ЦИКЛ. ЦЕЛЬ, СМЫСЛ И ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСЛАВЛЕНИЯ БОГА. ЧАСТЬ 3

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ГИТАРАИтак, продолжаем нашу тему о музыкальном прославлении Бога. Третью часть мы так и назвали — «оставшиеся вопросы».

ОСТАВШИЕСЯ ВОПРОСЫ

1. Для кого прославление в Церкви? Сам вопрос возникает от того, что у людей нет понимания, что прославление музыкальное есть заповедь: «ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно» (Пс.46:8). Во-первых, разумно, что значит вникать в слова, следить за репертуаром, о чем мы еще будем говорить подробно. Во-вторых, заметьте слово «все», что значит заповедь обращенная ко всем. Прославление не только для молодежи или тех, кто не равнодушен к музыке. Считать, что прославление для некоторых избранных все равно, что считать молитву так же делом тех, кому нравится молиться. Заметьте, ведь не у всех особые способности к молитве и не все красиво и поэтично молятся, однако молитва обязательна для всех христиан.

2. Почему Бог выбрал именно такую форму общения с Ним кроме молитвы? Бог создал человека так, как считал нужным, но с определенной целью, чтобы мы в жизни искали Его, нашли, жили с Ним, поддерживали с Ним постоянные отношения. Бог дал интеллект – найти и осмыслить веру, давать неверующим аргументы, чтобы и они приходили к Творцу. Бог дал эмоции, чтобы мы Его переживали эмоционально. Дал некоторым людям талант выражать эмоции в соединении звуков. И эти звуковые соединения, звуковые вибрации находят отклик в душе человека. Так устроил Господь. И в церкви Бог хочет, чтобы звучала музыка славящая Его. Эта встреча происходит на условиях Бога, на Его территории и через те таланты, которые Он нам дал. Прославление — это встреча с Богом? Как эта встреча происходит?

3. Роль группы лидера прославления и в процессе прославления Бога? Группа проводник, посредник между Богом и человеком в процессе прославления. Группа помогает эмоционально и интеллектуально соединяться с Богом через прославление. Группа напоминает воронку, которая, в самом лучшем смысле втягивает нас в процесс прославления, помогая избавиться от всех суетных мыслей и раненных чувств.

4. Какие предусловия правильного прославления? Что происходит во время прославления? Все наши мысли и чувства отходят на второй план. Сейчас только Бог в центре нашего мира, нашей жизни. Мы сосредоточены на Том, кто дает жизнь и Кто достоин всей славы. В прославлении есть две стороны Божья и сторона человека: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18,19). Когда христиане славят Бога, у них открывается сердце духовное. А Бог в это время, идет на встречу человеку и наполняет его сердце Духом Святым.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ПРОСЛАВЛЕНИИ

1) Зрители или поющие? Первая ошибка — не сколько участвовать в прославлении сколько созерцать, только не Бога, а все, что происходит на сцене. В каких платьях поют солистки, насколько они симпатичны? Сколько музыкантов и с какой скоростью перебираются струны? Но ошибка заключается в том, что такое участие в прославлении к Богу не имеет никакого отношения. Прославление есть форма молитвы. Представьте, что вы, во время молитвы, вместо того, чтобы обращаться к Богу стоите и рассматриваете, как выглядят участники молитвы, как они одеты. Это уже какой-то вызов Богу. Простите за банальность, но во время молитвы нужно молиться, а во время прославления славить Бога. Зрителей не доложено быть во время прославления.

2) Шоу или Богослужение? Наслаждаться исполнительским искусством, наслаждаться исполнением. Как гитара звучит! А вот как красиво барабанщик сыграл! по такой же аналогии вместо молитвы с человеком стоять и слушать. Как же он красиво молится! А тут такое словечко использует, так образно и емко!

   Концерт или прославление? Современные тенденции таковы, что Богослужение превращается в шоу. Мигают огни, клубится дым, оглушительный звук наполняет зал и все дружно прыгают, в темноте, которая характерна для баров и ресторанов. Если суть прославления в том, чтобы сконцентрироваться на Боге то следует убирать внешние раздражители. Я понимаю, когда есть программа для неверующей молодежи, которая вначале будет встречать по одежке. Но для верующего человека важна сама суть прославления, а это воспевать красоту и величие Бога. Шо́у (англ. show — показ, представление) — мероприятие развлекательного характера демонстрирующееся публике и имеющее постановочный характер. Церковь — это точно не шоу. В церкви главные компоненты это сила слова Божьего и молитва. Одна из форм молитвы, как мы уже и говорили, прославление. Так же Богослужение не является концертной программой. Прославление помогает подключиться к Богу.

4) Игнорировать прославление так, чтобы даже не приходить в церковь на начало Богослужения. Как-то разговаривал с сестрой посещающей одну из церквей нашего города. Она довольно прямо сказала, что специально в церковь опаздывает на прославление, потому что ее не устраивает ни стиль музыки, не исполнение. Ее это все не вдохновляет. Такие люди отрезают важную часть от Богослужения. Это все равно, что отрезать от пальто один рукав и так ходить. Ходить то можно, но не удобно и не красиво. Бог задумал Богослужение так, что прославление музыкальное есть важный и весомый компонент. Чем чаще прославление игнорируется тем больше от него человек отвыкает и против него настраивается. И наоборот. Важно почувствовать вкус прославления.

5) Не петь. Люди молчат по разным причинам. От непринятия стиля до сложности песен, от отсутствия настроения до чувства скуки от музыки. Один пастор все повторял, что петь нужно всем, потому что даже если вороны так созданы Богом, что славят Творца. Поющий, насколько бы у него не отсутствовал слух, призван славить Бога, в том числе и музыкально, и в этот момент славящий наполняется Духом Святым, о чем уже не раз говорилось. Но подчеркиваем, что Дух Святой наполняет во время прославления и не имеющего слух. Не петь — это большая ошибка, такая же, как игнорирование молитвы. Интересно, что в небесах будем петь все. Как же приготовиться к небесному пению? Иногда думаю о том, что земное прославление есть репетиция к небесному. Не поющий, лишает себя возможности наслаждаться красотой Божьей, исполнять Духом Святым, переживать силу прославления музыкального совместно со всей церковью.

В конце концов, не петь — это нарушение Божьей заповеди.

Б) Не петь, потому что просто не хочется. А как же жертва? «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Жертва — это то, что не хочется, то что жалко, то что сложно, но на то это и жертва. Бог, точно зная природу человека, обращаясь ко всем ученикам Своим говорит, что нам не следует забывать приносить жертву хвалы. Какая бы ни была песня, насколько бы она нам не нравилась, какое бы нас не одолевало настроение, а мы все равно поём и славим Его!

ИЗ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОЙ МУЗЫКИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые христиане пели духовные гимны, которые связаны с народной музыкой. В 4м веке, Ефрем Сирин, один из отцов церкви, сочинял песни так же основанные на народной музыке. В это же время рождаются латинские духовные гимны, опять-таки берущие свое начало из греческой, античной музыкальной культуры. Первая церковь, таким образом, сильно заимствовала мелодический и гармонический ряд из светских источников. Но в 6м веке папа Григорий Великий создал то, что стало известным как григорианский распев. Все голоса пели в унисон, музыкальные инструменты почти не использовались, разрешалось петь исключительно только мужчинам. Григорианский распев стал традиционной музыкой церкви и был связан с категорическим запретом что-либо менять в церковной музыкальной культуре. В средние века музыка становилась еще более отделенной от светской музыкальной культуры, что привело к ее сакрализации. Простые люди, в домах, на праздниках, включая религиозные, пели песни, которые по своей простоте, не могли иметь место во время Богослужения. Но за долго до Лютера, поднявшего волну протестантизма против засилия искажающих Библию представлений втянутых в церковь, были разные группы искренних христиан, старающихся в чистоте выполнять Библейские заповеди. Например, Моравские братья в Чехии, находящиеся под влиянием Библейских идей Яна Гуса сожженного на костре за стремление вернуться к Божьему слову от заблуждений преданий. Моравские братья возвращали музыку к народу и издавали свои сборники духовных гимнов (1504 г.), в основе которых лежала мелодия понятная и легко исполняемая обычными людьми и исполняемая вне церкви. Католическая церковь восстала против такого, как им казалось, омерщвления музыки.

   Мартин Лютер, один из видных авторов реформации, протестантизма, естественно изменял и форму Богослужения. Именно он ввёл пение всей общинной, которое позже начали называть — протестантским хоралом, а сегодня еще проще «духовными гимнами для общего пения». Приведем цитату легендарного немецкого реформатора: «Еще я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы… Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор клириков» (Formula missae). Сам Лютер за основу своих мелодий брал два источника. Первый, это церковные — католические напевы, а второй — народная музыка. В это сложно поверить, но один из основателей реформации просто заходил в пивной бар и слушал какие мелодии поются людьми, затем брал эти мелодии и на них сочинял христианские тексты. А в немецкий паб был местом где простые люди могли встретиться и отдохнуть и особых альтернатив не существовало. Там, естественно, пелись простые народные песни. Именно так родился знаменитый гимн: «Твердыня крепкая наш Бог, скала непоколебимая». «Лютер удивлялся, что в светском искусстве «столько прекрасных песен, а у нас в церкви такая скучная дрянь». «Зачем, — спрашивал он, — оставлять все хорошие мелодии дьяволу?». Иезуит Адам Конзениус сетовал на то, что «Лютеровы гимны разрушили больше душ, чем его писания и речи». Испанский монах Фома Иисусов замечал: «Удивительно, как эти гимны распространяют лютеранство. Их пели на рынках, на улицах, в поле».

После Лютера, знаменитый проповедник Евангелия Чарльз Уэсли, использовал народную музыку, чтобы составлять песни используя, как мелодии из академической музыки, например из модных опер того времени, так и народную, популярную музыку, считая, что это прекрасный способ обучать Богословию, потому что словам придавалась большое значение. Говорят, что большой поклонницей таких гимнов была сама королева Англии.

   Интересно, что духовные гимны, которые сейчас считаются незыблемыми и традиционными, например, песня, поющаяся всеми на Рождество: «Тихая ночь» были часто и резко критикуемы. Например, регент собора в Майнце Георг Вебер назвал эту песню «вульгарной, вредной и лишенной всяких религиозных и христианских чувств». Великое произведение Генделя «Мессия» церковные критики разбили в пух и прах считая недопустимым светским языком говорить о духовных событиях. А еще сложнее поверить, что в первых баптистских церквях, в 17м веке, так же были большие споры петь ли народную музыку всей церковью или только хор должен был исполнять возвышенную религиозную музыку. Баптистский пастор 17 го века Бенджамин Китч известен тем, что ввели церковные гимны для общего пения в церковь. Но в результате такой реформы он сам потерял 22 члена церкви, которые принципиально ушли в непоющую церковь, считая это более благоговейным. В США, куда приезжало громадное количество гонимых протестантов из Европы, первоначально считались набожными только медленными духовные песни. Быстрые уже были делом, как гласила традиция, самого дьявола. Однако, довольно быстро, ситуация изменилась. В 18 веке был выпущен новый сборник духовных песен для общецерковного использования, но уже к 19 веку пришлось выпускать новый, потому что духовные мелодии прошлого века утеряли свою современность.

   То же происходит с современным христианством. Нередко вижу женщин и мужчин в возрасте, которые одеваются в стиле моды их молодости, что нередко выглядит несколько странным и не вписывающимся в современный контекст. То же происходит и с музыкой. Более старшему поколению нравятся духовные гимны на мелодии их молодости, поэтому не стоит удивляться, что пожилые сестры могут петь песни на очень модные мелодии 50х, 60х и где-то начала 70х. Для молодых людей такая музыка кажется несколько старомодной. Но в том то и суть церкви, что она должна быть для всех. А это означает, что «Церковь Рождества», как и многие другие протестантские евангельские церкви, выбирает совершенно правильную стратегию работая в трех направлениях: 1) Современные песни, более близкие молодому поколения, даже с привкусом мягко рока; 2) Песни, которые традиционные, классические для протестантских церквей разных конфессий: «Великий Бог, когда на мир смотрю я» или «Люблю господь Твой дом»; 3) Народные песни, которые близки более старшему поколению с модными мелодиями двадцати лет назад, но которые не теряют своей актуальности и в наше время. Такие песни, как «Ты не печалься, не беспокойся», «Дух Святой, прикоснись ко мне Своим крылом». И все эти три направления важны и нужны для церкви, которая хочет быть близкой, понятной и приемлемой для всех людей, которая хочет, чтобы все люди пели. Задача не из легких, потому что каждому поколению и каждому стороннику одного стиля кажется, что именно то, что им нравится, то, что им близко и есть самое Божественное, самое актуальное и самое благоговейное. Вот тут то и происходит путаница, когда свой вкус выдается за единственно правильный взгляд.

   Одна из сложностей группы прославления заключается в том, что нужно исполнять песни, часть из которых не очень нравиться в плане стиля, не совпадает с музыкальным вкусом исполнителя. Расскажу, как мы шли к тому, чтобы перестать воспринимать прославление исключительно, как дело частного вкуса. На заре нашей церкви у нас была очень талантливая группа музыкантов, невероятно талантливая, но те ребята имели очень четкую позицию: «Мы категорически не будем играть то, что нам не нравится. Нужно воспитывать вкус у людей». Увы, из этих ребят, практически, никого не осталось. Я был молодым и неопытным пастором. Если бы сейчас была подобная ситуация с музыкантами говорил бы уже иначе. А вот с нашей современной группой прославления мне очень приятно вместе славить Бога. Вот скажем у нас появляется новая песня «Украина». Она явно отличается от обычного репертуара. Более фольклорная песня. Мы садимся с нашими музыкантами и начинаем рассуждать о том, что специфика церковного прославления в том, что мы не можем играть только молодежный репертуар. Мы совместно вырабатываем концепцию суть которой сводится к тому, чтобы сделать невозможное, постараться подбирать песни, которые могут быть близки всем возрастам, людям с разными музыкальными вкусами. Рик Уоррен в своей легендарной книге «Целеустремленная церковь» пишет, что вопрос музыки, вопрос прославления, есть один из самых сложных вопросов. И не по одному вопросу не происходит столько споров, как по вопросу церковной музыки.

   Наша концепция проста. Когда мы учим новые песни стараемся чередовать, одна песня для более старшего поколения или поколения, которое любит более народные песни, другая песня должна быть современной. Нередко такие песни называют молодежными. Но мое поколение, которое выросло на рок музыке, пожалуй, слушает именно молодежную музыку. Но опять-таки, мы говорим о вкусах, а это сфера тонкая.

Продолжаем нашу тему: «Ошибки в прославлении Бога».

6) Мешать другим людям во время прославления.

  1. Как славить Бога, когда нет слуха? Если у вас нет слуха, все равно нужно петь, потому что это заповедь. Однако не нужно петь громко если вы о себе знаете, что фальшивите. Пойте тихо и не забывайте, что ваша душа поет, не взирая на способности, но чтобы душа пела нужно возгревать, разогревать такую способность точно так же по аналогии с дарами. Интересно говорит Ап. Павел обращаясь к Тимофею, молодому пастору, чтобы он пользовался своим талантом и возгревал его: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6). Слово «возгревать» переводится, как — зажигать и разжигать. Так и поющий, славящий Бога возгревает в себе такую способность, а если и нет талантов музыкальных то возгревает желание тихо славить Господа, но вместе с церковью.
  2. Чрезмерно поднимать руки в стиле «самолет». Мы как-то были в одной церкви в Крыму. Во время прославления брат так поднял руки, что рядом с ним никто не мог находиться. В некоторых харизматических церквях шатаются так, что слева и справа так же желательно, чтобы были пустые места. «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8).
  3. И уж тем более разговаривать во время прославления. Нам не следует забывать, что прославление — это форма молитвы.
  4. Излишняя эмоциональность. Помогают ли нам эмоции в прославлении Бога? Следует найти некоторую середину, чтобы не подскакивать на месте, не прыгать, не мешать своей чрезмерной эмоциональностью соседу рядом справа, слева, а может быть и всей церкви.

6) Во время молитвы и песни думать о чем-то своем. Понимаю, что нередко мысли тяжелые, тревожные или же, наоборот, ожидание чего-то приятного, радостное предвкушение, мешает нам славить Бога. Однако Библия говорит, что человек устроен таким образом, что может направлять свое сердце к Богу. «… Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» (Ездр.7:10). Так каждый христианин может располагать свое сердце к прославлению. От суеты к Богу, от земного к небесному, от бытовых проблем к музыкальному прославлению Всевышнего.

7) Переживать свои эмоции. Например, влюбленная девушка радуется парню, под духовную музыку. Слова некоторых песен предрасполагают к такому эмоциональному переживанию. «Ты мой единственный, Ты моя любовь, Ты Тот, кому я всецело принадлежу». И только в конце песни девушка очнулась, потому что всю песню представляла своего парня, словно она его берет за руку и смотрит влюбленными глазами. Спохватилась. Эта же песня о любви Божьей. «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Все им и для Него. Все, включая музыку. Значит и музыка для Него. Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) композитор всех композиторов любил повторять: «Целью и смыслом существования всей музыки должна быть только слава Божия и обновление духа».

8) Грех. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2). Меня всегда удивляло, как люди, живущие в грехах, не каются, не меняют образ жизни, имея в прошлом христианский опыт, продолжают славить Творца. Как мы представляем Бога, как мягкого, нежного или как резкого и сурового? Нам следует понять, что Он может быть и таким и таким, все зависит от того с Кем Бог разговаривает. Сегодня очень много говорят о том, что если у вас несколько детей и все дети разные, следует к каждому искать свой подход. Но и те и другие дети будут предупреждены о наказании в случае проступка. Бог может быть очень резким и категоричным особенно когда люди делают вид, что все хорошо, хотя живут в грехах: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Ам.5:21-23). Кто-то спросит, как же тогда славить Бога грешнику, или христианину, который отпал и живет в грехах? Да очень просто, вначале нужно искренне покаяться и тогда ваши песни Богу будут в радость. А если нет, тогда такие люди мне напоминают мужа, который бьет свою супругу, а потом приходит и поет ей романсы.

9) Снобизм. Не учитывать разные музыкальные вкусы. Сноб — это тот, кто считает, что у всех вокруг вкус плохой, а вот только у меня или у нас хороший. Сноб будет смеяться над теми песнями, которые ему не нравятся, но которые он вынужден играть ради более старшего поколения. Вот со снобизмом мы ведем борьбу, потому что снобизм — это форма гордости. В снобизме нет любви. Именно о снобах сказано: «… все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Фил.2:21). Есть люди такого лидерского склада, а есть люди очень мягкие и корректные. Вот те, кто посмелее, понапористей, подходят и безапиляционно заявляют: «Так, вот эту песню играть не нужно, а вот эту песню нужно». Нет, мы не можем так прислушиваться только к одному голосу. Нам следует всем понять, что у нас нет в церкви человека у которого был бы идеальный вкус, хотя мне все время кажется, что этот человек я, а еще более смешно, что так кажется всем.

10) Петь песни избирательно. Одно дело какую я музыку слушаю дома, а другое, какую я пою в церкви. Конечно же церковная музыка будет несколько отличаться от обычной. Нет не стилем. Как-то был у меня разговор с одним пастором довольно консервативной церкви, который сказал, что у вас музыка не Богодуховенная, а у нас да. Во-первых, мы можем точно сказать, что Богодухновенной может быть только Библия. Во-вторых, тот пастор взял на себя такое право определять какая музыка от Бога, а какая нет? Слишком смело и очень по дилетантски, тем более, что тот пастор очень далек от музыки. Он опирался лишь на свои вкусы. Но придут те же молодые люди и им будет сложно воспринимать музыку той церкви, как несущую Божественное вдохновение. Может быть, их так вдохновит ультрасовременное, мощное прославление, тогда, как многим такой стиль будет, мягко говоря, не близко. Почти всегда спрашиваю у людей, готовящихся к водному крещению, насколько им нравится музыка. Помню, как один брат, которому лет этак 40, сказал, что обошел разные церкви и музыка ему понравилась современностью, хотя он не меломан. Таким образом, мы договариваемся с церковью по нескольким пунктам:

А) Репертуар подбирается с учетом разных вкусов.

Б) Песни новые учатся и на одном Богослужении ставятся с возможностью петь всем, пусть по очереди, но всем.

В) Духовный христианин будет петь все песни, даже те, которые несколько сложно исполнять из-за непростых ритмов и мелодической линии. Но есть слова. Обычно на припеве мелодия более певучая. Даже если совсем сложно, можно повторять слова вдумчиво и сосредоточено.

Г) Группа прославления идет на встречу всем возрастам, иногда отказываясь от своих вкусов, тогда как зрелая церковь будет делать то же и идти на встречу группе прославления, петь то, что не всегда близко и все для того, чтобы дойти до единства и в этом единстве славить Бога. Вот очень важная цитата из Библии, которая должна дать направление всему, что происходит в церкви: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.15:5,6).

Что может делать церковь, чтобы улучшить ситуацию с прославлением?

1) Благодарить прославление. Подойдите после служения и прославьте Бога. Кстати, как правильно благодарить? Славьте Бога за людей, за служение, за старание. Поблагодарите оператора, кроме того, что оператор постоянно получает порцию критики.

2) Корректная критика. Мы репетиции говорим о том, что оператор должен быть самым святым человеком, потому что каждый, почти каждый подойдет к оператору и даст совет. Кто-то скажет нужно сделать барабаны тише, другой же подойдет и скажет, что барабаны нужно сделать громче. И так постоянно. Я только покаялся и начал играть в баптистской церкви на фортепиано. И так помню, как ко мне подошел старый брат и в грубой форме начал говорить, что я играю резко, неправильно и что мне нужно поменять манеру игры на фортепиано. Сказано было очень оскорбительно. Помню, что дьявол тогда мне сильно не то что нашептывал, а кричал, чтобы я бросил церковь раз здесь все лицемеры.

3) Молиться за группу прославления. Поэтому молитесь за группу прославления, молитесь за оператора, подходите, благодарите. Если же у вас есть какие-то пожелания высказывайте их без претензий, но по-доброму подсказывайте, с учетом, что ваши подсказки могут быть очень субъективны.

  1. Что значит — прославление, как способ жизни? И последний пункт, как итоговый. Прославление — это смысл и суть жизни христианина. Конечно же, прославление происходит далеко не только когда мы поем. Прославляем Бога словами, поступками и музыкой. Прославление, для христианина, это не просто раз в неделю на Богослужении. Прославление — это образ жизни. Как молитвой должно быть все пронизано так и прославлением, потому что это часть молитвы, часть нашего обращения к Богу, а поскольку предполагается, что мы контакт с Богом не теряем так же и прославление звучит у нас постоянно. Псалмы призывают славить Бога. Я приведу лишь две цитаты: «вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал…» (Пс.51:11). Первая цитата говорит о том, что человек будет вечно славить Бога, а христиане тем и отличаются от неверующих, что они стараются больше делать на земле именно то, что связано с вечностью, а не только заниматься телесными проблемами. Да собственно и предназначение человека, о чем мы уже не раз говорили, — прославить Бога, славить Творца.

   Вторая цитата говорит нам о том, что в прославлении мы должны не умолкать: «да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно» (Пс.29:13). Библия призывает нас не просто славить Бога в молитвах, что очень важно, но еще и петь. Причем именно о пении говорится достаточно много раз, а точнее если вы наберете слово «пойте» компьютерная программа «Библейская цитата» покажет вам 58 слов, 58 призывов к пению, прославляющему Бога, и это далеко не все цитаты, говорящие о необходимости петь Богу, славить Его через духовные песни.

   Кто же не знает историю о трех мужественных юношах Сидрахе, Месахе и Авдинаго, которые отказались поклоняться другим Богам и остались верными Богу за что их царь бросил в огненную печь. Печь была настолько раскаленной, что, как говорит Библия: «И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго» (Дан.3:22). Возможно мы, увлекшись сюжетной линией, не заметили, чем занимались эти юноши, когда были в печи. «А сии три мужа, Седрах, Мисах и Авденаго, упали в раскаленную огнем печь связанные.И ходили посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа» (Дан.3:23,24). А сам текст их пения дается с 51 стиха этой главы по 90й. Таким образом, мы можем услышать, прочитать, как именно славили Бога эти мужественные и преданные Богу христиане. Вот лишь одна маленькая цитата: «Благословите Господа, звери и весь скот, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, сыны человеческие, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан.3:81,82). Как известно среди них находился сам Христос, который и спас юношей. Когда мы славим и поем в самых сложных обстоятельствах, в огненной печи, тогда Христос помогает нам и спасает. Но Христос не только помогает и спасает в сложных обстоятельствах, Он всегда с нами. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). И вот самое интересное, что Христос не просто с нами, Он находится среди нас и в церкви и в церкви же поет вместе с нами. «возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» (Евр.2:12). Будем же петь вместе со Христом! Пусть прославление будет не просто парой песен на Богослужении, а нашим, христианским образом жизни!

ВОПРОСЫ: 1) Для кого прославление в Церкви? 2) Почему Бог выбрал именно такую форму общения с Ним кроме молитвы? 3) Роль группы прославления в процессе церковного прославления Бога? 4) Что происходит во время прославления? 5) Какие типичные ошибки в прославлении? 6) Вы зритель или поющий? 7) Вы наслаждаетесь исполнительским искусством, шоу или прославлением Бога? 8) Вы часто концентрируетесь на словах? 9) Вы всегда поете и почему иногда не поете? 10) Остаются ли какие-то преграды не петь или теперь вы всегда, без исключений, будите петь? 11) Как славить Бога, когда нет слуха? 12) Часто ли вы, во время молитвы, думаете о чем-то своем? 13) Бывает, что некоторые песни вас раздражают и как вы с этим боритесь? 14) Как изменилось, после этой темы, ваше отношение к тем песням, которые не соответствуют вашему вкусу, но нравятся другим поколениям? 15) Что может делать церковь, чтобы улучшить ситуацию с прославлением? 16) Часто ли вы молитесь или/и благодарите служение прославления? 17) Часто молитесь за группу прославления? 18) Что значит — прославление, как способ жизни?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *