ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ХРИСТИАН. ЧАСТЬ 11. КАТЕГОРИЧНОСТЬ И ФАНАТИЗМ. РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ИНКВИЗИЦИЯШаг за шагом, продолжаем разбирать типичные ошибки христиан, избавляясь от такого явления, которое в Библии называется «младенчеством», элементарной духовной незрелостью. В христианстве, как и в любом другом деле, ожидается и предполагается рост, повышение уровня, развитие, постепенный приход к мастерству. В этом смысле, каждый уверовавший, каждый последователь Христа, должен стать мастером веры, знатоком главных принципов Священного Писания и просто мудрым человеком, черпая эту мудрость от Бога. Почему так происходит, что человек, придя к вере, частенько впадает в фанатизм? Для таких людей мир, в одно мгновение, становится черно белым. Везде такие люди начинают видеть происки дьявола. Иногда добрые люди, становятся больше похожими на представителей святой инквизиции. А инквизиция, как известно, занималась тем, что сжигала непокорных церкви, неугодных, еретиков. Инквизиция, как орган по борьбе с ересями, была учреждена в 12 веке и просуществовала 800 лет. И все же, истоки инквизиции лежат даже не в религиозных решениях католической церкви, а в сердцах людей, склонных нехристианским путем решать христианские проблемы. Достаточно яркий пример из истории, к чему может привести категоричность и фанатизм. Иногда, кажется, дай некоторым нашим современникам возможность палить костры инквизиции, они этим с удовольствием воспользуются. Итак, на какие вопросы мы постараемся найти ответ в Библии, рассуждая о категоричности, фанатизме и навязчивости? Откуда берется религиозный фанатизм, экстремизм и категоричность? Что такое фанатизм? Был ли Христос и Его последователи фанатиками? Как, в самом себе, избавиться от остатков религиозного фанатизма и категоричности и помочь другим?

ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО ФАНАТИЗМА И КАТЕГОРИЧНОСТИ

Увы, но нередко христиане склонны к категоричным суждениям и оценкам. Рассмотрим главные проявления такой категоричности и фанатизма. Такие люди обязательно будут видеть грех там, где его нет.

1) Категоричные требования к ближним. Они не терпят иных мыслей, иного понимания. Вот для таких категоричных людей Ап. Павел и пишет: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим.14:1-3).

2) Категоричные суждения и действия. Категоричные и фанатичные сталкиваясь с людьми, которые думают и мыслят не так, как они, нередко переживают срыв. Вместо того, чтобы терпеть, снисходить и постараться понять, они начинают высказывать резкие суждения. Категоричные часто используют слова «всё», «ничего», «всегда», «никогда», «однозначно», «я лично считаю». Помню, у нас в церкви один парень был, он все мысли начинал с фразы: «А я лично считаю». При этом, крайне редко вспоминал о Библейских принципах. Этот парень, в конце — концов, отпал от церкви. Он слишком сильно «лично считал». Категоричные обычно имеют несколько главных проявлений: 1) Осуждают; 2) Нетерпеливы; 3) Считают себя более духовными, хотя говорят, что они так не считают; 4) Раздражительны. Вспомним классический эпизод категоричности, когда Петр защищает Христа мечем: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоан.18:10,11). Не разобрался, не спросил у Христа, не подумал. Бац, отрубал ухо и все проблемы решены.

3) Категоричное отношение к людям. «и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лук.9:52-54). Категоричные и фанатичные готовы очень резко поступать с другими людьми. Они, как правило, непримиримы и нетерпеливы. И если кому-то может показаться, что эта история не про меня, то в действительности, каждый из нас бывает именно таким человеком. Такие люди не учитывают особенностей возраста, пола, темперамента. Они требуют, чтобы все были такие, как они. Жена должна просыпаться именно тогда, когда просыпается категоричный муж. Если муж пришел к убеждению, что компьютер это грех или понял, что нельзя есть какой-то продукт, то обязательно вся его семья должна отказаться от этого продукт и даже не прикасаться к компьютеру, потому что так хочет муж.

4) Категоричное отношение к окружающему миру. Нас окружает мир и два главных момента этого мира — культура и общество, его традиции.

  1. Культура. Искусство. У нас прекрасно в вероучении описано отношение к этому явлению. Если вы смотрите фильм и извлекаете из этого фильма какую-то пользу, тогда это вполне оправдано. Или, скажем, вы просто отдыхаете, и наслаждаетесь какой-то красивой картиной. Человек, разглядывающий картину, может получать эстетическое удовольствие, так мы созданы Богом воспринимать красоту. Смотрим на огонь, на дождь, на звездное небо и рассвет. Чувство прекрасного заложено в нас Богом. Можно сказать, что вся культура: живопись, литература, кино — это все мирское. Но, с другой стороны, в этом искусстве может проявляться Божья искра, Божья красота. Через искусство христианин познает мир. Но может быть человек смотрит, потому что ему нравится, как главный герой всех убивает, мстит, грязно ругается? С другой стороны, есть фильм, которые обостряет социальные проблемы. Например, недавно посмотрел фильм «Два дня, одна ночь». Сандра — мать двоих детей, которая возвращается на работу после борьбы с депрессией и вечером пятницы узнаёт, что работники компании, где она работает, большинством четырнадцать против двух проголосовали за её увольнение, чтобы не потерять годовые бонусы. У Сандры есть суббота и воскресенье на то, чтобы переговорить с четырнадцатью голосовавшими за увольнение работниками и убедить изменить мнение. Борясь со стеснением, главная героиня обходит дома своих коллег, которые по-разному реагируют на её просьбу. Некоторые соглашаются поддержать, другие же даже не хотят встречаться. В понедельник голоса распределяются поровну — восемь против восьми, что означает, что результат пятничного голосования остаётся в силе. Дюмон зовёт Сандру к себе в кабинет, чтобы сообщить, что он оставляет её на работе и при этом выплатит годовые бонусы, но так как компании нужно сократить одно рабочее место, он не продлит временный трудовой договор другому работнику. Сандра отказывается занять чужое место и уходит. Один кинокритик сказал, что героиня стучит не просто в двери, она стучит в совесть каждого человека и, в том числе, в совесть каждого зрителя.

Итак, именно Бог дает таланты, способности к культуре и искусству. И утверждать, что вся культура от дьявола, все в литературе, в живописи, в киноискусстве, все принадлежит тьме, — это и есть категоричность и религиозный фанатизм, в худшем смысле этого слова.

   Когда Моисей получил задачу строить скинию, ему нужно было привлечь мастеров, которые смогли бы сделать эту скинию максимально красивой: «И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исх.31:1-6). Еще одно подтверждение того, что таланты людей от Бога: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Весь вопрос в том, как человек этот талант использует? Для славы Божьей, или, скажем, прославляя Бога в красоте природы, например, картины известного Айвазовского или стихи Пушкина, в которых нет прямых призывов к вере в Бога. Но мы наслаждаемся, через эту поэзию, Божьей красотой.

  1. Общество и традиция. Праздники, дни рождения, просто добрый смех, душевное времяпрепровождение. Есть грехи, описанные в Библии, а есть нейтральные вещи. Категоричные не верят, что есть что-то нейтральное. Категоричные любят учить, что душевность в Библии связана с бесами. «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак.3:15). Однако, душа тянется к высшему лучшему: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа» (Лук.1:46). Обычно такие люди начинают придумывать запреты. Есть целые направления придумывающие заперты. Адвентисты седьмого дня запрещают есть свинину. Свидетели Иеговы, по уставу организации, не имеют права переливать кровь. Так же им запрещено праздновать дни рождения, праздновать какие-либо праздники, как светские так и религиозные. И в Библии описаны люди, запрещающие: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.4:1-3). Однако Библия говорит нечто другое: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:6).

ГЛАВА 2. ЧЕТЫРЕ ПРИНЦИПА ДУХОВНОГО ПОДХОДА К ЖИЗНИ

Христиане должны руководствоваться, в отношении к окружающему миру четырьмя главными принципами:

  1. Все должно быть к назиданию: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим.14:19). Назидание — это то, что укрепляет веру. Иногда считается, что только изучение Библии, Богослужение укрепляет веру. Но в действительности, христианскую веру укрепляют и взаимоотношения. Когда мы хохочем дома с женой, с детьми, это лишь укрепляет наши отношения. Представьте себе человека, который говорит только цитаты из Библии, с каменным лицом, потому что считает всякую улыбку грехом? Дома он только изучает Библию и молится, а в паузах, сурово занимается бытовыми проблемами. Я не завидую его жене и детям. Жизнь, это и юмор, и радость, и выход на природу. Мы живем в социуме, в политическом, экономическом, культурном. Мы делимся мыслями не только по поводу Библии, но и по поводу окружающего нас мира, при этом стержневыми принципами, остаются, конечно же, Библейские. Например, уставшие, вечером, моя семья может найти в интернете передачу «Вечерний квартал», где звучит достаточно острая политическая сатира. Мы смеемся, понимая, что общество через смех, над политиками, очищается. И вот следующий номер наполнен пошлостями. Все. Мы выключаем, потому что сейчас эти пошлости пытаются заполнить нашу душу мусором. Смотрим дальше, благо, интернет позволяет так быстро пролистывать. Так же бывает, посмотришь несколько номеров и наполняешься пустотой. Все. Стоп. Мы просто выключаем. Это такие тонкие вещи, которые каждый должен прочувствовать. А говорю я об этом, потому что не люблю ханжества. Смотрят передачу большинство, а вот говорить об этом не приято. Наоборот, хочу показать, что когда мы будем просматривать подобные передачи, может быть этот пример поможет выключить компьютер или телевизор, когда шутки перейдут в плоскость пошлости и греха, или когда почувствуем опустошенность.
  2. Можно делать все, кроме прямого греха описанного Библией. «Все мне позволительно, но не все полезно…» (1Кор.6:12). Чтобы мы не делали, начиная с одежды, всегда задаемся вопросом, что мне полезно? Не полезно — это то, что влечет ко греху, приводит других к соблазну. Если на женщине одежда сексуальная, — это уже не полезно. Если я что-то делаю и это ранит других людей, или сопряжено с грехом, тогда следует прекратить делать то, что является грехом
  3. Можно делать все, но ничто не должно превратиться в страсть. «…все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Когда страсть владеет человеком, он уже не подчинен Богу, но предмету своей зависимости. Это может быть любовь к деньгам, к еде, к искусству, к спорту. Нередко, у мам или у бабушек, это страсть направлена на детей, внуков, которые становятся идолами. Страстью может быть, что угодно.
  4. В церкви должны, с любовью, показывать друг другу ошибки. «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр.12:15). Проблема в том, что человек может впасть в грех, тогда его душа грубеет, и такой человек уже не может различать ошибки. Ему может казаться, что в действительности, его духовность прекрасна.

   Вот на этих четырех принципах и должно строиться отношение к окружающему миру.

ГЛАВА 3. ЧТО ТАКОЕ ФАНАТИЗМ?

Нередко христиан обвиняют в фанатизме. Обычно, на вопрос о вере христианской, люди отвечают, примерно, так: «Я так же верующий, но не такой фанатичный, как вы». Я всегда в таких случаях отвечаю вопросом на вопрос, — скажите, а сам Христос, в Которого вы верите, был фанатиком? Давайте попробуем разобраться, что же такое фанатизм?

В фанатизме есть два аспекта, положительный и отрицательный.

1) Положительный фанатизм. Фанат, — это человек максимально преданный любимому делу. Только такие люди могли достигать чего-то великого в жизни. Вы можете представить спортсмена, который бы не был фанатом и пришел бы к величайшим достижениям? А музыканты, люди которые занимаются от 4х до 6ти часов, чтобы достигнуть высокого исполнительского уровня? Христианство не является исключением. Величайшая заповедь призывает к полному фанатизму: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матф.22:37). Но Христос призывает именно к положительному фанатизму. Это такой же фанатизм, который женщины ожидают от своего любимого, когда полагают, что он должен любить только ее, единственную и неповторимую. Только Бог, в отличии от семейных отношений, ожидает еще большей, еще более возвышенной любви. И на этом пути положительного фанатизма должно быть удалено все, что мешает любить Бога всем сердцем. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34). Великий ученик Христа, весьма ученый человек, учивший у лучшего преподавателя иудаизма Гамалиила, пришел к выводу: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил.3:8). Он настолько хотел понять Христа, познать Его любовь, что отказался от всего. Мы хотим попасть к врачу, который фанат своего дела. Мы хотим, чтобы проект дома создал архитектор так же фанат своего дела. Я как-то общался с одним архитектором, которые, не взирая на свою молодость, очень котируется в нашем городе. Спросил, какое у него хобби? Ответ понятен и прост, — архитектора и строительство.

2) Негативный фанатизм. Это люди, которые не мыслят. Вы знаете, что Свидетелям Иеговы даже запрещено знакомиться с критическими мыслями по поводу их организации? Запрет смотреть на мир нас окружающий. Фанат, в негативном смысле, это человек, который ничем не интересуется, кроме того, чем занимается, человек теряющий интерес к окружающему миру, грешащий из-за своего фанатизма, замыкающийся в узком мирке. Помню, когда я только стал христианином, впал в полный фанатизм. Жена часто с усмешкой вспоминает, как я был убежден, что газеты читать — грех, холодильник — грех, и чуть ли не все в этой жизни, кроме церкви, грех. А некоторые приходят к выводу, что и церковь полна грешников, поэтому и церковь нужно оставить. Я знавал и таких людей. Фанат не просто зауживает свой мир и теряет интерес ко всему окружающему, он еще и других осуждает за то, что они не такие, как он. По отношению ко Христу будьте фанатами, по отношению к людям, будьте мудрыми и гибкими

ГЛАВА 4. ПРИМЕР ХРИСТА И ЕГО АПОСТОЛОВ

   Критиковать и осуждать это несколько разные вещи. Осуждение — это приговор человеку. А не значителен, то любовь может его покрыть.

С одной стороны, создается такое впечатление, что Христос был достаточно категоричен. Например, Спаситель говорил: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф.12:30). Звучит достаточно жёстко и категорично. С другой стороны, Христос весьма интересно реагирует на вопрос учеников, как относиться к тем, кто с учениками не ходит? «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мар.9:38-40). Безусловно, нужно понимать, что тогда еще не существовала церковь, что Христос еще не воскрес. И сегодня уже несколько иной подход. Но, тем не менее, давайте соединим эти два места и у нас получится следующая картина, если человек выступает против Христа, что следует из первой цитаты, тогда против Христа. Но если человек не выступает против Христа, а еще и пытается что-то делать доброе ради Христа, он начинает свой путь к Богу и такого человека не следует отвергать, потому что он уже не злословит Христа. То есть, такой человек сделал первый шаг в сторону христианства.

   Относительно Апостолов. Сам же Апостол Павел пишет: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи» (Рим.14:1,2). Обратите внимание, искажение доктрин называется ересью. Например, доктрина о Троице для христиан незыблема. Поэтому для нас Свидетели Иеговы это абсолютно страшное направление, которое отрицает Троицу, унижает Христа, лишая его Божественной природы и оскорбляют Духа Святого, считая третье лицо Троицы лишь сгустком энергии. А есть мнения. Например, праздновать дни рождения или нет? Праздновать праздники светские? Например, можно ли христианам встречать Новый Год? Кто-то категорически не приемлет деда Мороза, потому что он красный нос, а красный нос связан с алкоголем. Помню, как-то одни верующий из консервативной церкви заметил, что он запретил своему маленькому ребенку ездить на трехколесном велосипеде. Я с таким удивлением на него посмотрел, что он сразу же пояснил свою позицию. Название велосипеда «Гном», а гномы — это бесы. Это его право. Да, мне не близка такая позиция, она мне отдает фанатизмом, да, для меня этот человек немощный в вере. Но, Ап. Павел учит нас принимать и таких людей. Если он так понимает Бога и так хочет воспитывать своего ребенка, путь воспитывает. Это его право. Мы говорим лишь о мнениях. Признак фаната, категоричного человека — он до чего то пришел, но других, кто не так думает, как он, будет унижать, осуждать, критиковать и считать их, может быть даже, не христианами. Фанатизм и категоричность не столько в том, что человек запрещает своему ребенку велосипед «Гном», а больше в том, что он начинает осуждать всех, кто позволяет своим детям ездить на таких же трехколесных велосипедах. Вот для таких-то людей Библия и говорит, через Ап. Павла: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:5,6).

ГЛАВА 5. ИСКТОКИ И ПРИЧИНЫ КАТЕГОРИЧНОСТИ И ФАНАТИЗМА

  1. Негативные эмоции. Когда Христа не приняли в Самарии некоторые ученики предложили всех убить. «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лук.9:54). Сильные негативные эмоции угашают присутствие Духа Святого. У негативных эмоций есть одна особенность, — они перекрикивают голос Божий.
  2. Спешка. Эмоции обгоняют мысли. Греховные мысли появляются молниеносно, а вот на духовные мысли нужно настраиваться. У категоричных людей негативные мысли опережают духовные мысли. Например, чтобы разгневаться и наговорить кучу глупостей особенно и настраиваться не нужно. Только тронь человека. А вот, что касается духовных, нужно услышать голос Духа Святого, нужно вспомнить, что говорит Библия по этому поводу.
  3. Прошлые привычки. Все греховное, что было когда-то в нашей жизни до уверования и покаяния, все это никуда не исчезает. Достаточно вспомнить, что происходит с человеком, если он стал христианином, а потом опять отпал от Бога. Он возвращается абсолютно к тому же поведению, которое у него было до уверования, только еще к худшему варианту. Можно представить какое поведение было у Петра до того, как он уверовал. Наверняка — это было не первое отрубленное ухо. Впрочем, это лишь предположение.

Прошлые привычки, обычно заставляют человека быть категоричным, фанатичным.

  • Резкие реакции. Импульсивные движения, которые на останавливаются ни совестью, ни Духом Святым, ни заповедями Божьими.
  • Грубые, оскорбительные, унижающие соперника слова. Библия учит совершенно другому: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29).
  • Силовые решения конфликтов. Мужчины, обычно, самостоятельно решают такие конфликты. Месть так же свойственна и женщинам. Петр, рубящий ухо, показывает суть мужской грешной природы, больше склонной к агрессии.
  1. Не мудрость. А откуда берется мудрое отношение к другим людям? Во-первых, в момент, когда Бог дает нам Духа Святого, мы становимся мудрыми. Христианин не может быть глупым. А если вы и видите проявления глупости, тогда у человека проблемы с Богом. Прийти к мудрости, значит не забывать какие мы сами есть и тогда легче будет к другим относится более правильно, без фанатизма и категоричности.

1) Не забывать о себе, о своих грехах.

2) Не забывать о своих ошибках. Помню, как в поезде наблюдал картину, когда папа начал ругать девочку за ее непослушание. На что мама заметила: «А ты много слушался, когда был маленьким?»

  1. Повышенная требовательность к другим. Посмотрите, как поступает Бог. Он всегда проявляет милость. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Помнится, в нашей церкви, годы, годы назад, была одна группа общения, в основном, женщины. И вот все, дружно, осуждали одну сестру, за грубые жизненные ошибки. Все очень дружно сплотились вокруг этого осуждения. А потом, по прошествии лет, все эти женщины куда-то исчезли. А вот та сестра, которую так дружно осуждали, так и осталась верной и преданной Богу христианкой.

ГЛАВА 6. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ФАНАТИЗМА И КАТЕГОРИЧНОСТИ?

ЛЮБОВЬ И МУДРОСТЬ ПОБЕДЯТ

Восприятие людей следует категорично менять. Как сделать так, чтобы победила любовь и мудрость?

  1. Людей следует воспринимать гораздо сложнее чем кажется. Условно, мы готовы всех поделить на тех, кто праведник и на тех, кто активный грешник. И в этом плане есть несколько важных мыслей:

1) Мы не можем выносить окончательный приговор пока человек не умер. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). И даже когда он умер, только Господь знает глубину сердца. Мы можем ориентироваться, и Бог нам дает такое право, исключительно на плоды. «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Матф.7:16). Но, даже когда судим по плодам, остается вопрос, — можем ли мы заглянуть в сердце человека? Поэтому, мудрые люди признают, что при всей понятности и очевидности внешнего поведения человека, все же, каждая личность — загадка. Может быть потому, что каждый создан по образу и подобию Божьему? Категоричные же люди сразу же ставят человеку духовный диагноз, причем, для них этот диагноз навсегда. Такие высказывания, как «я больше ничего с этим типом не хочу иметь общего» — достаточно категоричная и типичная ситуация.

2) Люди склонны к неоднозначным поступкам. Однажды, жадина может поступить крайне щедро, и наоборот, добрый человек, может вдруг стать злым, неприятным и весьма жадным. Вспоминая, как одна сестра, не отличающаяся великой духовностью и живущая достаточно бедно, получивши большие деньги, от продажи дома родственников, пожертвовала на церковь столько, что я был просто шокирована и смиренно понимал, что сам бы столько не пожертвовал. А люди, которых мы склонны идеализировать, могут поступать так, что это принесет лишь разочарование.

3). Стараться воспринимать с положительной стороны. Гибкость, мудрость, здравость проявляются там, где людей воспринимают с их лучшей стороны. Мне всегда было интересно, как Отец блудного сына, ждал своего непутевого отпрыска, ждал и надеялся. Ведь Отец понимал, что сын вернется только тогда, когда наестся свиных рожек? Однако ждал с любовью. О недостатках людей нужно говорить прямо, на то мы и христиане. И, думать о людях, стараться думать, в положительном ключе, как учит нас Священное Писание: «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати» (Фил.1:6,7).

ВОПРОСЫ: 1) Перечислите проявления фанатизма? 2) В чем проявляется категоричное отношение к людям? 3) В чем проявляется категоричное отношение к культуре? 4) Сами вы какие проблемы имеете, например, с телевиденьем, интернетом? 5) Как вы будите поступать, когда человек, во второстепенных вопросах, не придерживается с вами одной мысли? 6) Чем отличаются мнения от доктрин? 7) Перечислите 4 принца, которым мы должны руководствоваться, в своем отношении к окружающему миру? 8) Чем отличается фанатизм положительный от фанатизма негативного? 9) Есть ли у вас проявления фанатизма негативного? 10) Можете ли вы сказать о себе, что являетесь фанатом Иисуса Христа? 11) Почему люди так склонны к категоричности и фанатизму? 12) Как избавиться от категоричности и фанатизма?

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *