ЦИКЛ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ХРИСТИАН. ЧАСТЬ 14. ВОССТАНОВИТЬ УТРАЧЕННУЮ РАДОСТЬ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

РАДОСТЬ14я тема цикла посвящена ответу на один весьма интересный вопрос, — куда же девается радость, которую получает христианин пришедший к Богу? Типичная ошибка учеников Христа состоит в том, что исчезновение радости воспринимается, как норма и сопровождается примерно такими мыслями: «Жаль конечно, что былой радости уже нет, но, наверное, это закономерно. Нельзя же находиться в постоянно приподнятом настроении? Приходят беды, проблемы, неприятности. Как на них будешь реагировать эмоционально? Конечно же, будешь огорчаться, расстраиваться. Ну нет радости, и что? Это жизнь!» Нет, безусловно, христиане знают правильный ответ, нужно радоваться, но далеко не многие относятся к такой радости серьезно.

ГЛАВА 1. РАДОСТЬ — ЭТО ЗАПОВЕДЬ

Думали ли вы над тем, что быть в состоянии радости это заповедь? В Библии достаточно много утверждений и повелений касающихся радости, а если быть более точным, порядка двухсот мест. Приведем две ключевые цитаты: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил.4:4);«Всегда радуйтесь» (1Фесс.5:16). С древних времен христиане знали, что уныние это грех, поскольку уныние есть противоположность радости, уныние отдаляет от Бога. Основываясь на 2х приведенных цитатах, а их, в Библии, намного больше, — радость есть заповедь. А что такое заповедь?

— Заповедь есть воля Божья. — Заповеди нужно точно исполнять. «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Нав.1:8). — Заповедь, ее выполнение, это то, что ожидает от нас Бог. — Заповедь, это когда свою волю отставляешь, чтобы выполнять волю Бога. — Заповедь, если мы не выполняем, то отступаем от Бога, уходим от Него. — Заповедь, — единственный путь к Богу и с Богом. — Заповедь, выполнение Божьих повелений. Это единственное нормальное состояние не только для христианина, но для любого человека.

   Итак, первая проблема христиан, — радость не воспринимается, как заповедь. И этот тезис можно очень просто доказать. Пусть каждый вспомнит, когда последний раз каялся в том, что нет радости? Возникает вопрос, как же радоваться, если плохо? Неужели христианство заставляет человека переживать эмоции, которые ему сейчас не свойственны? Скажу откровенно о себе, даже будучи пастором, особо и не задумывался, что отсутствие радости есть грех, грех невыполнения заповеди, до тех пор, пока не начал изучать тему радости в Библии.

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕННАЯ РАДОСТЬ ИЛИ ЧЕМУ РАДОВАТЬСЯ?

   Почему так много и утвердительно говорится в Библии о радости? Неужели настолько важно переживать радость, что об этом даже заповедь дается? Мы еще можем понять, когда христианин мужественно страдает ради Христа, когда борется с ропотом и недовольством, когда старается послужить Богу, все это весьма серьезно. Но когда христианин должен радоваться, разве это может сравниться, например, со страданием, со смирением? А если приходит печаль, меланхолия? Если хочется погрустить? — разве это может быть так плохо?

   Радость, невероятно важное качество, потому что именно радость является самым точным индикатором близости человека с Богом. Только не следует путь радость духовную и радость душевную. Душевная радость, — это когда я получаю и достигаю того чего хочу. Спортсмен выиграл соревнования, повысили зарплату, наконец-то болезнь отпустила и стало легче, похвалили ребенка в школе. Эта радость есть и у неверующих людей. А вот духовная радость, это есть радость совершенная. Именно о совершенной радости говорит Христос: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Иоан.17:13). Следует различать радость несовершенную и совершенную. Несовершенная радость очень быстро проходит. Казалось так страстно желал эту девушку видеть женой своей, первый скандал и разочарование. Мечтал карьеру сделать, и так разочарован коллективом, что ищу новую работу. Даже когда очень голоден, набрасываешься на еду, а затем думаешь, что нужно было и меньше съесть и спать хочется. «И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Прит.14:13). А вот совершенная радость — это радость вечная от вечного Бога. Сама жизнь Божья сопровождается радостью. В книге Притч говорится о мудрости Божественной, которая есть у Бога и которая всегда сопровождается радостью: «тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит.8:30). Таким образом, радость есть естественное состояние самого Бога.

Чему же следует радоваться?

1) Первая и главная, вечная радость — о Боге. Он со мной, Он всегда рядом, Он пронизывает меня: «Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний» (Пс.9:3).

2) О спасении. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня…» (Ис.61:10). Нередко, среди христиан, бытует мнение, что радоваться нужно тогда, когда я попаду на небеса и буду окончательно спасен. Библия не утверждает, что мы окончательно спасены. Мы лишь совершаем свое спасение. Но мы ведь на правильном пути, у нас есть возможность каяться и меняться. Бог нам дал все для этого. Поэтому, для христианина радость о спасении, как радость о пути по которому он идет.

3) О Слове Божьем, о Библии, о возможности каждый день читать Божье письмо лично мне и от того, что там содержится невероятная глубина, которая раскрывается при усилии. Помню, как один известный историк рассказывал, как работал в архивах и сделал открытие, что породило в нем невероятную радость, радость открытия. Какая же радость должна быть у нас, когда мы делаем открытия из слова Божьего? А для этого нужно работать над Библией, внимательно читать, ставить вопросы. «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль» (Пс.118:162). Интересно, что автор псалма сравнивает радость от Божьего Слова, как от прибыли пытаясь найти аналогию с обычной радостью от получения денег.

4) О Церкви: «… Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень»» (Пс.121:1).

5) Обо всем, что дал Бог. «и веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему…» (Втор.26:11). Обычно люди склонны думать и мучиться от того, что Бог не дал. А Библия учит нас ставить акцент не на том, что Бог не дал, а на том, что Бог дает и благодарить за это и радоваться.

6) Все христиане знают, что нет большей радости чем когда приводишь человека ко Христу. Даже небеса радуются о человеке, который входит в Божьей Царство. А почему даже? Иногда кажется, что небеса безэмоциональны. В действительности на небе царит радость и радость это дар небес, дар вечности. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15:10).

   А духовный рост, а вера, а духовное общение, а прощение? Конечно все эти аспекты так же приносят радость. Мы привели далеко не полный перечень всех аспектов совершенной радости. Но главное понять, что радость идущая от Бога она многогранна и вечна. Она гораздо превышает радость мирскую, светскую, временную и изменчивую.

ГЛАВА 3. ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ПОТЕРИ РАДОСТИ. РАДОСТЬ, КАК ИНДИКАТОР

Что же тогда такое духовная радость? «Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе…» (Фил.3:1). Нужно радоваться о Боге, радость от того, что у меня есть Бог.

   Кроме того, следует вспомнить, что Дух Святой, после покаяния, привносит в человека свои проявления, которые называются «плод Святого Духа». Одно из таких проявлений — радость. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…» (Гал.5:22). Радость показывает насколько мы осознаем, что в нас Дух Святой, насколько Дух Святой может в нас проявляться и нас утешать. Даже более того, если мы должны исполняться Духом Святым, то значит и радость в нас должна возрастать. Чем ближе к Богу тем больше радости и соответственно наоборот. Отсутствие радости очень точно показывает, две вещи:

1) Либо христианин напрочь забывает о Боге, в минуты страданий, потому что свои проблемы перевешивают.

2) Либо вообще не живет Богом, а сфокусирован только на себе, на своих проблемах.

Как в первом, так и во втором случае, человек не осознает, не вспоминает о том, что Бог рядом. В обоих случаях фокус сугубо на себе.

   Христос, в притче о сеятеле, показывает, как теряется радость и как это связано с потерей Бога: «а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лук.8:13). Есть категория людей, которые испытывают радость от Бога, но когда сложности, испытания, все это утрачивается, теряется по одной простой причине, люди не держатся за Бога, Бог не есть еще такая ценность. У таких людей словно нет корня. Сплошная поверхностность. По сути, корень это любовь ко Христу и степень убежденности.

   Для Ап. Павла радость была настолько важным индикатором, что он даже молится, выражая желания сердца, и просит, чтобы ему не просто исполнить Божье дело. Он молится, чтобы ему исполнить Божье поручение и пройти жизнь, земной путь с радостью: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).

Итак, рассмотрим главные причины потери радости.

  1. Грех. Первая, и главная причина отсутствия радости — это элементарный грех, во всем его многообразии. Человек устроен таким образом, что испытывает удовлетворение, радость, когда приходит к Богу и живет с Богом не совершая грех, но наоборот, стремясь к святости.
  2. Эгоизм. Вторая, емкая причина отсутствия радости, — эгоизм. Радость теряется обычно тогда, когда человек полностью зациклен на себе, на своих проблемах и на своих желания. Библия рассказывает историю о царе одного Израильского царства (Самария) Ахаве, который очень захотел виноградник одного из своих подданных и даже предложил ему обмен на другой виноградник. Царю очень хотелось, чтобы громадный виноградник был возле его дома. Но получил от хозяина виноградника неожиданный и неприятный для царя ответ: «Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел» (3Цар.21:3,4). Настолько опечалился и разозлился от того, что не получил желаемое, что впал в уныние и даже от еды отказывался. Вот достаточно яркая иллюстрация куда уходит радость. Там недооценили, там не сказали доброго слова, там не похвалили, там не поддержали. И все, радость испарилась, как вода в кипящей кастрюле без крышки.
  3. Страдания. Третья причина, — страдания. Никому не хочется страдать, и сложно представить человека, который бы мог радоваться в страданиях. «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:6,7). Радуемся, когда достойно проходим испытания, потому что знаем, что испытанная вера будет драгоценней золота. В следующем разделе мы посмотрим чему же можно и нужно радоваться, когда приходят страдания.

ГЛАВА 4. ЧЕМУ РАДОВАТЬСЯ КОГДА ВСЕ ПЛОХО?

Вы где — нибудь видели тренера, который не дает нагрузки своим подопечным? Без напряжения, без нагрузки не бывает никакого прогресса. Заметьте, что люди, которые не хотят напрягаться, немного помучаться для достижения цели, они, собственно, ничего и не достигают. Бога нужно воспринимать не только как доброго Отца Небесного, но еще и как тренера. А почему образ тренера? Да потому что душу нашу нужно все время тренировать. Кто хочет жить в расслабленном состоянии тот не сможет выполнять всю волю Божью. Обычно такие люди сами себе определят в христианстве, что они хотят делать, а что нет, кода и сколько они будут ходить в церковь и будут ли что-то делать для Бога или ничего? И все же, чему можно радоваться, когда есть сложности и страдания?

  1. Радоваться тому, что мы идем к совершенству. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1:2-4).
  2. Радоваться тому, что Бог нас смиряет. А только смиренный наполняется Божьей благодатью. «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).
  3. Радоваться тому, что мы с Богом, во всех обстоятельствах, что Христос нас никогда не оставляет. Так, даже когда нам предначертано окончить земной путь рядом со мной всегда Бог. Эта истина очень точно и хорошо видна в истории о первомученике Стефане. Когда его побивали камнями, это была казнь иудеев, в том числе и за богохульство, он мужественно переносил страдания, потому что видел Христа. «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:55,56). Дети так любят идти с папой или с мамой за ручку. И все потому что так они чувствуют свою безопасность. Чувствуют, что они любимы, нужны, что их ценят и защищают. На мгновение представьте, что Бог вас держит за руку своей рукой. Правда, мы сами можем уходить, но Бог хочет держать. Именно такой образ приводит Христос, когда говорит о своей любви: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан.10:28). Мы должны понять несколько моментов, которые укрепят нас в том, чтобы всегда радоваться. 1) Негативный опыт так же опыт. 2) Бог допускает многие трудности, чтобы мы могли стать мудрее. 3) Бог испытывает нас, чтобы мы могли стать сильнее. 4) У христиан есть небесные сокровища, которые у нас никто не отнимет. Эти сокровища, в конце концов, вечны. «ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:34).

ГЛАВА 5. ДВА СЛОЯ РАДОСТИ

Есть боль, а есть утешение от боли. Утешение боль несколько забивает, уменьшает страдание, но боль все равно остается. Помню, когда я был маленьким, болеешь гриппом, так плохо. Придет мама, сядет на кровать, поставит банку малинового варенья с горячим чаем. Ты еще даже не прикоснулся губами к чаю и вкусному варенью, а тебе уже легче, хотя болезнь то остается. Так действует Дух Святой. Есть страдание, есть боль, есть утеря важного, дорого, но Дух Святой привносит утешение. Можно одновременно переживать и боль и утешение от Духа Святого? Конечно да. Так было со Христом. Он был одинок, но подчеркивал, что не один, потому что с Ним Отец Небесный. Он страдал, но получал утешение от Духа Святого. Когда все ученики разбежались и оставили Иисуса в полном одиночестве перед лицом страданий, пыток и смерти, Он молился такими словами: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною» (Иоан.16:32).

   Именно Ап. Павел, который учил всегда радоваться, пишет откровенно о своих переживаниях: «что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:2,3). Выдающийся ученик Христа пишет о своей великой печали за евреев, которые не хотели принимать Христа. В другом месте, не менее откровенно, Павел вновь говорит о своей печали: «Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали» (Фил.2:27). Епафродит, сподвижник и помощник Павлу, находящемуся в тюрьме, едет к Ефесянам, чтобы их поддержать в вере и заболевает во время путешествия. Апостол и так невероятно печален за болезнь Епафродита, а тут еще и опасность, что он умрет, при том, что все эти события происходят, когда Павел в тюрьме и когда ему нужен хоть кто-то кто бы мог помочь, а кроем Епафродита никого и нет. Мы понимаем сколько же причин у Апостола для печали.

   Но вот в другом послании Апостол описывает как может соединяться радость и печаль. «Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2Кор.7:4). С одной стороны у нас может быть печаль, это как низкий слой, слой душевных переживаний, но одновременно с этой печалью души может быть радость духа, о которой и пишет Павел. Он печален, но Божья радость его не покидает. А уже сверхзадача, чтобы радость перевешивала печаль. Как может уживаться печаль и радость, одновременно, иллюстрирует пример с родами. Роженица сейчас ожидает ребенка. Она понимает, что сейчас ее ожидает боль. Схватки. Но за всем этим стоит такая радость ожидания. Особенно, когда ребенок родился. Тут и боль, после операции, и радость. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан.16:21). Но слой радости будет только тогда присутствовать, когда мы будем помнить, что потеря радости есть признак отдаления от Бога, угашения Духа Святого.

ГЛАВА 6. ПРАКТИКА РАДОСТИ

Быть радостным когда тебе плохо может выглядеть совсем странно. Кто-то может сказать, что человек становится словно зазомбированым, неестественным. А что такое естественность, с учетом, что Божье творение согрешило? Что для человека естественно, грешить или вести борьбу с грехом? У покаявшегося, рожденного свыше есть две природы, одна Божественная, — это обновленный дух человека, а другая, греховная. Эти две природы конфликтуют. «… плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Мысль не новая, но, в контексте нашей темы, важно понять, что этот конфликт происходит и по теме радости, между двумя природами. Какое же стремление будет побеждать, — стремление к радости для тела, для моего самолюбия, для моих желаний или стремление получать радость вечную. Радость есть проявление святости, проявление Божье в человеке, проявление Духа Святого. Радость показывает, что христианин ведет борьбу за радость, он хочет всегда быть радостным.

   Что же делать когда совсем не радуется? Нет радости, нет вдохновения, нет настроения. Чувствуешь себя одиноким, ненужным, раскритикованным и отвергнутым. Нас же не удивляет, что нужно обуздывать гнев, раздражение? Все прекрасно помнят стих из Библии: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф.4:31). Почему же так просто мы сдаемся, когда радость оставляет нас? Почему не ведем борьбу за радость? Вот одно из важных открытий этой темы, за радость нужно бороться.

  1. Не соглашайтесь с печалью, которая сковывает, парализует душу и отдаляет верующего от Бога. Не соглашайтесь с параличом безысходности и боли. Если вы настроены на борьбу это уже замечательно и первый шаг к победе. Помните, что отсутствие радости есть грех.
  2. Начинайте размышлять о том, на что можно опереться, чтобы выйти из печали. Да, вы будите печалиться и никуда от этого не денешься, но ведите борьбу с печалью. Давид разговаривал со своей душой, когда она унывала и вытаскивал свое бессмертное начало, вспоминая о Боге, полагая надежду свою на Творца. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Пс.42:5). Давид показывает, что выход из печали всегда есть опора на Бога.
  3. Стремитесь, чтобы Дух Святой, к которому вы будите обращаться в молитве, будет вас не просто утешать, но наполнять вас радостью. Там где Дух Святой там радость. В одном из своих посланий Павел пишет: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго» (1Фесс.1:6).
  4. Каждое утро молитесь и просите Бога, чтобы радость сегодня нас не покидала, чтобы радость нас сопровождала на протяжении всего дня, чтобы все плохие ситуации, собственные ошибки мы перенаправляли в радость. Чтобы всегда искали опору для радости в Боге.

ГЛАВА 7. НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

А) МОЛИТВЕННЫХ

  1. Раскритиковали. Молитва: «Господи, благодарю тебя, хотя мне очень неприятно. Я не буду выкручиваться, не буду оправдываться перед Тобой. Ты все знаешь. Господи, помоги мне и сейчас, в этот момент, не утратить радость. Исполни меня Духом Святым и помоги увидеть благо в том, что сейчас со мной происходит. Боже, помоги мне не забывать, что я не теряю главного в жизни — Твоего присутствия».
  2. Одиночество, непонимание. «Боже, мне очень плохо, но я не хочу соглашаться с таким состоянием. Прошу Тебя, поддержи меня, исцели мое сердце. Помоги иметь радость от того, что Ты со мной».

Б) РАЗМЫШЛЕНИЯ

  1. Обидели. Обиженный размышляет: «Да, сейчас меня явно обидели. Оклеветали. Сплетни пошли. Неприятно это все. Но я буду радоваться. Со мной Бог. Полезный опыт. Буду молиться, чтобы Бог мне дал любви и прощения к тем кто меня так обидели. Бог меня любит. Какую — бы цитату вспомнить, чтобы на нее опереться? «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28)». Если христианин не обращается к Богу — это признак огрубения сердца. «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян.28:27).

В) Взгляд на Христа. Нужно учиться смотреть на Бога. Что означает, вспоминать о Боге, размышлять о Нем? Помню, когда я сдавал на права, мастер по вождению предупреждал, что если будет ехать встречная машина и ослепит светом, нужно несколько раз быстро глаза отвести в сторону иначе возникнет аварийная ситуация. А ведь Библия дает нам совершенно четкую установку на постоянное созерцание Христа, что спасет нас от аварий жизни: «…свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр.12:1,2).

ГЛАВА 8. ВЫСШАЯ ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ

Человек создан с эмоциями. Эмоции человека наиболее чувствительны к любви. Мы созданы таким образом, что очень точно реагируем на любовь или ее отсутствие. Если человек любит и не находит взаимности, — это очень серьезное испытание. Радость в человеке рождается от осознания того, что меня любит Бог. Радость есть, помимо всего прочего, о чем мы уже говорили, показатель первой любви. Наверняка, каждый переживал состояние влюбленности, когда уже ни о ком и ни о чем другом не можешь думать. И даже мысль о том, что у тебя есть этот человек, уже наполняет радостью. Насколько же сильнее и больше чувства, когда речь идет о радости от того, что есть Бог, что Сам Всемогущий и Вездесущий является твоим Отцом? В вечности кроме прославления будет так же много радости. Бог об этой радости говорит от обратного, описывая Новый Иерусалим: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

ВОПРОСЫ: 1) Радость — это заповедь! Что эта истин поменяет в вашей практической жизни? 2) Почему Бог дал такую заповедь? 3) Почему заповедь радоваться есть индикатором духовности? И почему это так? 4) Чем отличается совершенная радость об обычной радости? 5) Чему может радоваться христианин? 6) Как понимать два слоя радости? 7) Назовите главные причины радости? 8) Что может помочь христианину, когда радость утеряна? 9) Назовите важные практические советы, как удержать радость? 10) Что у вас изменилось после этой темы и какие шаги вы собираетесь практически предпринять, чтобы выйти на уровень постоянной радости?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *