ПОСЛАНИЕ ИАКОВА. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. (4я гл.11 — 17.ст. 5 гл. 1 — 7) ТРИ ПРИМЕРА ПАГУБНОЙ САМОУВЕРЕННОСТИ ИЛИ О ЛЮБИМОЙ ДОЧЕРИ ГОРДОСТИ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Мы продолжаем вместе с Иаковом смотреть в зеркало, которое есть Слово Божье. Всматриваться в свою душу и принимать вызовы покончить с самоуверенностью. Три пагубных проявления самоуверенности и пример с Израильским царем Езекией будут учить нас, как опасно быть самоуверенным человеком и как самоуверенность изменить на уверенность в Боге и неуверенность в себе.

ПЕРВЫЙ ПРИМЕР САМОУВЕРЕННОСТИ – ЗЛОСЛОВИЕ БЛИЖНЕГО

«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья» (Иак.4:11). По сути, Иаков дает ответ на вопрос, — почему нельзя злословить? Наверное, мы никогда не смотрели на злословие с той стороны в которой предлагается нам посмотреть. Что такое само злословие, это очевидно, — говорить по злому на человека. Вынесение окончательного приговора человеку: «Ты глупый», «Ты лжец», «Ты лицемер». Так же к злословию относится предположение злого умысла, когда его нет или на основании не проверенной информации. Вы меня не любите, потому что прошли и не поздоровались. Вы ко мне относитесь пристрастно, потому что тому человеку предложили попить чай, а мне чаю не налили. Не так давно я встретил на рынке одну знакомую верующую и прилежно с ней поздоровался. На что она удивленно заметила: «А разве ты со мной здороваешься? Ты же меня игнорируешь». Я был просто шокирован, что человек обо мне думает. Это при том, что я абсолютно доброжелательно к ней отношусь. А все потому, что, наверное, несколько раз я шел мимо, думал о своем и совершенно не заметил человека. Итак, почему же нельзя злословить:

1) Злословящий ближнего сам подпадает под осуждение закона. «…кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон…» (Иак.4:11). Если мы делаем то, что Бог запрещает, мы с ним не соглашаемся, мы бунтуем против Божьего закона. Например, Еве, чтобы вкусить плод с дерева познания добра и зла, нужно было выслушать злословие дьявола, который превратился в говорящего змея: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4,5).

   Вы спросите, а как же анализировать поступок человека, или как человеку сказать о его проблемах, если нельзя злословить? Давайте еще раз вспомним, о чем неоднократно говорилось. Если вы говорите человеку, — ты вор или лицемер, ты глупый, — вы даете ему приговор. Если же вы говорите, — ты соврал, ты украл, ты глупо поступил или лицемерно, тогда это не приговор человеку, а указание на неправильный поступок.

2) Злословящий ближнего становится законодателем и судьей вместо Бога. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4:12). Как в государстве, так и у Бога есть власть законодательная и исполнительная. В роли законодательной и исполнительной власти выступает сам Бог. Первый грех – это само злословие. Второй грех – это отбирание у Бога Его прав, Его власти. Я сам себе закон, хочу и злословлю. Иаков прямо задает нам хороший вопрос, — кто ты такой, чтобы судить? Церковь, получает такое право от Бога духовно осудить человека, только церковь. Но лично, мы не можем: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). Мы, как судьи, выносим приговор. Таким образом, злословящий грешит несколько раз. Во-первых, не любовью к ближнему; во -вторых, своей гордостью; в-третьих, бунтом и злословием против закона; в-четвертых, бунтуя против закона Божьего мы бунтуем против самого Бога. Самоуверенность, одним поступком, порождает зашкаливающее количество грехов по отношению к ближнему и Богу.

   Как же быть если видиш человека грешащим? 1) Никогда не обвиняйте человека целиком, не делайте приговор. 2) Если уж и говорите, то только с кротостью, глядя в том числе и в себя, чтобы не загордиться, не раздражаться: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:1-3).

ВТОРОЙ ПРИМЕР САМОУВЕРЕННОСТИ – ПЛАНИРОВАНИЕ БЕЗ БОГА

«Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;» (Иак.4:13). Иаков описывает типичную ситуацию. Евреи ехали в разные страны, на долгий период, чтобы там зарабатывать побольше денег, подобно тому, как на известном рынке «Барабашево», что в Харькове, приезжают вьетнамцы, чтобы заработать денег и вернуться на родину. Что же в этом плохого, — спросите вы? Плох не бизнес, а самоуверенность, о которой мы сегодня говорим: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»» (Иак.4:14,15). Возможно, часть верующих сделает неверные выводы, что Бог против планов. Вовсе нет. Христос говорит о необходимости строить планы, когда занимаешься серьезным делом: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» (Лук.14:28). Ап. Павел пишет молодому пастору Тимофею свою просьбу, в которой слышны планы: «Постарайся придти до зимы…» (2Тим.4:21). Вопрос не в планах, а в грехе самоуверенности, в планах без Бога. Почему мы не можем быть самоуверенными? Бог учит нас трем пунктам.

  1. Мы не знаем, что случится завтра: «вы, которые не знаете, что случится завтра…». Вспомним поучительную историю о царе Езекии. На Израиль напал царь Ассирийский с армией в 128 тысяч воинов. «В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их» (4Цар.18:13). Естественно они заставили платить Езекию дань. Но интересно, что израильский царь отказался стать союзником и частью Ассирии. Тогда Сеннахирим присылает троих представителей с великой армией, которая останавливается перед столицей и обращается к Езекии и всему народу через посла Рабсака: «И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Ты говорил только пустые слова: для войны нужны совет и сила. Ныне же на кого ты уповаешь, что отложился от меня? (4Цар.18:19,20). Это же почерк дьявола. Во-первых, он говорит о необходимости опираться на силу. Во-вторых, дает другую надежду не на Бога, а на себя и свои плоды: «Не слушайте Езекии. Ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьет воду из своего колодезя» (4Цар.18:31). Перестаньте надеяться на Бога и будите кушать вкусненько. И в конце, выбивает всякую надежду из под ног евреев. Не так ли происходит с нами, когда мы перестаем надеяться на Бога: «Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей? И молчал народ и не отвечали ему ни слова, потому что было приказание царя: «не отвечайте ему».
    (4Цар.18:35, 36). Реакция народа показывает, что правильно быть мертвым для таких мыслей. Библия же нам напоминает, что когда мы ожили для Бога мы стали мертвыми для греха. Царь в полном отчаянии, что же делать. И вот в такие моменты нам нужна надежда на Бога. К царю приходит пророк Исаия и говорит, что Израиль победит, а царь Ассирийский Сенаххирим будет убит. Как в это можно поверить? «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. (4Цар.19:35) А царя, когда он вернулся на родину без армии убили собственные сыновья: «И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него. (4Цар.19:37). Как видите надежда на себя совсем хрупка и не надежна. Сегодня ты великий, а завтра тебя твои же убьют. Сегодня у тебя армия, а завтра нет никого. Жизнь изменчива и коварна.
  2. Наша жизнь очень коротка – пар, являющийся на малое время и длящийся пять секунд.
  3. Глобально, принципиально мы ничего не можем изменить. «…не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Матф.5:36); «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» (Матф.6:27).

«Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» (Лук.14:28).

Что делать, — дает совет Иаков: «Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак.4:15,16). Конечно же, Бога интересуют не просто слова, но прежде всего наше сердце. Но, очень интересный момент, слова влияют не только на слушателя, но и на нас самих. Поэтому, чтобы исправить наше сердце от самоуверенности, и направить его к зависимости от Бога, Иаков предлагает нам произносить формулу, чтобы только эта формула не стала для нас ритуалом: «»если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»». Иными словами, чтобы выбить самоуверенность, нужно помнить о нашей полной зависимости от Бога. Такая мысль, которую мы будем ставить перед всеми другими мыслями, поможет нам вперед пропускать Бога.

   «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17). Кроме того, что сам по себе это стих заслуживает внимания. Оказывается, мы понесем отчет не только за все, что делаем, а еще за то, что не делали, хотя понимали, что надо делать. Признаться, я каждый день, в молитве покаяния, прошу у Бога, чтобы Он меня простил даже за то, что я не делаю по Его воле.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА САМОУВЕРЕННОСТИ –

СТРЕМЛЕНИЕ К БОГАТСТВУ. ОПОРА НЕ НА БОГЕ

На первый взгляд звучит странно. Почему Иаков так нападает на богатых? Разве они хуже остальных людей?«Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак.5:1-3). Просто таки шквал критики обрушивается на голову богатых. В чем же их вина?

Суть не сколько в богатстве, сколько в том на что человек уповает, т.е. надеется. Самоуверенный человек от духовного отличается тем, что первый ищет жизненную опору в себе, в своих достижениях, в том, на что можно опереться. Духовный ищет опору в Боге. В чем это проявляется практически? Смотрите как часто, и чем вы хвастаетесь. У меня новый дом, новая машина, новые сережки, у меня мускулы скажет парень, а у меня фигура, скажет девушка, а у меня депутатский значок.

   Езекия, царь Израиля, после всего, сколько Бог для него сделал, принимает у себя послов царя Вавилонского. И царь как-то странно начинает себя вести: «Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем» (4Цар.20:13). Представьте на мгновение, что вы приходите ко мне в гости, и я начинаю вам показывать фотографии, различные подарки. Вы приятно удивлены моим гостеприимством. Но затем, я показываю подушки, наволочки, одежду, вилки, ложки. Вы будите кивать головой, но подумаете, что у этого человека большие проблемы. После такого полного показа, который устроил Езекия, приходит пророк Исаия и спрашивает: «И сказал Исаия: что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне: вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (4Цар.20:15-17). Как видим, последствия такого хвастовства, надежды не на Бога, а на Богатство, весьма печальны. Так можно не только свою жизнь загубить, но и негативно повлиять на судьбу своих детей.

   Я наблюдал поразившую меня картину. К рынку идет старик, благообразного вида и случайно немного цепляет дорогую машину. Хозяин, мужчина всем своим видом кричащий, посмотрите какой я крутой, начинает кричать на пожилого человека, подчеркивая свое превосходство: «Да ты такую машину за всю жизнь не купишь». Было так, простите, противно наблюдать эту картину. Да может быть этот дед мудрейший человек, да может быть у него тысячи добрых моментов в жизни было, а у тебя кроме куска железа и невоспитанности нет ничего? А как же, возникает у меня вопрос, будет воспитывать своих детей этот владелец дорогой машины?

   Бог будет всегда выбивать из под наших ног такую почву, как выбил у Езекии, чтобы мы могли уповать только на Творца. Именно о таком сдвиге ценностей пишет Ап. Павел молодому пастору Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1Тим.6:17).

А  о своей надежде тот же Ап. Павел пишет: «хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я» (Фил.3:4)… «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:7,8). Одного моего знакомого пастора из США однажды пригласили на совет церкви и сказали: «Мы благодарим вас за все, но мы больше не видим вас своим пастором. Нам не понравилась стратегия развития церкви». А нужно заметить, что это нормально для американских церквей, когда пастора нанимают на работу и увольняют. Когда я об этом узнал, подумал, какая трагедия, какой удар для жизни этого пастора. И когда я молился, мне Бог явно сказал, что самое большое достижение человека на земле – это личная святость и семья. Тот пастор, будучи духовным человеком, нашел себя и в другом служении, и стал работать преподавателем физкультуры в школе. Он не озлобился, не обиделся. Он продолжал служить в том, что ему доверил Бог через церковь. Вот это пример, как человек не строит свою жизнь на каких-то человеческих качествах. Как вы реагируете, когда у вас не получается то, что вы хотите? Когда ваши планы рушатся? Помните ли вы, что на все ваши планы есть планы Божьи? Самое великое, что я имею – вера, святость, мое христианство, семья

ПОДРАЖАЙТЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦУ

А как нужно было бы поступить израильскому царю?  Давайте сначала прокрутим историю о Езекии. Пришли послы и так хочется показать все богатство, так хочется себя преподнести и поднять. Что же делать? А вы пользуетесь долготерпением? «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак.5:7,8). Езекия так и не смог проявить долготерпение. Помните эту старую и справедливую истину, грязная вода из губки выходит не потому что сжимается губка, а потому что эта вода там была? Из Езекии выходит хвастовство, а значит, в нем жило желание не только прославить Бога, но самому прославиться. О людях славящих себя Христос категорично высказывался: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» (Матф.6:2). В каждом из нас грехи к которым мы больше всего склонны. Один гневлив, другой обидчив, третий преодолевает желание соврать. Езекия имел склонность к гордости, к хвастовству. Ему нужно было доказывать, что он великий царь. Во-первых, верующий человек видит в себе грехи, а во-вторых, он ведет с ними борьбу. А с таким, как гордость, борьба ведется всю жизнь. Вот почему речь идет не просто о терпении, а о долготерпении. Езекия, можно сказать, сорвался. Человек, которой долготерпит правильно, надеясь на Бога, укрепляет свое сердце укрепляет веру.

   И заканчивает Иаков тем же призывом, с которого мы начинали: «Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак.5:9). Мы все приходим к ключевой заповеди, — любви к ближнему, как отражении любви к Богу. Я понимаю, почему любовь к ближнему ключевая заповедь. Чтобы любить человека нужно иметь только Божьи качества. Ну как, скажите любить, когда, кто-то нам неприятен, не интересен, обижает нас, не понимает? Любовь к ближнему есть труд и просто так не дается. Все мы нуждаемся в благодати Божьей, в силе Божьей, чтобы избавиться от самоуверенности и стать уверенными только в Боге.

ВОПРОСЫ: 1) Почему нельзя злословить и почему злословие это грех? 2) Что вы испытывали когда злословили других? 2) Были ли случаи, когда вас Бог обличал и останавливал, когда вы злословили? 3) Почему опасно планировать без Бога. 4) Вы говорите перед любым высказыванием своих планов: «Если будем живы и здоровы. Если Бог даст….»? 5) Можно сказать, что вы надеетесь на Богу или есть моменты, когда надеетесь на себя, на знакомых, на силу…, а не на Бога. 6) Часто ли хвастаетесь своими достижениями?

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *