ЦИКЛ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ХРИСТИАН. ЧАСТЬ 16. ПРОБЛЕМЫ С МОЛИТВОЙ (1)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

МОЛИТВА ПОТОКИ СВЕТАКазалось бы, тема, о которой христиане чаще всего говорят, пишут, проповедуют — это молитва. Создается впечатление, что и вопросов для христиан, имеющих даже небольшой опыт духовной жизни, уже и не осталось. Однако, опыт показывает, что с темой молитвы есть громадное количество заблуждений, ошибок, непониманий, причем, эти заблуждения относятся чуть ли не ко всем граням и сферам молитвы. Учитывая, что молитва является главным связующим звеном с Богом, сложно переоценить важность этой темы. Неправильное понимание, неправильное богословие молитвы порождает и неправильную молитву. А если я неправильно молюсь, то соответственно у меня неправильные отношения с Богом и от Бога не могу ничего толком получить и качество жизни христианской весьма сомнительное. Я сделал простую вещь, опираясь на свой немалый пасторский опыт, написал перечень ошибок с молитвой, в результате чего, получился столь весомый список, что пришлось тему «ошибки в молитве» разделить на три части. Итак, часть первая, в которой мы постараемся ответить на 4 типичные ошибки: 1) Слишком короткая молитва; 2) Слишком рассеянная молитва; 3) Показная молитва; 4) Разные виды молитвы не заменяют одна другую; 5) Важность совместной молитвы.

ГЛАВА 1. (1)МОЛИТВА, КАК НАБОР ПОВТОРЯЕМЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ШТАМПОВ

Кажется уже все всё знают о молитве. Что еще можно добавить? Так казалось и ученикам Христа, воспитанным в добротной, иудейской традиции с тщательным обучением с детскго возраста искусству молитвы. Однако, когда ученики Христа увидели, как живет и как молится их Учитель, у них поневоле возник вопрос: «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лук.11:1). Среди христиан, практически, молитва выглядит больше, как важный, но ритуальный момент. Моя жизнь сложилась так, что я, в начале христианского пути, был православным, затем, поиски меня привели к католикам, так, что, можно смело сказать, есть, пусть и небольшой, но опыт молитвы и в православном ключе и в католическом. Помню, как усердно старался исполнять несколько тысяч раз в день «Иисусову молитву», — «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». По неволе вспоминаются слова Христа: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Матф.6:7). Некоторые христиане ошибочно полагают, что это место говорит о том, что молитва должна быть короткой. По логике размышлений над этой цитатой, кажется можно сделать следующий вывод, — если Христос подчеркивает, что молитва не должна быть многословной и не от многословия Бог слышит молитву, тогда, соответственно, молитва должна быть короткой. Пример неверного толкования. Речь идет о недопустимости молитвы, как заклинания. В Библии есть упоминание таких языческих молитв — взываний, многократных повторений одной и той же фразы, когда толпа агрессивно выступила против проповеди Евангелия Ап. Павла в городе Ефесе: «Когда же узнали, что он Иудей, то закричали все в один голос, и около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!» (Деян.19:34). Вот так, повторяя то православные, то католические молитвы, в результате я стал убежденным протестантом, который сделал важный вывод, — молитва не должна быть похожа на мантру. Мантра — это многократное повторение нескольких звуков или фраз, имеющий религиозный смысл в Индуизме, Джайнизме и Буддизме. И вот теперь, как протестант, скажу, что иногда молитвы евангельских христиан мало чем отличаются от молитв исторических церквей или от христианских мантр. Так же звучат, как набор заученных фраз, хотя и произносятся своими словами. В чем же типичная проблема, типичная ошибка, молящихся? В том, что молитва перестает быть общением с Богом, а должна быть именно общением. Христиане все время уходят от молитвы общения и возвращаются к ритуальным формам молитвы. Наверное потому что ритуал соблюдать легче, чем быть открытым и искренним с Богом. В чем же эта ритуальность выражается?

1) Молитва, к которой не прилагается сердце. «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8). Так молились фарисеи, книжники и за такие молитвы их осуждал Христос.

2) Молитва, чужая и читается, как чужая. Сейчас практикуются молитвенные дневники с уже готовыми молитвами. Я сам, каждый день пользуюсь таким дневником, как одной из форм молитвы. И скажу определенно, что это очень и очень помогает сосредоточиться, углубить молитву. Однако, нужно учиться молиться от всего сердца, молиться, как своими молитвами и помнить, что только используя дневник молиться не следует. Нужно искать еще и форму молитвы, когда можно говорить своими словами.

3) Молитва, которая проговаривается, как набор уже выученных фраз. И складывается впечатление, что человек в молитве не думает, что молитва несколько поверхностна. Например, я помню, как в мою бытность, в баптисткой церкви, все бабушки, одна за другой, когда молились за молодежь, всегда использовали одну и ту же фразу: «Благослови молодой виноградник». Нет, я не подвергая сомнению то, что эти бабулички христианки молились искренне, и никому не советую брат на себя такую смелость определять степень искренности молитвы, потому что сердцеведец только Бог. Но важно все же, чтобы молитва рождалась из недр сердца и была продумана, осмыслена, чтобы молитва была лично нашим разговором с Богом, именно разговором. Посмотрим пример молитвы Самого Христа, как Он общался в молитве с Отцом Небесным: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Иоан.17:12-20).

ДВА ИЗМЕРЕНИЯ МОЛИТВЫ

1) Христиане знают, что молитва, в обязательном порядке, должна состоять из нескольких частей: 1) Прославление; 2) Покаяние; 3) Просьбы о себе; 4) Ходатайства о других людях; 5) Благодарение. Ну и для совсем «продвинутых» христиан, 6) Поиск воли Божьей через молитву; 7) Молитва по Библии. Не просто читаешь Библию, но еще и молишься о прочитанном, по отношению сугубо к себе. Например, мы уже вспоминали, как Христос обличал фарисеев. Прочитал, и молишься, чтобы Бог все фарисейское из моей души убирал, чтобы я не был фарисеем, чтобы этой закваски у меня не было. Чтобы учился молиться без фарисейства, не трубя о своих успехах.

2) Но есть и другое измерение молитвы, которое, как раз, ставит акцент на искренности, сердечности, глубине. 1. Что меня волнует? 2) Что не получается, в каких грехах я «буксую»? 3) Какие мои личные планы, которые хотелось бы реализовать, с Божьей помощью? Вот если у вас в молитве есть эти три пункта, а их, наверняка, гораздо больше, и вы о них говорите с Богом, тогда все не так уж плохо. И в вашей молитве присутствует большая доля искренности. Молитва должна включать два аспекта. С одной стороны, — молитва, как разговор с царем, королем, и даже выше, с сами Богом. Такая молитва должна быть с благоговением и трепетом. С другой стороны, молитва, как разговор с другом. Ведь именно так нас Христос называет друзьями: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Иоан.15:14).

ГЛАВА 2. (2) СЛИШКОМ КОРОТКАЯ МОЛИТВА

Вспоминаю, как один брат вел борьбу с короткой молитвой, мучаясь от того, что его обращение к Богу длилось примерно минуты три. Твердо решив увеличить временную протяженность молитвы он начал просить Бога о всех странах мира, о всех военных конфликтах. Молился за всю планету, о всех христианах и миссионерах. И сколько же времени пошло на такую обширную молитву? — спросил я с громадным интересом. Сам был удивлен, — ответил молитвенник, — но на все про все пошло 5 минут.

   В этой части размышлений о типичных ошибках христиан с молитвой ключевым будет сравнение с зарядкой мобильного телефона. Предположим, что Божья энергия, это общий поток электричества. Аккумулятор мобильного телефона — это наш дух. И перед нами вопрос, как же зарядить аккумулятор и какая длительность зарядки? Играет ли роль время в том, чтобы качественно помолиться? Конечно же, лентяи от молитвы, будут сразу говорить, что в Библии не указано время в которое нужно молиться. С одной стороны это так, но, с другой стороны, нужно помнить, что когда Христос взял учеников на молитву, нуждаясь в поддержке, перед тем, как Его схватили, молитва длилась один час. Спаситель, упрекая своих нерадивых учеников, указывает точно время, сколько нужно было молиться, чтобы поддержать Учителя: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Матф.26:39,40). Библия говорит, что нам нужно исполняться Духом Святым, то есть, иными словами, присутствие в нас силы благодати, Божьей силы, Самого Духа Святого, будет зависеть именно от того, насколько мы хотим быть наполненными Божьей силой. Как раз исполнение Духом Святым происходит, в том числе, и во время молитвы, которая так похожа на зарядку мобильного телефона или любого другого гаджета. Итак, представьте себе, что вы заряжали телефон 5 минут, то есть, молились 5 минут? У вас появилось одно деление на экране, которое показывает, что немного зарядки есть. Но, как всегда, времени, чтобы зарядить мобильный час или больше, у нас нет. Я представил себе, если бы от часовой молитвы зависела наша жизнь, вот так, не помолился и умер, как бы мы относились ко времени проведенном с Богом? Наверное бы молились очень тщательно и без пропусков каждый день. Похоже, не мало христиан забывают, что молитва — это жизнь нашей души. Не молишься и душа для Бога умирает.

ГЛАВА 3. (3) СЛИШКОМ РАССЕЯННАЯ МОЛИТВА

Со временем человек, практически, ко всему привыкает. Увы, но к молитве так же люди привыкают. А чем чревата привычка? Молитва теряет искренность, глубину и эффективность. Выходит так, что христианин молится, а эффекта никакого, потому что во время молитвы, он думал о совершенно других вещах. Как же выглядит рассеянная молитва? Рассеянность в молитве — молишься и каждое мгновение мысль «соскальзывает» совершенно в другом направлении. Такая молитва напоминает бег с препятствиями. Все же бежишь, но периодически сходишь с дистанции, чтобы подумать о чем-то своем. А затем на дистанцию возвращаешься. Как же приходят мысли иные перебивающие молитву? Вначале всплывают образы, плывут кастрюли, люди, проблемы. А затем уже начинаешь думать об этих всплывающих образах. Особенная опасность есть тогда, когда используешь молитвенный дневник с уже готовыми молитвами. Чтобы не было подобных проблем нужно определенное усилие. Если максимально концентрируешься на молитве и стараешься видеть образы. Дело в том, что любое произнесенное слово порождает эти образы. Если я скажу «песочница» читатель четко представляет себе песочницу. Если я скажу «солнце» или «забор» — то же самое. Конечно, сложно представить себе такие качества Бога, как вездесущий, всемогущий. Но я представляю, как Бог меня везде видит, всегда поддерживает. Представляю Христа распятого, представляю как кровь стекает с креста. Представляю, что вместо Христа должен был быть распят я. Если молюсь с благодарностью о воскресении Христа то представляю пустую гробницу. Я знаю, что православный молитвенный опыт выступает категорически против такого подхода к молитве, считая его прелестью, потому что можно себе напредставлять чего угодно, а там и дьявол просочиться через эти представления. Но Библия, показывает, как пророки видели духовные образы: «Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою (Иез.2:1). Так же, когда Христос объяснял, как Он исполняет волю Отца Небесного, говорил, что делает только то, что видит: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан.5:19). Можно сказать, что концентрация в молитве, умение углубиться в каждое слово, это и есть бодрствование в молитве. А бодрствовать в молитве — это заповедь. Например, Ап. Павел также же говорил о необходимости бодрствовать в молитве: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). Молитва в состоянии рассеянности есть молитва расслабленная, не сконцентрированная на Боге. Я заметил интересный феномен, насколько весь организм может мобилизоваться. Вот находишься в таком расслабленном состоянии, а затем садишься за руль и эта расслабленность полностью исчезает, как-то естественно происходит мобилизация всего тела, всей психики. А вот те водители, которые в состоянии расслабленности ездят, скорее всего, рано или поздно, попадут в аварии. Я стараюсь очень внимательно ездить, и недавно, во время движения, что-то со своей женой очень живо обсуждал. А тут мой 4х летний сын кричит, папа ты на красный свет поехал. Я пораженный, еще и у жены переспросил, она сказала, что вроде бы такого не было. Я и успокоился. А вот уже на следующий день, пришел один брат на молитву и начинает меня подозрительно расспрашивать, ехал ли я в такой-то час, на такой-то машине в таком-то месте? Выясняется, точно, это был я. А он, оказывается, ехал за мной и увидел, как я на красный свет поехал и тихонько молчал, потому что рядом с ним сидел неверующий друг и громко возмущался водителями, которые купили права и ездят нарушая правила. Вот как опасно быть рассеянным во время дороги, не менее опасно быть рассеянным и во время духовного путешествия, во время молитвы, иначе можно так и силу Божью растерять, и благодать потерять. Вывод, молитва должна быть максимально собранная, сконцентрированная. Во время молитвы нужно глубок вдумываться и представлять то о чем молишься. По крайней мере, если кто-то скажет, что ему такой способ молитвы явно не подходит, то максимально концентрироваться на каждом слове, — это уж точно нужно. В иудаизме есть такая подсказочка, — когда молишься, старайся произносить губами, может быть даже шептать молитвы, тогда гораздо легче сконцентрироваться. Высший пример сконцентрированной молитвы — это молитва Христа в Гефсиманском саду.

ГЛАВА 4. (4) МОЛИТВА ПОКАЗНАЯ

Христос постоянно обличал молящихся фарисеев в том, что они все делают на показ, в том числе и молиться. Мой племянник, когда был совсем маленьким все спрашивал у мамы после молитвы: «Мама, я красиво помолился?» Нередко, когда мы молимся публично, нас так же поражает синдром фарисейский. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Матф.23:14). Молящийся больше думает о том, чтобы молиться публично и очень красиво, чтобы все были поражены молитвой, или, по крайней мере, поняли, что молиться умный и духовный человек. А на Боге, во время молитвы, сконцентрированы гораздо меньше. Это случается тогда, когда хочется из молитвы получить несколько эффектов:

1) Произвести впечатление. Чтобы все, кто услышит молитву, были восхищены моим красноречием, моей глубиной, интересностью, нетрадиционностью, оригинальностью молитвы. Потому что если люди поражены этим, значит они поражены и мной.

2) Не подвергнуться критике о слабом уровне молитвы. Если, в первом случае, хотелось молящемуся собрать себе славу, честь, уважение, то во втором варианте, хотя бы, чтобы не подвергнуться критике. А вдруг я что-то не так скажу, не так помолюсь, что обо мне подумают люди? Не буду ли я молиться хуже всех остальных? А то получится, что я глупее других, что ли? Первая проблема — это проблема уже опытных христиан, а второй пункт, больше относится к начинающим христианам. Христос предупреждает, что за такие молитвы нам будет горе, потому что все связанное с подпиткой гордости, а любое проявление гордости перед Богом есть грех. Такая молитва не принимается: «… Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

ГЛАВА 5. (5) УЕДИНЕННАЯ МОЛИТВА.

РАЗНЫЕ ВИДЫ МОЛИТВЫ НЕ ЗАМЕНЯТ ОДНА ДРУГУЮ

Нередко от христиан, на вопрос, — как у тебя с молитвой утренней, — можно услышать ответ: «Все прекрасно, мы с женой и/или с детьми, с другом молимся вместе». Есть ли в таком подходе к молитве ошибки? Известно, что молитва уединения с Богом и молитва, например, с другими людьми, несколько отличается. Кто-то полагает, что молитва уединенная глубже и качественней чем молитва совместная. Я бы не стал разводить спор на эту тему. У каждого христианина есть свой духовный опыт. Одно можно сказать совершенно точно, молитва уединенная не может заменить молитву с людьми. Если у нас, долгое время, дома находятся гости, то мы с женой чувствуем дефицит общения. Я отнюдь не против гостей, просто констатирую факт. И с гостями интересно пообщаться, а вот все равно несколько другой жанр и стиль общения. Сам Христос, во-первых, учит нас иметь уединенную молитву: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6). Кроме этой мысли, Спаситель сам молился именно таким образом. Он периодически оставлял свое окружение и искал уединенной молитвы. Такая молитва и называется «уединенной», потому что человек находится наедине с Богом. «И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один» (Матф.14:23).

   Молитва, когда мы молимся с другими христианами, это словно молитва в ширину. Охватывается много людей. Мы можем услышать молитву других людей, их молитвенный взгляд и поддержать своей молитвой. И все же, в такой молитве, мы не можем быть так открыты и откровенны, как в уединенной молитве и это факт. Но иногда нужно побыть наедине с Богом, чтобы излить все свои проблемы, может быть поплакать, может быть немного помолчать в присутствии Всевышнего. Все же, пожалуй, следует признать, что по глубине отношениям с Богом, уединенная должна быть самой важной, точнее, самой первой. Можно задать вопрос, — почему Христос не ограничивался молитвой совместной со своими учениками? Однако, видим, что Он и с учениками молился, но и имел уединенную молитву. Чтобы все с молитвой правильно выстроить, день следует начинать с уединенной молитва. А затем, в течении дня, лучше искать совместную молитву, потому что она дает другие мысли, другое понимание.

   Некоторые же христиане допускают другую ошибку. Они полагают, если есть молитва уединенная, тогда можно обойтись и без молитвы совместной.

   Кстати, эта же истина относится и ко всем другим видам молитвы. Молитва покаяния не может заменить молитву прославления, а молитва ходатайственная никогда не заменит молитву благодарности. Должны быть все виды молитвы, в обязательном порядке.

ГЛАВА 6. (6) НЕДООЦЕНЕННАЯ РОЛЬ СОВМЕСТНОЙ МОЛИТВЫ

Молитва уединенная, молитва только я и Бог, дает ощущение глубины. Мы можем поговорить с Богом, помолиться самым сокровенным образом. Но вот когда приходит проблема, когда приходит беда, когда нужно нанести сильный удар по силам тьмы или когда нужно сплотиться для усиленной молитвы, вот тогда, ожидается, что христиане выйдут на совместную молитву. И есть несколько важных причин, чтобы нам оценить важность и возможность и силу совместной молитвы. Вот несколько аргументов, по поводу важности общецерковной, совместной молитвы:

1) С совместной молитвы начиналась жизнь церкви и церковь возрастала. Это была практика древних христиан. Первые шаги церкви были связаны в том числе и с совместной молитвой: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42). Из совместной молитвы вырастала церковь.

2) Совместная молитва учит начинающих христиан искусству молитвы.

3) Совместная молитва помогает поддерживать друг друга, подобно тому, как поддерживали руки Моисея Аарон и Ор, когда шла битва между израильтянами и филистимлянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх.17:11,12).

4) Совместная молитва делает саму молитву намного сильней. Одна из причин — мы можем быть на момент молитвы не в лучшем состоянии, однако другие люди, с нами молящиеся, сейчас могут находиться в гораздо лучшей духовной форме чем мы. Вот почему звучит предупреждение: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Представьте, что застряла машина и так сильно застряла, что ее можно только поднять и перенести. Как тут справиться одному? А если подойдут много людей, они с этим справятся. Есть вещи, когда благодаря большому количеству людей можно сделать какое-то важное дело просто значительно быстрей. А есть ситуации, когда самому сделать невозможно. Например, перенести фортепиано. Самый сильный мужчина его не перенесет. В книге Деяния Апостолов рассказывается история о том, как молилась церковь. Петра и Иоанна задержали за проповедь Евангелия. Два Апостола пообещали власти, что не взирая на все запреты будут продолжать проповедовать. Им лишь пригрозили, но отпустили. «Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!… (Деян.4:23,24). Далее, вся церковь молилась, и конечно же, одна из главных тем молитвы, чтобы власти не препятствовали проповедовать Евангелие. Молитва всей церкви была столь сильной, что поколебалась земля: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян.4:29-31).

5) Ап. Павел, как никто другой, понимая важность совместной молитвы, нуждался в поддержке христиан церкви своего служения, просил христиан поддерживать его в молитве: «… умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30). Апостол ожидал избавления от врагов и успеха в своем труде. В Послании к Коринфянам он утверждает, что Бог избавит его от смерти «при содействии и вашей молитвы за нас» (2 Кор. 1:11). Он ожидает, что совместная христианская молитва реально поможет его избавлению.

   Представим себе, что с вами приключилась какая-то трагедия, серьезная болезнь. лично для вас важно было бы, чтобы собрались христиане и помолились, скажем, за исцеление?

ВОПРОСЫ: 1) Почему христиане «сползают» к молитвам, как к готовым фразам и реже искренне, от всего сердца, молятся действительно своими словами? 2) Попробуйте помолиться на тему прочитанного в Библии, а на домашней группе поделитесь опытом? 3) Назовите два измерения в молитве? 4) Расскажите, в чем проявляется ваша искренность в молитве? 5) Можете ли вы сказать, что в молитве разговариваете с Богом, как с другом, искренне и глубоко? 6) Как долго вы молитесь? Хватает ли вам короткой молитвы, чтобы быть заряженным Божьей энергией на целый день и как вы это определяете? 7) Что открыло вам сравнение молитвы с зарядкой мобильного телефона? 8) Насколько ваши молитвы сконцентрированы? Какие проблемы с бодрствованием в молитве? Как и над чем будите работать? 9) Есть ли у вас проблемы с показной молитвой? 10) Насколько вам удается в ежедневной молитве иметь все необходимые пункту от уединенной до покаянной, от благодарности до ходатайства и прославления? 11) Ваша позиция, насколько важна молитва совместная, общецерковная и как часто вы участвуете в такой молитве?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *