ПОСЛАНИЕ К ТИТУ. 3 гл. 1 — 8 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело» (Тит.3:1). Конечно же, если и нужно о чем то напоминать то это о самых важных, самых сложно поддающихся для овладения христианской духовной жизни, пунктах. Ап. Павел даже не намекает, а прямо говорит, что подчинение есть проблема и поэтому об этой проблеме нужно все время напоминать. Ведь если что-то доходит с первого раза и сразу же применяется об этом не нужно говорить постоянно, не правда ли? Слово «повиноваться», так и переводится с греческого, в Библии используется, например, в моменте описывающем повиновение Христа своим родителям: «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лук.2:51). А слово «покоряться» имеет то же значение и используется в Евангелии в ситуации, когда звучит призыв покоряться Богу более чем людям: «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). В чем отличие этих двух слов? Наверное, это не так важно, как важно понять, что если два разных слова с одинаковой сутью используются в одной мысли, значит автор хочет усилить эффект. Апостол хочет достучаться до сердца читающих послание, чтобы они имели ценность смирение, повиновения и послушания. Покоряться и повиноваться нужно начальству и властям, причем любым. Означает ли это слепое повиновение во всех случаях? Конечно мы можем не повиноваться, в рамках закона, что касается гражданского общества. Например, когда нас просят голосовать, мы можем высказать недоверие президенту и другим властям. Если повеление носит характер греха или повеление, которое угрожает здоровью или жизни людям так же будет игнорироваться. Но эти примеры, как исключение. В нормальном же режиме, христианин отличается великой кротостью и повиновением – качествами, которые наиболее точно показывают степень духовности человека. Кроме повиновения нужно быть готовым на всякое доброе дело. Готовность так же  выказывает смирение и кротость уже перед Богом.

«никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит.3:2). Кроме того, звучит призыв учить людей не злословить, причем, не некоторых, а всех. Слово «злословить» используется в описании реакции людей на распятого Христа: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими» (Матф.27:39). Злословие настолько укоренено в человеке, как гордость и от гордости исходит, потому что когда мы злословим, мы возвышаем себя, в разговоре давая такой месседж, что я лучше и я бы так не поступил.

   «Быть не сварливым, но тихим». Всем довольный – вот противоположное понятие сварливости. Сварливый всем недоволен. И еще интересная грань сварливости, — сварливый человек не тихий. Он все время звучит, создавая неприятный фон жизни, стараясь заразить своей сварливостью окружающих. Тихий человек, да еще и не сварливый, — это, в более точном переводе, уступчивый, мягкий, податливый.

«Оказывать кротость ко всем людям». «Кротость» — мягкость, сдержанность, спокойствие. Каждый раз Павел подчеркивает «ко всем людям», словно предупреждая, что обязательно будут люди по отношению к которым будет сложно применять подобные качества, но, тем не менее, благодати Духа Святого достаточно, чтобы нам быть мягкими и кроткими. Я часто повторяю, что мягкость христианина должна быть весьма твердая, как кротость Христа. Достаточно вспомнить, как Христос Себя вел на суде. С одной стороны не злословил никого, но и отвечал твердо на все расспросы обвинителей.

«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит.3:3). Ап. Павел рисует портрет неверующих людей, чтобы подчеркнуть контраст между христианином и неверующим и чтобы напомнить, какими мы были и какими должны быть, если искренне веруем во Спасителя.

  1. Несмысленны – неразумны, безрассудны, немудры.
  2. Непокорны – непослушны, непокорны, неверующие, неверные.
  3. Заблудшие – обольщенные, сбивающиеся с пути, блуждающие, уводящиеся с пути.
  4. Рабы похотей и удовольствий различных – рабы страстных желаний и удовольствий.
  5. Жили в злобе – жизнь в порочности, во зле.
  6. В зависти. Зависть, недоброжелательство, ненависть.
  7. Были гнусны. В целом, портрет такого человека, — отвратительный, гнусный, мерзкий.
  8. Ненавидели друг друга. Ненависть друг ко другу, противоположность любви, – характерное качество неверующего человека.

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога» (Тит.3:4). На всю эту морально мерзкую картину качеств безбожного человека, приходит благодать и человеколюбие. Удивительно, как можно любить образ человека вызывающий, кажется, только отвращение? Творец видит внутренний образ, подобие Божье в своем творении и такой внутренний образ, заваленный всеми грехами, искаженный пороками, вселяет надежду на изменение. Получается, что в связи с этим внутренним образом и подобием, который, как мы уже сказали, завален грехами, есть надежда до тех пор, пока человек жив. Вот почему христианство это прощение.

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5). Здесь слово «спас» указывает не на полное спасение человека, о котором можно говорить только по окончанию земного пути, а описывает момент покаяния. В момент, когда человек покаялся – он спасен, но что будет в следующую минуту? Это уже вопрос. Конечно, Бог приходит к нам не по делам праведности, да и какие у человека без Бога дела праведности, разве что некоторые добрые поступки? Явление благодати и человеколюбия в нашей жизни подчеркивает не наши добрые дела, а великую милость Божью, за которую нужно всю жизнь благодарить.

Как же Бог нас спас, в момент покаяния? «Банею возрождения». Слово «Баня» еще переводится, как омовение. Иными словами, Бог очистил нас от грязи греха, смыл эту грязь по образу воды, которая смывает физическую грязь. Только Бог смывает грязь греха с души. Эта вода духовная, очищающая, приходит от Бога, чтобы человек слишком о себе высоко не думал, чтобы не перестал нуждаться в Боге своей само праведностью. Очищение, в момент покаяния, это дело Духа Святого. Это очищение возрождает грешника к новой жизни и обновляет самого человека, его мысли и поступки.

«Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:6). Дух Святой изливается, в продолжение образа воды, через Христа. Как вода должна направляться в определённом направлении, например, по трубам, так и Дух Святой приходит в сердце человека через Христа. Вера во Христа является каналом, через который проистекает Дух Святой в человека. Вывод напрашивается сам собой, через других лидеров мировых религий и выдающихся религиозных личностей Дух Святой не снисходит на человека. Именно поэтому и сказано Христом: «… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

 «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит.3:7). Оправдание — исключительно юридический термин, указывающий на снятие вины и отмену наказания. В Божьей юридической системе грех – вина перед Богом, которая требует наказания. Принимая Христа, каясь в своих грехах, мы получаем оправдание, иными словами, с  нас снимается грех. Этот момент очень хорошо виден из истории Давида согрешившего с Вирсавией. Когда ему пророк Нафан произнес обвинительный приговор  Давид тут же покаялся и с него в этот же момент вина была снята: «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2Цар.12:13). Итак, оправдавшись благодатью – этим бесплатным подарком, этой Божьей силой, присутствием Духа Святого в человеке, мы сделались наследниками вечной жизни. Наследником этого сокровища – вечной жизни, этого вечного подарка от Бога, имеет права стать только тот с кого снята вина за грех. Вот таким упованием, такой надеждой живет человек, надеждой на Божье наследство — вечную жизнь.

«Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Тит.3:8). Все, что пишет Ап. Павел Титу – это верное слово. «Верно» переводится, как истинное, надежное. Все что истинно – надежно! Это учение, которое получает молодой пастор Тит нужно не просто принять, но его нужно постоянно подтверждать, что переводится с греческого, как «решительно утверждать», «настойчиво рекомендовать». Немаловажные качества для пастора: решительность, мужество, твердость, внутренняя сила и убежденность с которыми пастор может наставлять овец, вверенных ему Богом, по сути Божьих овец. Такими настойчивыми рекомендациями и решительными утверждениями пастор преследует цель, указанную в Библии, – приготовить к добрым делам, чтобы христиане были не просто готовы к добрым делам, а даже ревностны в этих делах. Важное слово «прилежный» — очень старательно делать добрые дела, с сердцем. Это хорошо и полезно. Слово «хорошо» переводится, как красиво – больше акцент на эстетическую сторону святости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *