ТРОИЦА. ПОНЯТЬ СУЩНОСТЬ БОГА

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

АВРААМ ТРОИЦАТема Троицы всегда волновала людей мыслящих и ищущих Бога. С одной стороны звучали и звучат призывы слепо принять догмат о Троице и не размышлять. С другой, сам Христос призывает нас познавать истину и эта истина сделает нас свободными. Но ведь процесс познания происходит не эмоционально только? Не сказал же Христос, почувствуете истину и истина сделает вас свободными, но познаете? Поэтому христиане люди познающие, изучающие, исследующие истину о Троице. С одной стороны, нужно действительно принять верой, а с другой, эту истину следует детально изучить, чем мы и займемся. А поможет нам посмотреть на эту центральную доктрину всего христианства две истории. Первая – встреча Авраама с Ангелами. Вторая – крещение Иисуса Христа и явление Троицы.

ГЛАВА 1. УДИВИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Однажды, Бог явился Аврааму не совсем обычным образом: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного» (Быт.18:1).

Странно, но Бога представляли целых три Ангела. Вначале Говорится, что явился Господь, а затем, Авраам видит трех Ангелов. Библия представляет Ангелов, как дипломатов и представителей самого Бога. Ангелы не равны Богу, но Его представляют. Богословы говорят, что это было первое явление Троицы. Удивляет несколько моментов. Во-первых, почему не один Ангел, или хотя бы двое? Бог знал, что эта история будет запечатлена в Священном Писании, поэтому начинает готовить еврейский народ, за тысячи лет до прихода Христа, к тому, чтобы открыть Свою природу, сущность. Удивительно и не логично, на первый взгляд, как обращается к этим трем Ангелам Авраам: «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.18:2,3). Во-вторых, обычно Ангела не позволяют себе поклоняться. Вспомним из книги «Откровение», когда Иоанн пытается пасть перед Ангелом тот ему отвечает: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр.19:10). Здесь же Ангелы позволяют себе поклониться и более того, Авраам обращается к Ангелам, как к Владыке Богу да еще, что более всего удивляет, во множественном числе.

ГЛАВА 2. ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ ПОНИМАНИЕ ТРОИЧНОСТИ БОГА?

   В Ветхом Завете не было понятия Троицы, но были указания на троичную природу Бога. Авраам знал первый стих Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Слово «Бог», по еврейски – «Элохим», то есть Бог, но во множественном числе. При этом вся Библия полна утверждений, что Бог есть един. По сей день иудеи начинают свою молитву с утверждения: «…слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый» (Мар.12:29).

   Когда Бог творил человека описан не мене странный момент: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» (Быт.1:26). Почем множественное число? По образу нашему, по подобию нашему. Нашему – это обращение внутри Троицы! И с кем здесь Бог советуется, если Он един? Опять таки, внутри себя, с лицами Троицы.

   Если пойти несколько дальше по Ветхому Завету, у пророка Исайи описывается видение Бога. Вокруг стоят Ангелы – Серафимы и восхваляют Господа: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис.6:1,2). И тут Бог обращается, вновь, со странным множественным числом: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис.6:8). Если вы скажите, что Бог имеет ввиду себя и Ангелов, то будет ошибочка, потому что Бог никогда не ставит себя на один уровень с Ангелами и никогда не использует слово «МЫ» или «НАС» по отношению к Себе и Ангелам, потому что Бог настолько выше Ангелов, насколько Творец выше Творения.

   Все эти места из Ветхого Завета являются, своего рода, дорожными знаками, указывающими на то, что природа Бога гораздо сложнее, чем простое утверждение — Бог есть один.

   Явление Троицы в Новом Завете. Библия точно говорит о том, что мир не смог понят истину со всей мощью своей мудрости и культуры: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21). Тем более если речь идет о тайне природы Бога. Троицу придумали не богословы, они лишь соединили несколько цитат и получили ясное учение о троичности Бога, которое затем нужно было детально объяснить. В Ветхом Завете, как мы уже говорили, были лишь догадки, но в Новом Христос явил Божественную природу во всей полноте: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук.3:21,22). Это произошло в момент посвящения Спасителя на земное служение, когда Христу было 30 лет. Возле Иордана было собрано множество народа и в этот самый момент, когда Христос входит в воду, совершенно неожиданно на Него снисходит Дух Святой зримо, видимо, сказано даже «телесно» как голубь. Да еще и голос с неба раздался и этот голос, вне сомнения принадлежал Богу Отцу. Этот голос звучал крайне редко, но нужно было ознаменовать выход Христа на проповедь Евангелия именно таким самым мощным и зримым образом. Итак, давайте по порядку, как Бог явил себя в момент крещения Христа:

1) Христос только начинает Себя проявлять. У Господа впереди еще множество чудес, знамений, мудрых изречений, поражающих своей сверхъестественной точностью и глубиной высказываний. Затем избиение, казнь, распятие, смерть, воскресение. За несколько мгновений до того, как начнет открываться тайны Троицы, Христос входит в воду, чтобы принять водное крещение от Иоанна Крестителя.

2) Дух Святой. Дух Святой в виде голубя. Может быть, это был вовсе не голубь, а что – то напоминающее голубя? Но в любом случае, понятно, что для людей это был видимый знак, почему и сказано «телесно». Достаточно было, чтобы с небес прозвучал голос Небесного Отца и люди видели Христа, стоящего в реке Иордан. Однако, понадобилось, чтобы сошел Дух Святой зримо и, чтобы люди увидели ту истину, которую сам Христос проповедовал о сошествии Духа Святого на каждого, кто последует Христу. Господь словно хочет сказать, — так будет с каждым, кто станет моим учеником. Очень точно принятие Духа описано в послании к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит.3:5,6). А в праздник Троицы, мы наблюдаем, как Дух Святой сходит на всех уверовавших и так рождалас церковь: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе»

(Деян.2:1); «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:3,4).

3) Голос Отца Небесного. Обратите внимание, с чего начинается выход Христа на общественное служение, с представления Своего Сына Отцом Небесным. Представьте только, если бы я хотел стать, скажем, великим главнокомандующим и у вас были бы сомнения. И тут выходит генерал, который всю жизнь самоотверженно служил родине, люби свои солдат, многократно рисковал собственной жизнью, чтобы только одержать победы. И вот этот генерал выходит и говорит, что теперь вместе со мной будет командовать военным гарнизоном и мой сын. Ему можно доверять. Солдаты не задумываясь принимают сына генерала, потому что авторитет поставленного над ними офицера даже не позволяет усомниться в том, что это лучший выбор. Так и с Богом Отцом, который столько чудес являл Израилю, дал заповеди, вывел из египетского плена, кормил, заботился, шел к землю обетованную в столпе огненном ночью и облачном днем. Его заповеди стали моральным и духовным компасом народа. Его присутствие справедливое и святое очевидно в присутствии патриархов народа. В конце концов, человек рождается благодаря Богу, который вдыхает в каждого вечную душу. И вот Отец Небесный, прямо с небес, проговаривает, да так, чтобы сотни, а может быть и тысячи, смогли услышать этот громогласный голос указывающий на Христа: «…Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук.3:21,22). Слово «благоволение» переводится, как добрая воля, быть довольным, проявлять расположение. Бог сам указывает на Сына своего через которого и проявляется Его добрая воля. Заметьте, Бог не указывает на других лидеров мировых религий, а ведь в те времена уже был Буддизм, который возник за 500 лет до христианства. Не указывает на индуизм или на Конфуция, который так же жил за пол тысячи лет до прихода Христа. Бог Отец произносит с небес, что Его воля благая и совершенная проявляется абсолютно в Сыне Божьем, в Иисусе Христе. Заметьте, сказано, что всякий человек грешен: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). А значит, Христос выше обычного человека, потому что через Него не иногда, а всегда, проявляется воля Бога. Бог Отец абсолютно категорично утверждает – именно во Христе благая Божья воля. Позже, когда Христос переживет преображение на горе Фавор, на которую он с собой взял еще троих учеников Иоанна, Петра, Иакова, вновь раздался с небес голос Бога Отца с такой же фразой, к которой было добавлена еще одна мысль — повеление: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Матф.17:5).

ГЛАВА 3. БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ И ВЫВОДЫ

Мой маленький сын ни с чем так охотно не проводит время, как собирая пазлы. Он берет разные части и совершает прорыв, собирает эти мелкие кусочки в одну красивую картину. То же должны делать люди, читающие Библию и задающие вопрос, — какой Бог, какая Его природа? Так, собирая пазлы Библейских отрывков, различных эпизодов и высказываний, христиане постепенно пришли к пониманию Троицы. Да, безусловно, такого понятия в Библии нет. Нигде не используется слово «Троица», однако Христос постоянно говорит о трех равных личностях, которые и есть единый Бог. Например, знаменитое: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19), тем самым ставя знак равенства между тремя личностями Бога. Получается, что обычная логика математика не подходит, когда мы размышляем о Троице. 1 = 3, а 3 = 1. Но, с другой стороны, мы не отступаем от правил логики, потому что как раз с помощью логики, христиане, две тысячи лет назад, пришли к пониманию Троицы, как абсолютно точной формулировки Божественной природы в ее видимой ипостаси.

   В ранней церкви было несколько причин, чтобы сформулировать учение о Троице:

1) Ереси, как искажении Евангельского учения, наводнили церковь. И каждая ересь метила в Троицу, потому что учение о троичной природе единого Бога является сердцевиной христианства.

2) Христиане сами должны были точно знать, во что же они верят, в какого Бога. Постоянно шли дискуссии по вопросам, которые сегодня нам кажутся очевидными, — равны ли все лица Троицы? Почему Отец Небесный повелевает Христом? Может быть Бог один, а Христос и Дух Святой Его проявления, как свет от фонарика исходящий? То было удивительное время, когда люди интересовались не столько политикой или экономикой, связанной с бытовыми вопросами, а в центре внимания были Богословские вопросы. Собирались громадные толпы людей, чтобы только послушать споры о Божественности Христа.

   Рассмотрим две крайности в понимании Троицы, которые были наиболее популярными в первые века христианства. Савелий. Например, в 3 веке жил некто Савелий, который учил, что Отец, Сын Дух Святой – это, как три личины, три маски. Но Бог только один. Он говорил, что в Ветхом Завете Бог явился, как Отец, в Новом Завете, как Христос, а поле вознесения Христа, в ранней церкви, только, как Дух Святой. Но тут получается несостыковка с тем, что видели люди во время крещения Христа. Троица явилась одновременно.

Арий. В 4 веке Арий учил, что Христос есть только Сын Божий, этот Арий был предшественником современных Свидетелей Иеговы. Арий был священником и учил, что Христос конечно выше всякого творения Божьего, впрочем, как и учат современные Свидетели Иеговы, что Христос Сын Божий, выше всех, но ниже Бога. Арианство стало невероятно популярным, настолько, что тысячи людей стали последователями этого учения. Что ж, удивляться, Свидетелей Иеговы в современном мире насчитывается порядка 7 миллионов. В городе Нике, в 325 году, был созван 1й Вселенский собор, в котором шли дискуссии по поводу природы Христа. На этом же соборе была подтверждена Библейская истина о Божественной природе Христа, и отсюда вытекающий важнейший догмат о Троичности Бога. Арий был признан еретиком и отстранен от служения в церкви.

   В конце раздела вспоминается высказывание одного богослова, который сказал: «кто до конца поймет Троицу, может потерять рассудок, кто же отречется от Троицы,

ГЛАВА 4. ГЛАВНЫЕ ИСТИНЫ О ТРОИЦЕ

1. В Троице нет главных и нет подчиненных. Сразу еж возникает вопрос, как же Христос все время молил Отца Небесного о помощи? Именно на этой теме ставят акцент Свидетели Иеговы. Но мы знаем, что Христос, когда пришел на землю в образе человека, сильно был унижен, сильно умален, то есть смирился и не пользовался своими привилегиями, и все ради того, чтобы быть среди людей. Именно на период своей земной жизни Христос поставил Себя в полную зависимость от Отца. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу (этот стих на современный язык переводится так, — не держался за свое равенство с Богом); но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:6-8). Взаимоотношения между лицами Троицы строятся не на принципе подчинения, но на единстве святой любви.

2. Лица Троицы равны по чести, Божественному достоинству и славе. Христос говорит о своем единстве с Отцом: «Я и Отец – одно» (Иоан.10:30). Иудеи, которые знали толк во всех тонкостях религии, хотели убить Христа именно за то, что Он ставил знак равенства между собой и Небесным Отцом: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан.5:18). А в другой цитате, еще более однозначно и четко говорится о равенстве Христа и Отца Небесного: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20). Что касается Духа Святого. Некоторые полагают, что это какая-то сила, энергия. Но, в действительности, Дух Святой – это личность, которая думает, чувствует, поступает. Известный пример, когда Апостолы молились: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2). Дух Святой говорит, просит, чтобы предоставили на служение Ему (а это уже право Бога, чтобы Ему кто-то служил в небе, хотя людям мы служим, но небесным существам — нет. Даже Ангелам не служат, но сами Ангелы служат людям). Дух Святой призывает Апостолов. Есть еще одно место, которое подчеркивает равенство Бога и Духа Святого. Когда двое соврали церкви, то услышали такой обличающий аргумент: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян.5:3,4). Дух Святой прямо называется Богом.

3. Формулировка Троицы. В одном Боге есть три личности, у которых одна сущность. Одна природа – три лица. Одна суть – три личности. Одно существо три ипостаси.

ГЛАВА 5. ОБРАЗЫ И СРАВНЕНИЯ ТРОИЦЫ

Для того, чтобы лучше объяснить какое-то сложное явление, мы нередко прибегаем к сравнению. Так поступал Христос, когда учил о небесных истинах с помощью простых и понятных сравнений. Например, Христос говорил, что внутреннюю сущность человека можно понять через его поступки, подобно тому, как дерево узнается по плодам. Позднее, используя метод доступных примеров и аналогий, богословы пытались объяснить суть Троицы.

1) Первое сравнение – яйцо. В яйце есть белок, желток и скорлупа. Хотя это сравнение может в какой-то степени облегчить восприятие Троицы, используя аналогии с яйцом, и все же оно далеко от точности описания Троицы.

2) Второе сравнение, весьма известно, это вода. Вода может быть в трех состояниях. Вода, как жидкость, как лед и вода, как пар. Опять таки, в этом сравнении есть недостаток, поскольку вода одновременно в трех состояниях не бывает, в отличии от Бога Троицы, Который всегда есть одновременно Бог един и Бог в трех лицах.

3) Есть еще одна аналогия Троицы с природой человека. В человеке ест дух, душа и тело. Дух – это часть природы, которая отвечает за связь с Богом. Душа ,это мусли, чувства и воля. А тело это все, что связано с физической природой человека. Как в одном человеке есть три составляющие, так и в Боге Едином есть Три личности. Но проблема этого сравнения, опять таки в том, что наш дух и душа и тело, не есть личностями. Так же человек может одновременно выполнять несколько ролей. Мужчина, как папа, как сын, как отец.

4) Солнце. Одновременно солнце является твердым телом, из него исходит свет, а так же тепло.

5) Пятое сравнение – дерево, которой имеет корень, ствол и ветви с листьями.

6) Шестое сравнение – свет. Когда вы видите свет, в действительности есть три компонента этого света. Актинический свет – не виден и нельзя почувствовать. Люминесцентный свет – Сын, единственное из лиц Троицы видимое. Тепловой – нельзя видеть постоянно, но можно чувствовать тепло света.

4) Седьмое сравнение, пожалуй, одно из лучших, подарил миру легендарный и пламенный миссионер 5го века, Святой Патрик, человек принесший христианство в Ирландию, сравнивал Троицу с трилистником. Три листка, вроде бы, как отдельны, но они находятся на одном стебельке и являют собой единство одного растения.

ГЛАВА 6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДОКТРИНЫ О ТРОИЦЕ

У каждого из лиц Троицы разные функции: Именно Дух Святой работает внутри человека. Христос же был распят на кресте, но не Дух Святой и не Отец. Именно Отец является тем, кто так заботился и поддерживал Своего Сына, когда Тот был на земле 33,5 года. Если бы не троичность Бога, вряд ли человек смог меняться, соединяться с Богом, преображаться в образ и подобие Божье. Доктрина о Троице имеет невероятно практическое применение. Бог Отец всегда остается в небе, как источник жизни, как Творец, как Тот, кто с небес посылает людям всякое благо. Кстати, выражение «с небес» означает не буквально облака, а духовное измерение, духовную сферу, вечность. Итак, Отец Небесный является источником всего. Сын Божий, Иисус Христос, показал нам Бога. Человек устроен так, что нам нужно все видеть и все представлять. Господь Иисус так и описан, как образ Бога невидимого: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15). Христос показал нам любовь Бога, когда пошел на казнь ради нас, когда умывал грязные ноги своим ученикам, когда прощал и исцелял. Христос показал нам сострадание Бога, когда плакал вместе с плачущими, когда кормил людей, когда прощал и не боялся коснуться прокаженных. Христос показал нам Бога, как Спасителя, когда проповедовал заповеди указывающие на условия спасения, когда Сам, добровольно пошел на крест, не сопротивляясь своим мучителям и палачам, но напротив, даже прося для них прощение. Христос был распят вместо нас, и в этом великая Божья любовь. Сегодня каждый свой шаг, каждый поступок мы можем соизмерять со Христом, с тем образом и чередой поступков, который записаны в Библии. И наконец, Дух Святой, который входит в человека, прямо в наше сердце: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). Бог, еще с древних времен учил: «… Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Как когда-то Бог ходил по раю, так и сейчас, Бог живет в сердце человека в Духе Святом, а люди сравниваются не только с раем, где гулял Бог, но и с храмом, местом средоточия Бога, центральным местом поклонения Господу.

Посмотрим еще несколько граней подчеркивающие разные функции Троицы, которые имеют к нам отношение.

Воплощение.

1)    Бог Отец отдал Сына Своего Христа (Ин.3.16)

2)    Христос родился, воплотился (Лук.2.11)

3)    Дух Святой сошел на Марию и та родила без мужа, от Духа Божьего.

Искупление.

1)    Бог Отец принял жертву Христа на кресте (Евр.9.14)

2)    Христос отдал Себя за нас (Евр.9.14)

3)    Дух Божий действовал в Иисусе Христе. Он принес Себя Духом Святым за нас (Евр.9.14)

Молитва.

1)    Бог Отец отвечает на наши молитвы (Ин.16.23)

2)    Во имя Христа, мы молимся и Отец отвечает ради заслуг Христа (Ин.16.23)

3)    Дух Святой направляет нас в молитве (Рим.8.26)

ВОПРОСЫ: 1) Говорит ли Библия о Троице? 2) Что Ветхий Завет говорит о Троице? 3) Что Новый Завет говорит о Троице? 4) Какие главные ереси выступали против Троицы? 5) Как бы вы объяснили кратко учение Троицы, например, неверующему человеку? 6) Что бы вы ответили человеку, который удивляется равности Христа и Духа Святого Отцу? Равен ли Христос и Дух Святой Богу Отцу? 7) Какие, на ваш взгляд, самые лучшие и интересные сравнения Троицы? 8) Какие практические аспекты Троицы? 9) В чем разница функций каждого лица Троицы? 10) Что для вас значит общение с Отцом, со Христом и с Духом Святым? Поделитесь своим опытом?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *