ЦИКЛ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ХРИСТИАН. ЧАСТЬ 17. ПРОБЛЕМЫ С МОЛИТВОЙ (2)

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

МОЛИТВА-2Продолжаем цикл отвечающий на вопрос, каким образом от проблем с молитвами можно избавиться и как очистить нашу молитву от ядовитых примесей, которые мешают быть с Богом, наслаждаться общением с Небесным Отцом? Вовторой части мы затронем несколько граней типичных ошибок христиан в молитве: 1) Что нужно Богу рассказывать, а что нет? 2) Молитвы без веры. 3) Молитва без долготерпения. 4) Молитва без учета ситуации. 5) ошибки в покаянной молитве.

ГЛАВА 1. (7). ЧТО НУЖНО БОГУ РАССКАЗЫВАТЬ, А ЧТО НЕТ?

Начнем с самой безобидной ошибки. Хотя такие ошибки не так принципиальны, как все предыдущие и последующие, все же, следует обратить внимание на такие подвохи в молитве, которые лишь мешают наслаждаться вашему общению с Богом и всех, кто вас поддерживает в молитве.

   Меня всегда удивляют молитвы в которых очень подробно рассказывается Богу обо всех движениях не только души, но и тела. Молится сестра: «Господи, Ты знаешь, что я рано проснулась и шла по улице. Потом я зашла в подъезд, Господи, и там я увидела кошку. Я, Боже, так испугалась, что выскочила из неосвященного подъезда и потеряла ключи. Затем, Господи, я очень долго искала ключи, так долго, Господи, что аж устала. Потом, я пришла домой и так устала, что уже, Боже, не было сил еще раз идти и искать ключи. Так помоги же мне их найти!» Услышав подобную молитву я попытался понять, что же меня так смутило?

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Открыла ли сестра свои желания? Безусловно. Но есть еще одна цитата, которая говорит о том, что не следует в молитве говорить лишнего. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Матф.6:7). В прошлой теме мы вспоминали этот стих и объясняли, что речь идет о языческих повторах одной и той же фразу. Но и не только. Этот стих вовсе не говорит о том, что нужно лаконично, кратко молиться, но уж точно чему он нас учит, не говорить ненужного, лишнего. Что же является лишним в этой молитве? Перед тем, как ответить на вопрос давайте еще раз вспомним, какие грани должны присутствовать в молитве, чтобы обращение к Творцу было искренним?

1) Мои чувства. Молилась ли о своих чувствах женщина потерявшая ключ? Да, он сказала Богу, что невероятно устала. Что была испугана увидев кота в темном подъезде.

2) Мои мысли. Женщина рассказал Богу о проблеме с которой столкнулась потеряв ключи.

3) Мои желания. Она высказала желание найти ключ, с Божьей помощью.

Но вот что было совсем лишним — это подробное описание всех обстоятельств. Ощущение такое, когда слушаешь подобные молитвы, что Бог не вездесущий, не всемогущий, что Бог не в курсе того, что происходит и ему нужны подробности.

   Такая привычка есть у детей. Они будут вам рассказывать во всех подробностях все, что только видели, и им все равно, что родители видели то же самое. Они просто хотят делиться. У христиан есть любимый стих оправдывающий всякую наивность: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф.18:3). Но при этом, смысл стиха явно искажается. Нужно быть дитем не в серьезных вопросах, а подражать детям в великом доверии Богу. Почему-то забывается другой стих, подробно объясняющий в чем именно христианин должен быть ребенком: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14:20).

Итак, первый вывод, — не следует Богу все объяснять, пересказывать события во всех деталях. В молитве следует говорить о своих чувствах, о своих мыслях, о своих желаниях. И этого достаточно.

   Вторая, распространенная ошибка, слишком частое произнесение имени Божьего. Еще в Ветхом Завете людям была дана заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно» (Втор.5:11). Нередко можно услышать молитвы, звучащие примерно так: «Я, Боже, хочу, Господи, прославить Тебя, Боже, потому что, Боже, Ты, Господи, достоин, Боже, всей, Отец Небесный, славы». Что бы вы подумали, если бы ваш ребенок обращался к папе примерно в таком же стиле: «Папа, ты, папа, можешь, папа, мне купить, много, папа, папа, конфет, Отец мой?». Наверняка, вы бы сделали замечание своему ребенку и сказали, бы, что не нужно так часто говорить папа, потому что вы и так понимаете, что ребенок обращается именно к вам. У меня есть подозрение, что те, кто обращается к Богу в таком стиле, используют обращение к Богу, не просто как имя, но, как связку. Кто-то экает, э-э-э-э-. Кто-то нукает, ну-ну-ну-ну. Это все слова паразиты. А христиане, мне даже неприятно об этом говорить, но, тем не менее, использует имя Божье, как словесный паразит, слово связку.

ГЛАВА 2. (8). МОЛИТВА БЕЗ ВЕРЫ

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). Тема весьма глубокая и обширная, мы, скорее, ограничимся одним ключевым вопросом, — на что опираться человеку, когда он молится Богу? Например, когда молится христианин из харизматической церкви, он верит, что все христиане должны быть здоровы, и, что болезнь от сатаны. Прогонишь сатану и болезни нет. Для нас, евангельских верующих, такая доктрина ложна. Мы знаем, что Бог допускает болезни, как воспитательную меру. Так было и в Ветхом Завете: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе… Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих… Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком» (Иов.33:14,15,19,29)». То же произошло и с Ап. Павлом, которому Бог допустил болезнь, чтобы помочь выдающемуся Апостолу оставаться кротким и смиренным дитем Божьим. И вот, с таким Библейским богословием, как у евангельских христиан, задают нередко вопрос, на что опираться, когда обращаешься к Отцу Небесному? Он ведь все равно будет делать так, как считаешь нужным? И христианин, не находящий ответ на сей вопрос, приходит к Богу в молитве больше механически, потому что нужно, но веры, практически нет, что Бог может исцелить. Возвращаемся к нашему вопросу, на что же опираться, во что верить, когда молишься?

1) Опора на заповеди Господни. Когда мы, верующие, строго, на основании Библии, молимся к Небесному Отцу, мы опираемся на Его заповеди. Если Бог говорит, что не оставит нас без своей заботы, то мы так и молимся, чтобы Бог поддержал. Когда Бог говорит, что, например, раздражение и крик есть грех, то мы так и молимся, чтобы Бог избавил от сих грехов, а если согрешили каемся, чтобы Господь очистил и простил. «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105).

2) Опора на Бога, не Его милость, мудрость, поддержку и любовь. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Пет.5:7). Приведу простой пример, когда ребенок обращается к папе с просьбой, — Папа, купишь мне машинку? На что же опирается ребенок?

А) Не факт, что папа купит машинку. Может быть даже не купит, скорее всего.

Б) Не факт, что папа купит машинку как можно быстрее. Может быть и купит вовремя, но не факт, что в то время когда ребенок хочет.

   Мой 4х летний сын уже понял, что если что-то серьезное просить у родителей, то только к дню рождения. Так фразу и начинает: «Папа, а купишь мне на день рождения машинку?»

В) И все же он продолжает просить.

Кто-кто, а мой сын не имеет 100% уверенности, что я ему куплю тут же и в то же время, в которое он хочет. Точно так же и у Бога. Ведь мы все знаешь, что есть три варианта ответов на молитву: 1) Да; 2) Нет; 3) Подожди. К тому же Бог не опаздывает и не торопится. На что же тогда надеется мой сын?

— Он знает, что сам себе не может купить такую игрушку. Мы знаем, что Бог гораздо, гораздо выше и сильнее нас. Он совершенство, а мы грешники, стремящиеся к святости. Он всемогущ, а мы ограничены. Он вездесущий, а мы живем в своем маленьком мирке.

— И все же, он знает, что я могу купить ему эту игрушку, что меня нужно просить, что со мной нужно разговаривать.

— Он надеется, на мое снисхождение, мою любовь, на то, что остается элемент непредсказуемости, потому что он не всегда понимает логику родителей.

— Он знает, что все же, из 100% его просьб, я положительно реагирую и покупаю ему то, что он просит, процентов на 10. Он рассчитывает на меня.

   К Бог нужно приходить не с верой, что Он точно сделает все, что я хочу и тогда, когда я хочу, но с верой в мудрость, любовь и всемогущество Божье. Приходить, как ребенок приходит к отцу. Мы, христиане, верим, что Бог учитывает наши просьбы, но, по большому счету, Сам решает как поступать и когда поступать, но лучшим образом для нас. Вспомним царя Езекию, ведь вымолил же себе годы жизни, хотя казалось бы услышал приговор от Бога: «возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет…» (4Цар.20:5,6). Или вспомним, как Осталось только заметить, что христиане совершенно справедливо говорят, что, в первую очередь, нужно искать не руки Божьей, не того, что дает Бог, но Самого Бога, Его любви, Его личности, единства с Ним.

ГЛАВА 2. (9). МОЛИТВА БЕЗ ДОЛГОТЕРПЕНИЯ

Ключевой вопрос, этого раздела, сколько же нужно молиться и до каких пор нужно молиться, чтобы получить необходимое?

Во-первых, Библия учит молиться с постоянством: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:18). Во-вторых, когда речь заходит о постоянстве в молитве, всегда, и справедливо, вспоминают пример, который дал сам Христос, о вдове победившей своим постоянством судью, который Бога не боялся и людей не стыдился. Судья был сражен постоянством этой беззащитной, но настойчивой женщины и сказал: «но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лук.18:5-7).

Из своего христианского опыта я понял, что молиться нужно:

1) Если человек умирает, то молиться нужно до последней минуты его жизни. Всегда есть место чуду, потому что Бог есть Бог чудес. То, что произошло с Езекией, пример приведенный выше, — это же чудо в чистом виде.

2) Если есть сильное желание, сильная просьба к Богу. Молиться до тех пор пока не пойму, что нужно или оставить об этом молиться или же молиться до конца, до победы. Моя история довольно известна. Я молился за свою сестру 16 лет, чтобы она стала христианкой, а за маму и за отца 25 лет, с той же просьбой к Богу.

   Типичная ошибка христиан заключается в том, что большинство бросает молиться не дождавшись пока Бог принесет свои благословения. Сколько талантливых детей бросили музыкальную школу, а ведь могли стать музыкантами? Сколько ребят бросили спорт, потому что не хотели напрягаться, работать над собой, а могли стать выдающимися спортсменами? Я сам знал нескольких невероятно талантливых поэтов, которые так и не захотели трудиться и ждать признания. Сколько одиноких сестер и братьев, которые бросили молиться о второй половине, просто потому что мало веры? Сколько тяжело больных бросали молиться о своем исцелении, по той же причине? Мы пропускаем сотни и тысячи случаев, когда Бог хотел совершить чудо, но так и не совершил.

   Есть вещи которые мы точно знаем из Библии о чем нужно всегда молиться и что точно совпадает с волей Божьей. Например, молитва о близких, родных еще не покаявшихся, молитва о мире, о власти и правительстве. Кстати, очень интересный пример. Вот скажем молитва о правительстве, много ли у нас веры, что это правительство может покаяться? Обычно слишком мало. А ведь нужно молиться и продолжать молиться. Молиться о своей борьбе с грехом. О церкви. О близких, родных, о тех, кто просит молиться и поддерживать.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ С ДОЛГОТЕРПЕНИЕМ В МОЛИТВЕ

  1. Бездумно бросить молиться. Нужно понять от Бога, продолжать молиться или нет. Так и молитесь, — Господи, помоги мне понять, нужно ли дальше молиться или нет.
  2. Полагаться на эмоции. Ой, что-то мне больше не хочется молиться. Например, молился за родного брата, молился. А он взял и нахамил. Все, не буду больше молиться. Что-то мне не хочется. Вот это пример бездуховного подхода.
  3. Немножко помолиться и разочароваться от того, что нет быстрых результатов. Пропрок Божий Самуил говорит Саулу, что тот должен ждать семь дней: «И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать» (1Цар.10:8). Что же делает Саул? Он ждет семь дней, но напряжение нарастает и вот, казалось бы, он так близок к моменту встречи с пророком, но срывается: «И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение» (1Цар.13:8,9). «Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе» (1Цар.13:10,11). «И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда» (1Цар.13:13).
  4. Набирать столько людей для ходатайственной молитвы, что толком ни за кого не сможешь молиться. Вот почему так важно иметь молитвенную тетрадь. Я сам постоянно практикую молитву за людей из тетради, потому что память не держит такого количества людей. «

ГЛАВА 3. (10). МОЛИТВА БЕЗ КОНТЕКСТА, БЕЗ УЧЕТА СИТУАЦИИ

Нередко, при общей молитве, возникает проблема с тем, что молящийся не чувствует контекста. С одной стороны, когда молишься сам, можешь себе позволить все тонкости и нюансы молитвы.

  1. Время в молитве. Так же, индивидуальная молитва, предполагает гораздо больше времени в молитве, чем молитва совместная. Если я молюсь на Богослужении – это три, четыре минуты. Если молюсь с кем-то нужно понимать какого уровня человек с тобой молится. Я помню, как наша семья, когда дети были маленькими, становилась на колени, все молились. Но затем, довольно быстро пришло понимание, что если так дальше пойдет, то я совсем отобью охоту моим детям и моей жене. Есть вещи о которых говорить, вроде бы как и нельзя, бездуховно. Например, что молитва утомляет. Хотя, в откровенном разговоре, мне разные христиане говорили, что молитва длинная, без учета ситуации, может частенько утомлять. Иногда, когда какой-то усердный молитвенник уже помолился за всех руководителей Советского Союза и за всех президентов Украины, а все, кто с ним молятся и ожидают своей очереди помолиться, лишь огорчены, напряжены ожиданием и несколько ставши. Но, одно дело, один раз напрячься и молиться, например, всю ночь, и совершенно другое дело, молиться каждый день всей семьей. Я не хочу навязать традицию нашей семьи всем остальным, но для себя понял, что есть определенный контекст, есть дети, которым сложно долго молиться и каждый день. Мы сделали очень простую вещь, каждый день кто-то молился в порядке очереди. Сегодня, например, я, завтра, жена, после завтра старшая дочь, затем очередь младшей дочери, затем сына.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ТЕХ, КТО НЕ УЧИТЫВАЕТ КОНТЕКСТ, ОКРУЖЕНИЕ.

1) Не думают и не чувствуют других людей. Вот это действительно беда, когда не чувствуют ближнего, а думают только о себе. Этакий духовный эгоизм.

2) Молятся столько сколько хочется, без учета времени.

3) Забирают время у других. Например, молится группа сестер. Первый человек помолился минут 25 — 30, а всем остальным осталось по 2 минуты, потому что всего 12 человек. Арифметика проста, если каждый будет молиться по 10 минут, на молитву уйдет 120 минут, два часа, а люди собрались, чтобы еще что-то духовное проанализировать, порассуждать о христианских темах, поделиться друг с другом проблемами. Вот почему у меня есть сценарий Богослужения, который я готовлю еженедельно, потому что много участников, а время ограничено. Даже, если Богослужение длится несколько больше, все равно, люди ориентируются на время.

  1. Манера молитвы. Если кому-то хочется покричать, поплакать, помолчать, походить, или пасть ниц перед Богом – это прекрасно, в своей непосредственности, но не очень хорошо, когда рядом люди. Я знаю, что как-то сложновато молиться, когда люди плачут, особенно, когда они плачут хронически, постоянно. Я понимаю, когда у человека случилось горе. Но если так, как я видел в одной из церквей, где традиция рыдать, возвышать голос. Все начинают почти плакать, почти кричать и пастор всех перекрикивает. Затем, ведущий в молитве успокаивается, как по мановению палочки, все начинают успокаиваться и молитва заканчивается. Удивительно наблюдать чувства по команде. Молиться нужно так, чтобы никого не смущать, никому не мешать, и всем время понимать контекст. Например, есть в Библии такое слово, характеризующее наше отношение к Небесному Отцу, как к папочке. «Авва». «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» (Гал.4:6). Но то, что хорошо дома не очень хорошо на публичном уровне. Если муж свою жену называет «люсюсюсечка», то вряд ли это будет уместно при стечении народа. Есть какие-то внутрисемейные обозначения, имена любимого человека, котики, собачки, рыбки и птички. Точно так же, если приходит человек в церковь, а в церкви молятся, обращаясь к Небесному Отцу «Папулчика», «Папик», «Папочка». Это может несколько
  2. Слова в молитве. Если я молюсь с человеком, который только начинает свой путь, нужно молиться такими словами, чтобы всем было понятно. Когда мы молимся, да, собственно и когда говорим, нужно, чтобы было два принципа:

1) Чтобы все, что мы ни делаем, все было для обучения, для назидания.

2) Чтобы, ничего не соблазняло, ничего не мешало. Если от нашей молитвы человек сжимается и не может толком помолиться, то где же тогда любовь?

Во время молитвы за Украину, которая происходит каждый день. Подошла семейная пара. Начали расспрашивать, что здесь происходит? Через несколько минут, еще одна. Спрашиваю, посещаете ли церковь? Нет. Хотите помолиться? Да. И вот удивительно. Я молился рядом с двумя семьями нецерковных людей. Это была совсем другая молитва. Я думал одновременно и об искренности перед Богом и о том, чтобы быть доступным и понятым людям, которые, возможно, молятся первый раз в жизни.

   Ап. Павел, достаточно точно пишет о важности быть понимаемым тем, кто молится с тобой: «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается» (1Кор.14:16,17).

ГЛАВА 4. (11). МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ

Слабое покаяние, которая так присуще протестантам, связано с тем, что нет глубокого понимания греха. Кажется, если сильно глубоко не вникать, то, в общем, особо грубых грехов нет и особо каяться не в чем, в конце дня. Вроде бы ни на кого не кричал, вел себя тихо и мирно. Такое поверхностное отношение к покаянию связано с поверхностным восприятием греха. Обычно, христиане смотрят на грехи серьезно, если речь идет о грубых грехах. Но хочу дать одну интересную подсказочку. Если мы начнем смотреть на грехи с точки зрения любви, тогда будет легче оценивать себя, вникать в себя. А ведь, вникать в себя есть заповедь. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). А теперь давайте подумаем о прожитом дне? Все, что не есть любовь – это грех? Безусловно. Так, довольно четко учит Библия. Ап. Павел пишет, если нет любви, все остальное напрасно. Без любви, там где ее нужно проявлять, а мы не проявляем, все пусто, напрасно и греховно. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13:1-3).

   Возникает много вопросов, и если бы мы так глубоко, скрупулезно могли относится к греху, как относится Бог, для которого грех — это мерзость, тогда бы, наверное, и не было бы вопроса, — а в чем собственно каяться в конце дня?

   Как-то мы сидели на кухне и за семейной беседой возник вопрос, почему так часто дети из верующих семей имеют такую поверхностную веру? И это еще в лучшем случае. Да все потому что нет глубоко осознания греха. С детства хороший мальчик, девочка и молится и знают, что есть Бог. Глубина переживания собственной греховности порождает глубину покаяния и, соответственно, глубину потребности в Богу. Это же относится не только к детям верующих родителей (двр), но и ко всем христианам утратившим потребность и необходимость покаяния.

ВОПРОСЫ: 1) Что нужно рассказывать Богу, а что нет? 2) Греховно ли использовать обращение к Богу, как связки между словами? 3) На что опираться, когда приходишь к Богу и молишься, например, об исцелении, и это при том, что абсолютно точно знаешь, Бог можешь болезнью вразумлять? 4) Почему христиане часто бросают молиться не проявляя долготерпения? Как лично вы молитесь с долготерпением и какие у вас по этой теме проблемы? 5) Когда вы молитесь с кем — то, всегда ли думаете о других людях? Какие с этой темой есть проблемы? 6) Почему у христиан, особенно протестантов, так редко глубокое покаяние? Какая главная проблема двр-овцев? Есть ли у вас серьезные проблемы с покаянием? Всегда ли вы каетесь в том, что не являете любовь?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *