СИЛА СМИРЕНИЯ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Матф.15:22-28). Бывают моменты, когда вопрос между жизнью и смертью. Бывают моменты, когда уже не до гордости, не до позерства, не до амбиций. Язычница хананеянка в таком отчаянии за свою бесноватую дочь, что готова пасть на колени и просить помощи, что эта отчаявшаяся мать и делает. Но она сталкивается с молчанием Христа. Женщина второй раз подходит ко Христу, кланяется Ему и еще раз просит об исцелении дочери. Получает отказ. И то, что происходит далее является самой яркой иллюстрацией нашей темы. Итак, обо всем по порядку.

ГЛАВА 1. СУТЬ И СМЫСЛ СМИРЕНИЯ. ПОЧЕМУ В СМИРЕНИИ СИЛА?

Все христиане знают, что сила в смирении. Но какая сила и почему в смирении? Бог это самая мощная сила во всем сотвеоренном мире. С этим никто не будет спорить. Когда человек соединяется с Богом верой, он становится невероятно сильным. «Господь Бог — сила моя…» (Авв.3:19). Ноэто сила другого порядка, сила духа, сила благодати. Послушный Богу человек исполняет Божьи заповеди, а значит сила проявляется

Отец Небесный всего несколько раз проговаривал с неба так, чтобы слышали люди. И в одном из таких случаев люди услышали очень короткую фразу, в которой вся суть жизни человека: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф.17:5). Смысл сказанного сводится к тому, что Божья воля в Сыне Иисусе Христе и Христа нужно слушаться. А послушание Христу и есть смирение. Суть смирения в послушании. Мы точно знаем, что самая сложна задача для детей – это послушание, а значит смирение перед родителями. Так же и со взрослыми, когда они вырастают, необходимость послушания Небесному Отцу, Христу никуда не исчезает.

   Давайте подумаем о том, как же происходит смирение? Смиряющийся человек, — это тот, как мы уже говорили, который исполняет не свою волю. Основание делать не своб волю, когда тебя просит делать тот кто умнее тебя, кто более опытный, кто более компетентный. Например, какая ни будь хозяюшка с гордостью рассказывает своей дочери о том, как на самом деле нужно делать вкусные пирожки. И вдруг в комнате появляется лучший шеф повар лучшего ресторана Италии и начинает объяснять, как делать самые вкусные пирожки. Хозяйка внимательно слушает, у нее уже нет чувства превосходства перед всеми, а скорее наоборот, она вся, в напряженном внимании, внимает каждому слову шеф повара известного во всем мире. Уровень более высокий должен порождать в нас смирение. Есть несколько уровней смирения, которые мы и рассмотрим:

1. Смирение перед Богом. Хотя, на первый взгляд, это смирение самое простое, потому что мы все понимаем, что Бог выше нас, мудрее нас, сильнее нас, больше знает, и наконец Он святой. Именно поэтому такая реакция была у Ап. Петра, когда Христос вошел в его лодку: «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лук.5:8). И поэтому, Иоанн, видевший на острове Патмос Христа, падает ниц перед видом Божьим. Люди видят себя на фоне святости и величия Божьего маленькими и ничтожными. А раз так, то и смиряться естественно, потому что смиряющийся показывает, что Бог лучше него во всех смыслах. Вот так и происходит смирение. Христос показал пример, когда произнес: «… Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42).

2. Смирение перед людьми, которые превосходят тебя.Например: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20). Понятно, почему Бог говорит о смирении перед родителями, потому что они хотя и могут ошибаться, но их опыт значительно больше. Правда, напомним, что этак истина касается только тех детей, которые живут с родителями.

3. Смирение перед людьми, которые не лучше, а может быть хуже тебя. Это самый сложный пункт. Хотя иногда легче смириться перед людьми, чем перед Богом. И все же…Извечный вопрос жены, которая думает, что она умнее и практичней своего мужа. Почему нужно смиряться перед ним? «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф.5:22). Или не менее сложная заповедь: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Фил.2:3). Заповедь учит нас считать ближнего превосходней себя. В каждом человеке есть чему поучиться. Безуслвно, это не значит, что я соглашаюсь со всем, что мне говорит другой человек. Заметьте, не сказано, что нужно все исполнять, но говорится об отношении к другому как к более высшему. То есть мы должны быть всегда открыты учиться у ближнего. А, повторяю, есть чему поучиться у каждого. Например, мне дочь по Богослужению помогает. Она моя дочь, но если дает хорошие советы, я с этим готов согласиться не взирая на то, что эти советы звучат от моей дочери. То же происходит и на домашней группе. Я иду с установкой, что Господь мне обязательно будет что-то важное открывать. Смиренный, поэтому мудр, что может учиться у любого человека, тогда, как гордый самодостаточен и не может учиться ни у кого.

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ БОГ ХОЧЕТ СМИРИТЬ ЧЕЛОВЕКА

«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор.8:2). Господь, понимая насколько важно научить смирению, ведет не смиренных евреев через пустыню. Известно, что всю пустыню можно было пройти за 40 дней, но евреи шли 40 лет и все потому что у них не хватило смирения, послушания Богу. Отсюда можно сделать вывод, что если у нас не хватает смирения, мы будем идти по жизни гораздо дольше, сделаем гораздо меньше, а об успехе и говорить не приходится. Один из самых важных вопросов, которые были на устах у изнеможённых евреев: «Господи, за что? Почему уже 40 лет мы идем по пустыне?» Сколько людей оставили Бога? Сколько людей, живут двойной жизнью; с одной стороны и с Богом, с другой жизнь пронизанная тихой ложью и скрытными грехами. А потом удивляемся, что идет 40 лет, что 40 лет тратим на хождение по кругу, что 40 лет не можем прорваться к чему-то лучшему и достичь значительного? Причина, — нет смирения, и Бог будет водить нас столько, суть не в 40 годах, суть не во времени, пока мы не смиримся. Если бы евреи смирились через 5 дней, то они бы сразу пришли в землю обетованную.

Но не забудем, чт в смирении есть и поддержка Бога, Бог сам пытется нам свячески помочь, когда мы находимся в процессе смирения: «(Бог) питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» (Втор.8:16).

   Самая большая проблема человека — гордость, потому что гордость препятствует смирению: «Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо» (Дан.4:34). Гордость есть противоположное смирению. От гордости можно избавиться только через смирение, но это достаточно не простой вопрос, потому что гордость находится в каждой клетке нашего естества, в каждой мысли, в каждом действии. Рассказывают такую историю: «Много лет назад диавол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил диавола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:— Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек.Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, — продолжал диавол, — он открывает двери и для всех остальных инструментов».

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОЖЬЕГО СМИРЕНИЯ

1) Через сложные обстоятельства: «Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их» (3Цар.8:35); «Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2Пар.7:13,14).Бог сжимает человека, чтобы в этом смирении произошло возвращение к Творцу. Как раз сложные обстоятельства и служат тем кольцом, которое сжимается на благо нам: «И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (2Пар.33:11,12).

2) Через превосходство тех, кого ты унизил в сердце своем. Я недавно приехал с одной конференции. Рядом с мной сидел парень очень скромненький. У меня такая мысль пронеслась, буквально доли секунды, что этот парень с маленького городочка, наверное, ничего не умеет, ничего не знает и приехал поучиться. Ну пусть поучиться, подумал я снисходительно. Но потом его попросили спеть и это было чудо. Как он сильно и красиво пел. А затем он свидетельствовал о своей жизни и это было еще большее чудо. Человек себя принес в прекрасную жертву Богу, создав два центра реабилитации для алкоголиков и наркоманов, сам при этом никогда не занимался наркотиками. Так Бог меня смирил.

Знаменитая история с исходом еврейского народа из Египта рисует нам образ печально легендарного фараона. Египет переживает 10 казней, гибнет природа, гибнут люди, наконец гибнет сын фараона, а он все не отпускает еврейский народ. И дело уже не в самом народе. Да хватало людей в Египте, одном из самых могущественных государств древнего мира. Нет, дело, как говорят, в принципе. Фараон не хочет смиряться. Словно идет соревнование между властью Бога и человека, который возомнил себя богом. «Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх.10:3). Фараон так и не отпустил. Все окончилось тем, что отпустивши, правитель Египта все же погнался за еврейским народом и вся его армия погибла в море, которое расступилось перед Богом избранным народом, и поглотило непокорного с его армией, чтобы дать великий урок всем последующим поколениям: гордость – смертельно опасна и всегда приводит к потерям. А знаете, почему Фараон не отпускал еврейский народ? Он терпеть не мог, когда кто-то ему указывает, что делать. Он не смог принять, что сейчас Моисей более прав, чем он. Он не смог признать своей ошибки, ошибки не желания признать и слушать Бога. Поэтому третий раздел говорит о необходимости признания своих ошибок.

3) Через признание своих ошибок и в целом своей греховности, во-первых, перед Богом, а вторых, и это обязательное условие, перед людьми. Через признание своего истинного положения.

ГЛАВА 4. КАК ВЫРАЖАЕТСЯ СМИРЕНИЕ

ЛЖЕСМИРЕНИЕ. Посмотрим на признаки ложного смирения.

1)    Тихий разговор.

2)    Потупленный взор.

3)    Внешнее согласие со всем, но внутренне несогласие.

4)    Смирение в дном и бунт в другом.

5)    Рецепт простой: «По плодам узнаете их»

Не попадитесь на удочку ложного смирения.

КАК НУЖНО СМИРЯТЬСЯ.ПРАКТИКА СМИРЕНИЯ.

1. Согласие воли своей с волей Божьей. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук.1:46-48). Кода Ангел пришел к Марии она не задумываюсь ответила: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лук.1:38).

2. Молитва, как форма смирения.Царь Ахав совершенно пренебрежительно относился к Богу, к великим Божьим заповедям. Он поклонялся идолам и считал себя великим и могущественным. Кроме того, царь находился в полном послушании своей жене, которая совершала много зла и совершенно не боялась Бога. Когда мера беззакония была переполнена, к царю пришел пророк Илия, чтобы предупредить о грядущем страшном наказании: «Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его» (3Цар.21:27-29).

ГЛАВА 5. ЧТО ДЕЛАЕТ СМИРЕНИЕ

1) Останавливает Божий гнев: «И когда он смирился, тогда отвратился от него гнев Господа и не погубил его до конца; притом и в Иудее было нечто доброе» (2Пар.12:12).

2) За смирением происходит размягчениедуховного сердца человека: «А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, так скажите: так говорит Господь Бог Израилев о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, — и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь» (2Пар.34:26,27). А смягченное сердце уже способно быть податливым Богу. Эту податливость можно сравнить с пластилином в руках скульптора. Если пластилин или гипс мерзлые то естественно из них ничего нельзя слепить, а Бог ведь хочет нас лепить по своему образу и подобию.

3) «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак.4:10).

Смирение приближает к Богу, а гордость отдаляет: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19).

Вся история жертвоприношения – это история смирения людей перед условиями Бога.

4) Приятен Богу смиренный.Бог скакзал, что за всякий грех нужно приносить жертву. У людей возник сразу же вопрос, а почему жертву, а почему не покушать за грех, нге потанцевать, не воды принести? Но Бог дает свои условия и они наиболее мудрые, чтобы перевоспитывать человека от греха. «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19). В этом то и заключается смирение, — быть послушным Богу.

4) «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли» (Пс.146:6). Годрые все равно будут переживать унижение, тогда как смиренные возвышение.

5) Мудрость – это смирение: «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость» (Прит.11:2).

6) Смирение ведет к славе:«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение» (Прит.15:33).

«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис.57:15).

7) Бог дает благодать смиренным, наполняет их Своей силой, а годрецы, те, кто не смиряется, получают Божье сопротивление: «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).Мальчик лет пяти — шести, гуляя с родителями по лесу, увидел чистый ручей. Он напился свежей воды, а потом — ради забавы — взял в руки веточку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и потому на поверхность тотчас поднялся песок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала непригодна для питья. Малышу быстро разонравилось смотреться в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.А где-то высоко в горах другой мальчик так же забавлялся с горным ручейком. Он тоже хотел помутить воду веточкой. Но дно ручейка было каменистым, и он сломал веточку и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист как и прежде.Подобно этому некоторые люди внешне кажутся добрыми и отзывчивыми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека и увидишь, как со дна души всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек постоянно поучается в Слове Божьем и о горнем помышляет, то постепенно пример смирения Христова закаляет добродетельного человека смирением и крепким терпением, о которые, как тростинки о камень, ломаются всякая человеческая злоба и неприязнь.

«О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).

ПРИМЕР ХРИСТА

Когда мы характеризуем человека, обычно называем то качество, которое чаще всего встречаем.Что отмечали люди встречаясь со Христом? «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Что говорил сам о себе Спаситель? Христос дает себе главную характеристику: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29).

Заключение: Один охотник любил ходить в лес и в поле за добычею. Однажды долго восходил он на высокую гору» выслеживая зверя, и, утомившись, сел на большом камне отдохнуть. Увидав стаю птиц, перелетающих с одной высоты на другую, он стал думать: «Почему Бог не дал крыльев человеку, чтобы мог он летать?»В это время тем местом проходил смиренный отшельник и, узнав мысли охотника, сказал ему:— Вот, ты помышляешь, что Бог не дал тебе крыльев; но если тебе дать крылья, то ты все равно не будешь доволен и скажешь: «Крылья мои слабы, и я не могу с ними долететь до неба, чтобы увидеть, что есть там»; и если тебе будут даны такие сильные крылья, чтобы ты мог подняться до неба, то и тогда ты будешь недоволен и скажешь: «Я не разумею, что тут происходит». И если тебе будет дан разум, то опять ты не будешь доволен и скажешь: «Почему я не ангел?» И если тебя сделают ангелом, то ты снова будешь недоволен и скажешь: «Почему я не херувим?» И если ты станешь херувимом, то ты скажешь: «Почему Бог не дал мне управлять небом?» И если дано будет тебе управлять небом, то и тогда ты не удовлетворишься и, как некто другой, дерзко взыщешь большего. Поэтому всегда смиряй себя и будь доволен тем, что тебе даруется, и тогда будешь жить с Богом».

Охотник увидел, что отшельник сказал истину, и возблагодарил Бога, что послал ему монаха, который вразумил его и открыл ему путь смирения. ВОПРОСЫ: 1) В чем суть смирения? 2) Почему смирение так важно для Бога? 3) Почему смирение перед человеком, который, на первый взгляд хуже тебя, сложнее, чем смирение перед человеком, который выше и лучше тебя? 4) Легко ли смиряться перед Богом и если не легко то почему? 5) Какие благословения ожидают смиренного? 6) Опишите лжесмирение? 7) Опишите случаи, когда вам удалось смиряться? 8) Опишите случаи, когда у вас не получалось смириться? Что было не правильно? Как было правильно поступить?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *