ЦИКЛ: БИБЛИЯ О ДЕНЬГАХ. ЧАСТЬ 1. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДОЛГОВ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

ДЕНЬГИ-1Начинаем большой цикл, который посвящен теме всех тем — деньги, христианское отношение к деньгам. А начнем мы с отстрой, важной темы, которая волнует большинство наших сограждан, большинство христиан долги. Эта тема вызывает, пожалуй, самые большие споры. Обычно задаются стандартные вопросы по теме долгов: Что Библия говорит о долгах? Что такое долг? Какие виды долгов существуют? Можно ли брать долги? Можно ли давать долги? Как отдавать долги правильно? В каких случаях долги брать нельзя? На эти вопросы, с помощью Библии, мы и постараемся ответить. Народная мудрость очень точно описывает проблемы психологии отдающего долги, — берешь чужое и на время, а отдаешь свое и навсегда.

ГЛАВА 1. ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО «ДОЛГ»

Конечно же, мы рассматриваем исключительно финансовый долг. Когда один человек берет у другого человека во временное пользование деньги, которыми он пользуется, на какой-то период, чтобы потом эти деньги вернуть. Первый вопрос, который сразу же возникает, — можно ли брать в долг? «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим.13:7,8). В принципе, быть должником — это плохо. Понятно, что лучше не быть должником. Но Библия нигде не говорит, что долг — это грех. Если человек постоянно в долгах — это плохой и верный признак того, что есть какие-то серьезные, хронические проблемы. Бог, обращаясь к своему народу, еще в Ветхом Завете, указывал, что один из признаков благословений — это не брать в долг, а давать в долг. «Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор.28:1,2); «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор.28:12). Если сказать кратко, главная мысль из этой пространной цитаты — послушные Богу люди будут благословенны и один из признаков благословения — не брать в долг, а давать в долг. Библия говорит, что не иметь долгов это благословение. А быть должником — это что-то противоположное. Но из этой же цитаты мы можем сделать еще один вывод, что брать в долг, в целом, не есть грех. Если бы брать в долг было грехом, то тогда, как праведник может давать в долг, разе праведный человек будет подталкивать другого ко греху? Давайте посмотрим два недостатка состояния «в долг».

1) Долг делает нас рабами заимодавца. «Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца» (Прит.22:7). Имеется в виду состояние определенной зависимости от должника от заимодавца.

2) Берущий в долг надеется в будущем его отдать, но будущее зависит исключительно от Бога и это следует помнить. «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4:13,14). Поэтому не следует быть слишком уверенным, когда берешь в долг.

ГЛАВА 3. ВИДЫ ДОЛГОВ

Существует несколько видов долгов.

  1. Долг из-за жизненно необходимой нужды. Например, Христос предупреждал, что нищие будут всегда. И люди, впавшие в великую бедность, могут быть среди наших близких и родных. А кто как не бедные люди нуждаются в том, чтобы постоянно брать в долг? «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;» (Втор.15:7,8). Интересно, что даже сам Бог призывает нас давать в долг, а не дарить и не обеспечивать постоянно нуждающегося.
  2. Долг из-за роскоши, непотребство. Хочу себе купить то, без чего можно прекрасно обойтись и на что денег нет.
  3. Долг необходимый для бизнеса. Нужно сразу же определиться, что между христианами могут быть разные типы отношений. Конечно это не отставляет саму суть христианства. Но есть отношения деловые. Это когда мы даем в долг на бизнес или на покупку какой-то вещи, без которой можно обойтись. В этом случае цитата Христа: «Просящему у тебя дай» может решительно не подходить к подобной ситуации. Мы же не забываем, что сама Библия призывает нас совершать добро но с рассудительностью: «то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность» (2Пет.1:5). Слово «рассудительность» переводится более точно, как познание, понимание, разумение. Одним словом, делая добро нужно рассуждать и размышлять.

«Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка» (Прит.13:24).

ГЛАВА 4. КАПКАНЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ВТЯГИВАЮЩЕЙ В ДОЛГИ

СУПЕРМАРКЕТЫ И ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ. БАНКОВСКИЕ КАРТОЧКИ. КРЕДИТЫ.

Финансовая системы никогда не будет заботиться о человеке, скорее она будет заботиться о себе. Весь мир стоит на прибыли. Там где работают деньги, там где есть государственная система все направлено на прибыль. Все хотят обогащаться, а обогащение происходит за счет покупателей. Целая наука под названием «маркетинг» работает и развивается. Ее главная задача, — как сделать так, чтобы вы купили то, что вам, в принципе, не нужно.

1) Их изобретение — супермаркеты. Послушайте какие названия «Лавина», «Мануфактура». А маленькие магазины рядом с нашим жильем так и называются, скромно и просто «наш». Помню мама меня все время просила купить хлеб и всегда уточняла «в нашем». Заходишь в такую супермаркетную махину и полки ломятся. И все время эта мысль: «А один раз живем. Сейчас вот это куплю. Сколько можно себе отказывать». И срываешься. А тут еще рядом люди с нагруженными корзинами и с таким гордым видом передвигаются, что чувствуешь себя каким-то нищим и все твое естество начинает бунтовать против собственной бедности. И думаешь: «Им можно, а мне нет. Сколько можно в нищете жить? И подсыпаешь в свою корзину товар, который бы так никогда в жизни не купил». Дочь ко мне приезжала недавно и мы всей семьей отправились в громадный торговый центр «Мануфактура». Я там удивлялся многим вещам. Хожу тепло одетый. Жарко. Тут смотрю, молодые люди ходят без верхней одежды. Где-то гардеробная есть. И родители с детьми фотографируются. Раньше люди гуляли по бульварам, паркам. Теперь же по торговым центрам, всей семьей.

2) Карточки. Кредиты. Забрасывается сеть прямо на человека, которая рассчитана на потребительский инстинкт. На карточке есть деньги, но у нас их в действительности нет. Однако эти виртуальные деньги оказывается можно тратить и получать уже вовсе не виртуальные, а материальные вещи. Есть правда одно но, деньги придется возвращать. Обычно, как отдавать, не очень думается в этот момент, когда надавливает страсть, желание, во что бы то ни стало купить вот эту вещь. Только попадись в эти сети, выпутаться довольно сложно. Сколько людей стрелялись, вешались, сколько семей разваливались, сколько друзей становилось лютыми врагами, и все потому что деньги, точнее неумение мудро распоряжаться деньгами?

ГЛАВА 5. КАК ОТДАВАТЬ

  1. Во-первых, отдавать нужно. Если не отдать — это грех, это долг, который является мощным препятствием в молитвах. Ветхий Завет рассказывает историю о пророке Елисее и вдове, которую оставил муж с большими долгами. Как сказал один пастор об умершем муже этой вдовы: «був святый, але дурний». Что было делать вдове? Может быть бы Елисей сказал бы, что поскольку у тебя такое положение долги и не нужно отдавать? Но пророк так не сказал. Он совершает чудо, чтобы вдова могла продолжать жить и при этом отдать все долги. «Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе» (4Цар.4:1). Пророк говорит, чтобы вдова приготовила сосуды и он наполнил эти сосуды, сверхъестественным образом, маслом. А далее сказал: «Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими» (4Цар.4:6,7).
  2. Отдавать долг нужно во время. А если нет то нужно предупредить. Если человек берет в долг, называет дату, а сам и не ориентируется на эту дату, а лишь пускается во все придуманные объяснения лишь бы только заполучить желанную сумму, то это явный грех.
  3. Не упрекайте давшего вам в долг в том, что он требует у вас назад. Обычно упрекают, потому что возмущает не христианское отношение дающего. Ты же брат или сестра, ты же христианин? Как же ты любовь мне не являешь? Предположим, двое христиан начали совместный бизнес. Разве их отношения не будут носить деловой характер? Я себе представляю, как быстро развалится бизнес, если один их верующих компаньонов скажет, что я на работу не буду ходить, а ты занимайся, потому что ты христианин. А скажешь что-то против меня это уже не любовь и не смирение. Можно прямо сказать, что это образчик типичной манипуляции. Есть, оказывается, христианская манипуляция. И еще, что касается упреков. Как-то интересно получается, те, кто не отдают, они к себе не предъявляют христианские требования, а обижаются только не тех, кто хочет вернуть свои кровные?

4Не рассказывайте причины, которые никак не упоминались, когда деньги брались в долг. Он же не говорил, что отдача долга будет зависеть от какого-то Сережи или Пети, Вадима или Васи. Нет, кажется не говорил. Теперь же, когда пришла пора отдавать, возникают какие — то отговорки, что мне какой-то друг пообещал не отдал и поэтому я тебе не могу так же отдать. А вот когда совпадет дождь, четверг и солнце, и когда все мои должники мне отдадут, тогда, наверное, и я тебе отдам. Это просто грех и даже мысли такие порядочный человек, тем более христианин, должен от себя гнать. Похоже, что люди, которые начинают рассказывать какие-то никому не нужные истории, просто на наших глазах, снимают с себя вину.

ГЛАВА 6. КАК НЕЛЬЗЯ БРАТЬ ДОЛГИ И КАК ПРАВИЛЬНО БРАТЬ В ДОЛГ

  1. Если нет возможности отдать. Сама Библия говорит о том, что берущий в долг и не отдающий есть нечестивый человек, человек совершающий грех. «Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает» (Пс.36:21). Нечестивый — это тот, кто вызывает гнев Божий. Например, человек одалживает 7.000 долларов, а зарабатывает в месяц 4 тысячи гривен. И еще из этих денег нужно вычесть коммунальные услуги, еда и необходимые статьи бюджета семейного. Зачем брать долг, который невозможно отдавать?
  2. Если не знаешь когда отдашь, а обещаешь, что отдашь. Это ложь. Берешь в долг и честно скажи, что я не смогу отдать быстро, а отдам по ситуации. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф.5:37). Лучше не брать, когда не знаешь точно, что можешь отдать.
  3. Если нет согласия между супругами в необходимости брать долг. Если долг разрушает отношения между людьми, особенно если речь идет о родственниках, о супругах и если долг и если кто-то из супругов не берет на себя ответственность, тогда так же не стоит брать в долг. Сначала достигаем согласия со своей второй половиной и только тогда думаем о каком-то важном деле.
  4. Если долг воспринимается, как стресс. Сколько раз мне приходилось слышать, как люди, бравшие в долг ночами спать не могли, теряли сон и аппетит. Жили под такой тяжестью, что возникает вопрос, — а нужны ли такие долги которые отравляют жизнь и перечеркивают радость? Мы отсюда может сделать вывод, что если что-то так сильно отравляет нашу жизнь может быть это и не от Бога? Где плод Духа Святого радость? «Плод же духа: любовь, радость, мир…» (Гал.5:22). Где Божий мир в сердце? И вновь совет, не следует брать в долг если вы теряете покой и приобретаете разбитую нервную систему.
  5. Не отдавши долг брать еще следующий долг. Входить в болото долгов, которое может всосать на смерть. Это вообще категорически запрещено.
  6. Помогать другим так, что при этом самому входить в долги. Или выступать в качестве поручителя. Как только вам предложат выступить поручителем отказывайтесь категорично. Так учит нас Библия. И эта категоричность до того доходит, что лучше пасть человеку в ноги и умолять снять с вас поручительство чем оставаться поручителем: «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, — ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего» (Прит.6:1-3).
  7. Если мотив покупки вещи, из-за которой берется долг, чтобы было как у других людей. А другие люди, руководствуются часто так же этим принципом. И получается, что мы участвуем в крысиных бегах. Молодые люди общаются между собой и тут кто-то достает какой-то ультрасовременный телефон и молодые люди непроизвольно воскликнули: «Это что же получается, мы лохи, что у нас нет такого телефона?»

   Посмотри на внешний вид Билла Гэйста, Марка Цекерберга, основателя Фейсбука. О Гэйтсе известно, что он ездил на скромной машине, скромно одевается, скромно живет. У этих людей какой-то противовес опасности разложения от богатства. У нас же на Украине очень характерно. Люди живут в бедности, но пошел и купил себе самую дорогую шубу, пальто, дубленку. Самую дорогую. Очень дорогой мобильный телефон. Наши бедные украинцы смотрятся намного богаче, чем миллиардеры.

  1. Страсти. Ненасытимость. «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Прит.15:16). Все время хочется нового. Появилась новая модель планшета, старую выбрасываем. Если денег побольше, можно менять даже самые дорогие вещи. Есть такая пословица «по Сеньке и шапка». Мы можем покупать себе лишь то, на что у нас есть средства.
  2. Без четкого плана отдачи. Христос говорил, что перед тем, как строить башню, нужно просчитать. «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее» (Лук.14:28). Никаких эмоциональных всплесков, страстей, импульсивности. Молитвенно, перед Богом, продумываем стратегию отдачи долгов. Нет стратегии не берите. Отказываться от импульсивных, необдуманных займов на желания, без которых можно обойтись.

«Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает» (Пс.36:21).

  1. Без понимания, что делать, если план отдачи денег провалится. За свой небольшой бизнес опыт я приходил к разным людям просить, чтобы мне вернули долг. И, что интересно, никогда не видел, чтобы люди жили впроголодь. Я понимал, что передо мной безответственные люди, которые не готовы отдавать долги и ничем не хотят жертвовать, хотя взяли мои деньги и не отдали и кажется не собираются отдавать, потому что давно себя убедили, что у них нет возможности.

   Я начинал с 500 долларов и мы понимали, что если что-то и произойдет, останемся без всего, но отдать сможем. Было страшно, но именно так и начинали. Вариантов других не было. Бог видел старание и мотивы и помогал.

   Моя мама рассказывала, когда они на машину собирали, то даже нижнее белье шили перешивали, чинили, чтобы только не залазить в долги. Правда, когда купили машину в небольшой долг все влезли, но точно просчитали , что его можно было отдать.

ГЛАВА 7. КАК ДАВАТЬ В ДОЛГ?

  1. Выяснить зачем человек берет в долг. Если берут в долг на бизнес или роскошь тогда вы можете не давать. А если и даете то напомните брату, сестре, что вы переходите на другой уровень отношений, деловой. И после того, как вы выходите на этот уровень, пусть не ожидается, что вы должны простить весь долг. Нет, конечно, как христиане, мы будем прощать. Но вначале нужно провести все переговоры и важно, перед тем, как давать в долг.
  2. Если решение принимается совместно супругами. Если взрослый сын или дочь живет родителями и у них просят в долг так же важно советоваться с родителями.
  3. Задать пять вопросов: 1) Зачем берешь? 2) Когда отдашь? 3) А жена/муж не против? У вас был разговор на эту тему? 4) С чего будешь отдавать? 5) Что будешь делать если твои планы по отдаче провалятся?
  4. За дающим остается право не давать. И тут вы спросите, — как же не давать если «просящему у тебя дай», говорит сам Христос? Нужно понимать, что давать обязательно просящему нужно при нескольких обстоятельствах.

1) Честно ищет и не может найти работу.

2) Случилась беда, несчастный случай, болезнь.

3) Временно большая нужда. Давайте рассмотрим, что значит нужда. Важно разобраться с этим вопросом, потому что очень много спекуляций среди христиан. Всем нам приходилось слышать упреки в стиле: «Дай мне денег, а если ты не дашь, ты не любишь Бога ближнего и нарушаешь заповедь». «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7,8). Причем, важно сказать, что если мы даем на нужду то, соответственно особо и не ожидаем, что нам вернут эти деньги. Мы можем это не проговаривать вслух. Пусть человек будет лучше ориентирован, чтобы отдать. Но внутри себя мы скорее должны быть склонны к тому, что эти деньги к нам вряд ли вернуться. Однако, Бог позаботиться о нас и благословит, если мы отдаем нуждаемся. Но, заметьте, этот долг не носит деловой характер.

  1. Не давать под проценты своему единоверцу, брата или сестры. По крайней мере, в Ветхом Завете есть категорический запрет на не просто давать в долг, но давать под процент. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор.23:19).
  2. Если кто-то пришел к выводу, что никогда не буду давать, потому что меня много раз обманывали и не возвращали, это антибиблейский вывод. Библия повелевает давать тому, кто находится в нужде. Это все равно, что сделать христианину вывод, — я не буду никого любить, потому что меня неоднократно предавали. Такой вывод противоречит Библии. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42). ВОПРОСЫ: 1) Брать в долг — это грех? 2) Почему берущий в долг становится зависимым от того у кого взял? 3) Какие есть виды долгов? 4) Как общество нас втягивает в долги и как мы сами ловимся? Расскажите о своем опыте, когда вы поддаетесь искушения покупать то, что вам не нужно? 5) Какие ошибки при взятии долга? В каких случаях, иными словами, брать в долг не следует и когда можно брать в долг? Расскажите о вашем опыте, когда вы брали в долг неправильно? Расскажите, как вы брали правильно? 6) Как давать в долг правильно и какие есть ошибки с давание в долг?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *