СОВЕСТЬ — БОЖИЙ ГОЛОС ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА. ЦИКЛ. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 3.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СОВЕСТЬПредставьте себе величественную картину, когда Иоанн Креститель, пророк, который заговорил к Израилю после 400 летнего молчания всех пророков, призывает людей к покая­нию и евреи идут к нему толпами, чтобы покаяться. И в знак подлинного покаяния принимают водное, Иоанново крещение. Евреи знали точно, что они Богом избранный народ, им вовсе не нужно каяться и принимать крещение, ибо этот обряд пред­назначался для язычников. И вдруг такая духовная револю­ция. Почему же евреи шли креститься? Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса Христа, делал то, что делали все пророки: взывал к совести человеческой, направлял мысли на совесть, и люди начинали ее слышать. То же делал и Христос. Когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Го­сподь прикоснулся прямо к совести ее обличителей «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Что же произошло? Они услышали голос совести, которая начала их обличать, и со стыдом начали расходиться (Ин.8:3-9). Миссия Бога — вос­становить способность слышать голос совести, чтобы приве­сти человека ко спасения.

ГЛАВА 1. О ЛУЧШЕМ ДРУГЕ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЧЕМ НУЖНА СОВЕСТЬ?

Даже никогда не летавшие на самолетах знают, что полет, при самом опытном пилоте за штурвалом, корректируется ди­спетчером. Почему так важен диспетчер? Он находится в не­посредственной близости к центру управления полетами. На диспетчере гораздо больше ответственности чем даже на летчике. Ле­тчик отвечает только за свой самолет и пассажиров, у диспе­тчера же информация обо всех самолетах. Он знает и делает все возможное, чтобы не допустить аваикатастрофы. Словом, если хочешь выжить, сидя за штурвалом самолета, слушай диспетчера. Бог, который ас­социируется с главным диспетчером всех аэропортов, по ве­ликой мудрости установил в духе человека диспетчерский пункт, отвечающий за один аэропорт и называемый — совесть.

В штате Нью-Джерси произошел трагический случай, ког­да с разводного моста упал поезд. Промчался мимо трех за­прещающих движение светофоров и рухнул в реку Делавер. Предполагают, причина катастрофы в том, что машинист потерял сознание от сердечного приступа. Сигналы об опас­ности сработали точно, однако мозг не воспринял их. И совесть не может выбрать правильное направление, когда спо­собность мыслить утрачена, например, под воздействием ал­коголя или наркотиков. Эти средства весьма эффективно бло­кируют совесть, и тогда открывается свободный доступ к воздействию на сознание человека сил зла.

   Позвольте еще одно сравнение. Совесть — представитель Бога, Божий посол внут­ри нас, который ведет постоянные переговоры о мире человека с Бо­гом, с телом и душою. Это компас, показывающий не стороны света, но добро и зло.

ГЛАВА 2. РАБОТА СОВЕСТИ В НЕВЕРУЮЩИХ ЛЮДЯХ

Помню, когда я служил в советской армии, меня приехали проведать родители и, естественно, привезли продукты. Вы знаете, как чувствует себя человек, который месяцами недо­едает? И началась внутренняя битва, один голос кричал: «Не вздумай своим жадным сослуживцам ничего давать, они ве­дут себя, как животные, друг у друга вырывая пищу. Они с тобой ничем никогда ничем не делились». А дру­гой голос говорил: «А ты не стань животным, пойди и сейчас же поделись с ребятами всем, что тебе привезли». Я был абсо­лютно неверующим человеком, но какую радость пережил в те минуты, когда прислушался ко второму голосу, не могу вам передать. Знаете откуда эта радость? Повиновение голосу совести.

Мудрецы древности понимали, что совесть очень важна в человеке. Греческий правитель Периандр, живший в шестом веке до Р.Х на заданный ему вопрос: «Что такое свобода?» — ответил: «Чистая совесть». Человек, как известно, состоит из тела, души и духа: «Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Фесс.5:23). Дух же состоит из вместилища, чаши, так сказать, которая вмещает Дух Святой, интуиции и совести. Интуиция определяет выбор, который не всегда связан с нравственностью. Например, в какой вуз пойти учиться? Как лучше спланировать день? Совесть же опреде­ляет нравственный выбор человека. Но, спросите вы, если у неверующих есть совесть, получается, что в них говорит Бог, а зачем же тогда Дух Святой? Зачем же тогда покаяние и жизнь со Христом?

Слышали такую шутку: «У меня совесть идеально чистая, потому что я никогда ею не пользуюсь»? Что же делает со­весть в неверующих людях? Именно о нехристианах сказано: «…когда язычники, не имеющие закона, по природе законноеделают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показыва­ют, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетель­ствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдыва­ющие одна другую» (Рим.2:14-15). Беда неверующих людей в том, что они не могут точно различать голос совести. В каж­дом человеке говорит постоянно два голоса. Один от плоти, а плоть — союзница дьявола. Плоть, выражает свои желания мы­слями. Простейшие: хочу поесть. Чуть сложнее: хочу отомстить. Еще сложнее: хочу иметь власть над людьми, хочу грешить, хочу показать всем, какой я святой и т.п. Другой голос — от совести, от Бога. Совесть же говорит, — не делай этого. Но по­скольку у неверующего нет правильных Библейских знаний, точных определений добра и зла, то совесть чаще всего не убе­ждает. В результате побеждает плоть. Когда же человек стано­вится верующим, у него, во-первых, появляются точные зна­ния стандартов добра и зла, на которые указывает Библия. Во — вторых, совесть обращается к тому закону нравственности, который записан в сердце человека, но это еще не общение с живым Богом. Верующий же получает Духа Святого в свое сердце и получает силу Духа делать угодное Богу. Даже если совесть неверующему указывает, как правильно поступать, проблема в том, что нет сил поступать в соответствии с указа­ниями совести: «…знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18). Итак, две проблемы в совестью неверующего. 1я — его легко переубеждает голос плоти. 2я — нет сил, чтобы исполнить то, что говорит совесть.

   Благодаря совести, неверующие каются и принимают Хри­ста. Именно совесть признает вину и говорит о возможности покаяния. Если бы у людей не было совести, они бы не по­шли креститься от Иоанна, не принимали Христа как своего Господа и Спасителя. Итак, совесть готовит человека к по­каянию перед Богом. Именно к совести всегда обращается Господь. Бог потому и вложил в нас совесть, чтобы всегда иметь возможность привести нас к себе, чтобы быть услышанным. Что заставило, взявших женщину в пре­любодеянии, рас­каяться? Они вер­нулись к исполне­нию воли Бога после укоров со­вести: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Иоан.8:9). Если бы не совесть, они бы убили женщину глазом не морг­нув. Совесть предохраняет мир от глобального зла. Если бы все люди разом потеряли совесть, человечество бы самоуничтожилось. Все доброе, что нас окружает в светском мире, связа­но с совестью. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершен­ный нисходит свыше, от Отца светов (Бога)» (Иак.1:17). Но следует помнить, что если однажды самый добрый человек отвергнет Благую Весть о Христе, он погибнет: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» (2Кор.4:3).

   Совесть — тот Божественный механизм внутри человека, который реагирует на Божье Слово, на Библию. Возможно, вы спросите, а что важнее, совесть или знания? Знания нужны для того, чтобы знать волю Божью из Библии, но также и для того, чтобы подс­траивать совесть. Я люблю слушать приемник. Даже после того, как нашел волну, она нуждается в точной подстройке, чтобы очиститься от помех. Помехи — это плод неправильного воспи­тания, привычки, знания… Но одни знания ничего не меняют. Помните: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19). Я недавно смотрел фильм «Ели­завета» о королеве Англии, которая сделала Англию проте­стантской страной. В фильме есть один любопытный эпизод. Начальник охраны королевы спокойно говорит только что по­кушавшемуся на него юноше: «Ты не сможешь меня убить, по­тому что тебя всю жизнь будет мучить совесть. В жизни можно потерять все, но нельзя потерять безгрешность», — и с этими словами говорящий перерезает юноше, которого от этих про­никновенных слов, парализовала совесть горло. Только совесть, которая основана на правильных знаниях, на личных отноше­ниях с Богом и на силе Божьей (благодати), способна правиль­но работать в человеке, меняя его жизнь.

ГЛАВА 3. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

  1. Слово «совесть», «сунидесис» переводится с греческого — как «осознание самого себя» или «знание о самом себе». В не­верующем совесть — записанная программа Божьего закона. В верующем — это слышание голоса Божьего по вопросам нрав­ственного выбора, основанного на Библии. Совесть — это го­лос Бога внутри человека. Недаром, с древности, множество пословиц и поговорок различных народов, говорили о настоящей жизни как жизни по совести. Она в нашей жизни выступает в следующих ролях.

1) Совесть — как законодатель, который устанавливает в человеке закон добра, любви и справедливости от Бога и по­казывает, как исполнять этот закон.

2) Совесть — как свидетель. Она есть око Божие в человеке, свидетельствует человеку о качестве его поступков, даёт им оценку, то оправдывая, то обвиняя.

3) Совесть — как судья, наместница Божьего правосудия. Она судит и воздаёт человеку за содеянное им зло, судит об­личениями, укорами, сильными угрызениями. Иногда этот голос обвинения звучит, как набат, и от этого судьи и обви­нителя человеку некуда деться. Так было с Иудой предате­лем, почему он и повесился: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам» (Матф.27:3). Так бывает иногда в наше время с теми людьми, которые совершили зло и не мог­ли найти успокоения своей совести. Великий русский поэт Жу­ковский писал в стихотворении «Совесть»:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О,      совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

ГЛАВА 4. КАК ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СОВЕСТИ?

Что нужно делать, чтобы разморозить продукт из холоди­льника? Его нужно вытащить в тепло. Иногда и нашу совесть нужно вытаскивать из морозильника грехов и пустоты. Со­весть правильно работает только тогда, когда слышит голос Бога и правильно на него реагирует. Слово Божье сравнивае­тся в Библии с молотом: «Слово Мое не подобно ли огню, го­ворит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему ска­лу?» (Иер.23:29). Вот таким-то молотом и стучит по оглох­шему человеку слово Божье, чтобы достучаться до его сове­сти. Когда совесть лежит под толстым слоем греховной гря­зи, нам нужно этот слой снять. Совесть напоминает чистое зеркало, но его нужно каждое утро отмывать от налета гре­хов, который мешает себя рассмотреть, ведь помните, что означает слово «совесть» — правильный взгляд на себя. К тому же, не забудьте, что самое мощное средство — при чтении Би­блии задаваться вопросами: какое это отношение имеет лич­но ко мне? Что я должен менять в своей жизни в связи с Божь­ими мыслями, обращенными лично ко мне? Подобно тому, как ребенок должен быть завернут в пеленки, наша совесть должна быть одета в Дух Святой. Это и есть единственно нормаль­ная среда для совести: «Истину говорю во Христе, не лгу, сви­детельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим.9:1). Хри­стос, обличая тех, кто хотел произвести суд над женщиной, ударил молотом слова Божьего по замерзшему духовному слуху, не слышащему совесть, разморозил замерзший слух совести.

ГЛАВА 5. ДЕЙСТВИЯ БОЖЬИ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ

СЛЫШАНИЯ СОВЕСТИ

Нет такого поня­тия, как спящая совесть или мертвая совесть. Она всегда го­ворит в человеке, но человек теряет духовный слух, теряет навык слышать совесть, а значит Бога. Мне верующие иног­да говорят: «Как-то странно, что вы слышите какой-то голос Божий, а я его не слышу». Неправильно думать о том, что Бог не отвечает такому человеку. Просто утерян навык слышать голос Божий, слышать совесть. Как же Бог возвращает чело­века к тому, чтобы слышать и повиноваться голосу совести?

  1. Бог наказывает нас, чтобы отрезвить, восстановить, вер­нуть к слушанью совести. Слово «отрезвить» подходит, как нельзя лучше, потому что желание греха пьянит. Когда дети были поменьше, несколько раз скажешь, объяснишь, не делай­те этого, это грех — не доходит. Пройдет какое-то время, опять то же самое. Тогда наказываешь, чтобы дети поняли через страх наказания. Но при этом очень важно объяснять, почему ребенок наказывается, если мы хотим достучаться до его со­вести. Эти же принципы педагогики относятся и ко взрослым людям. Посмотрим, как Аарон, подняв­ший бунт против Моисея вместе с Мариам, приходит к осоз­нанию греха, слыша голос своей совести: «И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от ски­нии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе. И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы посту­пили глупо и согрешили» (Чис. 12:9-11).

   Бог увещевают нас через служителей церкви, через братьев и сестер и в этом великое значение церкви. На банальную, бездумную фразу «у меня Бог в душе» — можно много возражать, но в связи с сегодняшней темой, спросил бы у та­кого человека, — если вы вне церкви, кто же тогда будет бу­дить вашу совесть? Именно по­этому есть предупреждение: «…наставляйте друг друга каж­дый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13). Кто же будет наставлять человека, который вне церкви? Сердце наше ожесточается, и это ожесточение напоминает историю отвержения совести в еврейском народе. Они шли в землю обетованную, Бог освободил свой народ из плена Египетско­го, из рабства, а они все недовольны, ропщут и в конце кон­цов их сердца ожесточились, да так, что почти все погибли в пустыне. Для евреев Божий голос звучал через обличения Моисея, но, увы, они ему не вняли, «засыпав» свою совесть грехами перестав ее слышать.

ГЛАВА 6. УХАЖИВАЕМ ЗА СОВЕСТЬЮ

Никогда не слышали о такой процедуре, как дезинфекция совести? Когда порезан палец, да еще туда попала грязь, мы сразу же эту рану обрабатываем, очищая ее от микробов чтобы не было серьезных последствий. Так и со­весть нуждается в обработке. Совесть, если ее очищать, ста­новится очень чувствительной и наоборот может грубеть. Человек, уходя­щий от Бога, не кающийся в совершаемых грехах, перестает быть чувствительным к Богу. Умение слушать совесть нуж­но постоянно воспитывать. Один человек сравнил совесть людей бессовестных или, как говорит Библия, тех, у кого со­весть сожжена, с пылесосом, который долго не освобождали от пыли. Совесть забита разными грехами, а мы все молимся, однако не каемся. Конечно же, такой пылесос, больше не смо­жет всасывать грязь. Или моя пароварка, прибор которой нагревается и дает пар покрывается накипью. Если не прочищать все равно пар идет, но в несколько раз медленней. К тому же, известно, что однажды этот пар забьет прибор так, что тот не сможет работать. Понимаете в чем опасность отвержения и захламления собственной совести? Мы нуждаемся в Боже­ственном, непоколебимом основании для воспитания, для очищении совести. На совесть можно вполне положиться только тогда, когда она приучена говорить в унисон с голосом Божьим, с Библией. Оказывается, голос совести так же нужно проверять. И не потому что он плохо работает, а потому что всегда волны голоса совести забиваются другими радиостанциями.

   Чем усерднее христианин изучает и применяет Слово Бо­жье, тем надежнее его совесть, тем точнее он настроен на Божью волну. Помню, у меня как то был такой серьезный приемник. Его можно было настраивать сначала общей настройкой, а затем еще и более тонкой. Чем чаще совесть обращается кБогу, тем чаще и отчетливей будет слышен внутренний голос совести. Бог говорит к человеку именно через совесть. При­ведем несколько мыслей известного христианского подвиж­ника Аввы Дорофея: «Хранение совести многоразлично: че­ловек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пре­небрегает Его заповедями, и даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть в отношении к Богу втайне… Хранение совести, в отношении к ближнему, требует не делать ничего такого, что, как мы знаем, оскорб­ляет или соблазняет ближнего, делом, словом, видом или взгля­дом, ибо и видом, и даже взглядом можно оскорбить брата… А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что- либо брошенное, то не надо пренебрегать этим, но нужно по­днять вещь и положить ее на свое место».

ГЛАВА 7. БОЛЕЗНИ СОВЕСТИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ.

БЕРЕГИСЬ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ!

Вы когда-нибудь слышали фразу: «У меня совесть прибо­лела»? Я тоже никогда, а странно. Было бы куда легче жить, если бы люди могли ставить себе такой диагноз и немедленно что-либо предпринимать, пока болезнь не стала прогрессиро­вать. Совесть действительно может болеть, и мы это знаем не понаслышке. Апостол Павел пишет о двух людях (Именей и Александр), которые отвергли чистую совесть, кстати, по- гречески «отвергли» — означает «оттолкнули прочь от себя». Последствие — кораблекрушение в вере. Перечислим извест­ные болезни совести.

1) Огрубевшая совесть. Я давно задаюсь вопросом, почему в Ветхом Завете Бог обращается к людям через пророков? Ду­маю затем, что частенько человек перестает слышать голос Божий, когда его сердце ожесточается от греха: «…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слы­шат, и не разумеют; и сбывается пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смо­треть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Матф.13:13-15). Как видите, сердце грубеет, а значит, перестает слышать глас Божий. Получается, что слух духовный напрямую зависит от совести.

2) Сожженная совесть, «…через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:2). В новом переводе это звучит еще более драматично: «лицемерных лжецов, совесть которых клеймена раскалённым железом». Совесть неуничтожима и слава Богу! Библейский стих не означает, что со­весть сгорела, он говорит, что люди в бессовестности своей сгорают. Это, знаете, как «задаток», «залог» адского огня на земле. Между прочим, если Библия говорит, что мы имеем за­лог будущего в Духе Святом, то закономерен и залог ада.

3) Оскверненная, порочная совесть, «…совесть их, будучи не­мощна, оскверняется» (1Кор.8:7); «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквер­нены и ум их и совесть» (Тит.1:15). Дьявол делает все возмож­ное, чтобы заглушить голос совести, исказить его. Помните совет жены Иова: «…сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов.2:9)? Этот совет можно рассматривать как прямой «расстрел» совести. Всегда найдутся люди, которые подойдут к вам от сатаны, чтобы заглушить вашу совесть. Все равно только вам опре­делять, кто говорит Божью истину, а кто ложь.

   Как известно, все начинается с малого. Авва Дорофей пи­шет: «Постараемся, братья, хранить совесть нашу, и не допу­стим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле. Не будем попирать ее ни в чем, хотя бы это было самое малое. Знайте, что от пренебрежения малым и в сущности ничтожным, как кажется, мы переходим к пренебрежению большим и важным. Если кто начнет говорить, что за важность, если я скажу это слово, что за важность, если я съем эту безделицу, что за ва­жность, если я посмотрю ту или иную вещь? Малое, ничтож­ное — а на самом деле, оно не малое, так как через него обра­зуется худой навык, привычка. От этого — что за важность в том, что за важность в другом — впадает человек в худой на­вык и начинает пренебрегать большим, великим и важным, и попирать свою совесть. Таким образом, продолжая делать зло, находится в опасности придти и в совершенное нечувствие. Поэтому, берегитесь, братия, пренебрегать малым. Береги­тесь презирать его. Ибо когда совесть наша говорит нам сде­лать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она говорит,а мы не делаем, но продолжаем попирать ее,- тогда мы засы­паем ее, как колодец землей, и она не может говорить от тяже­сти, лежащей на ней. Но как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать вещи темнее, и как в воде, помутившей­ся от многого ила, никто не может узнать своего лица, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша. Так что кажется, будто ее вовсе нет».

ГЛАВА 8. ВОЗВРАТ К ЖИЗНИ ПО СОВЕСТИ

Что же делать с совестью, которая так часто дает сбой, перекрыта, заморожена, очерствела, сожжена или сжигается? Что делают с железом, когда оно застыло и приобрело неправиль­ную форму? Его переплавляют, не правда ли? Слушайте, что говорится о работе над нами: «Ты испытал нас, Боже, пере­плавил нас, как переплавляют серебро» (Пс.65:10); «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; не­честивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан. 12:10). Я на­деюсь, мы с вами мудрые и уразумеем, что Господь хочетнам сказать. Бог есть Огонь, и Дух Святой сравнивается с огнем. А если так, то нам нужно очень близко и долго быть в огне, чтобы самим гореть, чтобы совесть наша ожила, восстанови­лась, воскресла от смерти. Это соприкосновение происходит через молитву и Слово Божье. Сколько нужно сделать грехов, чтобы совесть начала раз­рушаться, грубеть? Вам точно никто не скажет, но если вы не каетесь, процесс распада уже начался. Тогда нужен мо­лот Божьего Слова, молот любви Бога к падшим, грешным людям. Когда я пред­ставляю себе распятого Христа, Бога окровавленного, приняв­шего на Себя проклятие и поругание, для меня становится понятно, что именно это самое трагическое событие во все­ленной — последнее средство достучаться до нашей совести. В Ветхом Завете приносили жертвы животных, но они не могли помочь людям: «приносятся дары и жертвы, не могущие сде­лать в совести совершенным приносящего». В Новом перево­де это звучит так: «дары и жертвы, которые приносятся в зе­мном Святилище по предписанию Закона, не могут очистить совесть и привести к совершенству тех, кто так служит Богу». Помните, мы говорили, что на совесть наслаиваются мерт­вые дела и от этого совесть может умереть? Теперь послуша­ем о выходе из под груды мертвых дел: «Кровь Христа, Ко­торый Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очис­тит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр.9:14). Кровь в Ветхом Завете символизи­ровала очищение. Помните, как Моисей брызгал на народ, когда они получали десять заповедей? Но в Новом Завете со­весть уже реально очищается от мертвых дел: «…да присту­паем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очи­стив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою» (Евр. 10:22). Бог говорит с вами через совесть. Обращайтесь к Богу через совесть, которая в Духе Святом, и вы будете удов­летворены той радостью, нежностью и любовью, которой вам, может быть, так не достает в жизни и которая придет к вам от Бога. Только живите по совести и всегда прислушивайтесь к ее голосу, потому что это голос Творца. Храните свою совесть.

ВОПРОСЫ: 1) Зачем нужна совесть? 2) Работает ли совесть в неверующих людях? 3) Работа ли совесть у вас, когда вы были еще неверующими? 3) Почему нужно христианство, если совесть у всех людей есть и работает? 4) Какие есть проблемы с совестью (перечислите по пунктам)? 5) От чего совесть портится, практически из своей жизни? 6) Как совесть сохранять в чистом виде? 7) Какие у вас есть проблемы с совестью? 8) Как часто вы слышите голос совести? 9) Насколько вы щепетильны в мелких делах, понимая, что так мы или развиваем совесть, или заглушаем? 10) Над чем собираетесь работать в плане совести? 11) Чем опасно пренебрегать совесть? 12) Что значит «потерпеть кораблекрушение в вере»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *