УЧЕНИЧЕСТВО, КАК ЗАБОТА О ДУШЕ. КАК ПЕРЕДАТЬ ЭСТАФЕТУ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Во время первой мировой войны в Германии в семье Шикелгруберов родился мальчик, который так и не получил должного правильного воспитания, любви и внимания. Будучи подростком, он услышал, как отец объявил матери о своем уходе из семьи. С тех пор гнев и ненависть, стремление доказать свою значимость преследовали его всю жизнь. Мальчик, не получивший наставничества и любви, вырос и стал Адольфом Гитлером. Отсутствие правильного наставничества оказывается способно убить миллионы людей, тогда, как подлинное, христианское наставничество способно вернуть миллионы людей к духовной жизни, что доказал лучший наставник человечества — Иисус Христос. Пример, который мог бы проиллюстрировать нашу тему, мы находим в притче о милосердном самарянине, кроме того, будем обращаться и к другим текстам Библии.

ЧТО ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО, УЧЕНИЧЕСТВО. «И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:8,9). Первое убийство произошло между детьми Адама и Евы. Бог уже заранее знал, что произошло убийство, но спросил у Каина, о его брате, чтобы пробудить совесть. Ответ первого убийцы показал, что он подчеркнуто безразличен к своему брату. В этой теме мне хочется довести до каждого христианина, что мы сторожа нашим ближним, что именно мы, в отличии от Каина, должны брать ответственность за людей, но не за всех, а хотя бы за одного на какой то период, чтобы помочь человеку познать истину и жить в ней. О какой ответственности идет речь? Однажды мальчишка шел с отцом по каменистой местности и упал. Он поднял глаза на отца и спросил: «Папа, почему ты не смотришь, куда я иду?» Это прекрасная иллюстрация наставничества. Один человек сказал, что наставник — это плечо, на котором можно плакать. Есть спортивные соревнования, которые называются эстафетой. Победа зависит не от одного человека, но от того, как будет слажено работать вся команда, причем на каждом отрезке отвечает за успех только один спортсмен, затем этот спортсмен передает эстафетную палочку другому, чтобы тот, сделав все необходимое, передал третьему и так до тех пор, пока команда не справится со всей задачей. Библия указывает на этот принцип эстафеты, как на лучший способ расширения территории церкви. Христос призвал 12 мужчин, чтобы обучить их науке, жить с Богом, а затем передать эстафету Царства Божьего через этих апостолов дальше. Апостол Павел, который принял эстафету, передает ее своему ученику Тимофею и учит этого молодого пастора, как передавать эстафету дальше: «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Кроме того, в заповеди Христа заложен принцип передачи духовной эстафеты: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:18-20). В 1992 г. на олимпийских играх в Барселоне (Испания) за Англию, в соревнованиях по легкой атлетике, выступал известный спортсмен Дерик Редман, который до этого перенес 22 операции на ахиллесовой пяте. Нога не выдерживает нагрузки, и Деррик падает, испытывая при этом боль не столько физическую, сколько душевную, разочарование и крушение надежд. Но телекамеры направлены не на лежащего на беговой дорожке, а к пожилому мужчине, который решительно пробирается через полицейские кордоны к спортсмену, берет его на руки и несет. Это отец Дерика Редмана. Мир был потрясен любовью и поддержкой отца знаменитого спортсмена. А между тем Самарянин сделал то же. Он понес избитого: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лук.10:33,34). А знаете, что чувствует Бог, когда видит вас в наставнических отношениях? То же, что и вы, прочитав историю о любящем отце, — вдохновение и радость! И еще, пожалуйста, подумайте о том, что самое лучшее, чтобы вы могли передать другому человеку — это ваше сердце, ваш духовный опыт, научить человека жить с Богом. Деньги все равно заканчиваются. Продукты тоже. Драгоценности могут украсть. Одежда износится. Но научить жить с Богом и дарить Божью любовь ближним – это вечное!

КАК НАЙТИ УЧЕНИКА. Самарянин шел по своим делам и встретил избитого, ограбленного, раздетого человека. Скажите, разве вам это не напоминает состояние многих людей вокруг нас. Они одеты, но только внешне, на самом деле их греховность не сокрыта: «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2Кор.5:3). Что имеет в виду Библия, когда говорит о наготе человека? О чем говорит Бог, когда обращается к Лаодикийской церкви, упрекая ее: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17)? Нагота — это когда грехи человека не прикрыты Божьей святостью. Недаром так часто говорится, что мы должны одеться в праведность Христа. Помните, когда Ной напился, Хам, один из его детей, увидел нагого отца, да еще и смеялся, позвав братьев своих, чтобы они посмотрели на наготу отца? Сим и Иафет, двое остальных братьев, наоборот, прикрыли наготу. Бог смотрит на нас, покаявшихся и принявших Духа Святого, как на одетых в Божью чистоту (Рим.13.14). Дух Святой, словно белоснежные одежды, в которых мы можем появиться на приеме у величайшего из всех царей – Бога. Христос рассказывал историю, как одного человека выгнали из брачного пира, потому что он был не в брачной одежде (Мтф.22.12) Вокруг нас духовно нагие люди, весь их грех открыт для Бога. Но кроме того человек, которому помогал Самарянин, был избит. А разве мало нас били в этой жизни словами, поступками. Когда я слушаю исповеди людей, рассказы о самых страшных и тяжелых моментах пережитого, кажется, что у каждого есть своя дорога, дорога, по которой шел Христос на распятие. Недаром так часто говорится, что на душе даже самых молодых людей остается много шрамов от пережитого, что же говорить о проживших большую часть жизни. А то, что путник был ограблен, так это похоже на то, сколько раз нас обманывали, предавали, подставляли, и сколько раз в жизни мы совершали глупости и ошибки. «Как же найти ученика?» — возвращаемся к нашему вопросу.

1)      Христос говорит: «ИДИТЕ». Чтобы найти ученика, нужно идти к нему. Даже при том, что у нас есть возможность приглашать людей на ежемесячное евангелизационное богослужение, все равно нужно идти и пригласить. Скажите, разве несчастные люди вокруг вас — это редкость? Скорее труднее найти тех, кто был бы счастлив. Вспомните всех своих знакомых, людей с которыми вы общаетесь, соседей, коллег по работе, и вы поймете, что все без исключения нуждаются в помощи. Вы похожи на священника и левита, прошедших мимо избитого, если не приглашаете таких людей ко Христу. А может быть мы проходим мимо людей, которые уже посещают церковь и к которым никто не подходил, а они, может быть, остро нуждаются в вашей помощи, ну хотя бы в добром слове? Зачем вообще люди приходят к Богу? Помимо всего прочего — за помощью. Но помощь-то Бог оказывает через людей! Помните, как Христос кормил пять тысяч? Когда ученики сказали, что у нас нет продуктов, Христос ответил: «вы дайте им есть» (Матф.14:16). Чудо производит Христос, но вы будете передавать эстафету Божьей жизни другим, сами принимая из Божьих рук. Пригласите их на евангелизацию — это значит, что вы пригласите ваших знакомых и родственников коХристу. Люди могут начать с того, что захотят получить что-то материальное для себя от Христа. И так было в Новом Завете, но со временем перед ними откроется вся красота и радость жизни со Христом, и им уже не так нужны будут подарки от Христа, как сам Христос. Затем вы приходите к этому человеку, чтобы просто с ним пообщаться, постоянно молитесь за него, и Бог проявит свою силу в жизни того, с кем вы общаетесь. Начинайте с ним говорить на духовные темы. Продолжайте молиться об этом человеке, чтобы он пришел ко Христу и посвятил свою жизнь через водное крещение Богу. Слушайте, как можно больше о его жизни, и Бог вам откроет его «брешь, пробоину», где только Господь сможет помочь этому человеку. Так было у Христа, когда он беседовал с Самарянкой у колодца. Просто выяснилось, что она в личной жизни несчастлива, а это, тоже выяснилось, связано с ее непониманием правильной веры, правильных отношений с Богом. Знаете, что людям больше всего нужно? Один психолог собирал предсмертные записки всех, кто покончил жизнь самоубийством, и вот что у него получилось, когда он попытался увидеть, что объединяет все эти записки: «Я кончаю жизнь самоубийством, потому что я никому не нужен, я всеми оставлен. Меня убило одиночество и безучастность людей».

2)      Христос говорит: «НАУЧИТЕ». Учите его всем Божьим истинам, начиная с вашего опыта. Как вы жили с Богом, когда приходили испытания. Как вы учились полагаться на Бога. Как Бог вас выручал, и вы каждый раз убеждались, что на Бога нужно полагаться. Это значит не просто сказать человеку о Боге, но учить его Божьим истинам. Христос конкретно говорит, что нужно учить соблюдать все, а как вы сможете научить соблюдать все, если вы только раз в короткой беседе пригласили человека на богослужение, и на этом все закончилось? Учить соблюдать все вам будут помогать три книги под названием: «Путь к Богу», «Путь Ученика», «Подражая Учителю». Кстати, именно одну из этих трех книг, вы сейчас читаете. Вместе с учеником, рассуждая о главных христианских темах, вы сможете исполнять великое повеление, учить ближнего, как стать учеником Христа. Опытные наставники говорят, что лучше всего встречи строить таким образом: 33% учение из Библии; 33% выработка святых привычек, таких как все виды молитвы, чтение и изучение Библии, жизнь с Духом Святым, а также 33% непосредственного общения.

3)      Христос говорит: «КРЕСТЯ». Сразу же слышу вопрос: «До какого момента нужно учить?» До того, пока ученик не сможет учить другого. Один из важных этапов начальной христианской жизни – это крещение. Когда мы предстанем перед Богом и дадим отчет о всей нашей жизни, тогда Бог спросит у нас: «Почему ты не принял крещение? Почему ты не захотел довериться Мне?» Учите до тех пор, пока ваш ученик не примет водное крещение и не найдет себе ученика. Только тогда вы можете успокоиться и искать себе нового ученика. Вы передадите эстафету Божьего царства далее. Вы наверняка помните утешающий призыв Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:28-30). Интересное выражение иго – ярмо, говорит нам о том, что во времена Христа ярмо конструировали таким образом, чтобы в него запрягать двух волов. Причем один должен быть обязательно опытным пахарем, а другой — совсем молоденьким, который будет учиться у опытного. Также происходит и в ученичестве, наставничестве, более опытный христианин одевает «ярмо» ученичества на себя, и это ярмо благо, это бремя прекрасно и легко, потому что с нами Бог!

ПОЧЕМУ ВАЖНО ИМЕТЬ УЧЕНИКА. В Библии мы найдем множество примеров того, как духовно возрастали еще неопытные верующие, которым помогали опытные Божьи люди. Иисуса Навина учил Моисей. Пророка Елисея учил Илия. Пророка Самуила учил Илий. Соломона учил его отец Давид. Тимофея и Тита учил апостол Павел. Аполлоса учили Акила и Прискилла. И, наконец, апостолов учил Христос. Как видим, Сам Господь занимался ученичеством, и поставил это дело самым главным в Своем служении, приоритетом № 1. Почему же так важно иметь ученика? 1) Чтобы рождать себе подобных. Человек живет в двух мирах: в материальном и в духовном. В материальном мире в природе все устроено так, что жизнь порождает жизнь. Деревья выбрасывают семена, из которых вырастают опять-таки деревья. Животные рождают себе подобных. Еще первым людям Бог сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28). Конечно, есть одинокие люди и в нашей церкви, и таких людей немало. И все же эти братья, сестры хотят иметь свои семьи, и они молятся об этом. В духовном мире должно происходить точно тоже. Вдумайтесь в то, что говорит Бог через ап. Павла: «…судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия…» (Евр.5:12). Или еще одна цитата: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4:15,16). Эти две цитаты говорят нам о том, что естественно для каждого христианина быть кому-то учителем. Кроме того, Павел призывает ему в этом подражать. Он словно говорит, что наставлять куда легче того, кто уже пришел ко Христу, поэтому таких наставников тысячи. А вот привести человека ко Христу, а затем его наставлять, этот процесс называется «духовное рождение человека» и встречается намного реже. Ап. Павел об этом говорит с великим сожалением. Вообще само понятие «отец» подразумевает родителя. Родители рожают и воспитывают. Конечно же, можно воспитывать того, кого ты не рожал, но и в этом случае ты родитель, если с самого маленького возраста доводишь его до зрелости. Каким будет ваше отношение к родителям, которые родили ребенка, подарили ему жизнь, а потом выбросили его крохотного, еще не готового к жизни, чтобы он выживал, как может, если, конечно же, выживет? А вам не кажется, что почти всегда мы поступаем в церкви именно так. Но, слава Богу, есть исключения! Я готов привести немало примеров тех, кто помогал кому-то возрастать и тех, кого растили. Павел писал: «вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» (1Фесс.2:11,12). Отношение апостола несло столько любви, что его можно было сравнить разве что с любовью отца.
2) Чтобы передать эстафету духовной жизни. Чтобы Богу принести плод и получить венец. Часто идут дискуссии, как реально понимать выражение «сокровища небесные», или как будет выглядеть венец, который мы получим от Бога за верное служение Ему? Вы знаете, что наше небесное сокровище — это все то, что я смогу взять с собой в небеса. Представьте, что вы многим говорили о Христе, и это прекрасно, и вот вы умерли. Ваша бессмертная душа перед Богом и нет никого, кто бы был плодом вашего духовного труда. Вспомним, что говорил Павел: «Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные» (Фил.4:1); «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» (1Фесс.2:19). Апостол Павел всегда стремился к венцу. И я думал, что это похоже на какой-то художественный образ. Павел насмотрелся на спортивных соревнованиях, как чемпиону давали венок, и представлял себе, как Бог ему на голову оденет лавровый венец. И только недавно Господь открыл, что венец — это, прежде всего люди, живые люди. Наверное, нет большей радости, видеть, как те, кто были далеки от Бога, становятся Божьими детьми. Понимаете, почему Апостол говорит, что вы — мой венец в Господе. Венец Самарянина — это тот несчастный, которому он помогал. Ваш венец, ваше сокровище — это те, кого вы увидите в вечности, и они будут там, благодаря вашему служению Господу. 3) Чтобы предотвратить ошибки и даже гибель. Вы спасаете человека от множества ошибок, которые могут стоить ему жизни. Самарянин просто спас жизнь избитому. Возможно, после такой помощи путник воспрянул, как духовно, так и физически. Он уже никогда не сможет сказать, что я никому не нужен. Моя жена часто говорит, что, если бы перед тем, как она открывала парикмахерскую, ей кто-либо подсказал, как правильно, сколько бы ошибок она избежала! Сколько бы времени и денег сэкономила! Кто из вас сдавал на права, те знают, что наставник, который учит водить машину, находится каждое мгновение в напряжении, обучая своего ученика, потому что тот может попасть в аварию и серьезно пострадать или погибнуть. Был набожный человек, который очень любил Бога: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес. Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень» (Деян.18:24-26). А ведь Аполосс, как известно много трудился впоследствии для Бога, и все благодаря наставничеству. Тоже произошло с молодым пророком Самуилом. Эта история описана в 1-й книге Царств 3 глава. Самуил слышит голос Бога, но не может понять, кто к нему обращается. Старый пророк Илий помогает ему понять, что именно так к нему говорит Бог. Самуил становится великим пророком, потому что его наставили в начале жизненного пути, научив самому главному искусству – понимания воли Божьей. Вернемся к нашему примеру с обучением вождения на автомобиле. Что было бы, если бы рядом не находился учитель? Ученик бы учился намного дольше. Мог бы разочароваться и оставить обучение. Также было бы больше аварийных ситуаций. Возможно — серьезная авария. Согласитесь, что все эти пункты мы встречаем также и в духовной жизни. 4) Чтобы вашего ребенка не наставил кто-либо другой, уча безбожной жизни. Говорят, что если в группе лидер не справляется с лидерскими обязанностями, на его месте обязательно появиться другой лидер. Если нет того, кто наставляет, значит, обязательно появится другой наставник, который будет учить лжи. Так произошло с Галатами. Так произошло с Коринфянами. Так происходит с нашими детьми. Если мы их не наставляем, то их наставит телевизор и улица. В стадо овец обязательно будут приходить волки в овечьей шкуре и похищать овец. Так было во всей истории христианской церкви. У нас одна сестра перестала посещать церковь, потому что нашлись другие «наставники», объяснившие ей, что главное — Бог в душе и церковь у тебя в душе, а видимо церковь посещать не нужно.
5) Чтобы помочь раскрыться человеку во всей полноте. У нас дома зацвел цветок. Если бы вы видели, как это прекрасно. Но цветок цветет тогда, когда за ним ухаживают. В каждом человеке есть этот цветок. Один пастор рассказывал, как он пережил невероятно мощное прикосновение Духа Святого, когда смотрел светский самодеятельный спектакль по мотивам известной истории о Дон Кихоте Сервантеса. Романтично настроенный старик – рыцарь входит в трактир и видит Адольцу, барменшу и проститутку по совместительству. Когда он объясняет этой ничтожной женщине, что ее зовут Дульсинея и что она прекрасна и чиста, все пьяные завсегдатаи начинают хохотать вместе с хозяйкой трактира, которая, угождая пьяной толпе, плюет в лицо Дон Кихоту, обзывая его сумасшедшим. Он стоял на своем. Самое интересное происходит в конце спектакля, когда Адольца приходит к умирающему рыцарю и говорит, что ее настоящее имя действительно Дульсинея, и что Дон Кихот в ней словно разбудил ту чистую, нетронутую грязью девушку, какой она была 20 лет назад. Пастор долго рыдал после спектакля, каясь, что в людях своей церкви он видел Адольц, а не Дульсиней. Именно наставничество помогает открыть в человеке его красоту и удалить всякие сорняки (грехи), убивающие чистоту души. 6) Чтобы помочь самому себе. Франциск Ассизский учил: «Отдавая, мы получаем». Этой истиной пронизана вся Библия. Например: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7). Стив Вебер, мой знакомый миссионер, рассказывал, что когда его в составе американской армии переправили во Вьетнам, первый приказ, который они получили от мудрого офицера, звучал так: «Все вы должны немедленно найти друга, партнера, с которым будете делить все, и которому будете во всем помогать». Приказ солдатам показался дурацким, но со временем такие отношения спасли жизнь многим из них. Известна история об одной учительнице, которая взялась за воспитание всеми отвергнутой девушки Геллен Келлер. Она не представляла интереса ни для кого, потому что была слепая и глухая от рождения. Благодаря настойчивому труду учительницы Анны Салива, девочка научилась читать, прикасаясь руками к тексту, научилась писать и выражать свои мысли. Прошли годы, и престарелая учительница ослепла. Догадываетесь, кто начал за ней ухаживать? Конечно же, Геллен Келлер. Вспоминается великая Библейская истина: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл.11:1).

КАК ПРОИСХОДИТ УЧЕНИЧЕСТВО. 1) Ученичество — это всегда личные отношения. Когда у лучшего учителя года в США спросили, как ему удалось поменять жизни стольких трудных подростков, он просто ответил: «Я хотел быть не просто учителем, но, прежде всего наставником». Комиссия была разочарована таким простецким ответом, потому что они так и не поняли, что в наставничестве сокрыта величайшая сила, которой только может владеть человек. Сила влияния на других любовью. Доселе мы почти всегда соприкасались с греческой формой обучения, но существует и еврейская форма обучения. А теперь скажите, какая из них более качественная, более эффективная? При греческой форме обучения задают вопрос: «Чему тебя учат?» При еврейской: «Кто тебя учит?» В первой — важна информация. Во второй модели учитель приглашает в путешествие своего ученика вместе с собой. В греческой модели, ее еще называют школьной, важны классы. Группа людей сидит в классе и получает информацию, при этом личная жизнь мало интересует учителя. В еврейской — фоном выступает сама жизнь, и ученик важнее информации, которую он получает. Вы когда-нибудь задумывались, почему можно изучать математику в классе, но нельзя одновременно весь класс учить игре на музыкальном инструменте? Есть искусство, которому нужно обучать только один на один. Если вы хотите глубоко влиять на людей, и ждете глубоких преображений в жизни своей и того, кого наставляете, тогда вам не поможет даже домашняя группа. Только наставничество, один на один, от сердца к сердцу при условии полной открытости и любви друг ко другу. Мотивация – любовь. 2) Ученичество требует времени. Вы скажите, что милосердный самарянин оказал помощь только разово. Но вспомните другие примеры. Павел в Антиохии собирался с верующими год: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). А в начале Ефесской церкви Ап. Павел учил три года: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян.20:31). Важно определить время на неделе и время встречи. Минимум — это еженедельная встреча, и по опыту занимает примерно часа два. Два часа в неделю вы отдадите живому человеку. Разве человек не стоит того? Хотя, обратите внимание, у меня есть знакомый, который движется по направлению ко Христу, мы с ним встречаемся на пол часа в неделю и, я вам скажу, это не так мало, как может показаться. В этом человек громадные перемены к лучшему. Разве изменение судьбы и, может быть, судеб множества людей через вашего подопечного, не стоит тридцати минут или двух часов в неделю? Пока вы не запланируете время на наставничество раз в неделю, скажу определенно, вряд ли у вас, что-либо получится. 3) Вы не учите свысока, а строите дружеские отношения. Почему-то Ап. Павел не боялся сказать христианам из Рима, что он готов как учить их, так и учиться от них: «ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1:11,12). Вы учитесь, как стать более опытным и мудрым наставником, тому же учится и ученик.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ УЧЕНИЧЕСТВА. 1) Милосердный самарянин взял ответственность на себя за избитого путника, хотя другие не захотели этого делать. Если бы мы чувствовали ответственность такую же, как Ап. Павел, который жил с постоянным долгом воспитывать учеников Христа, тогда бы ученичество было чем-то естественным для нас, и Дух Святой могущественно бы проявлялся в нашей жизни, потому что это Дух Божий дает нам такое желание быть духовными воспитателями. Ведь в нас тот же Дух, как и у апостола Павла:

«Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам» (Рим.1:14).
А вот в известной истории о братоубийстве Каином Авеля есть интересный эпизод обращения Бога к убийце: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9). Дерзкий ответ Каина показывает, что его проблема в нежелании брать на себя ответственность за брата и за свои поступки. Бог же учит нас другому – как нам стать сторожами нашим ближним. Понятия «друг другу» в Библии встречается более пятидесяти раз. Вот лишь несколько мест: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоан.13:34); «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим.15:14); «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2); «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга…» (Кол.3:16); «наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:13). Во всем мире известен француз Жан Венье. Человек тонкий, знаток культуры, получивший философское образование. Однажды, когда этот утонченный человек побывал в доме для умственно отсталых, он понял, что в помощи этим несчастным — смысл его жизни. Когда Венье создал первый приют для отсталых, было много радости, но вскоре трудности, испытания практически сломали Жана, и он был готов все бросить и жить для своего удовольствия, а не ради других. Но Жан Венье понял, что если он сдастся, то этим детям никто не даст любви. Он стал «сторожем» умственно отсталым людям, тем «сторожем», которым не захотел стать Каин.
2) Ученичество – лучший способ духовного роста. Мы склонны думать, что духовный рост будет происходить с нами просто от того, что мы регулярно читаем и молимся, но этого невероятно мало. Бог сказал, что, присутствие в нас Духа Святого будут видеть люди рядом с нами: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе…» (Иоан.7:38,39). Согласитесь, что милосердный Самарянин стал настолько духовней, насколько помог нуждающемуся. Встречаясь с молодыми братьями, я испытываю громадную радость от нашего общения, которое заставляет меня же самого пересматривать и переоценивать личную духовную жизнь. Если я учу другого всем видам молитвы, то я же должен сам молиться стабильно, честно и постоянно. Если мы говорим о чтении Библии, то я и сам стремлюсь к тому, чтобы повысить качество изучения Божьего Слова. Недаром Библия учит: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Прит.27:17). Вы будете удовлетворены. Вы будете счастливы от того, что оказываете самую важную помощь человеку, которую только способен оказать человек. Ведь мы же понимаем, что если дать деньги, они ведь все равно когда-либо закончатся, если дать пищу — тоже. А если научить неверующего жить с Богом, вы подарите ему высочайшее счастье. Кроме того, у вас появится уникальный духовный опыт. Некоторые христиане говорят, что они не могут заниматься ученичеством, потому что не знают, как это делать. Вы когда-нибудь видели молодую пару, которая имела богатый опыт в воспитании до рождения собственных детей? Опыт приходит в процессе.

ВСЕ ЛИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ УЧЕНИЧЕСТВОМ?

  1. Все, кто хотят быть похожими на Христа. 2. Все, кто хотят жить честно с Богом, выполняя Его заповеди. 3. Все, кто хотят духовно возрастать, помогая ближнему. 4. Все, кто хотят наиболее серьезно влиять на жизнь человека и общества в целом. 5. Все, кто не безразличен к человеческой боли. 6. Все, кто получили Божью любовь и хотят передать ее дальше. Все, кто готовы участвовать в духовной эстафете.
    ВОПРОСЫ: 1) Что лично вам мешает заниматься ученичеством — наставничеством? 2) Был ли кто-либо, кто вас наставлял? 3) С чего вы собираетесь начинать? 4) Как будет проходить ваше наставничество-ученичество, как вы себе это представляете? 5) Каким образом вы собираетесь искать ученика? 6) Что дают лично вам наставнические-ученические  отношения, если вы этим уже занимаетесь? 7) Как вы думаете, наставничество — ученичесвто это лучшее, что вы бы могли дать человеку?

2 комментария

  1. Артур:

    Здравствуйте Вадим.Поймите,пожалуйста,не как критику,а как совет -вы ведь говорите с кафедры,будьте точнее с датами,проверяйте источники!Теперь у вас Гитлер родился в Германии во время первой мировой,хотя он в ней участвовал и был австрийцем!Такие вещи,может и не влияют на общее содержание проповеди,но могут подорвать ваш авторитет как проповедника,посеять сомнения в достоверности всего,что вы говорите.Будьте внимательней!
    С уважением, Артур.

  2. vad-2:

    Вы правы, насчет 1й мировой войны. Странно, как такое могло произойти, ведь это же общеизвестный факт. А Гитлер родитлся 20 апреля 1889.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *