СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА. ПАДЕНИЕ ВАЛААМА. ЦИКЛ. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. Ч. 7 (заключительная)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ВАЛААМСамая великая заповедь всей Библии, а значит всей жизни, лично нашей жизни: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…» (Мтф.22-37). Что значит, серд­це и как любить Бога всем сердцем? — это те вопросы, которые каждый из нас задает Богу и себе. Ветхий Завет — иллюст­рации к духовным истинам. Через судьбы людей мы открываем для себя прак­тику жизни с Богом приобретая мудрость, чтобы не по­вторять ошибок, которые иногда стоят жизни.

   Сорок лет странствия евреев позади, они почти у цели, на подступах к земле обетованной. До прихода Иисуса Христа остается 1454 года. Когда израильтяне приблизились к Моавитянам те не на шутку испугались: «и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время» (Чис.22:3,4). Царь Моавитян Валак понимал: после того, как евреи на пути к цели одерживали победу за победой и военная их мощь только разрастается, будет невозможно справиться с народом, ко­торому помогает Сам Бог. Выход он видел только в духовном сопротивлении евреям. Нужно было проклясть Бо­жий народ и тем самым обезопасить свое царствование. Практика, уничтожение противника через приемы магии, в частности проклятие, была, в древнем мире, по­всеместна. Для этого следовало найти человека, хорошо зна­вшего духовный мир, который бы мог оказывать духовно уничтожающее влияние на целый народ через проклятие. И такой человек нашелся. Он жил в Месопотамии, недалеко от реки Евфрат, и звали его — Валаам (Чи­сла, 22-я глава). Он был магом, прозорливцем, пророком, об­ращавшимся к богам тех народов, которые делали ему «зака­зы». «И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят. И пошли старейшины Моавитские и старейшины Мадиамские, с подарками в руках за волхвование, и пришли к Валааму, и пересказали ему слова Валаковы» (Чис.22:5-7). Валаам знал или уже догадывался, что есть единый и все­могущий Бог и что этот Бог говорит с теми, кто захочет к Нему обратиться всем сердцем: «…очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне преда­но Ему» (2Пар.16:9).

ГЛАВА 1. ПЕРВЫЙ УДАР ДЬЯВОЛА

К Валааму, не взирая на дальность расстояния и сложность пути, приходят послы от царя Моавитян Валака, чтобы про­сить его проклясть еврейский народ. Склоняя Валаама на свою сторону, они используют оружие дьявола — власть и богатство. Рассыпа­ясь в комплиментах прорицателю, послы восхищаются его духов­ной силой и просят его продемонстрировать эту силу через проклятие. За что, естественно обещано приличное, царское вознаграждение. Дьявол — «великий музыкант», играющий на самых низменных «струнах души».

   Итак, первый вывод — скорее всего, дьявол, зная ваши тай­ные слабости и привязки, будет подсовывать то, на чем вы можете быстрее всего «прогореть», теряя веру и связь с Богом. А Бог это допускает, чтобы вы увидели свои слабые места и от них избавлялись с Божьей помощью.

ГЛАВА 2. БОГ, КОТОРЫЙ УЧИТ НАС ДУМАТЬ

Валаам обращается к Богу в молитве и слышит не обыч­ный ответ: «Какие это люди у тебя?» (Чис.22:9). Знает Бог, кто пришел к Валааму? Конечно. Тогда зачем спрашивать? Бог воспитывает нас таким образом, чтобы мы были не марио­нетками, как думают некоторые, но чтобы всегда осознанно принимали решение, осознанно поступали. Бог не должен и не хочет диктовать нам каждый шаг, но желает видеть нас духовно творческими людьми, постоянно ищущими и познающими волю Бога. Так Бог первый вопрос был адресован Адамы: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9). Этим вопросом Бог хотел заставить Адама задуматься о том, что он зашел на территорию греха и вернуться. Христос спрашивает у Филиппа, как можно накор­мить пять тысяч голодных людей, а ведь Христос знал, как это сделать. Тогда зачем спрашивал? Проверить веру Филип­па и заставить его думать, задавать себе вопросы: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Иоан.6:6). Так поступает мудрый родитель, когда не спешит подсказывать своему ребенку готовый ответ, а предлагает ему подумать самому, чтобы потом оценить и подкорректи­ровать ответ.

   Однажды я мчался на встречу с человеком, о котором мне рассказывали много плохого. Помню, как внутри все клоко­тало. Гнев и желание справедливости руководили мной. И вдруг, как гром среди ясного неба, я услышал вопрос Бога (мы уже не раз говорили, что Бог может обращаться к нам, кроме остальных методов, через совесть и интуицию). Бог спросил меня, — Куда ты так спешишь? Заметьте не начал ругать, а только спросил, чтобы я сам осознал, чем сейчас наполнено мое сердце. В нем, в этом сердце, не было Бога, а значит и любви. Таким образом, Бог меня учил двум вещам. 1) Почаще задавай себе вопросы и тогда Богу придется меньше вопро­сов задавать тебе. 2) Если собираешься идти на встречу с кем-либо без Бога и Его любви — лучше не иди вовсе. Вот библейский образец, как говорить с недругом: «с кротостью наставлять противников» (2Тим.2:25). А где взять эту крото­сть? Только у Бога, через молитву. Бог хочет, чтобы Валаам задавал себе вопросы. Кто эти люди? Зачем они пришли? То, что они предлагают — это воля Божья? Какие будут последст­вия, если принять совет этих людей? Теперь представьте, в качестве примера, что вам предложили ехать заграницу, что­бы заработать большие деньги. Зададите ли вы себе эти воп­росы? Подумаете ли молитвенно, перед лицом Божьим о по­следствиях, о том, что ваша семья будет неполноценной ме­сяцы или годы, что вы окажитесь там без церкви и еще много других вопросов.

ГЛАВА 3. ВТОРОЙ УДАР ДЬЯВОЛА

Наивно думать, что дьявол только раз искушает и только одним искушением. Он будет бить, пока мы не сломаемся. Обратите внимание, кажется, дьявол потерпел полное фиаско, мощный отпор, когда в пустыне хотел искусить Христа, но падший ангел продолжа искушать Христа до последнего мгновения. Но если в нас есть вера, тогда каждый удар дьявола будет толь­ко укреплять нас. Валаам проявил принципиа­льность и не идет с послами проклинать еврейский народ: «И сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен. И встал Валаам поутру и сказал князьям Валаковым: пойдите в землю вашу, ибо не хочет Господь позволить мне идти с вами. И встали князья Моавитские, и пришли к Валаку, и сказали ему: не согласился Валаам идти с нами» (Чис.22:12-14). Дьявол не сдается и посыла­ет еще раз к Валааму послов. Эти послы на сей раз предлага­ют намного большее вознаграждение и пророк еще более му­жественно отвечает послам решительным отказом: «И отве­чал Валаам и сказал рабам Валаковым: хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое по своему произволу» (Чис.22:18). Прекрасная карти­на. Бог учит нас: «от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34). Что же находится в сердце у Валаама? Ответ мы находим уже в Новом Завете, который описывает мотивы сердца Валаама: «…они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную» (2Петр.2:15). В серд­це у пророка была великая любовь, только, увы, не к Богу, а к деньгам. И поэтому после решительного заявления — отказа идти проклинать, вдруг совершенно неожиданно Валаам го­ворит: «…впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь» (Чис.22:19). Вот этого «впрочем» дьявол и искал. Как только мы скажем «впрочем» мы становимся союзником князя тьмы. «Впрочем» звучит пораженчески, звучит не категорично. А ведь с грехом нужно поступать только категорично, отвергая саму мысль идти против Бога: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:11,12). Слово «отвергнув» переводится, как — отрицать, отвергать, отрекаться, отказываться. Зачем оставлять на ночь тех, кто пришел не от Бога? Зачем спрашивать у Бога то, что Он уже однозначно высказал? Философия «впрочем» — это философия дьявола, который всегда сеет сомнение, убивает принципиа­льность веры, разрушая ее. Дьявол действует последователь­но, сначала (впрочем) сделай исключение, потом, повтори это исключение и ты незаметил, как потерял веру. Некоторые философски замечают, что жизнь — это сплош­ные исключения, а Бог учит нас противоположному: «И запо­ведал Господь… будь тверд и мужествен… и Я буду с тобою» (Втор.31:23). Бог не желает от нас слышать «впрочем» и тем более, чтобы мы поступали, следуя такой философии. Один знакомый христианин рассказывал, что соседи так его допек­ли, что пришлось на пять минут сделаться неверующим, а по­том, правда, опять вернулся в христианство. Всего пять ми­нут! Вспомним слова Христа: «Иисус сказал ему: никто, воз­ложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благо­надежен для Царствия Божия» (Лук.9:62). Зачем же Бог, допу­скает идти Валааму с послами, если вначале запретил ему это делать да еще и гневается на пророка за то, что он пошел? Бог видит занозу в сердце Валаама, привязку к богат­ству, деньгам и знает, что в любом случае тот уже сломался и все равно пойдет с послами. Может быть, когда Валаам увидит свое падение, как блудный сын вернется. Ведь допустил же отец блудного сына уйти из отчего дома, чтобы вернуться уже с другим пониманием жизни.

ГЛАВА 4. ТРУДНАЯ ДОРОГА К ГРЕХУ

Итак, наш герой на ослице едет к Валаку, чтобы нарушить волю Бога. Некоторые люди, возмущаясь, говорят, что Все­вышний сам виноват в том, что не выбил у них рюмку из рук, когда они пили, не выстрелил в шприц, когда они кололись, не забрал из руки сигарету и не сделал немыми, когда кричали (если не сказать орали) на своих ближних. Почему? Эта исто­рия приоткрывает духовный мир, в котором Бог сражается за нас, и все же последнее слово остается за человеком. Посмот­рим, что приходится преодолевать, идущему путем греха. Вна­чале Ангел преградил путь Валааму и ослица свернула: «И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее» (Чис.22:22-25). За­тем ослица, свернув с дороги, прижала ногу пророка так, что он от боли и обиды, гнева и раздражительности начал бить несчастное животное. Но и это еще не все. Ослица начала го­ворить Валааму человеческим голосом, чтобы остановить безумие пророка: «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» (Чис.22:27,28). И наконец, Валаам начинает видеть Ангела, объясняющего греховность поступка. «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь [твой] не прав предо Мною» (Чис.22:31,32).

   Заметим несколько важных моментов. Человеку трудно идти путем греха, потому что Бог помогает остановиться: «…кто Ты, Господи? (Спрашивает Савл, который гнал христиан) Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Тру­дно тебе идти против рожна» (Деян.9:5). Слышите, как труд­но идти против Христа! Бог нас останавливает иногда через боль (прижатая нога). Бог обращается к упорному и непослу­шному народу еврейскому: «Во что вас бить еще, продолжа­ющие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчах­ло» (Ис.1:5). Ослица — символ упрямства, но человек по отно­шению к Богу бывает куда упрямее осла. Когда грешим, становимся глухими и слепыми к духовному миру и те, кого мы воспринимали как глупых и упрямых людей могут давать нам, от Бога, правильные советы. А самое главное, что на пути ко греху всегда стоит Христос и если мы продолжаем идти — это означает, что мы отталкиваем Самого Господа и распинаем Его своими собственными руками. Почему все так происхо­дит в жизни этого прозорливца, да и в нашей жизни? Причина — только в сердце человека.

ГЛАВА 5. СЕРДЦЕ

Бог учит нас: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). Что есть духовное сердце и почему оно так важно для нашей жизни? «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Матф. 12:35). Сердце напоминает сокровищницу или шкатулку, в которой хранятся мысли и чувства. Мысли образовываются в душе или приходят от Бога, могут быть и от дьявола, но всегда проходят через сердце: «Петр сказал: Анания! Для чего ты до­пустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Свя­тому» (Деян.5:3). Дьявол вначале изо всех сил пытается вложить мысль в серд­це, чтобы темная мысль поселилась в сердце, там жила и убивало человека из его же центра, из его сердца. Что-то подобное, как в Украине, когда внутри страны есть террористы и сепаратисты, которые сеют разрушение и смерть изнутри. Сердце — хранитель мыслей. Если мы не отгоняем греховные мысли и не каемся в них решительно и строго, если начинаем говорит «впрочем», тогда греховные мысли осе­дают на дне нашего сердца и оттуда начинают вести террористические действия против нашей судьбы. Сердце находится между духом и душой. С од­ной стороны в сердце живет Дух Святой, с другой — сердце мыслит, а значит, связано как с духом, так и с душой. «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал.4:6); «о наси­лии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их» (Прит.24:2); «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер.4:14).

   Вернемся к сердцу Валаама. Он не хранил свое сердце, в которое попала греховная мысль-желание иметь богатство, поэтому в его жизни произошла трагедия. Почему Валаам так поступил? Он хотел иметь больше. Важнейшая мысль нашей истории заключается в следующем, — кто хочет имеет больше, кто гонится за большим отказываясь от Бога тот теряет все. В этом плане очень показательна история царя Езекии, который только что был спасен и исцелен Богом и получил целых 15 дополнительных лет жизни. И вот к царю приходят послы другой страны: «Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. И пришел Исаия пророк к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди, и откуда они приходили к тебе? И сказал Езекия: из земли далекой они приходили, из Вавилона. И сказал Исаия: что они видели в доме твоем? И сказал Езекия: все, что в доме моем, они видели, не осталось ни одной вещи, которой я не показал бы им в сокровищницах моих. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне: вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь» (4Цар.20:13-17). Хвастовство вскрыло подлинные ценности царя, — сокровище земное. Он ждал, что его будут хвалить, на него будут смотреть и оценивать его, через многочисленные драгоценности. И это все? Какая мелкая вера. А где же духовный взгляд и ценности? Езекия точно понял, что если мы хотим приобрести большее идя против Бога, тогда теряем даже то, что имели.

ГЛАВА 6. ГИБЕЛЬ ВАЛААМА

Почему же так опасно иметь в сердце греховные мысли? Когда в шкатулке нашего сердца лежит греховная мысль, которая очень ценна для ее владельца, тогда дьявол может легко манипулировать сердцем. Это происходит примерно так, как в том случае, когда у богатого папы воруют сына, а по­том за него просят выкуп. Дьявол хватает то, что для нас цен­но, и мы оказываемся в зависимости от него. Валаам прихо­дит к Валаку и несколько раз благословляет, а не проклинает еврейский народ. Кажется, что он, наконец, понял истину, но его сердце так и осталось нераскаянным. Валаам делает стра­шное зло — объясняет Валаку, как, невзирая на произнесенные благословения, заманить еврейский народ в ловушку греха и таким образом погубить:

«Но имею немного против тебя за то, что ты имеешь там держащихся учения Валаама, который научил Валака поста­вить западню перед сынами Израилевыми: есть идоложертвенное и блудить» (Откр.2:14). Гибель Валаама, после того, как он пошел у дьявола на поводу, была так же неизбежна, как и гибель Иуды, сердце которого было наполнено теми же греховными мыслями: «и вместе с убитыми их убили царей … пять царей Мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили ме­чом вместе с убитыми их» (Числа 31:8).

   А теперь вернемся к началу наших размышлений. Самая главная заповедь Библии, как известно, любовь к Богу: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Матф.22:36-38). Что же значит — любить Бога всем сердцем? Сердце человека связа­но с душой (мысли, чувства, воля). Значит Бога нужно любить в мыслях. Нужно знать, понимать, аргументировать свою веру. Нужно, чтобы мысли были наполнены истинами Божьими. Нужно Бога любить волей, действиями поступками. Нужно стараться Бога любить и чувствами. Но мы много раз говорили, что чувства вещь коварная и часто они приходят за поступками. Поступил по Божьему и чувство радости и любви к Богу усилилось. Любовь к Богу, от все­го сердца, требует от человека следующего.

  1. Не допускать в сердце никакой греховной мысли. Для этого нужно чаще себе задавать духовные вопросы, которые задает Бог, — что я сейчас делаю? Зачем я эт делаю? Как это прославит Бога? Известный пример Анны Грэм Лотц, которая услышавши в телефонной трубке встревоженный голос сына, сообщавшего матери, что у него диагностируют онко, услышал ответ: «Я понимаю чувства твои. Но, как это может прославить Бога?» Кто-то подумает жестковато, как для матери. А что лучше просто плакать и говорить сыну, ой, какие мы с тобой несчастные? Я могу лишь догадываться, что пережила эта женщин услышавши такое от своего сына, но она мужественно, как христианка, даже в такой критический момент, смогла поставить самый важный вопрос.
  2. Никогда не идти на компромисс в вопросах веры.
  3. Молитвенно просить о покаянии и наполнении сердца Божьими мыслями и чувствами.
  4. Помнить, что все наше сердце должно принадлежать только Богу и если хоть маленькая его часть к греху – это уже любовь не от всего сердца.
  5. Знать, что любовь к Богу приносит Дух Святой, именно поэтому Бог и наполняет ваше сердце Своим присутствием.
  6. Помнить, если мы хотим получить многое без Бога и вопреки Бога, не получил, в конечном итоге, ничего, и потерям то, что имеем.

ВОПРОСЫ: 1) Дьявол подсовывает искушения, а Бог допускает, чтобы мы знали свои слабые места. Можете честно сказать какие ваши слабые места, в духовной жизни, над чем вам больше всего следует работать, и как вы работаете? 2) Бог иногда не дает прямых ответов, но задает нам вопросы, стимулируя мышление. Приведите пример, когда у вас было именно так, что Бог не давал прямых ответов, но задавал вам вопросы, когда Бог заставлял вас думать? 3) Было ли у вас такое, что дьявол многократно к вам подступал с одним и тем же искушением? Расскажите, как вы боролись? 4) С грехом нужно поступать решительно и категорично. Помните, как Валаам к своей решительности добавил «впрочем»? В чем была его роковая ошибка? Имеет этот момент, какое — то отношение к вам? 5) Почему больше всего нужно хранить сердце свое? Почему Валаам не хранил свое сердце? Что ему мешало? 6) Что погубило Валаама? В чем опасность допускать в сердце греховные мотивы и мысли? 7) Что вам показалось самым интересным в этой истории? 8) Какой вы извлекли для себя урок из этой истории?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *