ЦИКЛ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ХРИСТИАН. ТЕМА 1. В ПОИСКАХ СИЛЬНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ИЛИ ГДЕ ИСКАТЬ ГЛУБИНУ ОТНОШЕНИЙ С БОГОМ?

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

За мою долгую христианскую биографию достаточно часто приходилось видеть людей, которые страстно желают сильных и духовных эмоций, жизнь христианская, которым кажется стала пресной и не интересной. И что только люди не предпринимают, чтобы эти эмоции раздобыть. Едут на конференции, на встречи, ищут церкви в которых бы были сильные переживания, постоянно задаются вопросом, что в моей жизни не так, если я не переживаю этих эмоций? Люди готовы отправиться в долгое путешествие, чтобы только получить эти эмоции, а в действительности Бог то рядом, причем рядом всегда. Постараемся ответить на ключевые вопросы: Почему многие христиане ищут сильных эмоций? Какие бывают эмоции? Все ли эмоции правильные? В чем проблема, если человек хочет постоянно переживать сильные чувства? Нужны ли нам сильные эмоции или нет? Итак, начнем…

ИНЫЕ ЯЗЫКИВОПРОС 1. ПОЧЕМУ МНОГИЕ ХРИСТИАНЕ ИЩУТ СИЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ?

Наступает момент, когда человек, попавший первый раз в церковь, понимает и чувствует, что именно сейчас пора каяться, помолиться и попросить у Бога прощение за всю свою прошлую жизнь и начать новую по заповедям Божьим. Как правило, в момент покаяния, люди переживают великую радость. Даже Ангелы пастухам, в момент рождения Спасителя, сообщили о радости, пришедшей на землю: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук.2:10,11). Первая любовь — очень сильное переживание. Но проходит какое-то время и радость, как сильное переживание, постепенно испаряется. Начинаешь по этой радости тосковать, но она все не возвращается. И что же делать, как восстановить эти сильные чувства по Богу? Почему же так хочется иметь сильные переживания?

1) Человек ко всему привыкает. Хочется вернуться к остроте утерянных переживаний. Жизнь, в которой нет сильных эмоций, навевает тоску и скуку. Это же касается и христианина. Всем хочется переживать яркие и сильные эмоции. Само слово «привычка» означает потерю сильных чувств. Привычка, например, в супружеской жизни, когда давно забыты слова любви, проявления нежности и подарки. Такая привычка, словно ржавчина, разъедает и убивает отношения с браке, оставляя ощущение совместной жизни, двух посторонних людей, объединенных одним бытом и крышей. А ведь все естество протестует. Хочется переживания любви, хочется ярких чувств. То же самое и по отношению к Богу. Помню, какую невероятную радость испытывал, когда прошел прослушивание в камерный оркестр, в качестве флейтиста. Помню, как ходил по улицам города в каком-то совершенно приподнятом настроении, все повторяя, «Я артист оркестра!», «Сбылась мечта!» А уже через год, рассчитывался с этой же работы без особых сожалений. Человек ко всему привыкает. Но беда, когда привыкаешь к Богу.

2) Хочется переживать Бога, чтобы духовно возрастать и глубже познавать Творца. Нередко христиане, имеющие уже не малый опыт, начинают понимать, что практически ничего не знают о Боге. И какому они приходят выводу? Нужны более глубокие переживания. Тут еще постоянно «точит» мысль, что ты духовно не растешь. А для этого нужна какая-то сверхъестественная практика. И начинают искать это глубокое познание Бога в том, в чем искали коринфяне, которых так резко, но с любовью, критиковал Ап. Павел. А они искали в чудодейственных дарах, так страстно желая говорить иными языками. Павел к ним пишет целое послание, в котором большая часть отводится объяснению феномена «иных языков». У нас несколько иная тема и мы не будем вдаваться в причины и объяснение сего явления. Поговорим лишь о страстном желании коринфян иметь эти иные языки. «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1Кор.14:2). Получить такой феномен, когда человек начинает, с точки зрения неверующего, бормотать какие-то несвязные звуки, слова и предложения, кажется, дает такое глубочайшее переживание Бога. И вот, начнешь так бормотать и все, твоя жизнь круто изменяется, и ты становишься ближе к Богу и начинаешь Его более глубоко понимать, переживать. Кажется, что так. А в действительности, говорящие иными языками ни как не духовней, чем не говорящие. Уж поверьте моему громадному христианскому опыту.

3) Хочется ощущать духовное превосходство над другими. Конечно, этот пункт относится не ко всем. Но, положа руку на сердце, разве у нас не бывает приятно — ядовитого чувства превосходства, когда мы узнаем, что читаем Библию немного больше, чему другие люди в церкви, что постимся немного чаще, и познания у нас глубже, чем у других и одаренней мы, чем другие? Вот так и Коринфяне хотели ощущать свое превосходство. «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками…» (1Кор.14:5). В данном месте, пророчествующий, имеется в виду, как проповедующий. «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр.19:10).

   Итак, как видим, существуют три причины, по которым люди так страстно ищут особых переживаний в Боге: 1) Появляется привычка к Богу и прежние чувства утрачиваются. Хочется вернуться к прежней любви, тем более, что к этому призывает Бог. 2) Хочется сильно переживать Бога и Его познавать. 3) Хочется переживать превосходство над другими, — скрытное желание.

ВОПРОС 2. КАКИЕ БЫВАЮТ ДУХОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ?

Многие проповедники призывают игнорировать эмоции, вспоминая важный стих из Библии: «ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7). Неужели все духовные переживания, чувства носят негативный характер и их нужно отрицать? Все ли переживания одинаково правильны или есть переживания, которые больше относятся к ложным, происходящим от прельщения дьявола? Переживания — это всегда реакция наших чувств на какие-то события, какие-то мысли.

   Есть три вида переживаний. 1) От дьявола. 2) От души. 3) От Духа Святого. Человек сам переживает глубокие чувства. Иногда наши эмоции реагируют, но реагируют на какое-то неправильное явление. Такие переживания называют ложными.

1) Переживания от дьявола. Иуда, настолько переживал свое предательство Христа, что пошел и повесился. У него были правильные переживания стыда, но не правильные переживания, что нужно делать. «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14).

2) Переживания от души. А) Переживания от искусства. Такие переживания бывают, когда мы соприкасаемся с искусством. Какой-то интересный роман. Читатель плачет над судьбой главного героя. Музыка, киноискусство. Б) Религиозные — душевные переживания. Привожу выдержку из одного официального исламского сайта: «Хадж – паломничество в Мекку – пятый столп Ислама. Это путешествие является одним из глубочайших духовных переживаний для мусульман мира. Вот уже 14 веков миллионы верующих  мужчин и женщин со всех уголков света, стремясь исполнить свой религиозный долг, совершают паломничество в Мекку – место рождения Ислама. Первая англичанка, совершившая хадж, Леди Эвелин Коббольд, рассказывала о своих переживаниях: «… Слезы текли по щекам многих паломников. Некоторые возвели взор к небу, столь часто становившемуся свидетелем подобных сцен в последние века. Горящие глаза, пронзительные обращения, простертые к небу в мольбе руки тронули меня как ничто и никогда. Я ощутила, будто меня накрыло мощной духовной волной. Вместе с остальными верующими я полностью поддалась Верховной Воле – Исламу». А ведь ислам категорично отрицает саму суть христианства, Божественность Христа, воспринимая Спасителя только, как пророка и то рангом ниже чем Христос, а так же отрицаю воскресение Христово. Приведу еще пример переживаний трясунов, движения, отколовшегося от православной церкви, достигшего популярности в 50х годах 19 века. «Обряд, «возбуждающий дух», состоял из скакания и прыганья (что и явилось поводом для названия секты). Прыгуны объясняли свои действия во время данного обряда ссылкой на Библию, которая гласила о том, что библейский царь Давид «Давид скакал из всей силы пред Господом…» (2Цар.6:14)». Исходя из этого прыгуны считали что Святой Дух может снизойти к избранным людям только во время прыжков, сопровождаемых пением молитв, и только это якобы поможет им достичь Бога… Во время пения стихов на пророка «находил дух». В начале пения пророк начинал потихоньку топать ногами и приглаживать волосы на голове, распаляясь и раскачиваясь в процессе всё больше и больше, пока не достигал полного экстаза и не пускался в пляс по комнате. Через некоторое время пророк подбегал к одной из пророчиц и опускал руки ей на плечи, «передавая» таким образом «духа» ей. Пророчица, в свою очередь, также пускалась в пляс, вовлекая, в свою очередь, следующих адептов, пока все присутствующие не начинали прыгать и скакать по комнате. Некоторые адепты распаляли себя до состояния пены изо рта и конвульсий. Во время пляски пророк бормотал непонятные слова, воспринимаемыми окружающими, как «откровения духа». Как видите, и в первом и во втором случаях, люди искали переживаний и достигали этих переживаний через определенную практику. В первом случае, через паломничество, во втором же случае, через прыжки, доводя себя до экстаза. Совершенно очевидно, что их душа реагировала радость, слезами, переживанием чего-то сверхъестественного, но, заметьте, того, что не соответствует истине. Вот если я вам сейчас скажу, что подарю завтра 10.000 гривен, просто так. У вас будет радость, однако вы даже не подозреваете, что это шутка. А если бы вы знали, то никакой радости бы и не переживали.

3) Переживания от Духа Святого. Подлинные чувства приходят только тогда, когда мы соприкасаемся с истиной Слова Божьего. Сам Христос говорил о том, что радость может быть ложной, неправильной. «однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20). Дух Святой дает чистые, правильные переживания. Все, что связано с Духом Святым — чистые чувства и переживания.

ВОПРОС 3. ОТ ЧЕГО ХРИСТИАНЕ ИСПЫТЫВАЮТ СИЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ?

  1. Проповедь. Послушал и такой подъем, такое вдохновение.
  2. Погружение в атмосферу духовности. То ли конференция, то ли процесс учебы. Помню, после каждой сессии возвращался в свой родной город с девизом «Все Сумы для Христа!». Стадионная евангелизация. Но потом это все куда-то исчезает. И так до новой сессии. Мои братья с семинарии рассказывали то же самое.
  3. Музыка. Бывает переживаешь такие сильные эмоции, прямо в небеса тебя возводят. Но, странно, я знал некоторых христиан, которые жили в грехах, были отлучены от церкви, а вот во время прославления, кажется, достигали седьмого неба, испытывая сильные переживания.
  4. Сверхъестественная практика. Иные языки, падения в духе, святой смех. Кажется людям, на которых находят эти волны, что они сейчас переживают сильнейшее прикосновение Бога, которое их изменит навсегда. А в действительности, очень часто эти переживания носят религиозный характер и к духовности никакого отношения не имеют.
  5. Откровения и видения. Что-то Бог открывает, какие-то пророчества, какие-то картинки в воображении и эти образы сопровождаются сильными переживаниями. «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба» (2Кор.12:2).

ВОПРОС 4. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОТ ДУХА СВЯТОГО, А КАКИЕ НЕТ?

Глубина чувств — это далеко не всегда глубина переживаний отношений с Богом! Есть несколько точных критериев, чтобы понять переживания от души или от Духа Святого, от Бога:

1) Большое желание изменить жизнь. От своей воли к воле Божьей.

2) Переживание глубокого покаяния. Что бы ни чувствовал человек, как бы не переживал, но если эти духовные переживания не ведут к покаянию, — это все пустое. Именно покаяние показывает степень глубины взаимоотношений с Богом. Сам Христос говорил много о покаянии и в приведении человека к покаянию видел свою миссию: «… Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мар.2:17). Фарисеи были очень набожными людьми, но они не переживали покаяния.

3) Любовь к ближнему. И в прощении и в желании помочь, послужить и в терпении.

4) Смирение. Когда Дух Святой нас касается он приносит великое ощущение смирения. Я принимаю критику, я вижу свои грехи поэтому уже не так ретиво обличаю всех вокруг. «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф.11:29).

5) От смирение происходит покой и мир. Эти качества привносит к нам в душу Дух Святой.

Духовность проявляется лучше всего в критические минуты. Посидеть с верующим чай попить, пообщаться — это всегда приятно и хорошо. А вот если обличения, трудный момент, требующий усилий, совместный труд или когда к тебе проявлена несправедливость, вот тогда сразу видно какие отношения у человека с Богом. «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя» (Прит.24:10).

— Переживания от дьявола. Они обязательно приносят разочарование Богом. Или увлечение чем — то иным настолько, что Бог уходит на второй план и предается забвению.

— Переживания от души. Это все остальные переживания, которые часто связаны с религией, но производят плод покаяния. Послушал прекрасную проповедь, заговорил иными языками, получил видение, услышал гениальную песню, славящую Бога, а ничего не меняется вот это уже душевность. Душевность может быт где угодно. Даже, когда человек служит, когда посещает церковь, когда плачет над христианскими книгами и историями. Но душевность переходит в духовность, когда есть те самые пять пунктов, которые мы перечисляли выше.

ВОПРОС 5. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ ПО ЧУВСТВАМ И ПЕРЕЖИВАНИЯМ?

Казалось бы, что же здесь плохого, когда человек ищет сильных чувств и переживаний? Может быть, человеку так естественно остро переживать Бога? Почему вся тема так критически настроена к поиску острых переживаний?

1) Зависимость от сильных эмоций, а не от Бога. Есть одна большая проблема, чувства человека заменяют место Бога. Происходит это таким образом, если я сейчас не «подкачался эмоционально» то мне и трудно жить с Богом, хандра, не желание какое-то что-то делать для Бога. А вот когда мои эмоции заряжены, тогда делать легче. Если активность духовная зависит от эмоций это не очень хорошо. Помните, как часто мы говорим, что если что-то мешает человеку исполнять Божью волю, это является идолом. Выходится, мешающий исполнять волю Божью спад эмоций, показывает, что чувства, ощущение, переживание может стать идолом, может стать для нас богом. Человек становится зависимым от эмоций, а следует зависеть от Бога.

2) Хандра и апатия, когда нет сильных эмоций и отношения с Богом ухудшаются.

3) Хочется минимальными усилиями достигнуть многого — это третья причина на поставленный вопрос. Хочется ярко переживать Бога. Сегодня очень популярны всевозможные курсы и пособия, которые обещают достигнуть невероятных успехов, за рекордное короткие сроки. «Выучить английский за 5 недель!», «Идеальная фигура за неделю!», «12 недель и вы играете на гитаре!». Люди с радостью отдают немалые деньги, записываются на подобные курсы и выясняют, что за 5 недель никак не овладеешь английским языком, разве что выучить грамматику, и то не в полном объеме. А фигура действительно становится идеальной, а потом через две недели набираешь вес еще больше. Есть вещи, которые невозможно достичь за неделю, за две. Чтобы стать мастером в любом деле, уходят годы, а то и вся жизнь. И все же, у людей остается это желание быстро глубоко переживать Бога, и переживать всегда. Духовность это труд. «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:4); «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). И еще одн цитата: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых …» (Деян.20:35). Интересно, что слово «трудясь» переводится, как 1. утомляться, уставать, утруждаться; 2 . тяжело трудиться.

ВОПРОС 6. КАК ОБХОДЯТСЯ С ЧУВСТВАМИ И ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ДУХОВНО ЗРЕЛЫЕ ЛЮДИ?

«Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (1Кор.14:5).

1. Библия призывает искать не эмоций и не сильных перживаний. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33).

2. Нужно не искать переживаний, чтобы быть святым, а быть святым и тогда придут переживания. Если посмотреть следующий стих, после призыв, — искать прежде царство Божье, мы обнаружим объяснение, что понимается под царством Божьим: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).

3. Библия призывает нас быть исполнителем слова. Заметьте, в первую очередь мы прислушиваемся к Библии, к Воле Божьей. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22).

4. Но чувства поставлены в зависимость от нашей воли. Вы удивитесь, неужели мы можем управлять чувствами? Еще раз вспомним повеление Христа о чем следует радоваться: «однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20). Христос дает нам указание о чем радоваться. Это означает, что мы можем влиять на наши чувства. Скажем, у вас хандра от сложных обстоятельств. Пришла какая-то болезнь, какой-то кризис, сложные отношения внутри семьи, непонимание. И вы, поразмышляв духовно, убедились в том, что такие кризисы даются, чтобы улучшить нас и наше отношение к людям и обстоятельствам нас окружающим. Не мы зависим от чувств, но мы управляем чувствами. Печаль может обуславливать радость. Например, Христа распяли — это самая большая трагедия. Окровавленный безгрешный Господь, принесший высший образец любви, висит над всем миром. Можно рыдать, а Христос говорит о том, что следует радоваться и радоваться. Уже сейчас мы понимаем, чтобы воскреснуть нужно умереть. «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан.16:20,21).

В утренней, тихой молитве, вы будите переживать великую встречу с Богом. Все сильные духовные эмоции от того, что мы рядом с Богом. Так же, в служении вы будите переживать самые близкие отношения с Богом, если пытаетесь понять Творца и серьезно служить людям, потому что в этом Дух Святой, в этом воля Божья. Всегда, когда мы выполняем волю Божью, Господь приносит нам великое удовлетворение. В конце — концов, мы созданы Богом для служения, и когда мы выполняем свое предназначение, мы и испытываем глубокие, положительные ощущения. Коринфяне хотели переживать радость от говорения иными языками, а Ап. Павел говорит, что нужно переживать радость от служения ближнему. «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1Кор.14:12). Старайтесь не о том, чтобы переживать что-то сверхъестественное, а старайтесь послужить ближнему, и вот это самое сильное переживание. Вот в какой сфере находяться истинные духовные чувства, что пытается донести Ап. Павел верующих в Коринфе.

И вот еще очень важный вопрос, — нужна ли духовная романтика? Разве не следует Бога любить так же чувствами? Это правда, что Бога нужно любить всем своим естеством, всеми чувствами, а не только мыслями. Проведем аналогию с семьей. Как в семье чувства способно иссякать и над повышением эмоций следует работать, так и в отношениях с Богом, чувства могут таять. В таблице видно, как можно вернуться во взаимоотношении супругов к более сильным чувствам, переживаниям.

СЕМЬЯ ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ
1. Свидания 1. Каждое утро свидания с Богом
2. Внимательно всматриваемся в черты родного человека 2. В молитве внимательно всматриваемся в Христа
3. Говорить слова любви 3. Говорить слова любви
4. Дарить подарки 4. Лучший подарок Богу это служение от преданного сердца

Каждое утро переживайте с Богом свидания.

Внимательно всматривайтесь в Богом, когда читаете Его Слово. Продолжайте изучать Его характер, Его милость и любовь. Говорите часто Богу о том, что вы Его любите и как вы Его любите. Осознайте, если вы служите для Бога, жертвуете финансы, поддерживаете людей, это все подарок Богу. когда вы будите все это делать, вы, уверяю вас, вновь начнете переживать Божьей присутствие в вашем сердце и тогда не следует искать Бога в иных языках или в видениях, переживаниях, каких-то эксклюзивных проповедниках. Вы рядом с Богом, если выполняетет Его волю и это все, что человеку нужно и важно. Остальное приложится.

ВОПРОСЫ:

ВОПРОС 1. ПОЧЕМУ МНОГИЕ ХРИСТИАНЕ ИЩУТ СИЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ?

ВОПРОС 2. КАКИЕ БЫВАЮТ ДУХОВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ?

ВОПРОС 3. ОТ ЧЕГО ХРИСТИАНЕ ИСПЫТЫВАЮТ СИЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ?

ВОПРОС 4. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОТ ДУХА СВЯТОГО, А КАКИЕ НЕТ?

ВОПРОС 5. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ ПО ЧУВСТВАМ И ПЕРЕЖИВАНИЯМ?

ВОПРОС 6. КАК ОБХОДЯТСЯ С ЧУВСТВАМИ И ПЕРЕЖИВАНИЯМИ ДУХОВНО ЗРЕЛЫЕ ЛЮДИ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *