КОММЕНТАРИИ К НОВОМУ ЗАВЕТУ. ПРОНИКАЯ В ГЛУБИНУ БОЖЬЕГО СЛОВА. (Матф.1:1 – 16)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА

«1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос» (Матф.1:1-16).

Вот, что пишет о необходимости родословной МакДональд: «В этой родословной показывается законное происхождение Иисуса как Царя Израиля; в родословной Ев. от Луки показано Его наследственное происхождение как Сына Давида. Родословная у Матфея придерживается царской линии от Давида через его сына Соломона, следующего царя; родословная у Луки основывается на кровном родстве через другого сына, Нафана. Эта родословная включает Иосифа, который усыновил Иисуса; родословная в 3-й главе Луки прослеживает, вероятно, предков Марии, для которой Иисус был родным сыном. За тысячу лет до этого Бог заключил с Давидом союз, пообещав ему царство, которому не будет конца, и непрерывную царствующую линию (Пс. 88:4,36,37). Тот завет теперь исполнен в Христе: Он — законный наследник Давида через Иосифа и подлинное семя Давида через Марию. Так как Он вечный, Его царство будет существовать вечно и Он будет царствовать вечно, как великий Сын Давида. Иисус соединил в Своей Личности два обязательных условия, необходимых для того, чтобы претендовать на израильский трон (юридическое и наследственное). А так как Он жив и сейчас, то других претендентов быть не может».

Начнем с вопроса, почему разнятся родословия у Матфея и Луки? Вот мнение, которое я нашел в интернете и с которым очень даже согласен: «Родословная В Матфея перечисляет предков Иисуса по Иосифу, т.к. она доказывает юридическое право Иисуса быть царем, как потомок Давида. Родословная в Луки гл.3 показывает предков по Марии, где Иосиф фигурирует как зять Илии и т.д. Это доказывает его происхождение как иудея, т.к. национальность у них передается по матери. Кстати, по матери — Иисус тоже потомок Давида».

Ничем более иудеи не интересовались как родословиями. Поэтому, кстати, есть несколько предупреждений в Библии: «и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим.1:4). Даже свои биографии, например Иосиф Флавий, легендарный историк того времени, начинали с родословных. Так происходило из-за контроля над чистотой крови. Если только допускалась примесь языческой крови, все, иудей уже не был иудеем. И еще тема царского рода. Собственно в России до революции так же тщательно прослеживали свои роды, потому что нужно было знать и доказать аристократичность крови. И это свойственно многим культурам и народам. Баркли приводит интересные исторические акты: «Когда Ездра вносил изменение в богослужение после возвращения Израиля из изгнания и устанавливал снова священничество, сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца и сыновья Верзеллия были исключены из священства и их стали называть нечистыми, потому что «они искали своей записи родословной и не нашлось ее» (Ездр. 2,62). Родословные архивы хранились в синедрионе. Чистокровные иудеи всегда презирали царя Ирода Великого, потому что он был наполовину идумеянином».

«1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его». Родословная составлена для более легкого запоминания три группы по четырнадцать человек и делалось это с учетом, что книги (свитки) купить было невероятно дорого. Обратите внимание, как строится родословная: 1я часть до царя Давида включительно. Именно Давид создал великое государство Израиль, государство высочайшего уровня, как экономического так и военного, не говоря уже о здоровой духовности, потому как и сам царь был набожнейшим человеком. Достаточно вспомнить Давида, как автора книги Псалмов.

Вторая часть сразу же после Давида и до вавилонского плена. Это часть связана с отступлением еврейского народа от Бога своего, часть истории евреев связанная с позором.

Третья часть от возвращения из плена до Христа. Эта часть вселяет надежду на полное восстановление отношений человек – Бог.

Начинается с упоминания о самом Богочеловеке Иисусе Христе. Христами («Христос» по-гречески значит «помазанный») назывались цари и первосвященники, ибо они помазывались святым елеем, изливавшимся из рога, который полагали на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо Он воцарился, как Царь Израиля, Царь Царства Божьего, Царь всего человечества, ибо Он Творец, а не творение. Все Им создано и для Него. Помазан же Он истинным елеем, Духом Святым. Вот что пишет комментатор Феофилакт Болгарский:

«Сына Давидова. После того, как Матфей сказал «Иисуса», он прибавил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе, ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь евреев после Моисея. Но этот назывался сыном Навина, а не сыном Давида. Он жил многими поколениями раньше Давида и был не из колена Иудина, из которого произошел Давид, но из другого.

Сына Авраамова. Почему Матфей поставил Давида прежде Авраама? Потому, что Давид был более знаменит; он и жил позже Авраама, и был славным царем. Из царей он первый благоугодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в действительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами».

Вот, что пишет Баркли о важности принадлежности Христа к роду Давида: «Петр подчеркивает это в первой записанной проповеди христианской Церкви (Деян. 2, 29-36). Павел говорит об Иисусе Христе, родившемся от семени Давидова по плоти (Рим. 1,3). Автор пастырских посланий убеждает людей, чтобы они помнили Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых (2 Тим. 2,8). Автор откровения слышит как Воскресший Христос говорит: «Я — корень и потомок Давида» (Отк. 22,16). Так к Иисусу неоднократно обращаются в евангельской истории. После исцеления бесноватого слепого и немого народ говорил: «Сей ли Христос, Сын Давидов?» (Мат. 12,23). Женщина из Тира и Сидона, искавшая помощи Иисуса для своей дочери, обращается к Нему: «Сын Давидов!» (Мат. 15,22). Слепцы кричали: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мат. 20,30.31). И, как Сына Давидова приветствует Иисуса толпа, когда он въезжает в Иерусалим в последний раз (Мат 21,9.15)».

Так же странным, на взгляд иудея, было присутствие в родословной женщин, да еще и каких. Блудницы Раав, что здесь можно добавить? Это было просто шоком для ервеев, которые то и женщин, как таковых, ставили на низкую ступень, а тут еще и блудница.

  1. Авраам. О великом патриархе, родоначальнике еврейского народа вряд ли что-то нужно говорить.
  2. Исаак. От Исаака происходит 12 колен Израиля.
  3. Иаков. Иаков, Израиль (ивр. יַעֲקֹב‎, Яаков; в исламеараб. يعقوب‎‎, Якуб) — герой Пятикнижия, третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки, родившей после двадцатилетнего бесплодного брака. Получение первородства. История Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от престарелого слепого отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман. Бегство в Харан. Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харан (Северная Месопотамия — Арам-Нахараим) и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили, от которых имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину. Схватка с Ангелом. По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Однажды во время ночного бдения ему явился ангел, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Имеющий власть над силами»), с напутствием: «…ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.»  (Быт.32:27,28). Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них. Он скончался 147 лет от роду; тело его, в силу его завещания, перевезено было в землю Обетованную.

Потомки Иакова. Основная статья: Колена Израилевы

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовали согласно Библии, израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). У Иакова были две жены — Лия, Рахиль, и служанки жён — Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Меннаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.

  1. Иуда — ?

«3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея».

  1. Фарес и Зара. Фамарь была матерью Фареса, но самое интересное, что она был искусная соблазнительница (Быт. 38). И тем не менее попала в родословную.
  2. Есром от Фареса. Эсром (Есром) — сын Фареса, сына Иуды, сына патриарха Иакова, родоначальник поколения Эсромова (Числ., XXVI, 21), один из предков Давида. Из книги Паралипоменон видно, что Э. вступил в супружество с дочерью Махира, первенца Манассии, и через Сегува, сына своего от нее, был дедом Иаира, внука Манассии (1 Парал., II, 21—22). Э. упоминается в родословии Иисуса Христа (Матф., I, 3; Лук., III, 33).
  3. Арам — ?
  4. Аминадав. Аминадав (отец щедрости) — а) (Исх 6.23; Чис 1.7; 2.3; 7.12,17; 10.14; Руф 4.19,20; 1Пар 2.10; Мф 1.4; Лк 3.33) — сын Арама из колена Иудина, отец Наассона, главного в колене Иудином при исчислении израильтян в пустыне Синайской и отец Елисаветы, жены Аарона, предок Давида и Иосифа в родословии Иисуса Христа;
  5. Наасон. (предсказатель, чародей; Чис 1:7, Исх 6:23, Руфь 4:20, Мф 1:4, Лк 3:32) — сын Аминадава, князь и глава сынов Иудиных, участвовавший при счислении сынов Израилевых при горе Синае. Сестра его, Елисавета, дочь Аминадава, была женою Аарона.
  6. Вооз. прадед царя Давида, герой книги Руфь Племянник Елимелеха, он описан в книге Руфь как благочестивый человек, который женится на Руфи, вдове сына Елимелеха, оценив благородство ее поведения. Тем самым он поддерживает семью Элимелеха, потерпевшую крах в духе заповеди левиратного брака.

10.       Солмон. Вот, что пишет комментатор Нового Завета Лопухин: «Сын Наассона, Салмон, находился в числе соглядатаев в Иерихоне, которых в своем доме укрыла блудница Рахав (Нав 2:1; 6:24). На ней Салмон женился. По словам евангелиста, от этого брака родился Вооз. Но в Библии не сообщается, что Рахав была женою Салмона (см. Руфь 4:21; 1 Пар 2:11). Отсюда заключают, что евангелист при составлении родословия, «имел доступ к иным сведениям, кроме ветхозаветных книг».

Так описывается в книге Руфь происхождение Вооза и его правнука царя Давида: «И вот род Фаресов: Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида»  (Руфь.4:18-22).

  1. Овид. Овид был сыном Руфи. Руфь была даже не еврейка, а моавитянка (Руф. 1,4), и разве не сказано в законе: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» (Втор. 23,3). Руфь была из враждебного и ненавистного народа.
  2. Иесей. Иессей (ивр. יִשַׁי‎) — отец царя Давида.

Он происходил из древнего иудейского рода, был сыном Овида и внуком Вооза и Руфи, жил в Ефрафе (Эфрата) или Вифлееме (Бейт-Лехем). У него было большое семейство, состоявшее из нескольких сыновей; младшим из них был Давид. Иессей вряд ли дожил до воцарения Давида, так как известия о нём прекращаются ещё до этого момента.

Рахав, или Раав, как она названа в Ветхом Завете, была блудницей из Иерихона (Иис. Н. 2,1-7).

«6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию».

  1. Давид. ДАВИД — царь Израильско-Иудейского государства в кон. 11 в. — ок. 950 до н. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, Давид присоединил к ней территории израильских племен и создал государство. По Библии, юноша-пастух Давид победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафа и отсек ему голову.

15.       Соломон. Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان‎‎ Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967965 до н. э. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма. Библейское повествование. История не оставила точных сведений о Соломоне. Все имеющиеся о нём сведения почерпнуты из Библии и некоторых других источников. Приход к царствованию. Отец Соломона, Давид, собирался передать престол именно Соломону. Однако, когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония. Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия, а также пророк Нафан (Натан) уведомили об этом Давида.[2] Тот спешно принял решение помазать на царствование Соломона, что и было исполнено (476 год по Исходу евреев из Египта). Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника»  (3Цар.1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал.[3] После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением.

  1. Ровоам. Ровоа́м (ивр. רחבעם‎, Рехав’ам «умножающий народ») — царь Иудейского царства, преемник своего отца Соломона. Его матерью была аммонитянка Наама. Ровоам царствовал 17 лет. Ровоам являлся законным наследником Соломона, однако навлёк на себя гнев народа, отказавшись уменьшить налоговое бремя, установившееся при отце. Народ, собравшись в Сихеме (Шхеме), восстал и отделился от Ровоама. На стороне царя осталось только колено Иуды и половина колена Вениамина, в то время как десять северных колен основали новое Израильское царство и избрали себе царём Иеровоама I. Ровоам пытался отвоевать десять колен, но пророк Шемаия предупредил его о безнадёжности этой затеи. Согласно тексту Библии, это отпадение было наказанием за грехи Соломона, отца Ровоама.

На пятом году царствования Ровоама фараон Шешонк I напал на Иудею, разграбил Иерусалим и Иерусалимский храм и превратил Иудейское царство в вассала Древнего Египта. В Карнаке на одном из памятников Шешонка сохранился перечень взятых городов Иудеи.

Во всё царствование Ровоама между ним и Иеровоамом I шла война. Ровоам умер на 58-м году жизни, в 915 году до н. э. (по хронологии Уильяма Олбрайта), и был похоронен в Иерусалиме (1Цар. 14:31).

  1. Авия. Авия (ивр. אבים‎, Авиям), сын Ровоама — царь Иудейского царства.

Авия вступил на престол ещё при израильском царе Иеровоаме, с которым он вёл ожесточённую войну. Летописец царей иудейских, говоря об этой войне, приводит баснословные цифры. По его словам (2Пар. 13:3), Авия выставил в поле 400 тыс. войска, а Иеровоам 800 тыс.; тем не менее победа осталась на стороне Авия, которому Господь помог чудесным образом, и из войска Иеровоама пало не менее полумиллиона.

Между тем, Авия вовсе не заслужил особого покровительства Господа, поскольку предавался идолослужению (3Цар. 15:3).

  1. Аса. Аса (ивр. אָסָא‎), сын Авии — царь Иудейского царства, правивший в 908867 до н. э.. В десятом году царствования Асы, в Иудею вторглись египтяне, но иудеи смогли отбить врагов под Мариссой. Спустя восемнадцать лет после этого, в Иудею вторгся израильский царь Вааса (Бааша), но Аса заставил и их отступить.

Иосиф Флавий писал что Аса был порядочным и богобоязным царем. Все его поступки указывали на его благочестие.

  1. Иосафат. Иосафат (ивр. יהושפט‎, Иегошафат «Господь судия»), сын Асы — царь Иудейского царства. Иосафат вступил на престол в 35 лет и царствовал около 25 лет. Старался идти по стопам Давида, бывшего для него высшим образцом жизни и деятельности. При нем Иудейское царство достигло высшей степени процветания. Он начал своё царствование с укрепления границ государства, затем энергично боролся с идолопоклонством, поручив некоторым из своих приближенных, вместе с левитами и священниками, учить народ закону Божию по всем городам Иудеи. При нем Иудея находилась в мире с окружавшими ее народами. Филистимляне платили ему дань серебром, аравитяне пригоняли множество всякого скота; могущество его поддерживалось сильным войском под начальством храбрых военачальников. Единственной ошибкой его можно считать попытки вступать в союз с нечестивыми израильскими царями. В общем, царствование его было счастливое, и он мирно скончался, оставив по себе благословенную память в народе. См. 3Цар.15, 4Цар.3, 12, 1Пар.3, 2Пар.17-20 и др.
  2. Иорам. Иора́м (ивр. יוֹרָם, יְהוֹרָם‎, Иегорам «Бог высок»), сын Иосафата (Йегошафата) — царь Иудейского царства, правивший с 851 по 843 г. до н. э.(из них, видимо, пять лет как соправитель отца). Через брак с Аталией — по одной версии (II Цар. 8:26), дочерью израильского царя Омри, по другой (II Цар. 8:18), царя Ахава — состоял в родстве с израильским царём Иорамом. Иорам поддерживал с Израильским царством тесные связи.

После восхождения на престол Иудеи, Иегорам отдал приказ убить всех своих братьев и многих приближенных своего отца, Иосафата. Иегорам также считался как первым из иудейских царей, нарушивших истинные законы богопочитания. Возможно, что упомянутый во II книге Царей (11:18) храм Ваала был построен при Иораме по настоянию Аталии.

В начале правления Иорама от Иудеи отделился подвластная ей Идумея (Эдом) (II Ц. 8:20–22), в результате чего Иудея утратила контроль над торговыми путями в Аравию. Вслед за этим, согласно II Хр. 21:16–17, Иудея подверглась опустошительному набегу филистимлян и кочевников Аравийского полуострова. Тогда погибли все сыновья Иорама, кроме Ахазии. Существует предположение, что Иорам участвовал в антиассирийской коалиции 12 западных царей во главе с Вендидадом (Бен-Хададом II), царём Арам-Даммесека в 849–845 гг. до н. э. Вскоре царь, испытав такие несчастья стал сильно хворать. У него началась странная болезнь от которой у него вздулся живот и стало гнить тело. Вскоре Иорам и скончался. В целом недолгое правление Иорама отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства.

21.  Озия. Озия, он же Азария (ивр. עֻזִּיָּהוּ‎, Уззияу) — сын Амасии, десятый царь иудейский из дома Давидова, царствовал 52 года.

Был благочестивым и богобоязненным царём, удачно воевал с окрестными народами, укрепил Иерусалим, имел постоянное войско свыше 300000 человек, заново им вооружённое и снабжённое метательными снарядами (2Пар.26).

Умер 68-ми лет от проказы, постигшей его, по уверению летописца, за то, что возгордился и посягал на священство.

«9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

  1. Иоафам. Иоафам (ивр. יותם‎, Йотам — «Бог совершен»), сын Озиииудейский царь.

На царствование Иофама пришлось начало деятельности пророка Исайи, который в целом хорошо относился к нему, считая его благочестивым царем. Иофам поддерживал Иерусалимский храм с его учреждениями и заботился о подъёме религиозно-нравственного состояния народа. При нём выступали также пророки Осия и Михей, которые содействовали благополучию царства (4 Цар. 15:30—38; 2 Пар., гл. 26 и 27). Иофам провел удачную военную кампанию против Аммона. Много усилий он потратил на укрепление обороноспособности страны. Внешнеполитическая ситуация была тревожной, ассирийская угроза стала реальной как никогда. Израиль и Дамасское царство образовали антиассирийскую коалицию и непременно хотели видеть среди своих союзников Иудею. Иоафам категорически отказался участвовать в коалиции, что вызвало сильное раздражение израильского царя Менахема и арамейского царя Рецина (740-732 г. до н.э.). Иофам сравнительно благополучно царствовал 16 лет.

  1. Ахаз. Ахаз (ивр. אחז‎), сын Иоафама — царь Иудейского царства. Ахаз, также как и его отец, Иоафам, отказался вступить в антиассирийский союз, в который кроме Израиля и Арама вошли правитель Газы Ганнон, представлявший филистимлян, Идумея (Эдом) и царь Тира Хирам II. Видя нежелание Иудеи примкнуть к коалиции, Израиль и Арам решили силой свергнуть представителей Дома Давида и посадить на иудейский престол своего ставленника, представителя рода некоего Табиэла. Объединенная армия израильского царя Факея и арамейского царя Рецина двинулась на Иерусалим. Дорогу им преградили войска иудеев, но потерпели жестокое поражение, многие попали в плен, а остальные бежали в столицу. Иерусалим оказался в осаде. Взять штурмом хорошо укреплённый город израильтяне и арамеи на могли, но и отступать не хотели. Видя затруднительное положение Иудеи, филистимляне захватили ряд пограничных городов, а с юга напали эдомитяне, грабя и опустошая окрестности и угоняя иудеев в плен. Они вновь отобрали Эцион-Гевер (Эйлат), лишив Иудею выхода к Красному морю. Тем временем Ахаз, запертый в Иерусалиме отправил послов в Ниневию к Тиглатпаласару с просьбой о помощи. «Раб твой и сын твой я — приди и защити меня от руки царя сирийского и царя израильского, восставших против меня». Этот призыв, подкреплённый богатыми дарами, был услышан. В 734 г. до н. э. ассирийская армия выступила в поход. Главным своим противником Тиглатпаласар видел Дамасское царство, стоявшее во главе антиассирийской коалиции. Однако первой пала Филистия. Царь Газы Ганнон бежал в Египет, но вскоре вернулся и признал власть Ассирии, уплатив огромный выкуп.

При содействии Тиглатпаласара в Аскалоне (Ашкелоне) произошёл переворот и новый правитель Рухабт полностью подчинился ассирийцам. Контроль над торговыми путями на севере Синая перешёл в руки Тиглатпаласара. На следующий год военные действия в Ханаане и южной Сирии продолжались, а в 732 г. до н. э. Тиглатпаласар взял Дамаск. Царь Рецин был казнён и Арам превратился в ассирийскую провинцию. Царь тиро-сидонский Хирам II, цари Моава, Эдома, Аммона, Аскалона, Газы, а также аравийские царства арабов Муза, Тейма, Мавейское и др. покорились и принесли богатые дары золотом и серебром. Причем Тир уплатил самую большую за всю иcторию Ассирии единовременную дань в 150 талантов золота (более 4,5 тонн). Следующий удар пришёлся по Израилю. Факей пал жертвой бунта, а на его место был посажен сторонник Ассирии Осия. Израильское царство сильно сократилось в размерах, заиорданские владения, Галаад и Галилея были отторгнуты от Израильского царства и управлялись ассирийскими наместниками. Население захваченных территорий было насильно угнано в Месопотамию, а на оставшихся была наложена дань. Ассирийские завоевания сопровождались разрушениями крупных городов, что подтверждается археологическими раскопками в Хацоре и Мегиддо. Пока Тиглатпаласар оставался в Дамаске, где воздвиг жертвенник в честь своей победы, туда прибыл с визитом Ахаз. Он привез богатые дары своему освободителю, засвидетельствовал добровольное подчинение Иудеи и принял обязательство выплачивать достаточно крупную дань. В знак почтения к ассирийскому повелителю Ахаз повелел построить в Иерусалиме такой же жертвенник как в Дамаске.

При Ахазе в Иудее все большее распространение стали получать финикийские и сирийские культы, что вызвало возмущение иерусалимского жречества и пророков. Поэтому отношение к этому царю в Библии в значительной мере негативное.

«Царь Ахаз» — название первой еврейской национальной оперы, созданной британским композитором Самуилом Альманом в 1912 году, на основе собственного либретто на идише.

  1. Езекия. Езекия (ивр. חִזְקִיָּהוּ‎, Хизкияу или Хизкиягу), сын Ахазацарь иудейский, один из лучших представителей дома Давидова. В момент вступления его на престол народ находился в состоянии религиозно-нравственного и политического упадка и даже принял подданство ассирийское. Воспитавшись под влиянием пророка Исайи, Езекия приступил к существенным реформам. Идолослужение было искоренено, в храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, торжественно отпразднован был Песах. Затем Езекия оградил страну от хищничества филистимлян. Рассказ о походе Сеннахирима на Иудею, в царствование Езекии, отражён и в ассирийских клинообразных надписях, в которых Езекию называется Хазакийагу (в соответствие с еврейским Хискийа или Хискийагу). С историей Езекии связывается рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни (4Цар.20:1-11). Внутренние смуты в Ассирии дали Езекии спокойно провести остальные годы царствования; он воспользовался ими для внешнего укрепления и внутреннего благоустройства своего царства.
  2. Манасия. После Езекии вступил на престол сын его Манассия, 12 лет и царствовал 50 лет (698-643).
  3. Амон. Сын Манассии, Амон, шёл по стопам отца; но в правление внука Манассии, Иосии (Иошияху), победила тенденция, привёдшая к религиозной реформе в духе монотеизма. После смерти Менаше ему унаследовал сын его Амон, который был не лучше отца своего, когда тот занял трон Иеудеи. Страна погрязала все глубже и глубже в омут безнравственности и идолопоклонства. К счастью, правление царя Амона было кратковременным. Через два года после воцарения он был убит собственными рабами.

27. Иосия. Иосия (ивр. יֹאשִׁיָּהוּ‎, Иошияу), сын Амонацарь Иудеи. Взошёл на престол в восьмилетнем возрасте после убийства его отца Аммона. Царствование Иосии отмечено духовно-религиозным возрождением, и автор 4 Книги Царств (II Книги Царей) говорит о нём: «Не было до него царя подобного ему… и после него не восстал подобный ему»  (4Цар.23:25).[1] При Иосии была осуществлена религиозная реформа, состоявшая в централизации богослужения в Иерусалиме (4Цар.23:4–24) и в ликвидации проникших в Иудею под ассирийским влиянием языческих и астральных культов. Было уничтожено также наиболее древнее и почитаемое святилище в Вефиле (Бейт-Эле) и известное с Х в. до н.э. святилище в Араде. На 18-м году своего царствования (622 г. до н. э.)[2] Иосия начал очищение Иерусалимского храма и повелел провести в нём ремонт, во время которого первосвященником Хилкией была найдена «Книга Торы» или «Книга Завета». Царь издал указ, предписывающий зачитать текст перед всем народом. В библеистике существуют различные мнения, касающиеся содержания этой Книги. Обычно считается, что речь идёт о Второзаконии. В соответствии с найденным учением Иосия реорганизовал культ Единого Бога, отпраздновал Песах и в присутствии всего народа заключил с Господом новый завет, обязуясь, что отныне все евреи будут строго следовать Божьим заповедям. Впервые в истории Израиля Тора приобрела государственный статус, что сыграло решающую роль в духовном и социальном формировании еврейского народа при возвращении из пленения вавилонского. Под влиянием реформ Иосии в Иудее сложилась, так называемая девтерономи­че­ская школа, которая оказала решающее влияние на формирование исторического мировоззрения еврейского народа. Критерием оценки деятельности царей становится их вклад в концентрацию служения Единому Богу исключительно в Иерусалимском храме и забота о чистоте культа Единого Бога. Лишь те цари, которые вели бескомпромиссную борьбу против языческих влияний и против иных, нежели Иерусалимский храм, культовых центров, удостаивались похвалы. Падение северного Израильского царства являлось Божественной карой за отправление культа Бога Израиля в других святилищах (4Цар.17). К периоду правления Иосии относится начало деятельности наиболее известного и яркого представителя пророческого движения, пророка Иеремии. Эти события по времени совпадают с последними годами правления Ашшурбанапала (669-627 г. до н.э.), сопровождавшимися гражданскими смутами в Ассирии. Около 635 г. до н.э. египетский фараон Псамметих (664-610 г. до н.э.) вторгся в Ханаан и захватил Ашдод. Правда, закрепиться в Азии египтяне так и не смогли. Вскоре от ассирийского владычества освободились многие города Финикии. После смерти Ашшурбанапала Ассирийская империя оказалась на грани краха. В 626 г. до н.э. халдейский вождь Набопаласар (626-605 г. до н.э.) захватил власть в Вавилонии, а к 612 г. до н.э. в союзе с Мидией разрушил Ашшур и Ниневию. Ассирия практически прекратила свое существование. Остатки ассирийских войск бежали за Евфрат и сконцентрировались возле города Харран. Территориальная экспансия. Таким образом, освободившись после смерти Ашшурбанапала (около 627 г. до н. э.) от ассирийского господства, Иосия не мог не воспользоваться сложившимися обстоятельствами для собирания всех еврейских земель. Он не только действовал как царь абсолютно суверенной Иудеи, но также распространил свою власть на север — на бывшие ассирийские провинции Самарию (4Цар.23:19), Мегиддо (включая Изреельскую долину) и Галилею (2Пар.34:6); часть северной Филистеи была, по-видимому, присоединена к Иудее, и еврейские поселения были основаны к югу и востоку от Газы и в районе Эйн-Геди. Таким образом, Иосии удалось восстановить власть над большей частью территории царства Давида и Соломона. Тогда же были построены новые кварталы Иерусалима и возведена новая стена, защищавшая город с запада. Смерть Иосии. Египтяне были очень обеспокоены растущей мощью Вавилонского царства и попытались предотвратить полное уничтожение ассирийцев, протянув руку помощи своему ещё недавнему врагу. Летом 609 г. до н. э. фараон Нехо II (610-595 г. до н.э.) двинулся на соединение с ассирийской армией в окрестности Харрана. Иосия выступил против египтян, встретив их со своим войском в районе Мегиддо. В битве с Нехо Иосия был тяжело ранен стрелой в горло и скончался по дороге в Иерусалим. Тело Иосии было привезено на колеснице в Иерусалим, и его смерть была воспринята в стране как тяжкая потеря. Иудея была вынуждена признать себя вассалом Египта. Естественным образом, в начале его правления власть в Иудее сосредоточилась в руках представителей партии, вернувшей ему трон и ориентированной на идеалы монотеизма и социальной справедливости, провозглашенные пророками.

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон».

  1. Иоаким. Иоаким или Элиаким (ивр. יהוֹיָקִים‎, Йегоаким), сын Иосиицарь Иудеи, ставленник египетского фараона Нехо, которому он платил тяжёлую дань (1 талант золота и 100 талантов серебра). Иоаким поклялся быть верным вассалом Египта. Он отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков за публичные обличения политики царя и за предвещение гибели Иерусалима (Урию, Иеремию и Варуха). Тем временем, на господство в Сирии и Ханаане стали претендовать две крупные державы — Египет и Вавилония. Весной 607 г. до н.э. старый и больной вавилонский царь Набопаласар передал командование армией своему сыну Навуходоносору. На следующий год вавилоняне форсировали Евфрат южнее Каркемиша. Там же в 605 году до н.э. (на четвёртом году царствования Иоакима) произошла решающая битва с египтянами, в которой египетские войска потерпели поражение. В битве при Каркемише в качестве вассалов Нехо участвовали иудеи, финикийцы и жители Сирии. Мелкие государства были ошеломлены разгромом египтян и не оказывали практически никакого сопротивления продвижению вавилонской армии. Когда Навуходоносор приблизился к Иерусалиму, Иоаким поспешил откупиться от него сокровищами Храма и выдал в качестве заложников юношей из знатных иудейских семей, среди которых был и будущий известный пророк Даниил. Иудея стала данником Вавилона и часть народа была уведена в Вавилон. 15 августа 605 года до н.э. в самый разгар сирийской кампании в Вавилоне скончался царь Набопаласар и Навуходоносор поспешил в столицу.

Иоаким же, тем временем, продолжал беспечную жизнь. Правящая верхушка Иудеи состояла в основном из сторонников радикальной проегипетской партии, к которым принадлежал и пророк Анания. Они усматривали возможность обретения независимости в опоре на Египет и в борьбе с вавилонянами. Им противостояла партия умеренных, выступавших против осложнения отношений с Вавилоном. К ней принадлежал пророк Иеремия, предсказывавший падение Иерусалима. К 601 году до н. э. Навуходоносор, видимо, завладел Филистией и рискнул совершить поход на Египет. Однако Нехо успел подготовиться и в тяжёлом сражении дал врагу достойный отпор. Ему даже удалось взять Газу, а Навуходоносор, неся большие потери, был вынужден отступить. Царь Иоаким, вероятно, усмотрел в этом благоприятный момент для того, чтобы выйти из подчинения Вавилону. В 599 году до н. э. Навуходоносор одержал ряд побед над арабами, подчинил себе Моав и Аммон. Измена Иоакима не осталась без внимания вавилонского царя. В 598 году до н. э. Навуходоносор двинулся на Иерусалим. Судьба Иоакима по-разному описана в Четвёртой Книге Царств, сообщающей, что иудейский царь умер еще до прихода вавилонян, и во Второй Книге Паралипоменон, утверждающей, что передовые отряды вавилонской армии ворвались в Иерусалим при жизни царя. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (10,6,3) пишет, что Иоаким добровольно сдался в плен, надеясь на милость победителя, но был убит по приказу Навуходоносора.

  1. Иехония. Еще из комментатора МакДональда: «Интересно также упоминание царя по имени Иехония. В Иеремии 22,30 Бог произнес проклятие на этого человека: «Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее». Если бы Иисус действительно был сыном Иосифа, Он подпал бы под это проклятие. Но Он все же должен был юридически быть сыном Иосифа, чтобы наследовать право на трон Давида. Эта проблема была разрешена чудом рождения от Девы: через Иосифа Иисус стал наследником трона юридически. Он был подлинным сыном Давида через Марию. Проклятие Иехонии не пало на Марию и ее детей, потому что ее происхождение не было от Иехонии».

«12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда».

  1. Салафииль. В родословных у Матфея и у Луки, а также в Ветхом Завете, присутствуют Салафииль и его сын — Зоровавель. Согласно Ветхому Завету и Евангелию от Матфея, отцом Салафииля был Иехония. Согласно Евангелию от Луки, отцом Салафииля был Нирия. В Ветхом Завете подробно перечислены дети Зоровавеля: Мешуллам, Ханания, Шеломиф (дочь), Хашува, Огел, Берехия, Хасадия, Иушав-Хесед. В этом списке нет сыновей, упоминающихся в Новом Завете (у Матфея это Авиуд, а у Луки — Рисая).

Для объяснения этих противоречий используют левират и говорят об ошибках переписчиков. Кроме того, есть версия, что было два разных Салафииля и два разных Зоровавеля.

  1. Заровавель. Зоровавель (ивр. זרובבל‎ Зеруббавель — «семя Вавилона», ассирийско-вавилонское имя) — известный вождь иудеев, под предводительством которого первая партия иудейских пленников вернулась из вавилонского плена на родину.

Это был человек царского происхождения, вследствие чего народ смотрел на него как на князя. Персидское правительство назначило его ответственным правителем народа и поручило ему устроить судьбу переселенцев. Зоровавель энергично трудился над построением храма, заботился о порядке в гражданской и религиозной жизни и защищал народ от врагов, из которых самыми ожесточенными были самаритяне. Народная память навсегда сохранила о нём благодарное воспоминание. Имя его значится в евангельской «Книге родства», как имя одного из родоначальников Мессии, сына Давидова. О нём упоминается в книгах Ездры и Неемии, а также в Евангелии Матфея I, 12 и 13.

  1. Авиуд. 1Пар 6:50 — сын Финееса, сына Елеазара. В Еврейском тексте и у LXX стоит: Авишуй. 1Пар 8:3 — из сынов Белы, сына Вениаминова. Мф 1:13 — отец Елиакима, сын Зоровавеля, упоминаемый в родословии Господа Матфеем.
  2. Елиаким. О лицах после Зоровавеля и, может быть, Авиуда, упоминаемых в 13-15 стихах, ничего неизвестно ни из Ветхого Завета, ни из сочинений Иосифа Флавия, ни из талмудических и других писаний. Можно заметить только, что это противоречит мнению, по которому евангелист составлял родословие Спасителя по одной только Библии, или, по крайней мере, не подтверждает этого мнения.
  3. Азор. Азор (евр. Аззур), сын Елиакима, отец Садока и предок Иосифа. Жил в период после вавил. плена (Мф 1:13).
  4. Садок — ?
  5. Ахим — ?
  6. Елиуд. Елиуд (Мф 1:14—15; Бог Иуды, или Бог хвалений) — сын Ахима и отец Елеазара. Этого имени в В.З. нет. Елиуд был прапрадедом Иосифу, которому была обручена Пресвятая Дева Мария.

«15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16  аков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос».

  1. Елеазар. сын Елиуда и отец Матфана, одно из лиц, упоминаемых в родословии Спасителя.
  2. Матфан. Матфан (дар): 4Цар 11:18 — жрец Ваалова храма в Иерусалиме, по свидетельству Иосифа, воздвигнутого нечестивыми Гофолией и ее мужем Иорамом, в честь Ахава. Он тотчас же был убит, вслед за Гофолиею во время возмущения, доставившего Иоасу престол Иудейский. Иер 38:1—6 — отец Сафатии, который вместе с прочими вельможами представлял царю Седекии, что пр. Иеремия достоин смерти за грозные предсказания, и участвовал в опущении Иеремии в яму Малхии.
  3. Иаков. Иаков сын Матфана — отец Иосифа Обручника
  4. Иосиф.
  5. Христос.

МакДональд в целом о родословной пишет: «из ВЗ мы знаем, что в его списке недостает некоторых имен. Например, между Иорамом и Озией (ст. 8) царствовали Охозия, Иоас и Амасия (см. 4 Цар. 8 — 14; 2 Пар. 21 — 25). И Матфей, и Лука упоминают два одинаковых имени: Салафииль и Зоровавель (Мф. 1,12; Лк. 3,27). Однако странно, что родословные Иосифа и Марии должны иметь общую точку в этих двух личностях, а потом снова разойтись. Еще труднее становится разбираться, когда замечаем, что оба Евангелия ссылаются на Ездры 3,2, причисляя Зоровавеля к сыновьям Салафииля, в то время как в 1 Паралипоменон 3,19 он записан сыном Федаии. Третья трудность в том, что Матфей указывает двадцать семь поколений от Давида до Иисуса, в то время как Лука называет сорок два. Несмотря на то что евангелисты приводят разные семейные древа, все же такая разница в количестве поколений кажется странной. Какую же позицию должен занять изучающий Библию в отношении этих трудностей и кажущихся противоречий? Во-первых, нашей фундаментальной предпосылкой является то, что Библия — это богодухновенное Слово Божье, поэтому ошибок в нем быть не может. Во-вторых, она непостижима, потому что отражает безграничность Божества. Мы можем понять фундаментальные истины Слова, но никогда не постигнем всего.

Поэтому, сталкиваясь с этими трудностями, мы приходим к выводу, что проблема скорее в недостатке нашего знания, а не в библейских погрешностях. Трудные для понимания места должны побуждать нас изучать Библию и искать ответы. «Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследывать дело» (Притч. 25,2).

Тщательные исследования историков и археологические раскопки не смогли доказать, что библейские утверждения ошибочны. Все, что кажется нам трудным и противоречивым, имеет разумное объяснение, и это объяснение наполнено духовным смыслом и пользой».

ДОПОЛНЕНИЕ:

Родословие Иисуса

В Евангелиях от Матфея и от Луки приведены две родословных Иисуса Христа. В обоих присутствует имя Иосифа, официального отца Иисуса, а также имена Авраама и Давида, но в поколениях между Давидом и Иосифом родословия расходятся. Существуют несколько точек зрения на причины расхождения.

Родословие до Давида

Иисус… был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов, Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев, Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин, Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев, Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров, Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин, Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов, Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов, Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин, Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов, Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов, Еносов, Сифов, Адамов, Божий.(Лк.3:23-38)

Здесь следует обратить внимание на следующий момент — Каинан, сын Арфаксада, отсутствует в еврейском тексте Библии, однако присутствует в Септуагинте.

Библейские родословия

Лука

  • Давид
  • Нафан
  • Маттафа
  • Маинан
  • Мелеа
  • Елиаким
  • Ионан
  • Иосиф
  • Иуда
  • Симеон
  • Леви
  • Матфат
  • Иорим
  • Елиезер
  • Иосия
  • Ир
  • Елмодам
  • Косам
  • Аддия
  • Мелхия
  • Нирия
  • Салафииль
  • Зоровавель
  • Рисая
  • Иоаннан
  • Иуда
  • Иосиф
  • Семеия
  • Маттафия
  • Мааф
  • Наггея
  • Еслим
  • Наум
  • Амос
  • Маттафия
  • Иосиф
  • Ианная
  • Мелхия
  • Левия
  • Матфат
  • Илия
  • Иосиф
  • Иисус
Матфей

Ветхий Завет

Число родов

В Евангелии от Матфея сказано: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.» Число четырнадцать — это удвоенная семёрка, а семёрка в то время считалась священным числом. Но в древнейших кодексах Евангелия от Матфея — в Синайском, Ватиканском, Ефремовом и других — в родословии отсутствует имя Иоакима, и остаётся всего 41 имя (включая Авраама и Иисуса), а 14×3 = 42.[1]

Салафииль и Зоровавель

В родословных у Матфея и у Луки, а также в Ветхом Завете, присутствуют Салафииль и его сын — Зоровавель. Согласно Ветхому Завету и Евангелию от Матфея, отцом Салафииля был Иехония. Согласно Евангелию от Луки, отцом Салафииля был Нирия. В Ветхом Завете подробно перечислены дети Зоровавеля: Мешуллам, Ханания, Шеломиф (дочь), Хашува, Огел, Берехия, Хасадия, Иушав-Хесед. В этом списке нет сыновей, упоминающихся в Новом Завете (у Матфея это Авиуд, а у Луки — Рисая).

Для объяснения этих противоречий используют левират и говорят об ошибках переписчиков. Кроме того, есть версия, что было два разных Салафииля и два разных Зоровавеля.

Объяснения противоречий

Иосиф — сын от левиратского брака

Согласно древнейшей[2] версии, приписываемой Юлию Африкану, Иосиф был рождён в левиратском браке. Так, Евсевий Кесарийский цитирует Юлия Африкана:

«Имена родовъ у Израиля исчислялись или по природе или по закону. По природе, когда подлинно было преемство семени (отъ отца къ детямъ); а по закону, когда во имя брата, умершаго бездетнымъ, другой (братъ) рождалъ (отъ жены его) детей. Такъ-какъ тогда ещё не было даровано ясной надежды на воскресеніе, то будущее обетованіе считали за одно съ воскресеніемъ смертнымъ, лишь-бы то есть имя усопшаго не исчезало. Поёлику же изъ лицъ, вошедшихъ въ родословіе (Іисуса Христа), некоторыя подлинно преемствовали отцамъ, какъ сыновья, а другія, родившись отъ однихъ отцовъ, прозвались по инымъ: то (въ Евангеліяхъ) и упоминается о техъ и другихъ, — и о родившихся (отъ своего отца), и какъ будто родившихся (отъ своего отца). Посему, ни то ни другое Евангеліе не лжётъ, исчисляя (имена) и по природе и по закону».

Далее Африкан усматривает ряд недочётов в такой версии, и заключает:

«Впрочемъ, такъ, или иначе было дело, только едва-ли кому удастся пріискать другое, более удовлетворительное объясненіе: по-крайней-мере такъ я думаю, — да верно и всякій здравомыслящій. Сего-то объясненія, за неименіемъ лучшаго, и будемъ мы придерживаться, хотя оно и не утверждено свидетельствами».[3]

Архиепископ Аверкий (Таушев), используя построения Евсевия Кесарийского и Юлия Африкана, объясняет кажущиеся противоречия таким образом:

«В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Господа Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как св. Матфей писал своё Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Господь Иисус Христос происходит, как это надлежало Мессии, согласно ветхозаветным пророчествам, от Авраама и Давида. Он и начинает своё Евангелие прямо с родословия Господа, причём ведёт его только от Авраама и доводит до „Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос“. Возникает вопрос, почему Евангелист даёт родословие Иосифа, а не Пресвятой Девы Марии? Это потому, что у евреев не было принято производить чей-либо род от предков матери, а так как Пресвятая Дева несомненно была единственным детищем у своих родителей Иоакима и Анны, то, согласно требованию закона Моисея, она должна была быть выдана замуж только за родича из того же колена, племени и рода, и, след., раз старец Иосиф был из рода царя Давида, то и она должна была быть из того же рода.

Св. Лука, как поставивший себе задачей показать, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и есть Спаситель всех людей, возводит родословие Господа до Адама и до самого Бога. В его родословии, однако, мы находим как бы некоторые разногласия с родословием св. Матфея. Так, Иосиф, мнимый отец Господа, по св. Матфею, сын Иакова, а по св. Луке, сын Илия. Также и Салафиил, упоминаемый у обоих Евангелистов, как отец Зоровавеля, по св. Матфею, сын Иехонии, а по св. Луке, сын Нирии. Древнейший христианский учёный Юлий Африкан прекрасно объясняет это законом ужичества, по которому, если один из двух братьев умирал бездетным, то другой брат должен был взять за себя его жену и „возставить семя брату своему“ (Втор.25:5-6): первенец от этого брака должен был считаться сыном умершего, чтобы „умершему бездетным не остаться без потомства и чтобы имя его не изгладилось во Израиле“. Этот закон имел силу в отношении братьев не только родных, но и происходивших от разных отцов и от одной матери. Такими братьями были Иаков, отец Иосифа по св. Матфею, и Илий, отец Иосифа по св. Луке. Они родились от разных отцов, но от одной матери, которая была замужем сначала за отцом Иакова, потом за отцом Илия. Имя её было Эста. Таким образом, когда один из сыновей Эсты Илий умер бездетным, то другой Иаков, взяв за себя его жену, восставил семя брата своего, родив Иосифа. Отсюда и получилось, что св. Лука ведёт род Иосифа через Рисая, сына Зоровавеля, и Илия, отца Иосифа, а св. Матфей — от Зоровавеля, чрез Авиуда, другого сына Зоровавеля, и Иакова, другого отца Иосифа».[4]

Одна из родословных — родословная по линии Марии

Из обеих родословных Иисуса Христа родословной Иосифа принято считать список, приводимый в Мф.1:1-16.[5] Со времён Реформации, положившей начало протестантизму[6], широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Лука прослеживает родословную Иисуса по материнской линии (Лк.3:23-38), через Марию. Согласно этой версии, Лука называет Иосифа «сыном» (зятем) Илия в правовом отношении, так как женщина не могла указываться в родословной в качестве звена в цепочке наследования.[2]

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна(Лк.2:1-5)

Перепись населения производилась с целью взимания налогов и касалась владельцев имущества. Участвовать в переписи могли и женщины, если они имели наследство, имевшее значение для налоговой переписи и они были единственными дочерями-наследницами.

170-ти километровое расстояние из Назарета до Вифлеема, которое Мария должна была пройти находясь на последнем месяце беременности, делало этот путь тяжёлым и опасным и для неё, и для её будущего ребёнка. Вероятная причина, по которой Мария решилась на эту дорогу, заключалась в том, что у Марии было наследство в Вифлееме, имевшее значение для налоговой переписи, и она была единственной дочерью-наследницей.

Закон о наследстве дочерей описан в Ветхом Завете: «если кто умрёт, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его» (Чис.27:8). У этого закона было одно ограничение: чтобы сохранить право на землю, такая дочь-наследница имела право выйти замуж только за мужчину из своего же колена (Чис.36:6-9). Как видно из текстов родословных, Мария и Иосиф происходят из колена Иудина и оба являются потомками царя Давида.

И именно потому, что Иосиф взял в жёны дочь-наследницу, его имя оказалось записано в родословной его жены (как это всегда и происходило в Израиле в подобных случаях). И это не единственный пример, описанный в Библии: «И из священников: сыновья Ховаии, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться их именем» (Неем.7:63). Выражение «и стал называться их именем» означает, что имя мужа, который женился на дочери наследнице, заносится в родословный список жены.[7]

В толковой Библии Лопухина приводится результат анализа греческого текста евангелия, с выводом в пользу теории о родословной по Марии:

«И был, как думали, сын Иосифов, Илиев. По гречески: wn, wV enomizeto, uioV Iwshf, tou Hli. При таком чтении слово „сын“ (uioV) относится к слову „Иосиф“ (Iwshf). Но такое сочетание признать запрещает отсутствие члена пред именем „Иосиф“: ведь дальше везде отношение отца к сыну обозначается членом (tou). Нет, отсутствие члена пред словом „Иосиф“ скорее заставляет думать, что евангелист не вносит Иосифа в число Предков Иисуса Христа. Лучше поэтому принять чтение александрийского кодекса, где слово „сын“ (uioV) присоединено к причастию wn (по-русски: был). Тогда нужно будет передать этот стих по-русски так: „и был (точнее: будучи) сын, как полагали, Иосифов — (на самом деле) Илиев“. Но кто же такое Илий? По наиболее вероятному предположению, которое заменило собою в науке ранее принятое объяснение Юлия Африканского (ср. Толк. на Ев. Матфея гл. 1-я), это был отец Пресвятой Девы Марии»[8]

Эту версию не разделяют сторонники англиканской, римской католической и православной традиции, считающей отцом Марии Святого Иоакима.[9]

ЕЩЕ ОДНО ДОПОЛНЕНИЕ:

Новый Завет открывается Евангелием от Матфея. А оно, в свою очередь, начинается такими словами: «Родословие Иисуса Христа, Сына (в древнееврейском языке слово «бен» (сын) может обозначать не только сына, но и внука, правнука и вообще любого потомка – прим. авт.) Давидова, Сына Авраамова». И далее следует список из сорока двух имен предков Иисуса Христа. Родословие Спасителя есть еще и в Евангелии от Луки. Причем, если у апостола Матфея генеалогия начинается с родоначальника еврейского народа — Авраама, то у Луки она продолжается дальше и доходит до самого Адама. У обоих евангелистов родословная прослеживается до Иосифа, мужа Девы Марии — Матери Иисуса Христа.

Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной, а главное, совершенно ненужной. Вместо поражающих воображение чудес Христа и Его учения, читатель сразу же натыкается на этот огромный перечень имен. Однако Новый Завет совсем не случайно начинается с генеалогии Иисуса. Для христианства родословие Спасителя имеет принципиальное значение. Почему?

Вот уже 2000 лет продолжается спор о том, Кто же Такой был Иисус Христос. Многие люди, соглашаются с тем, что Иисус из Назарета — это действительно историческая Личность, а не выдуманный герой христианской мифологии, уважают Его нравственное учение и почитают как великого Учителя праведности. Но под вопрос вновь и вновь ставят то, что для христиан является сердцевиной Евангелия и непреложной истиной: Иисус — это Тот Самый Спаситель мира, обещанный Богом еще Адаму? Почему христиане уверены в этом?

Для людей, которые признают авторитет и особое значение Библии, важным подтверждением уверенности христиан могли бы послужить ветхозаветные пророчества. Библия, написанная задолго до рождения Иисуса Назарянина, содержит пророчества, что человечество будет спасено через явление в мир Христа, или Мессии («Помазанника» — евр.). Среди них читатель обнаружит и «генеалогическое» доказательство, которое было призвано помочь людям узнать истинного Мессию. Бог, обращаясь сначала к Аврааму, а потом к израильскому царю Давиду, предсказал, что Мессия — Спаситель Мира будет именно их потомком. Веря в это, древние иудеи относились к продолжению своего рода чрезвычайно серьезно. Рождение ребенка израильтяне считали Божьим благословением. В каждой семье обязательно велись родословные. Генеалогические таблицы хранились и в семьях, и в Иерусалимском Храме. Любой израильтянин прекрасно знал, к какому из двенадцати иудейских колен (племен) принадлежит он и его предки. Поэтому приведенное родословие не вызывало сомнений в подлинности — иначе и быть не могло! — и было самоочевидным аргументом.

И когда для апостолов, тоже принадлежавших к израильскому народу, встал вопрос, следовать ли им за Иисусом, то, в первую очередь, они вдумывались и вспоминали знакомые им с детства библейские пророчества, вопрошая: правда ли, что человек по имени Иисус из крохотного города Назарет — это потомок царя Давида? Генеалогия Христа отвечает на этот вопрос положительно. Причем происхождение Мессии от Авраама и Давида было для апостолов всего лишь одним из огромного количества библейских пророчеств о Мессии. И все они с поразительным единодушием сходились именно на Иисусе. Для людей, принявших Евангелие, это означало, что перед ними Спаситель мира. И они шли за Ним, несмотря на то, что Он был незнатен, не заканчивал специальных религиозных школ, а по профессии был обычным плотником.

Для первого поколения христиан родословие Иисуса стало аргументом. И аргумент этот вовсе не перестает оставаться актуальным. Люди по-прежнему обращаются и к этому, и к другим библейским пророчествам, чтобы решить для себя: действительно ли на землю Израиля 2000 лет назад вступил именно Мессия, а не просто талантливый проповедник и моралист?

Но есть у евангельской родословной и другие важные цели. Во-первых, в разные эпохи истории христианства находились люди, отрицавшие единство Ветхого и Нового Заветов. Они утверждали, что, якобы, на самом деле Бог Ветхого Завета — злой, жестокий и мстительный демон. А евангельский Бог — это добрый Бог любви и всепрощения. Интересно, как относился к подобным теориям самый последовательный проповедник смены Ветхого Завета на Новый — апостол Павел. Без особой политкорректности он назвал все это «негодными бабьими баснями» (1Тим. 4:7). Самым лучшим ответом таким баснотворцам является евангельская генеалогия «доброго Бога». Она показывает, что Бог Ветхого и Нового Заветов — Один и Тот же.

И, во-вторых, прежде чем начать рассказ о рождении Спасителя, Евангелие оглядывается на прошедшие тысячелетия, на то, как Бог готовил человечество к этому событию. Рассказ о подготовке — это Ветхий Завет, а в Евангелии приводятся только имена. Однако в них заключена вся история ветхозаветных людей, которые поверили и пошли за Единым Богом, пошли наперекор всему тогдашнему языческому миру.

Родословие рассказывает о том, какой долгий и тяжелый путь должно было пройти человечество, прежде чем суметь встретить Христа. Этот путь был и остается непрост, верующего ждут и взлеты, и падения, минуты настоящей духовной радости и пугающей безысходности, встречи с подлинной святостью и явной подлостью. Главное идти. Окончание пути — это встреча со Христом.

И, наконец, последнее. Евангелие — трудная и бесконечно глубокая книга. Все христиане стараются читать ее хотя бы понемногу каждый день и всю жизнь и всегда могут найти и постоянно находят в ней нечто актуальное для себя. Поэтому не надо думать, что в Евангелии что-то не нужно или устарело. Просто кое-что в Евангелии трудно понять, а еще труднее ему следовать, потому что мы не всегда способны его воспринять… А несколько страниц можно перевернуть не читая, и иногда это даже нужно, но только для того, чтобы когда-нибудь обязательно вернуться к ним опять.

Роман Маханьков

Дополнения…

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ КОЛЕНА ИЗРАИЛЯ?

В Библии есть пророчества о том, что Спаситель выйдет из колена Иудина. Колено — это одно из племен Израиля, происходящее от одного из двенадцати сыновей Иакова — внука Авраама. У Иакова было двенадцать сыновей. Таким образом, Израиль насчитывал двенадцать колен. Библия повествует, что перед смертью Иаков (у которого было и второе имя — Израиль, данное ему Самим Богом (Быт. 32:28)) призвал их к себе, благословил и изрек пророчество о судьбе каждого колена. Когда очередь дошла до его сына Иуды, то Иаков произнес такие слова: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего… Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов…» (Быт. 49:8-12). Потомком Иуды был царь Давид, из рода которого, в свою очередь вышли Божия Матерь и Ее муж Иосиф.

ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ…

Генеалогические таблицы в Израиле состояли всегда из одних мужчин («А родил В, В родил С» и т.д). Дело в том, что в иудейской традиции женщина расценивалась только лишь как почва, взращивающая, вынашивающая мужское семя. Но при этом, как ни парадоксально, уважение к женщине у евреев было огромным, ведь каждая израильтянка рассматривалась, как потенциальная мать Мессии.

ЗАЧЕМ ПИСАЛИ РОДОСЛОВНЫЕ?

Обычай составлять генеалогические таблицы существовал не только у израильтян, но практически у всех народов Древнего мира. Для особого внимания античного и средневекового человека к своей генеалогии были две причины. Условно назовем их религиозной и социальной. Религиозная: в язычестве был очень развит культ предков. Древний человек считал своей обязанностью знать предков, молился им и верил, что они помогают ему. Социальная причина: тогдашнее общество было сословным. Не интеллект, не деньги, а именно родословие определяло положение человека в обществе. Генеалогические таблицы были единственным доказательством принадлежности к тому или иному сословию. Тем более это касалось царей, императоров, то есть носителей верховной власти. Даже если на престол вступали люди «без рода и племени», они вынуждены были специально для себя сочинять генеалогию, ведущую начало от далекого предка законного носителя власти, иначе их политическое положение оставалось нестабильным.

О ЦАРЕ ДАВИДЕ

Давид (Возлюбленный — евр.) — простой пастух, ставший величайшим царем израильского народа — родился около тысячи лет до Р.Х. в Вифлееме. Давид прославился многочисленными военными победами, и особенно своей знаменитой победой над Голиафом, когда он вышел против вооруженного до зубов филистимлянина с одной лишь пращей и именем израильского Бога на устах. Давид приступом овладел городом Иевусом и сделал его столицей израильского царства с именем Иерусалим (жилище мира — евр.). Давид правил сорок лет, при нем Израиль стал сильным и могущественным государством. Этот царь является автором множества молитвенных песнопений — псалмов, — составляющих основу современного христианского богослужения. Большинство псалмов были написаны Давидом по внушению Божиему. Там содержится много пророчеств о грядущем Мессии, о Его страданиях и славе, о том, что Спаситель будет потомком Давида.

ПРОРОЧЕСТВО О СЕМЕНИ АВРААМА

Авраам (отец множества — евр.) — родоначальник нескольких семитских племен, из которых главными являются евреи (через сына по имени Исаак) и арабы (через Измаила). Авраам родился на рубеже III-II тысячелетий до Р.Х в городе Ур (ныне Орфа), на реке Ефрат. В возрасте 75 лет получил откровение от Бога и вместе с женой — Саррой — отправился в землю Ханаанскую (будущую Палестину). Здесь Авраам получил еще одно откровение, в котором Бог пообещал дать эту землю его потомкам (отсюда название — «земля Обетованная»). Господь много раз являлся Аврааму и обещал, что через его потомство благословятся все народы земли. Вот, например, одно из таких обещаний: «…Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушал гласа Моего» (Быт. 22:17-18). И иудейская, и христианская традиции расценивают эти слова как благословение всех народов земли через Христа, который должен родиться от Авраама. Только христиане считают, что Спаситель уже пришел — это был Иисус из Назарета. А иудеи до сих пор ждут своего Мессию.

По материалам сайта журнала «Фома»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *