СУДЬЯ ИЕФФАЙ. (Судьи 10.13 – 12.7). ЧАСТЬ 2. ИСТОРИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ РОЖДЕННОМ ПОБЕЖДАТЬ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ИЕФФАЙ-2ГЛАВА 5. НЕ ИСКУШАЙ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО

Иеффай, в благородном порыве победить врагов, дает Богу обет: «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение». (Суд.11:30,31) И не знал он, что первым человеком, который войдет будет его дочь. Причем единственная дочь. А ведь у него сыновей то же не было. Обратим внимание на два важных момента:

   А) Искушение Бога. Тема искушения описана еще в начале Ветхого Завета. Бог говорит, обращаясь к еврейскому народу: «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли. Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе». (Втор.6:14-16) Оказывается Бога можно искушать. Понятие «искушать Бога» можно сформулировать, как делать то, что вызовет Божий гнев и недовольство, «раздражать Бога». Так же мы помним, как дьявол искушал самого Христа: «И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего». (Лук.4:9-12) Можно добавить, в свете того, как искушал сатана Христа в пустыне, что искушать, значит требовать от Бога ответов, когда это не по Его воле. Если бы Христос был харизматом, Он мог бы сказать: «Я все равно верю, что Бог Отец Меня сохранит, если я упаду с крыла храма». Но тут возник другой вопрос: «А вообще это воля Божья?». Мы, через эту историю с Иеффаем, можем видеть, как говорят, — «увидим истинное лицо Бога».

   Не удивляйтесь, что Бог может раздражаться, это Его праведный гнев: «Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу». (Втор.9:7)

Разница значения слов в греческом языке «раздражение».

1) Раздражение людей. Библия говорит о том, что люди могут допускать грех раздражения. «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:31). В этой цитате, как и во всех цитатах, где идет речь о раздржаении используется слово pikri/a, которое переводится, как горечь; перен. раздражение, злоба,

резкость, суровость. Раздражение людей связано с глупостью, в отличии от раздражения Бога, который всегда мудр и свят: «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Прит.14:29).

2) В Новом Завете есть одно место, которое говорит о раздражении Бога. «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?»

(1Кор.10:21,22). Речь идет о раздражении Бога грехами, в частности принимать причастие и вместе с тем, совершать грехи, не каяться. Речь в этом месте идет об идолослужении. Когда описывается раздражение Бога используется другое слово — parazhlo/w и это слово используется только по отношению к раздражению Бога, что показывает абсолютно другой уровень раздражения. Переводится, как — 1 . возбуждать ревность или рвение; 2. раздражать, возбуждать гнев. Если гнев человека правды Божьей не творит, то праведный гнев, раздражение Божье должно приводить человека к истине. Так

Чем человек может раздражать самого Бога?

1) Недовольством действий Бога. Евреи раздражали и искушали Бога, когда возмущались испытаниями, через которые их проводил Творец: «И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?» (Исх.17:2)

2) Не соблюдением заповедей Божьих. То же раздражение происходит, когда мы, живущие в эпоху Нового Завета, нарушаем заповеди Христа. А в Ветхом Завете Бог раздражался на евреев, потому что они не слушались Его, хотя в пустыне было столько чудес явлено: «Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне» (Пс.77:17). Давид, вспоминая историю евреев, которые шли к земле обетованной через пустыню, пишет: «Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!» (Пс.77:40)

3) Видеть Божьи чудеса, Божье действие и при этом не верить. «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?» (Чис.14:11).

Важно помнить, что за Божьим раздражением идет гнев Божий. Сначала люди раздражат Бога, а потом он начинает гневаться. «И при Хориве вы раздражали Господа, и прогневался на вас Господь, так что хотел истребить вас» (Втор.9:8).

Всякий необдуманный шаг, поспешно принятое решение может раздражать Бога, быть человеческим искушением Бога.

   Разница между раздражением Бога и человека видна очень хорошо в истории о пророке Ионе. Бог гневался на город Ниневию, который отличался особенной жестокостью и многие народы страдали и вопияли в молитве к Богу против этих людей. Бог призывает Иону идти и рассказать ниневитянам, что они погибнут. Как известно, весь народ, включая царя, начал каяться, поститься, молиться и Бог простил и снял свое наказание. И, удивительно, что Иона сильно огорчился и даже раздражался: «Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Ион.4:1). Как видим, Бог огорчается, потому что переживает о святости людей и делает все возможное для спасения. А человек раздражается, просто когда происходит не так как он хочет, так сказать «не по его воле». Можно то же сказать и о Боге, но Божья воля святая, в отличии от воли людей.

   Теперь мы более точно и глубоко понимаем, одну из граней великого подвига Христа, о котором сказано, что Он есть умилостивление за грехи наши. «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан.2:1,2). На Божий гнев и раздражение за наши многочисленные грехи мы можем ответить только умилостивлением во Христе. Вот когда я держусь за Христа, продолжая верить в Него, молиться через Него и, разумеется, каяться, то Бог Отец на меня так и смотрит, через умилостивление жертвы Христа. А если мы сознательно грешим тогда не остается жертвы за грех. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр.10:26,27).

Кто просил Иеффая давать такой обет? А ведь Библия говорит, и мы это должны знать: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать». (Прит.20:25); «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни». (Еккл.5:3) Чего же не хватило Иеффаю? «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5) Дело в том, что когда мы получаем Дух Святой, то мы так же и получаем вместе с Ним: «… по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Еф.1:7,8) Вобщем, сначала думай, а потом обещай! Сначала помолись, подумай воля ли это Божья, а затем…

Б) Точное знание слова Божьего. Что же произошло после таких легкомысленных обещаний Богу? «И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери. Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» (Суд.11:34,35). Все богословы, комментаторы Библии удивляются одному обстоятельству. Во — первых, можете не переживать по поводу того, спалил ли свою единственную дочь Иеффай или нет. Бог категорически запрещал приносить человеческие жертвоприношения. Авраам был остановлен Ангелом, когда собирался принести в жертву своего сына, Каин убивший своего брата Авеля, получил заверение от Бога, что его никто не убьет, и наконец, мы читаем в книге Левит: «скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти: народ земли да побьет его камнями» (Лев.20:2) Молох, как известно, был идол, который требовал себе человеческих жертвоприношений. Евреи были воспитаны в категорическом запрещении жертвоприношений людьми. О чем еще раз говорит ситуация во время войны с Моавитянами: «И увидел царь Моавитский, что битва (евреи) одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю». (4Цар.3:26,27) Иеффай, не сжигает свою дочь, но отдает ее на служение в храм, что практиковалось в древнем Израиле и предполагало отсутствие семьи, полное девство. Заметьте, что дочь вождя народа, оплакивает не свою жизнь, а оплакивает свое девство, что еще раз доказывает, что она не сожжена, но полностью посвящает свою жизнь Богу, отказываясь от создания семьи, сохраняя девство на всю жизнь: «Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа». (Суд.11:38,39) А во-вторых, вспоминая удивление наших богословов, которые задавались вопросом, почему же Иеффай не выкупил свою дочь, что вполне разрешалось по закону, ведь это разрешалось Богом? «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если кто дает обет посвятить душу Господу по оценке твоей, то оценка твоя мужчине от двадцати лет до шестидесяти должна быть пятьдесят сиклей серебряных, по сиклю священному; если же это женщина, то оценка твоя должна быть тридцать сиклей» (Лев.27:1-4) По всей видимости у Иеффая была проблема со знанием закона Божьего. Не даром, когда-то сказал Иисус фарисеям: «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Матф.22:29)

ГЛАВА 6. НИКАКОЙ БЛАГОДРАНОСТИ. «ПРИЙТИ В СЕБЯ»

Иеффай одержал блестящую победу над врагами: «И пришел Иеффай к Аммонитянам — сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились Аммонитяне пред сынами Израилевыми» (Суд.11:32,33). Люди не верующие о трудных обстоятельствах нередко говорят используя выражение — «по иронии судьбы». В СССР был горячо любимый народный фильм «Ирония судьбы или…». Мы же христиане говорим, помните, как гласит название главы в одной христианской книжке – «В беде ищи Бога». Битва закончилась. Казалось можно бы расслабиться и отдохнуть, почивать на лаврах. Иеффай победитель, миссия выполнена. Но одно из колен Израилевых, колено Ефремово вдруг, совершенно неожиданно, приходит с претензией к полководцу: «Ефремляне собрались и перешли в Севину и сказали Иеффаю: для чего ты ходил воевать с Аммонитянами, а нас не позвал с собою?» (Суд.12:1) Интересно, что Иеффай, который рисковал своей жизнь защищал так же и их колено, их землю, именно в этом и состоит ирония. Но опять мы понимаем, что без воли Божьей ничего не происходит. К Иеффаю пришли с претензией, что он посмел воевать без Ефремлян. Хотя по уверению самого Иеффая, он их приглашал: «Иеффай сказал им: я и народ мой имели с Аммонитянами сильную ссору; я звал вас, но вы не спасли меня от руки их» (Суд.12:2). А знаете, почему так происходит?

1) Так люди оправдывают свою трусость, смещая, перекидывая  свои грехи на других. Когда вождь и полководец их звал, они не отреагировали, а теперь пришли устраивать разборки, да не просто разборки, а еще и угрожать: «мы сожжем дом твой огнем и с тобою вместе». (Суд.12:1) Неслыханная наглость.

2) «Лучший способ защиты — нападение». Конечно же это не христианский тезис, но его активно использует люди по наглее.

3) Люди всегда склонны сами себе врать, как сейчас врут представители колена Ефремова. А знаете о чем говорит самоложь, что человек не приносит Богу в молитве эту проблему, он молитвенно не размышляет. Вот как приходит покаяние? Молишься, и Дух Святой тебе напоминает, используя совесть. Есть просто воспоминания, но когда Дух Святой с совестью нам что-то напоминает тогда происходит внутренняя оценка. Там где Дух Святой там всегда правда, где Бога нет, там есть место лжи, причем часто люди сами себе начинают верить, верить в свою ложь. Давайте вспомним блудного сына? Его возвращение к отцу произошло только тогда, когда он снял с себя все возможные оправдания. «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:17,18). Какое точное выражение «придя в себя»! Когда человек молитвенно думает, он приходит в себя. Если человек мне врёт и верит в свою ложь, я понимаю передо мной тот, кто еще в себя не пришел. Как еще можно сказать, что означает прийти в себя? Все видеть в Божьем свете, видеть так, как видит Бог. Например, — я кричу, потому что меня довели? Нет, я кричу, потому что во мне грех злости и раздражительности, потому что я гордый и во мне нет люди. Есть вещь, которую я просто ненавижу. Нет, я то эту ненависть отделяю от людей и самого человека мне жалко, но ненавижу я когда человек выкручивается. Это то, что происходило с Моисеем, когда Бог к нему обратился. А он все говорил: «Ой я не могу. У меня способностей нет. Да у меня не получится. Да меня люди не поймут». Часто люди выкручиваются, придумывая совершенно неубедительные причины оправдывая свои грехи. Чтобы прийти в себя и перестать себе врать, себя оправдывать, выкручиваться. Эти люди так же не пришли в себя.

Чтобы «прийти в себя» нужна:

1) Молитва.

2) Тишина.

3) Обратное действие Духа Святого. Дейсвтие Духа Святого точно описано в Священном Писании: «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан.16:8).

   Тысячи лет до нашего поколения люди были точно такими же и мало что изменилось. Иеффай вынужден защищаться и начинается гражданская война. В послании Галатам есть грозное предупреждение: «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». (Гал.5:14,15) К сожалению, но гражданские войны происходят и в церкви, и среди верующих. Однажды Христос, в Нагорной проповеди, попытался доказать людям, что жить по Божьим принципам, просто выгодно: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта”. (Матф.5:25,26) Однажды, в нашей семье, произошел случай, когда жену, как частного предпринимателя хотели лишить нескольких мест, за счет которых кормится наша семья. Нам пришлось говорит с высокопоставленными людьми, которые были решительно настроены отстаивать не наши интересы, но свои. Что же было делать, видя их агрессивное настроение? И тут Бог напоминает свою истину из Библии: «Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его». (Прит.14:35); «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Прит.15:1) Вы знаете, Слово Божье в очередной раз сработало, и Слава Богу, все проблемы были разрешены! На этот раз ошиблись Ефремляне, что начали войну гражданскую и конечно же они проиграли, потому что есть Бога на небесах!

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ. ИЕФФАЙ ПРООБРАЗ ИИСУСА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Как вся эта история может быть связана со Христом, спросите вы? Библия вся Христоцентрична и учит нас во всем искать образ Спасителя. Обратите внимание, как много сходного между Христом и Иеффаем.

— Родился в бедности, как Христос.

— Выгнали из отчества, Христос так и остался не признанным. «Пришел к своим, и свои Его не приняли». (Иоан.1:11)

— Отвержен братьями и родственниками.

— Был унижен: «сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним». (Матф.9:24); Фраза: «Не можете служить Богу и мамоне» вызвала определенную реакцию у фарисеев: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». (Лук.16:14)

— Будучи отвергнутым, ко Христу, как и к Иеффаю обращались за помощью и Он помогал, не взирая ни на что.

— Христу отплатили неблагодарностью – распятием те люди, которых Он пришел спасти. Его распинали те, за кого Он был распят. Доказывая Божественную любовь.

— Имя Иеффай переводится, как «Бог спасает», а Христос сделал возможным спасение для всех, кто Его принимает верою.

— Иеффай преодолел свое прошлое, вступил с верою в Бога в настоящее и приготовил свою вечность с Богом. Он царствовал 6 лет, и вошел в историю, как человек веры. Иеффай, является величайшим примером, как человек может с Богом преодолевать все трудности. Трудно уже оправдывать себя плохим прошлым после этой истории. Что же, пусть Бог вас благословит подобно Иеффаю преодолеть все трудности. Аминь.

   ВОПРОСЫ: 1) Что значит искушать Бога, и были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами искушали Бога? 2) Когда Бог раздражается и что именно раздражает Бога? 3) Как раздражение Бога связано с присутствием Духа Святого в человеке? 4) В чем ошибка Иеффая с опрометчивым обетом? 5) А можем ли мы вообще что-то обещать? Как правильно обещать? 6) Давали ли вы обещания бездумно, расскажите? 7) Ефремляне отказались помогать Иеффаю, а потом еще обиделись и пришли с претензиями, какой вывод можно сделать из этого эпизода? 8) Почему люди выкручиваются, врут и часто даже верят в свою ложь? 9) У вас бывают такие моменты? 10) Что сделать, чтобы перестать врать и выкручиваться?  11) Что общего между Христом и Иеффаем? 12) Чему научила вас эта история, в чем вы хотели бы подражать Иеффаю?

ПРОЛОЖЕНИЕ. 10 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, ЧТ ОИЕФФАЙ НЕ УБИВАЛ СВОЮ ДОЧЬ (http://www.foru.ru/slovo.45284.5.html)

1. Такие жертвы были в то время присущи языческим странам, но заслуживает внимания то, что Израиль отличался от них той своей особенной чертой, что человеческие жертвы были неизвестны Израилю.
2. Иеффай знал, что Яхве не одобряет человеческие жертвы. Он знал историю об Аврааме и Иссааке (Быт.22)
3. Друзья и соседи Иеффая не дали бы ему убить дочь. Позже воины царя Саула не позволили убить Ионафана, нарушившего отцовский обет.(1 Царств, 14)
4. Ему пришлось бы отправиться в Силом, чтобы исполнить свой обет, где стоял жертвенник Господу. Любой священник отказал бы ему в такой жертве. (Вт.16: 2,6,11,16)
5. Если бы Иеффай и прибыл с дочерью в Силом, священник посоветовал бы выкупить ее (Лев.27:1-8) После войны у Иеффая точно были на это деньги!
6. В конце – концов, жертва всесожжения должна была быть мужского пола!
7. Некоторые толкователи считают, что «и» в тексте 11:31 может обозначать «или», то есть, кто встретит Иеффая по возвращении домой, будет ПОСВЯЩЕН Господу (если это человек) ИЛИ принесен в жертву всесожжения (если это будет животное)
8. Так как Иеффая встретила дочь, она была посвящена служить Господу при скинии. (Назарейский обет). Она осталось девой, и не познала радостей материнства.
9. Нигде не говориться, чтобы оплакивали СМЕРТЬ девушки, а только ее ДЕВСТВО. В Судей 11:37-40 акцент делается на том, что дочь останется девственницей.
10. К чему еще может относиться «обычай у Израиля» (Книга Судей Израилевых 11:39-40), «что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» (Книга Судей Израилевых 11:40). Слово «оплакивать» находим в Книге Судей Израилевых 5:11: «там да воспоют хвалу Господу». Русская версия переводит те же слова, использованные в Книге Судей 11:40, как «воспоют хвалу». Другие международные переводы дают фразу «разговаривают вместе». Посему друзья дочери Иеффая ходили каждый год не скорбеть о ней и ее предполагаемой смерти, а говорить с ней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *