ЦИКЛ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ХРИСТИАН. ЧАСТЬ 10. СОВМЕСТИМЫ ЛИ ЛЮБОВЬ И КРИТИКА?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

КРИТИКАЕще одна типичная ошибка христиан, ошибка очень распространенная, — воспринимать критику, как не любовь. Критикуешь детей, они кричат, папа ты меня не любишь! Критикуешь жену, она обижается, — где же твоя любовь? Критикуешь коллегу по работе, — а он тебе в ответ: «Ты на себя посмотри!» Критикуешь человека в церкви, а он возмущается, — что же это за церковь такая, что здесь совсем нет любви? А почему вы так решили? Да потому что меня тут критикуют. И вот так, постоянно с этим сталкиваясь, понимаешь, что нужно, в обязательном порядке, разобраться с этой весьма болезненной, но и интересной темой. В этой части цикла постараемся ответить на следующие вопросы: Занимается ли критикой Бог? Почему люди так бояться критики? Как нельзя критиковать и как нужно критиковать? И самый важный вопрос, — связана ли критика, каким-то образом, с любовью?

ГЛАВА 1. СУТЬ, СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ КРИТИКИ

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16,17). Вы спросите, какое отношение эта цитата имеет к нашей теме? Самое непосредственное, ели учесть, что Библия призвана дать человеку две вещи, развивать его в двух направлениях. С одной стороны, звучит положительный призыв к совершенству чрез исполнение заповедей ведущих к изменениям. С другой стороны, изменения происходят через обличения и исправления. Читаешь Священное Писании внимательно, словно Бог лично к тебе обращается (а только так и нужно читать), и понимаем, что это моя проблема. Обратите внимание на два важных слова «обличение», «исправление». Приходишь домой уставший, а тут дети, жена, вместо покоя начинают сходу критиковать. Начинаешь обороняться. Начинаешь злиться и раздражаться и внутри голос: «Как же вы не понимаете, что меня, сейчас, нужно оставить в покое. Направьте свою критику себе же». Неожиданно слышишь другой голос, который говорит цитатами из Библии, голос Духа Святого: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:31). То есть Библия, все время нам показывает, как нельзя делать, а значит, скажем более прямо, Библия нас критикует! В древние времена эту функцию выполняли пророки. Помните пророка Нафана, не побоявшегося обличить самого царя Давида, который забрал чужую жену, Вирсавию, и убил ее мужа? Он рассказал царю притчу о том, как один богатый человек похитил любимую овцу бедного. И возмущенный Давид решительно и с негодованием крикнул: «Достоин смерти тот человек!» На, что пророк ответил: «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек» (2Цар.12:7).

   Берем сразу «быка за рога» и говорим о сути нашей темы, — цель критики, — привести человека к совершенству. Но поскольку полное совершенствование на земле невозможно, но возможен прогресс в духовном развитии, то как раз критика и способствует, лучшим образом, росту и развитию. И еще одна важнейшая грань критики, — помочь человеку посмотреть на себя объективно. Наша самооценка постоянно колеблется. Мы то лучше, в своих глазах, то хуже, то мудрые, а иногда совершаем такую глупость, что сами себе удивляемся. Человек, не принимающий критику, лишается возможность, во-первых, объективно на себя посмотреть, а во-вторых, изменяться. А значит, не воспринимающий критику, деградирует. Критика ведет нас к совершенству, к правильным поступкам, мыслям, словам. К постоянному изменению и шлифовке нашего образа в образ Божий. Если так воспринимать критику тогда это великое Божье благословение. Вот, что должно радовать христианина, — очищение, освящение, все большая схожесть на Христа, который есть стандарт и образец человеческого поведения. Почему же тогда в реальной жизни радости от критики как-то маловато?

ГЛАВА 2. КРИТИКА ОТ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ И АПОСТОЛОВ

Что ж, более пристально посмотрим, какие примеры критики дает нам Библия. И, разумеется, начнем с вопроса, — занимается ли критикой сам Бог?

1) Бог Отец.

Критикует потоп. Перед самым потопом Бог увидел, что мысли у людей все время склонны ко злу, что и послужило причиной всемирной катастрофы: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:5-7).

Критикует евреев. Бог, не менее прямо и даже весьма жестко, критиковал евреев, свой, избранный народ через пророка Иеремию: «И пришел Иеремия… и сказал всему народу: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на город сей и на все города его все то бедствие, которое изрек на него, потому что они жестоковыйны и не слушают слов Моих» (Иер.19:14,15).

Жестоковыйный переводится, как — тяжелый, жесткий, трудный. Чаще это слово переводится в словосочетании «жестокое, ожесточенное сердце».

2) Бог Сын. Иисус Христос.

а) Критиковал фарисеев и книжников. Постоянно критиковал фарисеев и книжников, причем, критиковал, в достаточно жестких тонах. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лук.11:44).

Некоторые из законников, тут же стоящие, заметили, что такая критика и их обижает: «На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лук.11:45,46).

б) Критиковал учеников. Христос, был настолько объективным, что критиковал не только фарисеев, но и своих учеников. Например, когда будущие апостолы, во время шторма, увидели Христа спящего и подумали, что им конец. Разбудили Христа призывами о спасении от гибели. На что Господь им ответил критикуя их трусость и маловерие: «И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Матф.8:26).

в) Критиковал всех людей, которые шли за Ним: «Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?»

(Мар.7:18). Остается лишь один вопрос, — а кого Христос не критиковал?

3) Дух Святой. И наконец, давайте посмотрим на действие Духа Божьего. «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан.16:8). Дух Святой, описывает свою главную задачу, как обличение людей, как критику. И это тот, Который назван Утешителем. Кто-то заметит, хорошее утешение, но Дух Святой утешает, говоря правду. Утешает и одновременно обличает. Истинная, совершенная любовь всегда будет связана с критикой.

4) Апостол Павел постоянно критиковал. Критиковал христиан, которые предали Божье дело: «Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!» (2Тим.4:14). Так же он обращался к целым церквям с критическими предупреждениями. Например, к Галатам: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (Гал.5: 9). Но больше всего доставалось от критика Ап. Павла еретикам. Практически в каждом послании он обрушивал критику на еретиков, на людей, искажающих Библию. Например, тех, кто пытался заставить христиан добавить к заповедям Нового Завета еще и необходимость выполнения заповедей Ветхого, он называл «псами». «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Фил.3:2). Представляете если бы кто-то из нас христианина, который считает, что нужно еще и обрезываться, назвал «псом», чтобы было? А Павел называет, и может быть кто-то посмеет сказать, что у него нет любви?

5) Апостол Петр критиковал всех, кто искажал Библию. «то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» (2Пет.2:9,10).

6) Апостол Иуда так же, весьма «мило» очень нежными словами, критиковал искажающих истину: «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.» (Иуд.1:16).

7) Последняя книга «Откровение» критикует все семь церквей. Например, знаменитое послание к Ефесской церкви: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела…» (Откр.2:4,5). Бог обвиняет эту церковь в том, что она утратила прежнее страстное отношение к Творцу. Так же критически Бог обращается и к Фиатирской церкви: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное» (Откр.2:20). Обратите внимание, что каждое такое обращение начинается со слов: «имею немного против тебя…».

Надеюсь этого достаточно, чтобы убедиться, что Бог, который есть совершенная любовь, и Его выдающиеся последователи, такие, как Ап. Павел, Петр и Иуда, так же, весьма жестко, критиковали искажающих Евангелие?

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ТАК БОЯТЬСЯ КРИТИКИ?

ПОЧЕМУ СЧИТАЮТ, ЧТО КРИТИКА ЭТО НЕ ЛЮБОВЬ?

Критиковать и осуждать это несколько разные вещи. Осуждение — это приговор человеку. А вот в критике, по крайней мере, в правильной критике, есть желание исправить человека, помочь стать лучше. Например, Христос учит целой процедуре исправления: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Матф.18:15). Так чего же так боятся люди, когда речь идет о критике? Люди, обычно, ошибочно полагают:

1) Любовь — это когда меня не осуждают. Когда звучит осуждение, кажется, что тебе ставят оценку. А оценка — это характеристика человека. К нам дошла советская система воспитания, которая говорит, что если ты плохо учишься ты глупый человек. Помню, для меня, каждая плохая оценка — была страшным унижением. Система обучения в СССР не брала во внимание специфические способности человека. Вот оттуда, кажется, и происходит панический страх перед плохими оценками. Это, по сути, страх унижения. Добавьте, что после унижения в школе, издевательства продолжались дома, от родителей, от которых нужно было еще выслушать определенный набор характеристик ребенка, больше подходящих для описания млекопитающихся или насекомых, а иногда даже получить несколько подзатыльников.

2) Любовь, — это когда мне говорят только приятное. А приятно, это когда мне говорят только то, что хочется слышать. Такая тенденция, по словам Библии, просматривается даже в выборе наставников и учителей: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:3). Я был удивлен, когда узнал, что слово «льстить» переводится, как чесать, щекотать. Буквальный перевод, чесать по ушам. Даже Библия иронизирует по этому поводу. Если говорить современным сленговым языком, не синодального перевода «вешать лапшу на уши», «приятно щекотать уши». Вы будите все здоровыми, вы будите все богаты, с вами никогда не случится никакой проблемы, потому что вы со Христом. Правда, здорово и очень приятно щекочет уши? Кто бы так не хотел? Все это мне напоминает шутку, как на западной Украине один священник учил, что Христос родился рядом со Львовом. На удивленные взоры знающих, этот священник прямо говорил, — Я знаю, що цэ брехня, алэ людям подобаеться. Люди хотят никогда не слышать о себе правду, а только комплименты. Вот откуда неприятие критики.

3) Любовь — это когда меня принимают, а не отвергают. В критике всегда слышится унижение и оскорбление. Такой страх перед критикой характерен для тех, кого родители воспитывали в жестких условиях, кого все детство унижали. Я видел людей, которым, когда начинали говорить правду, критиковали, они просто бледнели. У таких людей панический страх отвержения. Им мерещится, что критикующие их отвергают, не принимают, не любят.

Я уже как-то объяснял, почему так часто больше принимают пастырей другой церкви, появляющихся на экранах мониторов, но не своего пастыря? Потому пастор с экрана телевизора или компьютерного монитора не критикует. Почему мужчинам так часто нравятся чужие жены? Потому что муж видит жену ближнего всегда ухоженную, сдержанную, элегантную, а главное, не критикующую. Почему дети иногда мечтают, чтобы у их была мама и папа как у одноклассника, соседа по парте? Потому что дети не видят, как соседа по парте ругает мама и папа дома. Помню, как однажды меня отец очень строго наказал и я был зол на него. Вскоре, ко мне в гости, зашел мой друг. Он немного и очень мило поболтал с моим папой, а потом зашел ко мне в комнату и заметил: «У тебя такой классный отец!». Я тогда чуть шариковую ручку свою не проглотил от удивления. Детям, наблюдающим за мирным поведением мамы одноклассника в школе, кажется, что его мама всегда такая милая и обаятельная, и ведет себя и дома так, как и в школе. А в действительности все наоборот.

o      Критика не есть отвержение. Это нужно доносить всем очень взрослым дядям и тетям, которые никак не могут избавиться от детских комплексов. Ведь Бог, когда критикует, он принимает. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр.12:6,7).

o      Но ведь «любовь покрывает множество грехов», — ведь так учит Библия? Меня спросят, а как же важный аспект любви из Библии: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8)? Разве этот стих не означает, покрытие грехов — это отсутствие критики? Мы, как Библейские христиане знаем, что толкование Священного Писание должно происходить без вырывания цитаты из Библейского контекста, а через соединение различные стихи по одной теме в единую картину. Если Бог критикует, Апостолы критиковали, то фраза «любовь покрывает множество грехов», означает прощение. Мы даже врага должны прощать, но этот враг не есть нам брат или сестра во Христе. А если человек не кается, мы его должны простить, но он нам не кающийся, повторим еще раз, не брат. Христос так и учит, при решении конфликтов скажи один на один, потом со свидетелями, а затем и всей церковью. И вот если человек не слушает церковь, тогда: «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:17). Еще одно значение, проанализированного нами, — если грех не значителен, то любовь может его покрыть.

ГЛАВА 4. КАК НЕЛЬЗЯ КРИТИКОВАТЬ?

Христос, в Нагорной проповеди, очень однозначно говорит о приоритетах: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33).

1) С раздражением. Дети, например, привыкают к образу вечно раздраженной мамы и их уже это раздражение, крики не берут. Но вот с папой шутки плохи. Скорее всего, папа не будет кричать, но его слово оказывается более весомым. Так и с критикой, нам не следует раздражаться, обижаться, кричать. Мало того, что это грех, так еще, манера говорить критику с раздражением, делает обратное, никто уже нашу критику не воспринимает.

2) Только критиковать, но никогда не хвалить. В человеческой греховной природе заложено так, что обычно, критиковать гораздо легче, чем хвалить. Критикуя, мы более естественны. А вот хвалить, тут нужно напрягаться, думать. Если вы будите только критиковать человека и никогда не хвалить, ваша критика будет восприниматься, как неприятное ворчание, а ваш образ будет связан со злобным человеком. Такая критика будет лишь ранить.

3) Без любви. Этот пункт очевиден. Все, что без любви есть грех.

4) Не вникая в себя. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал.6:1). Когда критикуешь, следи за собой, чтобы не быть искушенным, то есть, чтобы самому не возгордиться, или, чтобы не потерять любовь. Да еще не забудьте, что у каждого есть свои грехи. Критикуя другого следует не забывать об этой истине.

5) Невероятно важная вещь — это тон. Я часто говорю о том, что даже если вы говорите абсолютную правду, но ужасным, вызывающим тоном, эта правда уже вряд ли будет воспримется. Библия призывает нас: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12:10). Два слова дают нам курс в правильной критике ближнего, «нежность» и «почтительность» с уважением. Я сразу хочу оговориться, что все эти правила очень подходят ко всем, без исключения, родителям. Даже кода вы разговариваете с детьми, должна присутствовать почтительность, уважительность, что не исключает строгости и требовательности.

ГЛАВА 5. КАК НУЖНО КРИТИКОВАТЬ

Слово «нужно» я специально поставил в оглавлении, потому что, мы, как христиане, просто обязаны научиться все делать с любовью, в том числе и критиковать.

1) С мужеством. Прежде всего, критика, требует духовности. Один человек мне как-то сказал, я не люблю критиковать людей, я миротворец. Это в корне неправильное понимание слова «миротворец». Это понятие означает выстраивание мира между человеком и Богом. И если для выстраивания мира нужно верующего покритиковать, то критикуйте, но делайте это правильно. Большинство людей очень любят критиковать, но за глаза. А вот человека, который бы мог сказать в глаза обо всех недостатках, вот такого человека найти сложнее. Шушукаться за спиной у человека — это совсем не сложно. Критика, духовная критика, — требует мужества. Мужество так же нужно еще и потому, что нередко, критикуя человека, мы понимаем, что он может эту критику не воспринять, и даже, наоборот, с ним только ухудшаться отношения. Увы, это правда. Одним словом, критика действительно требует мужества и духовности.

2) Доверяя Богу. Обычно, человек думает таким образом, — да зачем мне это нужно, кого-то критиковать? Увидел я брата, пьющего где-то с друзьями и курящего, и что? Зачем мне неприятности лишние в отношениях этим братом? Мне что, больше всех нужно?

Очень важная мысль, — может быть мы забываем, что если не покритикуем человека, понимая его проблему, то его грех может быть на нас? Еще в Ветхом Завете было сказано: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев.19:17). Вот и остается у нас вопрос, если я вижу ближнего грешащего и молчу об этом, я несу его грех или нет? И вообще, почему именно я увидел этого человека во грехе? Эта мысль должна нас всегда посещать, с учетом аксиомы, что у Бога нет случайностей.

3) С правильными мотивами. Обычно у критикующего неправильный мотив. Просто хочется вылить свое раздражение. Иногда, критикуешь, потому что этот человек тебе то же досадил. Например, жена критикует мужа, причем, критикует заслуженно, а он ей отвечает, — а ты сама, ты всегда все вещи за собой убираешь? Вот причем тут сейчас поведение жены, если только что, вторая половина критиковала мужа в том, что он совсем не уделяет время ребенку? Так работает низкопробная самозащита. Критикующий должен отдавать себе отчет, что он критикует, потому что увидел грех, потому что хочет помочь ближнему, а главный аргумент, главный мотив — это любовь. Многим в это сложно поверить, но критиковать духовно — это означает любить.

4) Используя метод «бутерброда». Чтобы критиковать, вначале нужно подчеркнуть, что есть хорошего в человеке. Иначе, будет сложновато воспринять критику. Затем, после комплиментов, покритиковать, и закончить вновь на позитивной ноте. Тем более, если это правда. Давайте обратим внимание, как критикует Бог. Вернемся к книге «Откровение», в которой Творец критикует 7 церквей. Фраза: «но имею против тебя…» идет только после того, как прозвучали слова благодарности и были подчеркнуты достоинства. Если вы постоянно критикуете, и только критикуете, человек может закрыться и не быть готовым, не быть в состоянии принимать критику. «Да, кстати, у тебя в этой сфере всегда проблемы» И так раз 5 — 10 несчастному, которые тонет в очередной волне критики. Как вы думаете легко принимать такую критику? Человек уже начнет думать, может быть я вообще делаю что-то не то, что-то плохое и ненужное и мне нужно бросить то, что я делаю?

5) Должна ли критика быть всегда конструктивной? Я эту мысль слышал от многих, но пришел к убеждению, что мысль, — критика далеко не всегда может быть конструктивной. Например, мы критикует президента страны. Имеем ли мы право высказывать свое недовольство? Да. Должны ли мы стать президентом, чтобы иметь право критиковать? В Иловайском котле погибло примерно одна тысяча наших военных и уже доказано, что это была ошибка командования. Так, что же нам молчать, потому что мы не специалисты в военном деле или потому что мы ничего главнокомандующему не можем посоветовать? Конструктивная критика должна быть от того, кто занимается точно таким же делом. Например, двое копают картошку. Один другого критикует, что ж ты так плохо копаешь? Второй ему отвечает, — ты бы лучше показал, как это делать? Он абсолютно прав. А если мы говорим, что нам не понравился фильм, в чем тут конструктив? Таким образом, выражение, что критика должна быть только конструктивной, часто не обосновано.

6) Давая тому, кого вы критикуете, надежду. Так поступал Ап. Павел. Он всегда, критикуя, говорил: «будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1:6).

ГЛАВА 6. ПОЧЕМУ КРИТИКА И ЕСТЬ НАСТОЯЩЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБВИ

1. Критика есть настоящая любовь и дружба. Конечно же, спешу сказать, что критика далеко не единственное проявление любви. И если человеку «дарят» только критику, тогда он может не вынести такой психологической нагрузки, и может быть даже сломаться. И все же, критика с верной мотивацией и дозированная, это всегда прямое проявление любви. Если ваш друг вас никогда не критикует, то он вовсе и не друг. Вот почему так часто я называю свою жену другом J

2. Критика дает объективную оценку о себе. Критика привносит объективность, которую мы не имеем: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Прит.27:17).

1) Настоящий друг будет критиковать, потому что, еще раз скажем, критика — это любовь: «Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (Прит.27:5,6). Я всегда руководствуюсь фразой, — настоящий друг — это тот, кто скажет, что у тебя на носу висит макаронина.

1)    Именно критика делает нас лучше, совершенней, освобождая от греха.

2)    Критика изменяет наши привычки и характер.

3)    Принятие критики учит нас смирению. А где смирение там благодать.

4)    Применение критики учит нас смотреть на себя более объективно глазами других людей.

5)    Принятие критики учит меня любить и понимать других людей. Например, если меня критикую, что тут я поступаю грубо и причиняю людям боль. И я это принимаю, конечно, лучше начинаю понимать, как воспринимают ближние.

6)    Критика может сохранить человека от ошибок, иногда от смертельных ошибок.

7)    Если Бог, совершенная любовь, критикует, то тем более мы должны критиковать, но так, как это делает Бог.

8)    В конце, я хотел бы пожелать всем, с Божьей помощью, полюбить критику, даже если она вам дается тяжело.

А можно ли любить критику? «Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда» (Прит.12:1).

«Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет» (Прит.15:10).

Мой пример. Благодаря критике я есть тот, кто есть. Детство, книги, культура, фортепиано, язык, привычки, характер, практичность, качество проповеди, пасторская практика, отец и муж, душепопечитель и писатель, — всем этим я обязан тем, кто меня критиковал грубо и мягко, обидно и приятно, вежливо и не очень.

Полагаю, что это была самая радостная, самая позитивная тема. Больше радуйтесь, особенно критике!

ВОПРОСЫ: 1) Какова суть и смысл критики? 2) Приведите цитаты, когда Бог Отец критиковал, Бог Сын критиковал, Бог Дух Святой критиковал. 3) Почему так беспощадно критиковал, особенно еретиков, Ап. Павел, а с ним и Ап. Петри и Иуда? 4) Почему обычно так боятся критики? Расскажите, искренне, как вы относитесь к критике? 5) Как нельзя критиковать? Какие обычно ошибки допускают, когда критикуют? Был ли у вас негативный опыт, когда вас критиковали и вы критиковали неудачно, грубо? В чем была проблема, и какой вы урок извлеки? 6) Как правильно следует критиковать? 7) Что вы взяли из этого темы для себя важного и что может изменить вашу практическую жизнь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *