ЦИКЛ. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ И ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСЛАВЛЕНИЯ БОГА. ЧАСТЬ 1

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ПРОСЛАВЛЕНИЕ 1.Итак, мы начинаем большой цикл, рассчитанный на три части. Мы постарались прежде всего поставить вопросы, которые обычно возникают у христиан по поводу невероятно интересной и такой же глубокой темы, как прославление Бога.

ГЛАВА 1. ПРОСЛАВЛЕНИЕ. ВЗГЛЯД В ВЕЧНОСТЬ

   Чтобы понять цель чего бы то ни было, как вариант, причем вариант весьма эффективный, следует посмотреть на конец цели. Я вспоминаю Мартина Идена героя истории написанной Джеком Лондоном. Его герой, простоватый моряк, страстно полюбил девушку из высшего аристократического общества и положил все силы, чтобы достичь того же уровня, чтобы только завоевать сердце возлюбленной. Однако, когда он достиг цели его разочарование было бесконечным. Какая же цель прославления? Давайте зайдем с обратной стороны с точки зрения окончания жизни. Я уже неоднократно вспоминал, как уходила в вечность моя мама. Она показала смысл человеческой жизни, как великая вера принимающая любые вызовы и полагаясь на Бога достойно и по христиански уходила в вечность. Кажется Кови, великий специалист по самоменеджменту, учил, понять качество своей жизни легче всего можно представив себе, чтобы люди должны были сказать о вашей жизни? Какой итог?

   Возвращаясь к нашей теме, чтобы понять смысл прославления нам нужно посмотреть когда кончается прославление и какой можно подвести итог? Так вот, прославление не заканчивается. Можно сказать, что в полной мере прославление только начинается в вечности и прославление это то, что останется в вечности.

   Когда сброшена вся суета, все наносное и тогда остается только самое ценное, самое вечное. 1) Вечно созерцать и наслаждаться тем, что находишься вместе с Богом, рядом с Богом. 2) Вечное прославление Бога. «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр.5:13,14). Еще одна цитата из Откровения, которая углубляет наш взгляд на прославление в небесах. «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:6-13). Заметьте, как расширяются волны прославляющих Бога. Сначала нам показаны только 4 животных и 24 старца. Затем Иоанн, пишущий книгу Апокалипсис, видит многих Ангелов вокруг престола на котором восседает Бог и вех славящих Бога число было «тьмы тем и тысячи тысяч». Эта цифра означает, что ее, практически, невозможно сосчитать, то есть очень и очень много спасенных существ славящих Бога. А далее еще круг расширяется, это уже третий круг. Эти существа «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» так же присоединяются к хору прославляющих. Вначале говорилось, что они поют песню, причем новую песню. Таким образом мы делаем несколько простых и понятных выводов:

1) Все существа населяющие небеса, без исключения прославляют Бога. Это то чем в вечности мы будем заниматься.

2) В прославлении не просто произносятся слова, но поются песни. А песня состоит из двух компонентов — поэзия и музыка.

3) Используются музыкальные инструменты.

4) Все прославление направлено исключительно на Бога.

5) Это прославление звучит беспрерывно, постоянно. Вся книга Откровение наполнена прославлением.

14 славословий в книге Откровения:

Кто славословит Кого славословят
4:8 Четыре животных Бога Отца
4:11 24 старца Бога Отца
5:9-10 24 старца и 4 животных Агнца (Христа)
5:12 Множество ангелов Агнца
5:13 Всякое создание Бога Отца и Агнца
7:10 Убитые во время великой скорби Бога Отца и Агнца
7:12 Ангелы, 24 старца и 4 животных Бога Отца
11:16-18 24 старца Бога Отца
15:3-4 Святые, пришедшие от великой скорби Бога Отца и Агнца
14:5-6 Ангел Бога Отца
14:7 «Ангел от жертвенника» Бога Отца
19:1-3 Многочисленный народ Бога Отца
19:4 24 старца и 4 животных Бога Отца
19:6-8 Многочисленный народ Бога Отца

ГЛАВА 2. ВСЕ ДЛЯ БОГА ИЛИ ЗАЧЕМ БОГУ ПРОСЛАВЛЕНИЕ?

Что такое прославление Бога? Цель прославления? Прославление — это просто пение или что-то значительное большее? Цель христианской музыки, цель прославления – прославить Бога. Звучит весьма тавтологично, но справедливо. Однако наша простая формула лишена деталей и нюансов, которые важно рассмотреть, чтобы углубить взгляд на суть прославления.

   Прославление Бога является центром взаимоотношений между Богом и человеком. Человек создан для того, чтобы прославить Бога. Человек прославляет Бога:

1) Поступками.

2) Своей жизнью.

3) Музыкой.

Мы будем говорить о прямом прославлении — музыкальном, песенном. Начнем с того, что приведем цитату из Библии в которой прямо говорится, все должно принадлежать Богу, всем должно быть направлено на Бога. «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Из этой аксиомы вытекает следующая, — Бог дал человеку определенные способности, чтобы человек направлял в двух направлениях, для поддержания своей жизни, жизни своей семьи и общества — это одно направление, земное и самое важное, чтобы таланты были направлены на Бога, для Его славы. Первичное служение талантов, чему все должно быть подчинено — это прославление Бога.

«тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря» (Откр.4:10).

Нужно ли наше прославление Богу? Понятно, что прославление нужно человеку. И мы сейчас будем рассматривать причины, почему так важно, жизненно важно человеку прославлять Бога. Но зачем же Богу наше прославление? Мы же когда благодарим человека за добро, которое он нам сделал тем самым показываем, что мы помним о нем, что имеем благодарность. Но это так же нужно и нам. Когда мы благодарим человека это так же очень сильно касается и нас самих. Такая благодарность сохранит наше сердце от грубости, черствости и эгоизма. Помнящий добро человек имеет и сердце не забывчивое доброе. Давайте вспомним, как часто Бог просил не забывать о Его благодеяниях. «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет» (Втор.8:2). В этой цитате Бог очень просит помнить о том, как Творец поддерживал еврейский народ на пути из Египетского рабства. Во второй цитате уже предупреждает об опасности забывания. «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе» (Втор.8:11). А вот третья цитата показывает причину почему так нужно помнить Бога: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор.8:14). Итак, нам нужно помнить о Боге, нужно Его благодарить и славить, потому что именно так мы сохраняем сердце свое от забвения Божьей помощи и милости.

ГЛАВА 3. ЦЕЛЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ

Начинаешь изучать Библию по теме прославление Бога и открывается невероятно широкие ландшафты и глубочайший смысл прославления, настолько глубокий, что наверняка, убежден, отношение размышляющих вместе с нами над этой темой, к прославлению должно кардинально измениться. Итак, мы рассмотрим 9 целей прославления. Отметим во вступлении три важные мысли. Во-первых, именно Бог заложил эти 9 направлений в прославление, это Его план, который мы открываем для себя по новому. Во-вторых, все эти 9 пунктов должны учитываться и быть у христианина во время прославления. И наконец, в — третьих, изучение целей прославления должно вызывать у нас благоговение перед Богом и изменить наше отношение к прославлению с поверхностного на более глубокое, правильное и, прежде всего, библейское. А ведь все что мы не делаем, все должны делать по воле Его.

1) ПРОСЛАВЛЕНИЕ — ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ, ТОРЖЕСТВЕННОСТИ, ПРАЗДНИКА. «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак.5:13). У человека накапливаются эмоции радости. Как и в какой форме выплеснуть эти эмоции? Кто — то прыгает и кричит «ура»! Кто-то целует всех ближних. Кто-то теряет сознание от переизбытка эмоций. Но в действительности лучшая форма выражения духовной радости — это прославление. Вспомним, какая радость была от рождения Богочеловека Христа на земле? Ангел сообщил пастухам об этой радости: «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лук.2:10). Но эту радость нужно как-то выражать. И тут Библия показывает нам как выражается радость небесными жителями, Ангелами. Оказывается небеса так же, как и люди, выражают радость через пение. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:13,14).

Из этой цитаты можно сделать выводы:

1) Земна музыка есть отражение музыки небесной. Если нас на земле может пленять красота музыки, то насколько же совершенной музыкой мы будем наслаждаться в небесах.

2) Бог дал музыкальные способности не только людям, но и Ангелам. Ангелы имеют слух, умеют создавать музыку и умеют петь, причем петь самым прекрасным образом. Не даром так часто на фресках средневековья изображались поющие Ангелы — это чистая правда.

3) Когда поют люди они подражают небесному пению.

4) Но отсюда еще один вывод. Дьявол это то же ангел, но падший и способность к музыке у него сохранилась. Отсюда понимание, что нужно всегда быть аккуратным, особенно молодым людям, с различными стилями и жанрами, памятуя, что князь тьмы и демоны, выполняющие его волю, так же могут создавать музыку. Я сам люблю слушать рок музыку, которая имеет великие образцы, уже ставшие классикой, как правило с глубокой социальной тематикой. Но в той же рок музыке есть такие стили, как блэк метал или оккульт метал, направление которых понятно уже из самого названия поджанров.

5) Хор Ангелов поет радость не только по поводу важных событий на земле, например, о каждом грешнике радуются небеса. Но другое направление Ангельского пения — это прославление Бога и это, первейшая задача небесной музыки.

   Праздничное настроение, ликование, победу, Божий народ всегда отмечал музыкальным прославлением. Например, при открытии храма Соломона: «и левиты певцы, — все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, — одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его; тогда дом, дом Господень, наполнило облако» (2Пар.5:12,13). Любые праздники Израиля невозможно было представить без пения и это были Божьи повеления. То же происходило, когда, после разрушения, был заложен фундамент нового храма Господнего: «Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо — благ, ибо вовек милость Его к Израилю». И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня» (Ездр.3:10,11).

Практический вывод 1го раздела. Когда у нас радость, чтобы эту радость правильно выражать нужно славить Бога. Кажется такая понятная мысль. Но когда мы приходим в церковь и в начале Богослужения некоторые люди стоят и даже не поют, а кто-то отбывает повинность — это значит, что у нас нет радости? Мы, с помощью прославления, настраиваемся на радость. Вот почему важно всем быть и всем петь во время прославления на Богослужении.

— Когда мы поем славу Богу подключаемся к небесному хору Ангелов, который никогда не умолкает, потому что в небесах Бог прославляется беспрерывно.

  1. ПРОСЛАВЛЕНИЕ — ВЫРАЖЕНИЕ ВОСТОРГА ПЕРЕД БОГОМ. Человек, переживающий восторг не может молчать. Радость от торжественности момента от того, что Бог явил какое-то важное, спасительное чудо, это радость понятна. На ситуации когда тебе помогают, когда получаешь желаемое радостью реагируют и люди не верящие в Бога. Они умеют благодарить в земной плоскости, благодарить людей. Но вот переживать восторг от Бога, восторгаться Богом и Его творением — это более высокий уровень и веры и переживания Бога. Если радость можно выражать словами, то восторг требует каких-то более величественных, более прекрасных форм выражения чувств. И конечно же это соединение поэзии и музыки, потому что нет ничего более торжественного, возвышенного, прекрасного. «В этот день Давид в первый раз дал псалом для славословия Господу чрез Асафа и братьев его: славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его» (1Пар.16:7-9); «Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется. Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует! Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем» (1Пар.16:30-32).

   Тот же восторг слышен у пророка Захарии, который даже слово использует «восторг», когда говорит о будущем времени. Однажды Бог соберет еврейский народ вместе и этот народ обретет родину, землю. Это, в наше время, уже случившееся чудо в виде государства Израиль, можно постоянно наблюдать и восторгаться Богом и точностью исполнения Его слова. «И укреплю дом Иудин, и спасу дом Иосифов, и возвращу их, потому что Я умилосердился над ними, и они будут, как бы Я не оставлял их: ибо Я Господь Бог их, и услышу их. Как герой будет Ефрем (имя «Ефрем» переводится, как плодовитый); возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их в возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе» (Зах.10:6,7).

Практический вывод 2го раздела. Мы привыкаем и забываем о Боге. Но если наше сердце оттаивает духовно, если мы начинаем размышлять о своей жизни, вспоминать из какой грязи Бог нас вытащил, как изменил наши души, саму нашу суть тогда возникает не просто благодарность, а чувство восторга Богом. «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Еф.2:5). Если вспомним, что Бог есть Творец вселенной и среди миллиарда звезд есть солнце, есть солнечная система, в которой есть планета земля, а на планете живет 7 миллиардов людей среди которых и я. И Бог меня знает, любит, поддерживает, заботится. Он мой небесный Отец. Если вспомним, что Христос был распят за наши грехи и воскрес. Если вспомним, что Бог открылся нам, подарил нам Библию и Духа Святого. Если помыслим о том, что Сам Господь пребывает в нас: «…Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). Если посмотрим, как живут наши знакомые, люди вокруг нас и сравним их судьбы с качеством христианской жизни, то все подобные размышления могут лишь вызывать у нас не просто благодарность, но восторг. Как часто мы переживаем восторг и как часто этот восторг мы выражаем в песнях, в музыке? А если Бог перестал у нас вызывать восторг это говорит об очерствении нашего сердца. Но даже если и так, мы начинаем Его славить в церкви, в доме Божьем. И это прославление возвращает нас к состоянию восторга. Такой восторг Богом переживал царь Давид и выражал это в псалмах. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс.83:3).

  1. ПРОСЛАВЛЕНИЕ — ОРУЖИЕ ПРОТИВ УНЫНИЯ, ДЕПРЕССИИ, СТРАХА.

ИСТОРИЯ ИОСАФАТА. Часть 1. В царствование Иосафата (870 — 846 г.д.н.э.) вражеская многочисленная армия трех стран пришла уничтожать Божий народ. «После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Маонитской, пошли войною на Иосафата» (2Пар.20:1). Царь, человек знающий Бога и тем боле нуждающийся в Боге, когда совершенно явно сила противника превосходят войско израильтян, начинает молиться искренне признаваясь перед Богом в собственном бессилии и прося помощи и защиты: «Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! И все Иудеи стояли пред лицем Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» (2Пар.20:12-13). На Иозиила, Левита, прямо во время всенародного собрания, сходит Дух Божий и он начинает от Самого Творца вдохновлять людей на битву: «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам. Иуда и Иерусалим! не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами» (2Пар.20:17). Не сложно представить, какое давление страха, в свою очередь порождающего уныние и депрессию, испытывал еврейский народ, когда пришла вместо мирной жизни приходит война, когда вместо долгой и спокойной жизни нависла угроза смерти. И что же делает царь в такой патовой ситуации? «И преклонился Иосафат лицем до земли, и все Иудеи и жители Иерусалима пали пред Господом, чтобы поклониться Господу. И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых — хвалить Господа Бога Израилева, голосом весьма громким» (2Пар.20:18,19). Мудрый царь Иосафат понимал, что именно прославление Бога, песни, причем не плаченые, не лирические, но громогласные песни славящие Бога могут уничтожить страх и уныние. Заметьте, царь мог призвать народ просто к молитве, но нужно было поднять дух народа быстро и эффективно и царь предлагает прославление Бога, песни хвалы.

Практический вывод 3го раздела. Когда обстоятельства на нас оказывают давление нужно не только молиться, славить Бога, но еще и петь духовные гимны, так как это происходило с еврейским народом и эти песню уничтожали всякий страх.

ВОПРОСЫ: 1) Почему именно прославление останется в вечности? 2) Почему все существа в небе славят Бога, а не просто поют песни о разных отвлеченных темах? 3) Зачем наше прославление Богу? 4) Первая цель прославления — радость, праздник. Как вы прославляете Бога, когда у вас радость? И если у вас радости нет прославляете ли вы Бога? 5) Вторая цель прославления — выражение восторга Богом. Чем восторг отличается от радости? 6) Как часто вы переживаете восторг? Как вернуться к состоянию восторга и как музыка может помочь в этом плане? 7) Как прославление может помочь избавиться от уныния, страха, депрессии? Как прославление помогает в вашей практической жизни избавиться от страха и уныния?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *