ПОСЛАНИЕ К ТИТУ. Вступление. 1 гл. 1 — 8 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Вступление. Апостол Павел написал три пасторских послания. Два адресованы Тимофею, еще одно к Титу. Что нам известно о человеке, к которому написано послание? Первое, Тит был не иудеем, а обращенным из язычников: «Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться» (Гал.2:3). Тит трудился вместе с Апостолом, будучи его учеником: «Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (Гал.2:1). Тит выполнял задачи Ап. Павла, например, был послан в сложную Коринфскую церковь со словом увещевания: «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался» (2Кор.7:6,7). Апостол сам был не в состоянии посещать все церкви, которые он открыл или/и которые курировал. Вот ему и понадобился посланник в одну из таких церквей, которая находилась в весьма напряженных отношениях с самим Апостолом. А это значит, что Павел мог посылать Тита в самые сложные места, ожидая от него твердости, мужества и мудрости. Кроме того, похоже, Тит был лишен амбициозности, потому что делал дело Божье на вторых ролях. Следует заметить, что скромность и не амбициозность — весьма редкие качества Где-то в 63 – 64 году Апостол оставляет еще одного своего молодого соратника Тимофея, в Ефесе, а сам, вместе с Титом, отправляется на Крит. После короткого пребывания на острове Павел продолжает свои миссионерские путешествия оставляя Тита для того, чтобы тот поставил пастырей и духовно воспитывал новообращенных критских христиан: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5). Вскоре Ап. Павел пишет письмо Титу с целью помочь правильно и духовно устроить жизнь критских церквей в соответствии с Библейскими заповедями. Последнее упоминание о Тите мы встречаем во втором послании к Тимофею: «Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2Тим.4:10). (Далматия –хорв. Dalmacija, итал. Dalmazia, серб. Далмација, лат. Dalmatia) — историческая область на северо-западе Балканского полуострова, на побережье Адриатического моря, на территории современных Хорватии (в основном) и Черногории). Считается, что Тит вскоре вернулся из Далматии на Кипр и там служил пастором до конца своих дней.

ГЛАВА 1.

«Павел, раб Божий, Апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию» (Тит.1:1).

Павел – раб Божий. Первый великий титул, которым себя именует Павел — раб. Вот вам и урок, из своей греховной сущности люди изо всех сил стремятся к реализации и один из пунктов самореализации — должность, подчеркивающая достижение. Павел же, в первую очередь, говорит о своем смирении перед волей Божьей и для него это смирение самое большое достижение. Как известно, раб не принадлежит себе, раб не имеет своей воли, раб, безусловно, делает то, что ему велит господин. Автор послания к Титу видит себя, прежде всего, подчинённым Богу. Кстати, обратите внимание, как немодно сегодня называть себя рабом Божьим, но вот дитем Божьим – это, пожалуйста, и с удовольствием, потому что дите не подчеркивает необходимость полного смирения, а лишь купание в любви Божьей. Бог называет Моисея своим рабом, чтобы подчеркнуть насколько он был послушен Его воле: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым» (Иис.Нав.1:2).

Павел — Апостол. Апостол – есть посланник, дипломат, или более точно представитель наделенный властью. Помните, как Христос, посылая своих учеников проповедовать Евангелие, давал им власть, делегировал свою власть? «И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами» (Мар.6:7). Апостольство есть Божий дар и Павел не боится из ложной скромности молчать о тех дарованиях, которые ему Бог дал. Я представил себе, как кто-то бы с такой радостью и внутренней убеждённостью мог сказать: «Я учитель воскресной школы», «Я служитель домашней группы». А было бы хорошо, если бы люди с такой подчеркнутой торжественностью говорили так же уверенно о своем даровании, как о великой чести дарованной самим Богом.

Задача Апостола. «…по вере избранных Божиих и познанию истины, относящейся к благочестию». Более точно перевести, не по вере, а для укрепления веры и тогда станет все на свои места. Суть апостольства, в том числе и в укреплении веры христиан. Апостол создает церкви и затем их курирует и все с одной целью – сделать твердой веру, чтобы никто не погиб, из тех, ради кого трудился Ап. Павел, и чтобы все его подопечные христиане достигли истины. Об этом же молился Христос, подчёркивая свою миссию, в работе с будущими Апостолами, в своей первосвященнической молитве: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Иоан.17:12). Кроме укрепления веры, Апостол помогает познавать истину, но не просто истину, как знания, а истину, которая имеет отношение к благочестию. А слово «благочестие» переводится, как благоговение, почтение к Богу. Если еще боле точно – благочестивый, это человек находящийся в правильных отношениях с Богом. Вот этому благочестию, трепетному отношению к Богу, которое есть правильное отношение, и учит Ап. Павел, видя в таком научении свою задачу.

 

«в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен» (Тит.1:2). Труд Апостола направлен не на земные цели, хотя христианин преображается в своей земной жизни, но, как спортсмен, тренируясь, держит в уме олимпийские игры, так и христианин, тренируя свой дух, держит в уме вечную жизнь, имея великую надежду, которая обещана самими Богом. Интересно, многие ли современные христиане, когда трудятся для Бога, имеют такой мотив, как вечность с Творцом? А основания самые весомые верить и надеяться на вечность с Богом, потому что, как подчёркивает Апостол, Бог то в своем слове неизменный и если он обещает то делает!

 

Бог доверил проповедь Своего Слова Апостолу Павлу. «а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога» (Тит.1:3). О надежде на вечную жизнь через благочестие мы узнаем из Божьего слова, из Библии. Именно это слово, Божье слово, было вверено, то есть поручено проповедовать Апостолу. Павел подчеркивает средство, которым он приводит христиан к благочестию, — проповедь Библии и укрепление веры на основании этого слова. Дарование проповедовать Слово было вверено Апостолу по повелению Бога. Повеление – это приказ, а приказы не подлежать обсуждению.

 

Тит – истинный сын по вере. «Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.1:4). Приведем цитату из комментария Уильяма МакДональда о личности Тита: «Грек по рождению (Гал. 2,3), он, повидимому через служение Павла, был рожден свыше верою во Христа Иисуса (Тит. 1,4). В то время велись споры о том, какое Евангелие истинно. С одной стороны, был Павел и все те, кто учил, что спасение — по благодати, только по вере, и к этому ничего нельзя добавить. С другой — иудеи, которые настаивали на обрезании (а это законничество) и считали, что оно является пропуском в Божье Царство для «граждан первого класса». Тит оказался в центре этого разногласия. Павел и Варнава привели его в Иерусалим (Гал. 2,1) для встречи с апостолами и пресвитерами. В ходе обсуждения они пришли к решению: для того чтобы спастись, язычники, в данном случае Тит, не должны соблюдать закон иудеев и их обряды (Деян. 15,11). Язычнику не нужно было становиться иудеем, а иудею не нужно было становиться язычником. Напротив, и иудеи, и язычники верой в Иисуса становились новым творением. Таким образом, Тит стал одним из наиболее значимых помощников Павла, трудясь как «уполномоченный» в Коринфе и на Крите. Апостол прежде всего послал его из Ефеса в Коринф, по-видимому, для исправления богословских и нравственных вопросов в той общине».

Услышать — «истинный сын по общей вере» из уст героя христианства и щепетильно требовательного человека Ап. Павла, это громадный комплимент, который бы мог вдохновить любого подвижника христианства. Понятно, что просто так Апостол бы не разбрасывался такими комплиментами. Тит доказал своей жизнью, хотя был достаточно молодым человеком, что он верный служитель Божий, которого можно посылать в самые сложные церкви, разбирать самые сложные ситуации, как это было, например, с церковью в Коринфе.

Титу  нужно ставить по городам пастырей, завершая незаконченное дело. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5). Великий миссионер Павел оставляет на Крите, где была основана церковь, Тита и дает ему письменные повеления. Первая задача – поставить пресвитеров. Слово «пресвитер» переводится, как «старец», «старейшина». Речь идет о стариках, дедушках в церкви? Слово «пресвитер» используется в двух значениях, как старец, пожилой человек, в возрастном смысле и в смысле служения в церкви. Что касается служения, приведем две цитаты, где используется именно слово «старейшина», «пресвитер»: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться» (1Пет.5:1); «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет.5:5). Таким образом, становится очевидным – пресвитер это пастор, по крайней мере, в данном контексте. Церковь никогда не будет законченной если нет пастора. Задача Тита была поставить пастырей. Что это значило? Поставить уже тех, кто себя проявил или нужно было воспитать, а уже постом рукополагать? Мы до конца не знаем, но можно только догадываться, что Титу следовало делать и то и другое. Ставить по городам пресвитеров было не просьбой Павла, а повелением. Апостол имел духовную власть и ей пользовался.

Перечисление качеств пастора. «если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (Тит.1:6):

1. Непорочен – нельзя ни в чем упрекнуть. Безукоризненный.

2. Муж одной жены. Женатый только один раз. Даже если развод был до уверования, такой христианин уже не может быть пастором. Ведь не уточняет Библия, когда мог быть развод? Говорится точно и лаконично – муж одной жены. Единственное исключение может быть связано с уходом жены, если она оставляет веру, Бога, церковь и своего мужа. Но даже этот вопрос, скорее всего, должен решаться на уровне местной общины, поскольку, теоретически можно заметить, не исключена вина мужа, даже когда жена его добровольно оставляет в нарушение всех Божьих заповедей.

3. Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Слово «верный» переводится не только в буквальном смысле, но и как верующий. Отсюда следует сделать вывод, что у пастора должны быть верующие дети. Это требование оправдано, потому как, очевидно, что к пастору больше требований. Если пастор должен быть безукоризненным и его не в чем упрекать, хотя бы в очевидных моментах, то значит его дети должны быть верующими, по крайней мере, пока живут с пастором, как с отцом. Если пастор не может справиться и воспитать своих детей, как он будет воспитывать церковь? Основные показатели хорошего воспитания – отсутствие распутства. Наверное, потому этот  пункт приведен, что для молодости больше всего свойствен именно грех распутства, впрочем, как и непокорности. Молодым людям всегда кажется, что они гораздо умнее своих родителей и лучше знают жизнь.

«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец» (Тит.1:7).

4. Не дерзок. Строптивый переводится, как своевольный, следующий только своим желаниям. Одним словом, пастор – это человек, который умеет смиряться, а не быть маленьким богом в свой общине.

5. Не гневлив. Не раздражительный и не вспыльчивый.

6. Не пьяница. Не иметь тягу к вину.

7. Не бийца. Не быть драчуном, в прямом смысле, не провоцировать своим поведением агрессию, а скорее умерять пыл и гнев других. Не прибегать к физическому насилию для исправления других.

8. Не корыстолюбец. Не алчный, не жадный к деньгам.

«но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (Тит.1:8).

9. Страннолюбив.  Гостеприимный, радушный.

10. Любящий добро. Человек, который отличается своей добротой и любящий творить доброе.

11. Целомудрен. Здравый, рассудительный. Целомудрие, в данном случае, не имеет отношение к сексуальным грехам.

12. Справедлив. Справедливый, честный, чтущий закон и сам живущий по закону. В данном случае, по закону Божьему.

13. Благочестив. Набожный, святой.

14. Воздержан. Умеющий владеть собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *