мне тогда ошибочно казалось, а вот играть в рок группе, это свобода, это импровизация, это одежда такая, как тебе нравиться, а не фрак с бабочкой, как обязательный атрибут. Мне удалось его переубедить и к ужасу его преподавателя музыкального училища и к еще большему ужасу его мамы, он так же, как и я забросил занятия на своем гобое и начал учиться играть на гитаре. В консерваторию даже не поступал, не взирая на то, что ему пророчили большое будущее. И хотя, на сегодняшний день, он достаточно известный преподаватель гитары в Запорожье выпустивший не одну плеяду гитаристов, и все же я до сих пор испытываю чувство большого стыда за свое мальчишество и категоричность, за свое непонимание, что мы за каждое слово отвечаем перед Богом и ближним, когда вспоминаю, как повлиял на судьбу своего приятеля. Теперь, после этой истории, я гораздо лучше понимаю, что имел ввиду Бог, когда предупреждал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12:36). Все слова оказывают влияние на того, кто произносит и на того, кто слушает. По сути, мы говорим о влиянии языка, влиянии слова, влиянии советов. Если христианка может посоветовать своей сестре во Христе: «Да, сделай ты аборт. У тебя ж такая ситуация, что просто безвыходное положение». Или, христианин советует своему другу: «Да плюнь ты на своего начальника. Что ты его слушаешь. Не много ли он хочет, чтобы ты постоянно без опозданий на работу ходил? А сам он ходит?» Именно поэтому, представши перед Богом на табло нашей жизни, образно говоря, будут представлены наши слова, в том числе и их роль в деле спасения будет не последней:  «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:37).

ГЛАВА 2. НА ПУТИ К СОВЕРШЕНСТВУ

С одной стороны, продолжает нас учить Бог через Иакова, совершенство не достижимо: «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3:2). Но послание Иакова не имеет цель оправдать наше не желание духовно расти и не стремиться к совершенству. Напротив, Иаков хочет сказать, что нам нужно стремится к совершенству и, уменьшая количество греха через слова, уменьшая количество сленговых слов, уменьшать количество правильных, слов. Я, например, категорически отказался от таких слов, как «елки палки», «ни фига себе». И дети мои не используют эти слова, а если  в детстве и попытались, я, как родитель это дело пресекал. Библия учит нас следить и за чистотой языка: «Говорит ли кто, говори как слова Божии…» (1Пет.4:11).

   Я для себя открыл, в связи с послание Иакова, одну важную вещь, по тому, как мы можем укрощать язык, можно судить в целом о нашей духовности. Говорит человек грубые слова, говорит пустые слова часто, говорит то, что ранит или обижает, далеко еще до христианской мудрости. Умение укрощать язык показывает: 1) Духовную силу; 2) Умение владеть языком. Причем, что самое интересное, именно дома. Насколько ты владеешь языком дома, когда отдыхаешь, когда в расслабленном состоянии.

   Человек удивительное существо. Может управлять даже животными, даже хищниками: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их» (Иак.3:3). «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим» (Иак.3:7).

И не только животные, но и гигантская техника: «Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3:4). Представьте себе современный самолет «Боинг» например. Кстати, самый большой в мире самолёт именно Boeing 747. Высота самолета восьми этажный дом. Размах крыльев до 60 метров. В нем можно посадить 568 пассажиров. И всю эту махину ведет пилот, управляя маленьким рулем. Так и в нашем теле язык – маленький орган, но делает очень большое дело. Язык может вдохновить армию на завоевание мира, как это сделал, например, Александра Македонский, захвативший половину мира. Да, собственно, сам Бог Иисус Христос, языком проповедовал и так же, через принятие проповеди о Царстве Божьем, был изменен облик земли. Мораль, политика, медицина, психология, культура, архитектура, музыка, поэзия, а главное миллиарды людей, уверовавшие во Христа. И это все благодаря языку Богочеловека.

   У нас за домом есть поле, достаточно большое, половина из которого недавно выгорела. Как правило, такие вещи происходят из-за маленькой сигаретки. Предмет в несколько сантиметров, а из-за него сгорают леса. Вот об этом и говорит Иаков, проводя аналогию от вещества сжигающего все вокруг до языка: «так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» (Иак.3:5). Ап. Павел столкнулся с двумя еретиками в церкви, которые учили, что воскресение уже было. Вот как Апостол описывает действие слов, языка еретиков: «и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2Тим.2:17,18). Павел говорит именно об опухоли, которая быстро распространяется по всему телу, пожирая здоровые клетки. Так слово способно распространяться, пожирая правильное мировоззрение, меняя его на неправильное.

Одна христианка, которая была в нашей церкви, однажды сорвалась и начала пить. Когда ее попросили объяснить, что происходит она начала говорить, что поскольку жена пастора пьет пиво и в больших количествах, то почему мне нельзя? Вообще то моя жена и вкус пива то не знает, она родилась и воспитывалась в христианской семье но вопрос в другом. Кто-то же дал несчастной женщине такую сплетню? Человек принял сплетню, оправдал себя этой сплетней и сам пал в грех. Больше всех, в этой истории, мне жаль того, кто родил эту сплетню да еще ее начал отравлять других, в результате чего произошло падение. А ведь Христос четко предупредил о судьбе тех, кто соблазняет: «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф.18:6). Кто-то не сумел обуздать язык и результат трагичный.

ГЛАВА 3. КАК ЯЗЫК ВОСПАЛАЕТ КРУГ ЖИЗНИ

«И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6). Женщина, родившая сплетню воспалила вокруг круг жизни. Давайте по порядку разберем все важные понятия-образы, которые использует Иаков.

Воспаление – это когда на организм неправильно, агрессивно воздействуют и он болезненно реагирует. Например, сильное переохлаждение – воспаление. Потребление очень горячей пищи может привести к воспалению желудка. Существует четыре признака воспаления: краснота, жар, опухание, боль. Воспаление это больное состояние организма, с неприятными и опасными последствиям. Такое воспаление оскверняет все тело. Скверна это гряз греха, которая на человеке. Скверна, физически, это как будто на вас вылили ведро помоев, на вас выбросили мусор. И далее Иаков говорит, что сам язык воспаляется от геенны. А теперь мы можем проследить логическую цепочку. Геенна – это ад. Место, где вечный огонь будет мучать не покаявшихся грешников. Сказать иначе, это штаб квартира дьявола. С этой штаб квартиры он посылает различные микробы, которые разносятся не мухами, а бесами. Так хочется сказать человеку плохое о другом. Нам вообще сложно держать, как говорят, язык за зубами. Я нередко наблюдаю, как общаются женщины. Сядут несколько подруг. Одна другой на ухо: «Я скажу только тебе, но ты никому» Та отвечает, что железно, никто никогда не узнает. Выслушавшая историю, сразу же забегает за угол, звонит своей подруге и начинает свой рассказа так: «Мне только, что подруга рассказала историю и просила, чтобы я никому. Так я только тебе. А ты никому», Та отвечает, что, дескать, можешь не сомневаться, и сразу же звонит следующей подруге. Через 1 час эта великая тайна известна четверти города. Когда-то Святослав, мой маленький сын, должен был держать секрет о том, что мы подарим нашим дочкам. И он под вечер крикнул: «Папа, мама, можно я им все расскажу, а то из меня вырывается».

   Самое тяжелое, что я переживал, как пастор, это когда несколько человек сговорившись, начали вести против меня войну. Среди них были и достаточно, вроде бы как, духовные люди. Я все искал ответы у Бога. И читая Ветхий Завет, вспомнил картину, как выступили против вождя еврейского народа, Моисея Корей: «Корей, сын Ицгара, … восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые» (Чис.16:1,2). Меня просто поразило, что к Корею, который, обратите внимание, как воспалял круг жизни вокруг себя, вокруг народа, сгруппировалось, как минимум еще 250, только вдумайтесь в цифру, 250 человек. И это были не просто рядовые члены церкви, это были 250 начальников, люди именитые. Наверное, они были не самые глупые. И вот их претензия к Моисею: «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис.16:3). Моисей посылает за священниками, может быть с ними удастся поговорить: «И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами!» (Чис.16:12,13). Священники заразились уже бунтом. Весь круг воспален. Инфекция недовольства, ропота пошла по народу. Вот какой силой обладает язык. Почему Иаков так точно и говорит, что язык может быть носителем яда. Что же произнесли на это уста Моисея?

ГЛАВА 4. УКРАЩАЕМ ЯЗЫК

Моисей просит Аарона срочным образом, после того, как Бог предупредил о своем гневе на народ: «И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, и началось поражение» (Чис.16:46). Но благодаря Молитве заступнической часть народа была спасена. Моисей уста свои направил на ходатайственную молитву, заступническую.

   «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак.3:10-12). Наш язык больше похож на смеситель благодаря которому можно получать воду, как горячу так и холодную. Вот только Бог теплую воду не приемлет. Что же нам может помочь обуздывать язык? Давайте вспомним, о чем шла речь выше:

1) Мы ответственны перед Богом за каждое произнесённое слово.

2) Мы ответственны за слова, которые говорим другим, потому что они влияют на жизнь ближнего.

3) Бесы хотят наш язык воспалить, чтобы мы воспаляли других, а сами они воспалены огнем ада.

4) Укрощение языка показывает уровень духовности.

5) Кто говорит языком злое, «проклятие», как говорит Иаков, тот становится непригодным для Бога до тех пор, пока искренне не покается.

6) Христос показал нам высший пример. В Его устах была чистота: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:22,23). Эти слова о языке Христа. А вы знаете, что когда Христос пригвоздил ко Христу все наши грехи, то в том числе Он вознес на крест и грехи языка, и не умение управлять, укрощать язык.

7) Читайте и перечитывайте, что Библия говорит о языке: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует» (Прит.12:18); «Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же: начало слов из уст его — глупость, а конец речи из уст его – безумие» (Еккл.10:12,13).

   И последнее, когда у вас есть проблемы с языком, молитвенно просите, чтобы Христос помог. И сами себе говорите, укрепляйте свою веру так, — если Господь мог укрощать море, бурю, то тем более Он способен помочь мне укротить язык. Откручивайте всегда кран с благодатью, которая из вас должна выходить, а не с грязью, которой так же достаточно в нашем сердце. И да поможет вам Бог! Аминь! И в конце, — ПРИТЧА О ТРОЙНОМ СИТЕ. Один человек пришел к своему наставнику и спросил: — Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг? — Подожди, — остановил его учитель, — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита. — Три сита? — Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Первое сито это сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда? — Да нет, я просто слышал… Значит, ты точно не знаешь, правда, это или нет? Просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее? – Нет. — Значит, продолжал учитель, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Как ты думаешь, мне полезно услышать то, что ты хочешь рассказать? – Думаю нет, ответил пришедший. — Итак, заключил наставник, — в том, что ты хочешь сказать нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

   И в заключении, последняя цитата: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа…» (Кол.3:17).

ВОПРОСЫ: 1) Почему Бог призывает не многих быть учителями? 2) Почему так ответственно советовать другому? 3) «Говорит ли кто, говори как слова Божии…» (1Пет.4:11) что значит этот стих? 4) Как язык воспаляет круг жизни? Откуда это воспаление приходит? 5) Расскажите, как в вашей жизни язык мог ранить душу, а мог  восстановить? 6) Каким образом вы будите учиться укрощать свой язык?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *