ПОСЛАНИЕ К ТИТУ. 2 гл. 1 — 8 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением» (Тит.2:1). Интересно, что понятие здравый тесно связано со здоровьем. Можно сказать, что здравый человек он и здоровый, здоровый душевно, духовно, тогда как не здравость – это состояние отклонения от здоровья, соответственно духовного здоровья. Как определить здравость? Соответствие Библии. Конечно – это общий ответ, но начнём хотя бы с общего. Вопрос, достаточно сложный. И все же, очевидно, учение здравое основано на Библии, учение не здравое берет за основание Библию, но ее искажает. Так в комнате смеха искажающие зеркала все же искажают реальное изображение.

«Ты же говори». Пастор говорит. Слово «говорит» переводится, как возвещать, беседовать. Речь идет, безусловно, не просто о говорении, а об учении Библейском, которое провозглашается с кафедры или в личной беседе. Пастор учит только тому, что соответствует здравому учению, т.е. Библии, а чтобы так говорить нужно очень хорошо знать Слово Божье. И далее, Ап. Павел начинает конкретизацию, что же именно нужно говорить согласное со здравым учением в поместной церкви? Само начало стиха «ты же» противопоставляет здравое учение, носителем которого должен быть Тит, еретическим искажениям.

«чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит.2:2).

Старцы. Первое обращение – к пожилым братьям, старцам. Остается вопросом с какого возраста считались старцы. Кстати, если старицам дается замечание, чтобы они прилично одевались, то можно предположить, что эти женщины должны были быть не такими уже старыми. То же относится, по всей видимости, и к старцам. Интересно, что слово «старцы» похоже на греческое понятие – пресвитер, по крайней мере, так звучит, но лишь похоже. Слово используется только три раза в Новом Завете и все три раза в плане возраста, тогда, как слово пресвитер используется в плане занимаемого духовного положения в церкви. Каким же качествам нужно наставлять пожилых братьев? Качества не молодых братьев:

1. Бдительный – сдержанный, умеренный, рассудительный.

2.Степенный – достойный уважения, серьезный.

3. Целомудренный – благоразумный, и так же рассудительный, сдержанный.

4. Здравый в: вере – знание доктрин; в любви – здоровое Библейское отношение к практике христианства; в терпении оказывается так же нужно показывать здравость, которая проявляется в стойком, долготерпеливом духе человека, которого наделяет этим качеством Дух Святой.

«чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру» (Тит.2:3).

Старицы. Второе обращение к сестрам, церковным женщинам молодость которых миновала.

1. Приличная, соответствующая святости, одежда. Мы уже говорили, что трудно определить о каком возрасте идет речь, но интересный нюанс, наверное, не о совсем уже пожилых, если Апостол реагирует на проблему вульгарной или сексуальной манеры одеваться. Что же можно противопоставить неприличной манере одеваться? Конечно приличную одежду. Вряд ли Павла заботила стилистика одежды или ее соответствие моде. Апостол говорит о приличии, которая, вероятно, состоит из двух пунктов: соответствие возрасту и отсутствие сексуальности. Часто женщины стремятся к сексуальной одежде на подсознательном уровне. В них заложено, греховной природой, кокетство, флирт. Да, собственно, женщине изо всех сил нужно понравиться. Христианка эту порочную склонность видит в себе, и с ней борется. Под порочностью подразумевается не стремление быть красивой и ухоженной, а вызывающая, не скромная манера одеваться. Разумеется, никто не говорит о каких-то крайних вещах, что нужно, дескать, выкорчевывать все прекрасное, модное, эстетическое. Нет, но вполне можно соединить в себе стиль, красоту, ухоженность и вместе с тем скромность. Бывает глаза трудно отвести от красоты женщины мусульманки закутанной в свою паранджу с ног до головы. Да, собственно, видны только глаза. Не возмущаются, не бунтуют, а понимают свою роль. Понятно, что мусульманки, в своей парандже, выглядят, как крайнее проявление религиозных запретов, но речь идет о самом отношении ко внешности, скромное, сдержанное, лишенное открытой сексуальности. Но не так с современными христианками, на которых мощным образом повлиял феминизм. Итак, первое, что требует Ап. Павел от Тита, чтобы он учил христианок в возрасте, одеваться прилично святым.

2. Отсутствие клеветы. Если Апостол реагирует на какую-то проблему, мы понимаем, что эта проблема есть. Для женщин характерна склонность не только к сексуальности, но и к клевете – это еще одна проблема. Интересно, что слово клевета так же переводится, как дьявол и по гречески звучит «дьявол». Думаю, что понимание такого момента, может отрезвить многих и многих, да в первую очередь скажу о себе, что заставляет гораздо более щепетильно относится к правдивости.

3. Не порабощались пьянству. Мысль очевидна. В первой церкви христиане использовали вино – это не секрет, но секретом для многих остается то, что, практически, никогда не пили не разбавленного вина. Но даже в таком разбавленном варианте вино представляло собой опасность зависимости. Вот Ап. Павел и предупреждает, что от этого приятно дурманящего напитка можно стать легко зависимым и слышать в своем мозге желание-приказ еще и еще раз вернуть удовольствие полученное от вина, что и есть состояние порабощенности.

Учили добру. Учили добру – звучит очень в общем, поэтому далее Ап. Павел конкретизирует какому именно добру могут учить старицы?

4. Учили молодых женщин любить своих мужей и любить своих детей. «чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей» (Тит.2:4). А что разве молодая жена может не любить ребенка или мужа? С отношением молодой христианки к своему мужу то же не все так просто. Любовь следует проявлять и как уважение в интимном плане, памятуя, что тело жены принадлежит мужу и в уважении к мужу. К его просьбам, снисхождении к его ошибкам, поддержке в его начинаниях, что может даваться жене не так просто. Что же касается любви к детям, тут другая проблема. Мама может любить своего ребенка так сильно, что будет покрывать или снисходительно относится к его грехам. Такая «любовь», как вседозволенность – может убить ребенка душевно и духовно. Вырастает человек, который не знает ни в чем отказа, абсолютный эгоист, не приученный к самостоятельной жизни и ответственности.

«быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит.2:5).

5. Целомудренными. Обратите внимание, как часто Апостол обращается к понятию здравости (целомудрие). Очевидно, что Павлу приходилось все время сталкиваться с глупостью, не здравостью, крайностями в интерпретации Библейского учения и, соответственно, крайностями христианской практики.

6. Чистыми. Нравственно чистый, непорочный, невинный. Речь идет, очевидно, о сексуальных грехах.

7. Попечительными о своем доме. Женщина должна заботиться о своем доме. Один из моментов, который показывает Апостол, как предназначение женщины. Она хранительница очага, она знает, как правильно улучшать быт и как сделать в своем доме уютно. Мудрый муж отдаст своей жене пальму первенства в заботе о доме. Жена, словно министр, отвечающий за состояние уюта и чистоты, за порядок в доме, тогда как муж президент. Правда иногда не понятно до конца, что же делает президент? J

8. Добрыми. У женщины, которая все время заботится о собственном доме есть опасность на каком-то этапе потерять доброту и превратиться в скупую, переживающую за каждую мелочь домохозяйку. Вот Апостол и предупреждает.

9. Покорными своим мужьям. Да уж, покорность, возможно одна из самых сложных граней семейной жизни для женщины. Как можно покоряться мужу, когда он ошибается? Да в том то и мудрость жены, что она умеет совместить покорность с добрым влиянием на мужа, по крайней мере, в том, в чем женщины сильны – забота о доме, быт, воспитание детей. Да и интуиция, как известно, у женщин работает гораздо лучше, чем у мужчин.

   Если у женщины – молодой жены будут все эти качества, то не будет порицаться Бог. Слово «порицаться» переводится, как «хулить», «поносить», «злословить». Как только женщина перестает соблюдать все перечисленное выше, соседи, знакомые начинают ругать не только и не сколько женщину, сколько ее Бога.

«Юношей также увещевай быть целомудренными» (Тит.2:6). Юноши – это молодые люди и первая проблема, первое качество, которое хотел бы видеть Бог в молодых людях – здравость, мудрость, воздержанность. То же слово – целомудрие.

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность» (Тит.2:7).

1. Пастор – образец. Пастор должен быть образцом добрым дел, носителем христианского примера.

2. Чистота учительства. Учение, которое дает пастор, должно сохранять в себе чистоту, то есть точность передачи слова Божьего. Остаётся лишь удивляться отсутствию чистоты, когда смотришь, например,  программы протестантских спутниковых каналов. Какая-то античистота, антиздравость, антицеломудрие. Пастора и проповедники кривляются, искажают Библию до неузнаваемости, говорят только тот, что приятно слуху слушателя и это тенденция. Насколько же пастор должен пребывать в слове Божьем, достаточно глубоко изучать Священное Писание, чтоыб давать чистое учение!

3. Степенность – уважение, почет, достоинство, серьезность. Нет, не сам пастор работает над таким отношением к себе и не приказывает, чтобы к нему так относились. Его святая жизнь, высокие стандарты, его сосредоточенность на Боге и здравость приводят к тому, что такого человек нельзя не уважать.

4. Неповрежденость – не испорченность. Все о тому же, святая жизнь.

 «слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Тит.2:8). «Неукоризненное» — безукоризненное, беспорочное. Жизнь и учение пастора должны быть таким, чтобы даже те люди, которое хотят найти какую-то зацепку, что-то сказать против, не смогли этого сделать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *