СРЕТЕНИЕ. 2016

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

СРЕТЕНЬЕ 2016Начнем со значения праздника. Итак, слово «сретение» — древнеславянское и переводится, как встреча. Интересно, что это же слово в сербском языке означает – радость.

ГЛАВА 1. О СИМЕОНЕ

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лук.2:25,26). Наша история начинается с описания старца по имени Симеон. По преданию он прожил более трехсот лет, чтобы увидеть Христа. В любом случае перед нами человек проживший жизнь и похоже жизнь достойную. Историки утверждают, что Симеон был сыном Гиллеля, одного из самых знаменитых раввинов — учителей Израиля. Еврейская традиция пытается вычеркнуть Симеона из страниц истории, потому что он благословлял Христа. Предание повествует, что Симеон, богословски и философски образованный муж, живший в Иерусалиме, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык, предпринятого в Александрии Египетской в III-I вв, и в мире известном, как Септуагинта — «перевод 70-ти толковников». В числе других ученых старцев он получил отдельное помещение в уединенном месте у Фаросского маяка и вскоре приступил к работе. По промыслу Божию, ему выпал жребий переводить книгу пророка Исайи, недаром названного позднее «ветхозаветным Евангелистом». Когда сей ученый переводчик дошел до известного пророческого места о рождении Мессии: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14; Мф. 1:23), — то глубоко задумался над словом «дева» и недоумевал, как же передать его в переводе? Его поразила естественная мысль, — девушка ведь не может родить? Он уже собрался вычеркнуть слово «дева» и заменить его словом «жена», но Ангел остановил его руку и сказал, что ему надлежит жить до тех пор пока он не увидит Христа рожденного девушкой Марией. Усомнившийся в высшем смысле пророчества иудейский толкователь Симеон жил неимоверно долго в Иерусалиме ожидая «утешения Израиля», а вместе с тем и конца жизни.

«…и Дух Святый был на нем…». На Симеоне был Дух Святой. В Ветхом Завете Дух Святой был не на каждом человеке, а только на тех, кому Бог хотел, а точнее, Дух Святой был, как правило, на набожных царях и честных пророках. Дух Святой на Симеоне указывал на его пророческий дар. Таким образом, Библия подчеркивает важность и весомость слов Симеона, как пророка Божьего, потому, как пророк не мог давать ошибочную информацию иначе он не пророк.

ГЛАВА 2. НЕПОЛНАЯ ПРАВЕДНОСТЬ. ВСТУПЛЕНИЕ К ВАЖНОЙ ИСТОРИИ

Давайте посмотрим на те удивительные движения души, которые нам хочет донести Новозавеветняя история о старике Симеоне. «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий (ожидающий) утешения Израилева…» (Лук.2:25).

1) Благочестие без Христа не поможет. Симеон муж праведный, благочестивый. Казалось бы, что еще можно добавить. Пожилой, мудрый, достигший высокого уровня праведности и благочестия? Однако, этот человек находится в состоянии ожидания. Я в своей жизни общался с разными людьми и видел, что для молодости характерно ожидание. Девушки ждут парней, а парни ждут хорошей работы и больших денег. У людей среднего возраста ожидания уже как-то уменьшаются, а пожилые имеют свои ожидания но они, как правило, еще скромнее.

«Мы ждем чего-то и кого-то.
Всю жизнь мы ждем… и ждем… и ждем…
Ждем выходного и работу
И осень с сереньким дождём.

Мы зиму ждем, весну и лето.
Мы ждем во тьме зеленый свет.
Мы ждем, чтоб кто-то или где-то
Нам дельный быстро дал совет

Мы ночи ждем, а после — утро.
Мы ждем, когда пройдет мигрень.
Мы очень ждем — упорно… глупо
А что мы ждем? Вчерашний день?

Мы ждем… чего-то и кого-то
Всю жизнь мы ждем… и ждем… и ждем…
От понедельника — к субботе…
А нам ведь кажется — живём…
Симеон, в таком почтенном возрасте ждет и это говорит о том, что человеку чего-то важного не хватает, потому что в его возрасте обычно люди говорят, что уже ничего не ждут.

   Библия рассказывает еще об одном человеке Корнилии, военном в отставке, характеризуя его, как благочестивого человека. «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» (Деян.10:1,2). Слово «благочестивый» переводится, как набожный, благоговеющий перед Богом. Скажем так, человек, который правильно относится к Богу. Но как Корнилию Бог посылает Ап. Петра, чтобы тот рассказал ему о Христе. Так и Симеону, который, кажется имел всё и в духовном плане, Бог посылает встречу со Христом.

Вывод 1. Какой бы добрый, воспитанный, интеллигентный и даже благоговеющий перед Богом не был человек, но если он не переживет встречу со Христом, Господом и Спасителем, он будет оставаться в состоянии ожидания, неудовлетворенности, в остром ощущении, что самого-то важного как раз и не хватает. Так и душа наша ожидает большой и настоящей встречи с Богом. В каждом человеке заложено самое важное, самое главное ожидание и это ожидание встречи с Богом.

2) Ветхий Завет (1я часть Библии) без Христа не поможет. Симеон прекрасно, как мы уже узнали из вступления к нашей теме, знал Священное Писание Ветхого Завета, но при этом картина не закончена, картине не хватает полноты. Ветхий Завет без Нового Завета оставляет очень много вопросов: — Где взять силу исполнять заповеди? Почему Бог такой строгий и даже злой в Ветхом Завете? Что будет после смерти? Ветхий Завет, нужно заметить, проникнут печалью и громадным вопросом, что же после смерти. Царь и поэт псалмопевец израильского народа Давид пишет: «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс.6:6). Соломон, сын Давида, в мудрейшей книге притч писал: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Еккл.9:5). От этих слов веет безысходностью и пессимизмом. Новый Завет дает нам прекрасную картину, что будет происходить с человеком после смерти. Описание Небесного Иерусалима. Каким будет долгожданный Мессия и что он сделает для еврейского народа и только ли для еврейского? Старец Симеон представитель Ветхого Завета. И именно он, держащий на руках Христа, словно подтверждает, что вопросы, которые ставит Ветхий Завет находят разрешение в Новом Завете.

Вывод 2. Старец Симеон отражает собой религию с прекрасными правилами, но без силы Божьей. Ветхий Завет находит свое разрешение в Новом, поэтому Симеон с надеждой держит младенца, который и даст человечеству силу выполнять волю Божью, на руках.

3) Симеон знает Библию, но он не понимает эту Божью книгу. Известно, что знать и понимать — это две большие разницы. Мы знаем что у человека есть мозг, но мы совсем мало знаем, как он устроен. Говорят ученные, что это одна из самых больших загадок человечества. Но еще большая загадка душа человека. Мы знаем сколько существует случаев клинической смерти, но до конца никто не знает, как происходит выход души из человека. Симеон знает Священные Писания, но не может их понять без Нового Завета. Например, достаточно много пророчеств о Христе. Например, как можно понять слова пророка Ветхого Завета Исайии о Христе, если Христос всемогущий Бог? Можно ли распять злые люди всемогущего Христа? «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис.53:1-3). И уже когда Христос пришел Он готовил учеников к тому, что Его схватят и распнут. «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Матф.20:17-19).

Вывод 3. Без Христа вы не поймете Бога и вы не поймете Библию. Через Христа мы получаем ответы на все самые важные жизненные вопросы.

ГЛАВА 3. УТЕШЕНИЕ ИЗРАИЛЯ

«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лук.2:25). О каком утешении Израиля идет речь? Какое именно утешение, в чем это утешение? Какое самое большое утешение для ребенка? Думаете игрушка? Проделайте эксперимент, дайте ребенку новую игрушку о которой он мечтал, но заберите от него родителей. После того, как ребенок наиграется он начнет плакать за родителями, утешение игрушкой проходит быстро, а вот родительского тепла не хватает. Мы абсолютно точно знаем в каждом взрослом сидит ребенок. Посмотрите, как папы балуются со своими маленькими детьми. Они на равных. У каждого человека, независимо от возраста, есть великая потребность в Боге. И ощущение, которое появляется у человека по настоящему уверовавшего, что Бог есть, Он с нами рядом и Он всегда нам готов помочь, защитить, поддержать, — это уже потрясающее утешение. А если мы еще и узнаем, что Бог пребывает в нашем человеческом духе — это потрясает еще больше. Вот что значат слова Христа о Духе Святом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:15-17).

   Интересно, как бы закончился роман Толстого Анна Каренина, если бы его героиня нашла утешение в Боге? Наверняка не бросалась бы под поезд. А о чем бы писал Достоевский, если бы студент Раскольников был утешен Богом, он бы не убивал старуху дующую деньги под проценты. А как бы закончилась жизнь художника Ван Гога, американского писателя Джека Лондона, поэтов Владимира Маяковского и Сергея Есенина, если бы они имели утешение Божье?

И это утешение не разовое, а постоянное. постоянство утешения связано с тем, что жизнь больно бьет так же постоянно. «Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом» (2Фесс.2:16,17).

Интересно, что евреи времен Христа, воспринимали себя, как Божий народ, но нигде вы не услышите, не прочитаете, что они себя воспринимали, как Божьи дети. Когда они услышали, как Христос говорил: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18). Его сразу же обвинили в том, что Он делает себя равным Богу и по этой причине хотели убить, настолько это было серьезным преступлением закона.

Вывод 3. Если бы все люди имели утешение история человечества была бы другой. Не было бы самоубийц. Не было бы многих войн, в которых лидеры выплескивали свою агрессию и отсутствие утешения.

ЛОЖНЫЕ УТЕШЕНИЯ

Израильский народ ожидал Мессию, который должен был прийти и освободить евреев от римской оккупации. Когда ученики шли дорой в Эммаус уже после смерти к ним присоединился воскресший Спаситель, но они Его не узнали и вышел такой разговор с путниками: «И сказал им (Хористос): о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук.24:19-21). Странно, но этого не произошло. Я думаю иногда о том, что же будет дальше после того, как война России с нашей страной закончится? Сейчас мы об этом молимся и ожидаем Божьей помощи. Однако, каждый раз возникает вопрос, что же будет дальше? Сытая Западная Европа имеет гораздо больше психиатров. С чем останутся люди после того, как окончится война? Они не будут утешены без Бога. Интересно, что лидируют в рейтинге стран с самым большим количеством самоубийств как раз далеко не бедные страны: Южная Корея, Литва, Япония.

ГЛАВА 4. НЕ УВИДИТ СМЕРТИ ПОКА НЕ УВИДИТ ХРИСТА

«Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лук.2:26). Жизнь моей мамы была внешне добротной. Она была любимая детьми учительница. Она была очень мягким, чутким, дипломатичным человеком. Многие к ней обращались за советом. Она была прекрасной матерью воспитавшей двоих детей и бабушкой имевшей несколько внуков. Даже правнучку увидела. Уже на пенсии она эмигрировала в богатую страну и могла себе позволить посмотреть всю Европу. Много читала книг и очень любила разгадывать кроссворды. Но в ее жизни не было самого важного — Христа. Когда с ней приключилась серьезная болезнь она поняла одну истину, что никак нельзя приблизиться к смерти не увидевши Христа. А что такое смерть — это та территория которая не заканчивается никогда.

   Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа. Смерть можно увидеть с двух сторон. С одной – это ужас, мрак, безнадежность, безысходность, отчаянье, и, в конце — концов, ад. Другая сторона смерти, это врата, переход, несколько болезненный, но все же переход в вечность, ко Христу, в идеальный Божий мир. Симеон, старик, держащий Христа, понимал, что это маленькое дитя и есть те врата, через которые входит человек в вечность без страха, в радости, с великой надеждой на вечность. В тот мир есть один правильный проводник – Христос. Да, как максимум, прекрасно, когда с юных лет человек встречает Христа. Но, как минимум, даже если жизнь прожита без Христа, увидеть смерть уже ставши христианином. Некоторые люди полагают, что к Богу нужно прийти перед смертью, а сейчас веселись, гуляй, отрывайся. Посмотрите на качество семей, на детей, которые не знают родительской любви и вам станет понятно, что значит жить без Бога. Посмотрите на нашу страну. Почему западные страны так быстро прорвались даже в экономическом плане? Да потому что страны сформированы на христианских ценностях. Германия, в частности Берлин, представляющий собой сплошные руины в 1945 году и уровень сегодняшней Германии. А Украина, страна, имеющая несоизмеримо больший потенциал природный и что мы сегодня имеем?

ГЛАВА 5. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС НА РУКАХ У СИМЕОНА

«И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» (Лук.2:27-31).

Представим себе эту величественную картину, когда древний седобородый старик, проживший длинную жизнь и ею насытившись, старик чьи глаза отражали умиротворение, мудрость, понимание, держит на руках младенца Христа.

— Закат жизни встречается с ее вечным началом.

— Старый, Ветхий завет встречается во Христе с Новым Заветом.

— Человек встречается с Богом.

— Заканчивающий свою жизнь с тем, кто дает вечную жизнь.

— Всю жизнь ждущий полного открытия истины с тем, кто сам есть истина жизни.

1) Пришел по вдохновению в храм. Когда Симеон шел в храм, в Ветхозаветний храм, на сей раз он шел не для того, чтобы исполнять бесчисленные обряды. Нет, он шел, чтобы встретиться со Христом, как с младенцем Спасителем, как с рожденным Богочеловеком. Когда мы идем в церковь самая верная установка — встретиться со Христом, поем ли, молимся, слушаем проповеди через все мы встречаемся со Христом. Вот, по большому счету, для чего сегодня существует церковь.

2) Взял младенца на руки. В этой картине видно до какой же степени Бог, пришедший на землю, Христос умалил Себя. Его, всемогущего Бога берет на руки уже слабый и беспомощный старик, который находится за шаг до смерти. Но так Бог позволяет прикоснуться к Себе каждому. Мы помним, как часто ко Христу прикасались. Слепые просили, чтобы Христос их очистил. Женщина, страдавшая кровотечением 12 лет, прикасался к детям и даже к мертвой, что было, интересно заметить, запрещено законом. Но Он прикоснулся, чтобы воскресить из мертвых, тем самым показывая силу превышающую силу смерти. А ведь эту силу никто не может преодолеть. Болезни, бедность, отчаянье, все можно победить, но смерть никто. Но Христос прикасается, чтобы воскресить дочь начальника синагоги Иаира. «И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление» (Мар.5:41,42). А теперь к младенце прикасается старик, и это прикосновение приносит ему великое утешение, которого так ожидал еврейский народ.

3) Благословил Бога. Слово «благословить» имеет три значения. Мы, как христиане, просим, чтобы Бог нас благословил, это переводится, как получать помощь от Бога. А когда человек благословляет Бога — используется это же слово, но уже с другим смыслом «воздавать хвалу, восхвалять». Третье значение – одарять благом. Царь Давид так преданно и сильно любивший Бога писал в 33м псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих» (Пс.33:2). И теперь мы понимаем перевод — буду хвалить Бога, славить, восхвалять, прославлять Творца. Мы можем хвалить Бога и обычно хвалим за здоровье или за исцеление, за материальную помощь, но Симеон нам показывает самое чистое прославление, самую чистую хвалу. А почему чистое? Потому что в нем нет примесей человеческого эгоизма, желаний. Симеон благословляет, восхваляет и благодарит Бога Отца за Его Сына, который пришел в этот мир, чтобы этот мир кардинальным образом изменить.

4) «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». Я так себе и представляю лодку привязанную к берегу. Лодку можно отпустить в большое и долгое плаванье по морю. Обычно умирающие говорят о сильном желании жить, но Симеон так долго проживший на земле уже устал. Он словно проходит очень простой и вместе с тем невероятно трудный тест, который проходила моя ставшая христианской мама. Когда я спросил за неделю до смерти, — есть ли у нее страх? Она ответила, — Какой страх если я иду к моему Небесному Отцу? Апостол Павел очень откровенно сказал: «…имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23). Интересно, что слово «разрешиться» с языка оригинала переводится, как развязать, распутать и возвращаться. В жизни мы завязываем много узлов конфликтов, непониманий, ошибок. И если Симеон прожил очень длинную жизнь то понятно, что и за ним тянулся шлейф ошибок. И хотя христианин кается, все равно что-то остается непонятым, будут люди, которые на нас обижены, какие-то недоразрешенные конфликты. И тут всему конце, все развязано, все распутано и возвращение домой. Но это не просто возвращение. Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). «Вкус смерти у меня на губах. Я чувствую, что-то не на этой земле»; Боб Марли (1945-1981) Ямайский музыкант, гитарист, вокалист и композитор. Стиль Рэгги. «Деньги не могут купить жизнь». В отличии от Моцарта и Боба Марли Симеон произносит самое важное «отпускаешь с миром». А теперь мы возвращаемся к мысли об утешении. Утешение когда есть мир.

                  ГЛАВА 6. СИМЕОН ВИДИТ БУДУЩЕЕ МЛАДЕНЦА

5) «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Что же так наполнило миром Симеона? Бог приготовил путь спасения. Первая причина, почему я христианин, потому что Бог есть истина и мне нужен Бог, моя душа не хочет и не может жить без Бога и это правда. Вторая причина моей веры — это путь спасения. Я знаю, что есть ад, что есть наказание за грехи, что я грешник. А Бог спасает, прежде всего от меня самого, от моих криков, гнева, раздражительности, склонности к еще более серьезным грехам. Человеческая природа одновременно и ужасна и прекрасна. Но куда деть тот ужас, то падение, которые есть в человеке и которое Библия называет грехом. В Вильнюсе когда пришли фашисты и начали преследовать евреев на одного военного третьего рейха приходилось 12 местных, по крайней мере такую статистику давали сами фашисты, местных, которые с удовольствием выдавали евреев, избивали и убивали по приказу оккупантов. Это показывает человеконенавистническую сущность человеку. Но в том же Вильнюсе где было уничтожено масса евреев, после расстрела пришли уже другие местные жители и вытащили из под верхнего слоя убитых еще живых, тяжело раненых евреев и спасли им жизнь. Вот вам природа человека. И Симеон держит младенца на руках и прославляет Бога за спасение.

6) «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук.2: 32). Язычники это все народы кроме еврейского. Это высокоразвитые древние греки и римляне. Но их цивилизация самоуничтожилась. Если сказать просто, эту цивилизацию уничтожил грех. А вспомним латиноамериканских индейцев. Отчего погибла высокоразвитая цивилизация Атцтеков и Майя? Далее средневековье с его кострами инквизиции, потому что их христианство, которое отказывается следовать Библии превращается к оружие пыток и ничего общего с подлинным христианством не имеет. Затем просвещение, которое отказалось от Бога и породило французскую революцию которая пожирала своих же революционеров. Затем 19 век с его великой надеждой на силу человеческого ума, на революционное преображение общества, приведшего к, пожалуй к самому кровавому 20 веку, ознаменованному 1й мировой войной, Революцией 1917 года, ввергшей страну в кровавое месиво гражданской войны. Затем вторая мировая. И вот 21 век. Казалось бы всей войны позади. Существуют мировые договоренности. Но сегодня чуть ли не каждый день приносит известия о убитых и раненых украинских военных и все потому что в один момент рухнула сила дипломатических договоренностей и договоров.

«Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» (Лук.2:33).

7) «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лук.2:34). Люди обычно делят людей по разным категориям: по темпераментам и талантам, порядочности и силе. Однако Бог делит людей лишь на две категории уверовавшие и нет, стремящиеся жить с Богом и безразличные. Похоже, что все остальное Бога интересует значительно меньше. Те, кто отрицают Христа, обрекают себя на мучительную жизнь. Нет, внешне все может выглядеть довольно пристойно и неплохо, но внутри эти люди духовные сироты не имеющие подлинной надежды. Те, кто отвергает Христа, как краеугольный камень, падут. Те же, кто изберут Христа и на этом камне построят свою судьбу навсегда останутся на самом надежном основании, которое никто не сможет разрушить. Пререкания о Христе, споры, несогласия, негативное отношение к тем, кто уверовал подлинно и искренне во Христа, всегда будут сопровождать нашу жизнь о чем достаточно точно сказал Симеон.

8) «и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:35). Симеон видит будущее Марии. Он видит, что Христос будет распят, что сердце матери переживет страдания такие же, как и её сын. Он знает, что Мессии надлежит пережить страшные испытания, однако его вера от этого не колеблется. Мудрый старик знал, что за страданием следуют радость, а за смертью воскресение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *