ПОСЛАНИЕ ИАКОВА. ЧАСТЬ ШЕСТАЯ (3я гл. 13 – 18 ст.) КАК СТАТЬ МУДРЫМ В ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Помню детьми мы все придумывали о себе всякие истории. Я рассказывал о том, как мой папа работает космонавтом. Мне не верили и требовали, чтобы я доказал, что мой папа космонавт. Объяснял, что мой папа секретный космонавт и в доказательство показывал шнурок с ботинка, объясняя, что этот шнурок со скафандра. Почему я вспомнил эпизод из моего детства? Об этом речь в первой главе.

ГЛАВА 1. ОТКУДА БЕРЕТСЯ МУДРОСТЬ

Иаков, словно бросает нам, читателям Библии, вызов. Он все время говорит: «Докажи!», «Покажи!». Как в детстве, — чем докажешь? «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13). Я как пастор, постоянно сталкиваюсь с тем, что люди создают о себе хорошие мифы. Муж считает, что он самый заботливый и любящий. Спрашиваю у его жены. Она, сквозь горькую ухмылку, говорит, что муж кроме своей работы ничего не делает по дому Жена считает себя лучшей хозяйкой и заботливой женой. Говоришь об этом мужу, та же горькая улыбка. Муж говорит, что частенько сам себе жарит яичницу, приходя с работы, потому что жена то с детьми уроки учит, то у подруг, то у мамы. Так люди создают о себе мифы, насколько они хороши, мифы не соответствующие действительности. Иаков призывает нас посмотреть правде в глаза. Назвать вещи своими именами: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» (Иак.3:14). Не лгите на истину, то ест не говорите, что вы мудры если этого нет. Если я говорю на белое черное – я вру. Дело в том, что себя никто глупым не считает – это точно, а скорее наоборот, уж если не мудрым, то  очень умным. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13).

      Как мертвая вера не спасает, о чем говорит Бог в Библии через Иакова, так и мудрость, у которой нет определенных качеств, это не мудрость, а глупость. Если спросить у христиан, какие качества Бога они знают, традиционный ответ — любящий, всевидящий, всемогущий, судья. А вот, что касается мудрости, едва ли кто-то вспомнит. Но именно мудрость очень точно характеризует Бога: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуд.1:25). Вся мудрость у Бога. Бог, оказывается, мудростью строил вселенную: «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер.10:12). Бог не только устроил вселенную мудростью, но Он продолжает мудро управлять этим миром. А вот люди, не имея мудрости, все испортили. Начиная с Адама и Евы, которые не мудро перестали слушаться Бога и заканчивая современными воинами и великими экономическими и политическими поражениями. Благодаря Божьей мудрости ради нас был распят Христос и сегодня, Дух Святой, благодаря Божьей мудрости, продолжает работать в сердце тех людей, которые пережили покаяние. Мудрость у Бога и у Бога ее нужно брать, черпать, черпать жадно, страстно. Это мудрость, которая снисходит свыше, с небес от Бога. Иаков противопоставляет мудрость не Божью и Божью говорит, что не Божья земная мудрость, а Божья – нисходит свыше: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская». (Иак.3:15). Мудрость душевная происходит от многознания. Встретим какого-нибудь профессора, великолепно знающего химию или физику. Его мудрость – это мудрость души, а Бог говорит нам о мудрости духа. Библейский пример светской, душевной мудрости: «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян.7:22).

   Бог уже дал нам премудрость в Иисусе Христе, когда мы уверовали и приняли Христа, как Господа и Спасителя: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф.1:7,8). Если уже дал, спросите вы, так почему же мы так часто не мудро поступаем, не мудро говорим? В Библии совершенно ясно сказано, что мы получили премудрость, которая скрыта. «в Котором (во Христе) сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2:3). Это как будто вам подарили участок земли. Там же золото, скажет нефтяник, узнавши, что на вашем участке есть нефть, а вы понятия не имеете, как вам добыть деньги, да еще и большие. А нефтяник знает. При этом кусок земли вам подарен, но сокровище там сокрыто. Нужно потрудиться, чтобы его открыть. Мудрость мы получаем в момент покаяния и принятия Духа Святого. По другому этот момент называется помазанием: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1Иоан.2:20). В древние времена елеем, специальным маслом, помазывали пророков и царей, что символизировало снисхождение Духа Святого и мудрости без которой не может быть ни пророка ни царя. Так произошло и с Давидом, эпизод из жизни которого будет нам подходящей иллюстрацией для темы о мудрости. Пришел пророк Самуил, чтобы вместо отстраненного от царства Саула помазал Давида на царство: «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…» (1Цар.16:13). Итак, Давид получил Божью мудрость от самого Бога. И вот результат: «И Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми…» (1Цар.18:5). Давид мудростью имел успех.

ГЛАВА 2. ЧТО ТАКОЕ МУДРОСТЬ И КАК ОНА ПРОВЛЯЕТСЯ

Попробуем дать формулировку мудрости. Мудрость – это знание от Бога, как лучше всего сказать и поступить во всех ситуациях. Светская формулировка, говорит о том, что мудрость это умение приобретать знание и их правильно применять. Вот только слова «Бог» в светской формулировке нет.

Как же мудрость проявляется?

1. Доброе поведение. «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением…» (Иак.3:13). Слово «поведение» так же переводится, как «поступок» и используется в послании Петра: «но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1Пет.1:15). То есть святость поступков определяет мудрость человека и наоборот мудрость видна из поступков.

2. «с мудрою кротостью» (Иак.3:13). Вторая грань, на которую указывает Иаков, кротость. Почему именно кротость? Христос себя характеризует, сердце свое характеризует, как кроткое, смиренное. Именно потому, что Сын Божий умел смиряться: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29). Его смирение перед Отцом Небесным даже для простых людей была очевидна: «И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?» (Матф.13:54). Почему мудрость сопряжена с кротостью? Очень просто, кроткий человек все время пропускает вперед себя Бога, потому что знает, Бог лучше разберётся. Например, вас обидели вы кротко, но твердо говорите все, что хотите сказать в этой ситуации, а дальше: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Вы пропускаете вперед Бога, и это значит, что вы всегда задаетесь вопросами: Что об этой ситуации говорит Библия? Как мне по Божьему поступить? Как бы Христос поступил в этой ситуации? Я смотрю на всех людей, которые продолжают считать меня врагом, которые обижаются уже годы на меня. Те, кто принял мое прощение, с кем мы по христиански примирились, те и имеют успех в жизни тех и Бог благословляет. Те же, которые так и живут в обиде, непрощении так и не могут подняться духовно. А не мудрый = не кроткий, не пропускает Бога, а сам решает свои проблемы.

   Давид, который был помазан, как будущий царь Израиля, проявляет мудрость постоянно, пропуская вперед себя Бога. За Давидом гонялся, со своим отрядом смерти, Саул, первый царь Израиля, чтобы убить из зависти к военным успехам, будущего царя, чтобы убрать потенциального конкурента. Как говорят в таких случаях, Давиду улыбнулась судьба (Бог допустил ситуацию): «И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны. И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: «вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно». Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень» (1Цар.24:3-7). Мудрость Давида в том, что он, во-первых, не принял бездуховных советов. Во-вторых, не стал мстить Саулу. И знаете почему? Он пропустил вперед себя Бога. Давид показывает пример смиренномудрия перед Богом, перед своими войнами и перед Саулом, который оставался царем: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Таким образом, нам не сложно сделать вывод, что мудрость или смиренномудрие – это подчинение своей воли воле другого. Пожалуй, это самая сложная наука, самая сложная практика. «… по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3).

   Иаков подходит к проявлениям мудрости со всех сторон, в том числе и с негативной, показывая, что не есть мудрость: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину» (Иак.3:14). Зависть и сварливость – это что-то противоположное кротости. Хотите, понять кроткий вы человек или нет, вспомните, часто ли вы высказываете недовольство? Часто ли завидуете? Я поймал себя на том, что иногда зависть не так прямо выглядит. Если человек говорит: «Я хочу дом, как у соседа, машину, как у брата», — тогда понятно. Но есть и более скрытные формы зависти, — почему у моего друга хорошая работа, а у меня плохая? Почему он больше получает, а я меньше? Почему ему родители помогают, а мне ни копейкой? Или зависть в плане внешности. Почему у меня ноги полные, а у этой сестра стройные? Почему у меня такой рост да еще и нос который мне не нравится? А вот у неумной соседки носик, как выточенный! «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:6-8). Поблагодарите Бога за ваш носик и ноги, руки и голову, рост и финансовое состояние, даже если оно микроскопическое. Бог все видит и знает и наперед о вас заботится. Значит именно столько на этом этапе вашей жизни нужно. Можете измениться, заниматься споротом, поменять работу и больше получать, ищите, если Бог даст хорошо, пока не дает и то слава Богу!

   Часто у проповедников баптистских церквей можно услышать призыв: «Проверить свое духовное состояние!». Никогда не слышал, как это делается практически. А вот Иаков как-раз предлагает нам практически проверить свое духовное состояние на предмет мудрости. Мудры мы или нет? Посмотрим, какие же проявления мудрости:  «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью» (Иак.3:13). Давайте посмотрим с другой стороны на мудрость христианскую, духовную. Мудрость, по сути, это плод Духа Святого. Скажу вам по секрету, что каждое утро в молитве, я вспоминаю все плоды Духа Святого и прошу, чтобы Бог меня благословил и на день этот и на всю жизнь проявлять плод Духа Святого, потому что это и есть самая точный перечень мудрого человека: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…» (Гал.5:22,23). О том же говорит Иаков: «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17).

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ МУДРОСТЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМА

Говорят, что умный человек знает, как выйти из самого трудного положения, а мудрый не попадает в такое положение. Иаков говорит, где нет мудрости там начинаются большие проблемы. «ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак.3:16). Отсутствие мудрости порождает хаос, боль, печаль, уныние, отчаяние. Отсутствие мудрости – это залог не успеха, поражения. Мудрость самое важное, что есть в мире. Это понял Соломон и просил Бога, который мог бы дать всего чего он пожелает: «В ту ночь явился Бог Соломону и сказал ему: проси, что Мне дать тебе» (2Пар.1:7). Соломон, будучи молодым человеком, и имея множество различных просьб к самому Богу, попросил самого важного и не ошибся:  «И сказал Бог Соломону: за то, что это было на сердце твоем, и ты не просил богатства, имения и славы и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания, чтобы управлять народом Моим, над которым Я воцарил тебя, премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя» (2Пар.1:11,12). Что же произошло с нашим героем Давидом, который, кстати, был отцом Соломона? Однажды, уже, будучи мудрым царем. Давид увидел купающуюся Вирсавию, инстинкты взыграли и потеря всякой мудрости в одно мгновение. Тут-то Давид и не смог пропустить Бога вперед себя, а решил сам достичь цели, достичь Вирсавии. «И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна» (2Цар.11:3-5). Первое поражение – не мудро начинать выяснять о чужой жене, когда у тебя есть своя. У Давида была жена Мелхола, которая, кстати, спасла его от смерти. И вот вам благодарность. Второе поражение – не мудро забирать чужую жену. В притчах Библейских сказано, что когда тебя соблазнит женщина ты будешь похож на вола, идущего на убой: «Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень — на выстрел» (Прит.7:22). Третье поражение – забыть страх Господень: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Прит.1:7). Не мудро потерять страх Божий, потому что без страха Божьего вере конец. Я иногда смотрю на людей, которые отпадают и думаю, самое страшное что произошло — эти люди перестали бояться Бога. Четвертое поражение – не мудро забывать, что за все нужно платить. Библейская истина неопровержима: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). И в результате Давид теряет своего ребенка, как наказание за грех. Подумайте о том, что значит потерять своего сына или дочь? Что значит оплакивать и хоронить собственного ребенка? Давид за свою немудрость заплатил сполна.

ГЛАВА 4. КАК ПРИОБРЕСТИ МУДРОСТЬ

Бог сразу же нам говорит о том, что мудрость найти – это абсолютно реально, потому что вся мудрость у Бога. А Бог хочет, чтобы мы были каждую минутку с ним, а значит с Его мудростью: «если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Прит.2:3-5); «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Прит.4:7); «потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Прит.8:11).

1) Умение принимать критику – начало мудрости. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Прит.9:8); «дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Прит.9:9). Приобрести мудрость было не поздно даже для так низко падшего Давида, к которому сейчас пришел пророк Нафан, чтобы сказать суровую правду: «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян» (2Цар.12:7-9). А ведь если бы Давид был мудр, он бы преодолел свою страсть, отвернулся бы от купающейся, пошел бы молиться. Окунулся бы в холодную воду, чтобы остыть. Пошел бы к свой жене и сказал бы, что ее любит. Не было бы всех этих проблем, не было бы смерти мужа Вирсавии, смерти ребенка. Не было бы страданий самого Давида. Всего бы этого не было. А теперь скажите, мудрость это что-то неважное, если от мудрости зависит вся наша судьба?

2) Молиться. Именно такой совет дает Иаков еще в первой главе своего послания: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак.1:5). Люди со слезами просят исцеления, просят денег, просят все кроме мудрости. А ведь мудрость это все! Каждый день молитесь, чтобы именно на сегодня Бог давал вам мудрости. И в молитве покайтесь во всей вашей жизненной не мудрости. А Бог способен прощать, как Он это сделал с Давидом и восстанавливать утерянную мудрость: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13). Мудрость Давида в принятии критики и в искреннем покаянии.

3) Изучать Библию, как источник мудрости: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.3:15). Библия умудряет, нашу душу, как пчела опыляет цветок.

4) Иметь страх Божий, который есть начало чистопробной, настоящей мудрости. Это понял еще Иов, когда проходил большие страдания в своей жизни: «…страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов.28:28). Механизм, как страх делает нас мудрым, хорошо описан в притчах: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого…Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников» (Прит.2:10-20).

4. Советуйтесь с мудрыми и духовными людьми. Если вы умеет советоваться, спрашивать, рассуждать с ближним о проблемах, о жизни, тогда вы на прямом пути к мудрости: «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость» (Прит.13:10).

5. Умейте видеть добрую руку Божью даже в трудных обстоятельствах и благодарить за все: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). И последний совет в виде притчи. В одной деревне жил юноша, влюбленный в неподступную красавицу.  Чтобы завоевать ее сердце он решил стать самым сильным. Пошел в солдаты и вернулся через несколько лет физически закаленным и сильным. Девушка и не взглянула в его сторону. Тогда юноша решил стать самым богатым и годы потратил на то, чтобы заработать большие денег. Но девушка даже не взглянула на его подарки. Тогда он решил идти искать мудрости. Вернувшись еще через несколько лет он стал мудрым человеком. Тут и девушка увидевши, что стареет, и что уже она никому не интересна, приходит к тому, кто столько лет пытался понравиться ей с вопросом, готов ли он стать е мужем? Согласился мудрец, но уже возмутились люди: — Зачем ты берёшь в жёны ту, которая тебе сделала так много зла? Улыбнулся мудрец: — Я вижу только добро. Если бы не она, я бы никогда не стал тем, кем являюсь сейчас. Мудрость видит руку Божью, за все благодарит и «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе» (Еккл.7:19).

А по поводу последнего загадочного стиха третьей главы, все не так сложно: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак.3:18). У того, кто мудростью хранит в сердце своем Божий мир, сердце чистое и туда сеется всякое семя святости и из него же прорастает прекрасный плод, плод Духа Святого, плод прекрасной христианской жизни, плод мудрости. ВОПРОСЫ: 1) Откуда берется мудрость? 2) Чем отличается мудрость светская от мудрости духовной? 3) Что такое мудрость? 4) Если Бог нам уже дал мудрость, то почему ее так часто нет? 5) О каких проявлениях мудрости говорит Иаков? 6) В вашей жизни вы поступали кротко и было ли это мудро? 7) Что значит пропустить Бога вперед? 8) Как проверять свое состояние? (Плодом Духа Святого) 9) Вы молитесь о мудрости каждый день? Если нет, то собираетесь? 10) Почему не мудрый человек завидует и видите ли вы зависть у себя? 11) Почему от мудрости зависит вся жизнь человека и как это сказалось в жизни Давида? 12) Что делать, чтобы приобрести мудрость?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *