ПОСЛАНИЕ ИАКОВА. ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1 гл. 19 – 25). КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ И ПРИНИМАТЬ СЛОВО БОЖЬЕ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Во второй проповеди, речь пойдет о правильном общении, правильном слушании и о том, как нужно принимать слово Божье. Все эти темы объединены христианством и стремлением быть послушными Богу, потому что в этом смысл жизни человеческой. Иначе, каждый бы из нас сказал: «Зачем мне это нужно, правильно общаться, жить не по своей воле, а по Библии? Да и к людям относится я буду так, как считаю нужным. Благо, что есть Бог, который учит нас мудрости жизни, мудрости любви и святости. Я не раз перебивал человека, не дослушав до конца, делал скоропалительные выводы, их высказывал и выглядел очень глупо. Однажды осудил человека, тому человеку передали и началось… А ведь Бог предупреждал меня всякий раз, когда я читал в Библии: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою» (Еккл.10:20). Кроме того, я не раз поступал лицеприятно и, как результат, проявлял нелюбовь к людям. Все. Сегодня, вместе с вами я хочу сказать: «Хватит!» «Довольно!». Я больше не хочу грешить, не хочу поступать не мудро. Не хочу причинять боль Богу, себе и ближним. Поэтому, еще раз, детально, внимательно, глубоко буду вникать в Его науку святой жизни и, Боже, дай мне сил, чтобы всю эту науку применять.

ГЛАВА 1. КАК ПРАВИЛЬНО ОБЩАТЬСЯ. (1 гл. 19  — 21 стихи)

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Давайте посмотрим правде в глаза. Подавляющее большинство из нас – это люди, которые делают с точностью до наоборот. Мы быстры на слова, быстры на ответы, быстры на гневные реакции, но вот едва ли найдется человек медленный на ответ. Нет, я не говорю о флегматах, которые всегда медленны, даже, когда нужно делать что-то очень быстро. Я говорю об осознанном, обдуманном ответе. Посмотрите на телевизионные шоу. Там ценятся быстрые ответы. Достаточно вспомнить программу, с ведущей Тиной Кандилаки, «Самый умный» где дети, с невероятной скоростью отвечают на быстро произносимые вопросы, показывая свою эрудицию. А теперь представьте программу, где ведущий медленно, что-то спрашивает, а участники еще медленней отвечают? Такаю программу можно будет воспринять либо, как вечер юмора, либо рейтинг программы упадет до самой нижней отметки. Почему же так не любят людей, медленно отвечающих? Людей, которые медленно отвечают, в народе называют: «тормоз». Представьте машину, которая еле ползет с все время нажатым тормозом? Кто захочет ездить таким образом? Мы хотим, чтобы все происходило быстро, быстро работать, быстро отвечать, быстро реагировать. Нам не нравятся люди, которые медленно отвечают, потому что нужно ждать, нужно терять свое время.

   Что если мы остановимся на минуту и посмотрим Божьим взглядом на эту проблему: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Разве скорость важнее мудрости? Разве  мы себя многократно не укоряли за то, что «брякнули» не подумав? Разве не было ошибок в том, что мы поспешно давали советы? Интересует ли Бога скорость ответа? Нет. Интересует ли Бога глубина, духовность ответа? Да. Например: «Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему» (Прит.18:14). Помните, знаменитого страдальца Иова, история которого описана в книге «Иова»? Он получил в своей жизни много серьезных проблем и страданий. К нему пришли его друзья и много поддерживал, увещевали и даже обличали в грехах. Они пытались понять, почему все эти беды «свалились» именно на Иова. С одной стороны эти друзья молодцы, потому что пришли поддержать друга в беде. С другой стороны, они говорил не обдумав свои ответы. О них Иов так и сказал: «когда же положите вы конец таким речам? обдумайте, и потом будем говорить» (Иов.18:2). И вот, как отреагировал Бог на необдуманные речи друзей? «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42:7).

Почему же мы не склонны обдумывать свои ответы и почему Бог хочет, чтобы мы их обдумывали? Поставим первый вопрос, почему люди перебивают, почему не выслушивают?

  1. В обществе не принято, чтобы долго думать над ответом. Буде глупо выглядеть.
  2. Не слушает собеседника. Наблюдаешь разговор со стороны и видишь, как человек сейчас, не слушая, думает только о своем.
  3. стьСчитает, что его мысли важнее мыслей собеседника.
  4. Невоспитанно, не уважительно относятся к ближнему.
  5. Всезнайство.
  6. Лишенность терпения и сдержанности. Не умение владет собой. Эмоции мешают. Если, например, мы слушаем критику в свой адрес, скорее всего в нас поднимутся негативные эмоции, и они уже не дадут здраво и спокойно понять, что от Бога, а что нет. Поэтому Бог через Иакова предупреждает: «ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20).

   Бог хочет, чтобы мы не спешили с ответом, потому что быстро отвечающий может:

1)  Ранить человека, как ранили Иова его же друзья. А это уже не любовь.

2)  Может дать неправильный совет, который потом повлияет на всю жизнь человека негативно. И вы будит себя корить затем долго и мучительно.

3)  И главное, Бог хочет, чтобы мы молились перед тем, как давать ответ. «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков» (1Пет.4:11).

   Давайте теперь представим картинку, того к чему мы будем стремиться, потому что сама вера – это: «…осуществление ожидаемого…» (Евр.11:1). Идет разговор, мне задают вопросы, и я, спокойно, даже немного не спеша, начинаю молиться, обдумывать ответ и отвечаю человеку, будучи уверен, что так говорит Библия, такова воля Божья. А воля Божья понятна и точно высказана в нашем разделе, по поводу того, как нужно слушать и как говорить: «Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28). Будем же спешить выслушать человека и не спешить отвечать.

ГЛАВА 2. БОЖЬЕ ЗЕРКАЛО ДЛЯ ПЕРЕМЕН (1 гл. 21 – 27 ст.)

Зачем мы читаем Библию? Человек удивительное существо, которое все время стремится «соскользнуть» с личных отношений с Богом, к ритуалам и обрядам. Подобно тому, как ребенок все время хочет обойти послушание родителям. Наша плоть все время ищет где легче, а не где лучше. Даже чтение Библии становится для нас важным настолько насколько нужно исполнять утренний ритуал. Почитал, и вроде бы легче стало. А ведь, на самом деле, мы читаем Библии по одной самой важной причине, чтобы узнавать волю Божью и ее исполнять. Именно потому, что читать и применять Библию это две большие разницы, Бог нас, в послании Иакову, предупреждает и дает интересную иллюстрацию с зеркалом.

ПРИНЯТЬ С КРОТОСТЬЮ. «Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак.1:21). Когда мы читаем Библию, пусть ничто нам не мешает принимать Божьи заповеди. А если и есть какие то помехи, эти помехи, сомнения, приходят от греха, живущего в нас. Это грех следует отложить, как отложить все, что мешает принять слово Божье. После того, как вы отложили все, что мешает, начинаете принимать слово. Кротость – это не опущенное лицо, это не взгляд в пол. Иногда такое проявление может быть лишь трусостью или тихим упрямством. Настоящая, неподдельная, христианская кротость – это отвержение своей воли, ради воли Божьей. Вот самая простая и достаточно точная формулировка — отвержение своей воли.

   За простым словом «принять» стоит очень непростой процесс. Наверное, у нас есть представление, что не принимать слово Божье может только очень злой, безбожный человек. Мы продолжаем думать, что все принимаем Библию. Но давайте более глубоко подумаем, что значит не принимать? Можно явно не принимать того, что говорит Бог. А можно слушать и не делать, просто потому что не помнишь, просто потому что забыл. «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак.1:23,24).

   В качестве примера возьмем зеркало. У меня зеркало всегда ассоциируется с женской сумочкой, в которой обязательно есть место зеркальцу. Сравните, как помнят о своей внешности женщины и как мужчины. Итак, утро начинается с того, что мужчины и женщины умываются. Мужчина посмотрел на себя, за 2 минуты побрился, и за пол минуты умылся. У женщины не так. Прекрасная часть человечества будет медленно, всматриваясь в каждый миллиметр своего лица, тщательно, не спеша, умываться и еще много различных процедур. Но даже не это самое интересное, а то, что на протяжении дня женщина все время помнит о своей внешности. Она разговаривает с подругой и достает зеркальце. Она где-то немножко расплакалась, но в этот момент думает не о горе, которое ее постигло, а о том, как она выглядит? Меня всегда удивляло, как женщина, которая плачет от того, что что-то произошло, достает зеркальце и смотрит, как она выглядит заплаканная. И как в целом ее образ, когда она плачет? Таким образом, женщина, практически всегда думает о своей внешности. Вот прекрасный пример, как христианин должен думать о слове Божьем. Плачет, и вместо зеркальца, достает в своем сознании Библию, с вопрос: «Почему я плачу? Если у меня радость, даже в трудной ситуации? Почему это Бог допустил в моей жизни? Кто-то накричал, мы достаем зеркало Слова Божьего. Должен ли я кричать в отместку? Вот такой человек никогда не забывает о Слове Божьем. Только о таком человеке можно сказать, что он принимает.

   Приведем пример, только что, в первом разделе, мы прочитали, что нужно быть медленным на слова, но быстрым на слушанье. И что? Как мы будем это принимать? Я поделюсь своим опытом. Первое, я точно знаю, что практически любая истина Божья, принимается достаточно не просто и не так быстро, как хотелось бы. Поэтому, я начинаю внедрять Слово Божье в свою жизнь через молитву. Например, была проповедь о том, что нужно возненавидеть грех. Я себе записал в молитвенную тетрадь. Была проповедь о том, что все вокруг нас Божье, а мы лишь распорядители. Я себе записал в молитвенную тетрадь и молюсь каждое утро, напоминая себе, что все вокруг меня принадлежит Богу. Вот теперь я запишу в свою молитвенную тетрадь и буду молиться постоянно о том, чтобы «быть скорым на слушание, и медленным на слова», т.е. давать ответ с мудростью и с молитвой. «Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале…» (Иак.1:22,23). Боюсь, что современное христианство перепутало слушание и исполнение. У меня есть знакомые, которые, только представьте, настолько любят и понимают классическую музыку, что их интересует уже не просто 9я симфония Бетховена, а разница исполнения Петербургского симфонического оркестра и московского. Так и христиане, они готовы слушать различных проповедников, сравнивать стиль проповеди и часами рассуждать о том, кто из проповедников больше вдохновляет, как говорит интересней, а где же само христианство? Где его сила? Сколько людей постится? Сколько людей посвящены Богу настолько, что личный комфорт, отдых, хозяйство поставят на второй план?  На встречу членов церкви приходит менее 50%. На крещение пришло столько же? О чем это говорит. О том, что мы слушатели.  В наше время нужно умолять, чтобы люди пришли хотя бы послушать. Уже и в церковь неохотно идут. Я все думал, что это за явление такое, что мало исполнителей. И буквально, пока готовил проповедь, прочитал в Ветхом Завете, у пророка Иезекииля место, которое меня просто потрясло точным описанием того, что происходит на Богослужении на протяжении тысяч лет: «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: «пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа».И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их. И вот, ты для них — как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их» (Иез.33:30-32).

ГЛАВА 3. ВНИКАЙ В БИБЛИЮ

Библия показывает нам что еще в Псалмах есть пример как следует читать Писание: «буду вникать во все дела Твои, размышлять о великих Твоих деяниях» (Пс.76:13); «… в уставы Твои буду вникать непрестанно» (Пс.118:117). О том же говорит Иаков: «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» (Иак.1:25). Это же слово «вникай» используется, когда Петр первый раз услышал о воскреснии Христа, он побежал к гробнице, чтобы лично убедиться в истинности этих слов: «Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему» (Лук.24:12). Петр имел жажду узнать о самой важной истине на земле, — воскрес ли Христос, потому что эта истина должна была изменить всю его жизнь! Если действительно Христос воскрес, то Петр не мог уже оставаться тем, кем он был. Это означало, что Его Бог жив, чтобы вся жизнь Петра будет посвящена проповеди Христа. Разве не то же должно происходить с нами? Если бы мы вникали, таким образом, как Петр заглядывал в пещеру, где был захоронен Христос, помня, что слово Божье должно и на нашу жизнь влиять таким же кардинальным образом. Итак, чтобы поступать, жить по слову Божьему, нам нужно принимать это слово, вникать в него, применять и тогда мы будем, как учит Иаков «блажен в своем действии». Иными словами, счастлив в каждом шаге.

   Если любим Христа будем исполнять Его слов. А чтобы слово исполнять в него нужно вникать. Поэтому вникание в слово есть проявление любви к Богу. А выслушивание ближнего и тщательное обдумывание ответа есть любовь к ближнему. Вот вам и две главные заповеди, которые Бог в этом разделе призывает соблюдать!

ВОПРОСЫ: 1) Почему мы спешим с ответами и медлим со слушаньем? 2) Почему в обществе не принято обдумывать ответ? 3) Почему воля Божья в том, чтобы мы не спешили отвечать, а спешили слушать? 4) Что вы практически собираетесь делать, чтобы бороться с такой проблемой в своей жизни? 5) Что значит принимать слово Божье? Как понять, когда человек принимает Библию, а когда нет? 6) Как избавиться от чтения Библии, как от религиозного ритуала? 7) Как читать Библию, чтобы вникать?

 

One comment

  1. артем:

    это нужно говорить в каждом собрании!класс!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *