РЕЛИГИЯ В ПОИСКАХ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА НОВЫЕ ЗАПРОСЫ ОБЩЕСТВА

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Доклад прочитанный на 4й международной научной конференции «Новые измерения духовности в начале 21 столетия» в украинской академии банковского дела национального банка Украины г. Сумы 29 ноября 2013 г.

Для людей искусства и науки едва ли характерны требования о необходимости соответствия практической жизни и идей. Если режиссер, композитор, ученный, вполне могут себе позволить жить совершенно иначе чем это декларируется в их творчестве, то религия (а говоря об ответах на запросы общества, в дальнейшем я буду под религией подразумевать христианство), ставит акцент на единстве носителя религиозной идеи и соответственно практической жизни. В случае христианства – это сам Иисус Христос и Его апостолы. То есть речь идет о цельности личности, о проблеме, которая сегодня максимально остро стоит в обществе. Человек в постмодерне активно утрачивает свою ценность и целостность. С другой стороны именно запросы общества и очерчивают проблематику, по которой ожидается разрешение, которое без духовных ориентиров не способны самостоятельно разрешиться.
1. Первая и достаточно серьезная проблема – это самоощущение человека в экономическом пространстве. Нередко, и чем дальше тем сильней, человек себя ощущает лишь придатком транснациональных корпораций, материалом, через который узкая группа людей достигает сверхприбылей. Достаточно вспомнить мощные демонстрации протеста происшедшие в 2011 году на Уолт Стрит, цель которых была привлечение внимание к преступлениям финансовой элиты и призвать к структурным изменениям в самой экономике, а точнее в философии экономики, где роль человека изменяется в строну ценности личности, как таковой. Переживая встречу с Богом, в христианском контексте, человек понимает, что он ценен в любом экономическом контексте, поскольку является тем, кто так необходим высшему началу мироздания, Творцу.
2. Вторая проблема, которая оказывает как позитивное воздействие, так и негативное (остается вопрос чего больше?) это информационные перегрузки, которые испытывает сознание человека, зачастую не умея справиться с невероятным натиском (словно неожиданно открывшихся шлюзов) потоков информации. Открытие таких шлюзов информационных потоков без точных и четких моральных, нравственных, духовных ориентиров порождают смятение и смущение отсутствием основ жизни, отсутствием фундаментальных критериев оценки происходящих событий, как в прошлом, так и в настоящем. Недавно у меня произошел разговор с молодым человеком, который открыт для таких потоков. Он является достаточно типичным представителем поколения 20 – 25ти летних. Этот молодой человек, не без растерянности говорил о том, что Великая Отечественная Война это большой знак вопроса. Действительно была ли война, была ли необходимость людям отдавать свои жизни, или нам лучше было быть поглощенными немецкой экономикой и идеологией, можно ли назвать эту войну вообще войной и носила ли она освободительный характер? У него не было ответов, но что он точно усвоил, так это то, что никому нельзя доверять, потому что на каждое историческое событие есть диаметрально противоположные оценки. Человеческая психика угнетена увеличением количества информации и параллельно с этим уменьшением твердых, незыблемых критериев оценок, в том числе, духовных и моральных, происходящим событиям. Христианство же предлагает фильтр оценок, прежде всего духовных, и таким фильтром, системой координат, является Священное Писание, из которого человечество черпает вечное вдохновение не только для искусства (шире, для культуры), но и проверенные тысячелетиями, точные моральные ориентиры.
3. Третий запрос – это и есть те самые моральные ориентиры, о которых речь шла выше. Целостность человека продолжает разрушаться, прежде всего, когда распадается моральность/ нравственность за чем следует деградация общества. Макс Вебер в свой работе «Протестантская этика и дух капитализма» показывает, как нравственность, духовность обуславливают в том числе и экономический успех общества, когда у людей появляется сверх мотивация, о которой в Библии сказано так: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа…» (Кол.3:23). Поскольку моральные ценности обусловленные духовностью являются каркасом всякого общества, то их распад приводит к деградации самого общества. Не эта ли причина, или, по крайней мере, одна из причин, уничтожившая великую древнюю римскую империю? Библия дает абсолютно точные моральные ориентиры в виде заповедей, и оценок поступков, а так же дает сверх мотивацию для человека возвращая его к искомой целостности.
4. Четвертый запрос общества – это потребность творчества, заложенная в человека, что, собственно и выделяет венец творения из животного мира. Современные манипуляции людьми для получения все тех же сверх прибылей дошли до такой высочайшего уровня, что человек перестает сам решать, что ему нужно покупать, он превращается в компонент потребления, которому диктуют, что нужно делать и что для него лучше. Противовес обществу потребления является творчество, а высшее творчество это качественно — духовная жизнь в ее отношении к ближнему, жизнь в социуме. В этом смысле очевидна активизация церкви, которая не только призывает своих прихожан к большей активности в обществе, но и говорит о вечном творчестве, любви к Богу и ближнему, наполняя жизнь человека не пустотой бесконечной гонки потребления, а осмысленностью служения людям и высшему началу — Богу. Таким образом, всякий человек, не зависимо от таких параметров «счастья», которое навязано обществом потребления, как финансы, внешность, выдающиеся способности актуализируется в контексте христианских заповедей любви к Богу и ближнему.
5. Пятый запрос общества – в противовес тенденциям, которые набирают силу в современном мире, проявляющиеся в распаде традиционного института семьи. Семья – это среда, в которой формируется личность и чем более здоровая среда, а под психологическим здоровьем христианство всегда предполагало атмосферу уважения, принятия и любви, тем более здоровое поколение будет формироваться. Распад семьи, легализация однополых браков, утверждение сексуальных отклонений, как нормы поведения, — все это создает в обществе проблематику невероятных размеров, при которой личность переживает распад целостности. Христианство всегда воспринимало целомудрие, высокий уровень семейных ценностей, верность в браке, любовь и взаимоподдержку супругов, заботливое и чуткое отношение к детям, не просто как подвиг, а как норму человеческого поведения, предполагая, что все остальное есть поведение влекущее человека к распаду, то есть ко греху.
Таким образом, христианству есть, что предложить обществу отвечая на запросы современности. Главная мысль – это альтернатива, которую предлагают последователи Христа, вернуться к вечным ценностям, к духовной, христианской системе координат, моральной шкале оценок всего происходящего и жизни по этой шкале, чтобы идеи не противоречили словам, а вера делам, достигая гармонии и единства. От распада личности к возвращению к целостности образа и подобия Божьего, как и было задумано Творцом.
Лысенко Вадим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *