ПОСЛАНИЕ К ТИТУ. 1 гл. 9 — 16 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

15. «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит.1:9). Одно из важнейших качеств пастора – знание Библии, причем Библию нужно знать не только для того, чтобы ежедневно питать свой дух, чтобы укрепляться лично в вере и познавать волю Божью, но еще и послужить другим, ведь служение пастырей в том и заключается, что следует наставлять овец Божьего стада в Слове Божьем. Естественно, люди будут впадать в различные заблуждения, неправильные понимания, размышлять не так, как учит Библия, а так, как им хочется, потому что есть сопротивление, жесточайшее сопротивление плоти, есть дьявол, делающие все, чтобы похитить слово любым методом: «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге» (Матф.13:19). Поэтому пастор сам должен быть сведущ в Библии, чтобы наставлять людей на правильное понимание слова Божьего, а правильное понимание есть здравое учение. Кстати, здравость, важнейшее качество пастора. А далее, наверное, самое сложное – обличать противящихся. Вот значение слова «противящийся» — a’ntile/gw: 1. противоречить, прекословить, спорить, пререкаться; 2 . сопротивляться, отвергать, противиться. Кстати, слово «обличать» переводится, как справедливое обличение с целью осознания и исповедания своей вины. Вот почему пастор должен быть достаточно мужественным и твердым человеком, потому что ему обязательно нужно будет конфронтировать, а когда приходит конфронтация – это неприятно и душе обвиняющего и обвиняемого. Могут быть упреки, клевета, повышение голоса, неприятный эмоциональный осадок после разговора. Скажу, как пастор уже с немалым опытом, такие моменты неизбежны.

«Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» (Тит.1:10). Почему же пастору приходится вести такую духовную войну за умы и души вверенных ему Богом людей? Да потому что всегда, и так в любой группе людей, непокорные, строптивые, неподвластные, — именно так переводится слово «непокорный». Такие люди, как правило, собирают своих последователей. Бунтари никогда не молчат! Их учение – это пустословие. Можно сказать, что все противоречащее Библии, все искажающее заповеди Божьи есть пустословие. Особенно много таких людей из обрезанных. О каких обрезанных идет речь? С первых лет образования христианской церкви ее сопровождали различные ереси, одна из первых – иудействующие христиане, которые учили, что обязательно нужно к благодати Христа добавить соблюдение закона Ветхого Завета, в том числе и ритуал обрезания. Еще в послании Галатам Ап. Павел объяснил, что присоединяющие к делу спасения, кроме благодати Божьей, законы Ветхого Завета, остаются без Христа: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4).

«каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит.1:11). Более категоричное повеление для пастора – заграждать уста непокорным пустословам несущим учение искажающее Библейские основы. Вот вам и подтверждение, что еретики не молчат. «Развращают целые домы». Они активно ищут последователей. Такие люди не успокаиваются пока не найдут тех, кто будет разделять их взгляды. А слово «домы» показывает масштабность — поражают целые семьи. А вот и мотивация обнаруживается таких людей – «постыдная корысть». Слово «постыдной» переводится, как «гадкой», «безобразной». С корыстью все понятно. Ладно, хотя бы за идею сражались, а так сугубо из-за денег. Очень уж напоминает современных политиков.

«Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые»» (Тит.1:12). Речь идет о греческом поэте Епимениде, жившем в 6 веке до Р. Х. и охарактеризовавшем так не лестно критян в своем, ныне утраченном, произведении «Об оракулах» откуда и была взята цитата. Получается, что у каждого народа есть какая-то национальная черта, о чем говорится в Библии, по крайней мере что Библия не отвергает. Хотя, впрочем, почему странно. Ведь такими нас сотворил Господь! Северяне со сдержанным темпераментом, южане, как правило, – с холерическим врожденным. Хотя, Ап. Павел говорит о моральной стороне народной психологии, а это уже не от Бога быть лжецами и злыми зверями. Да, уж, не самая лестная характеристика народа. Однако, подчеркивает Ап. Павел, мы же новое творение во Христе, а значит, наша духовная национальность должна порождать в нас святость, не взирая на гены и порочные национальные специфические склонности.

«Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере» (Тит.1:13). Разумеется, Павел не хотел очернить всех Критян, это было бы не по любви и звучало бы крайне неуважительно к народу. Апостол хочет показать, что лжеучителя впитали в себя худшие национальные черты. Как привести человека к здравой вере? Оказывается строгим словом, в том числе, особенно это касается еретиков. Слово «строго» переводится, как a’poto/mwv – «строго», «сурово», «решительно». Что ж, для бунтарей нужна строгость, которая выступает хорошей проверкой, готов ли человек меняться смиряясь. А тема строгого обличения выплывает из лености и злости критян.

«не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит.1:14). Не внимать – значит не обращать внимания на басни, сказки, мифы, выдумки, которые рассказывают, выдавая за истину, все эти лжеучителя, потому что уже понятно, что все эти басни порождены отвращением от истины. Пастор не обращает внимание на глупости, в том смысле, что не относится к ним серьезно. Но пастор очень обращает внимание и очень серьезно относится к последствиям, которые эти глупости производят в умах и сердцах людей, потому что пастора больше всего заботит спасение души, а ересь блокирует, закрывает спасение.

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит.1:15). Речь не идет о духовной чистоте где важны все детали. Там где святость, там нет мелочей. Ап. Павел пишет о чистоте ритуальной. Например, нечистое – это свинина. Еврей лучше бы согласился умереть, чем съесть нечистое мясо. А Павел как раз и говорит о том, что христианина уже не остается ничего нечистого. «Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:15).

«Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). Эти учителя все выискивали нечистое, в ритуальном смысле, — нечистые продукты, нечистые одежды, ставя большой акцент на внешнем. Процитируем комментатора Библии достаточно точно и лаконично описывающего проблему с критскими еретиками: «»Постановления» из ст. 14 — особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите — несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (ср. Кол. 2:20-23; 1 Тим. 4:1-5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение — проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (ср. Map. 7:15; Лук. 11:39-41). Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно «осквернением» ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (ср. 1 Иоан. 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга». (http://otveti.org/tolkovanie-biblii/titu/01/)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *