ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ. ЦИКЛ. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 2.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

volya3ГЛАВА 1. ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ КАК МЫ СПАСЕМСЯ. ГИМН ПОСЛУШАНИЮ

Перечитав немало книг по протестантскому богословию, я выяснил, что о воле человека, почти ничего не говорится. Много говорят о жизни духа или души, пишут о чувствах и мыслях, сердце и желаниях, но вот о воле — почти ничего. И знаете почему? Всем кажется, что это опасная тема, потому как постоянно твердится, что от воли почти или совсем ниче­го не зависит: «Все, что вам нужно — прийти ко Христу, и ваша воля тут почти ни при чем. Он затем все сделает за вас». В результате получается следующая картина, — мы приглашаем к Богу людей слабых и безвольных, людей, которые не могут победить самостоятельно пороки, уверяя, что их слабость за­менится силою Христа. А правильно ли это? Конечно, да. Но, с другой стороны, это еще не вся правда! Поначалу Бог дает Свою благодать и очищение от грехов, так что покаявшийся переживает небесную чистоту и радость жизни. В такие минуты кажется, что действительно по молитве горы будут сдвигаться, не взирая на их размеры. Но проходит время, и грехи начинают «влазить в щели» нашей души, ко­торые мы приоткрыли по собственному желанию. Посте­пенно на волю человека ложится больший груз и большая ответственность. Чем старше ребенок, тем больше от него ожидают ответственности, волевых поступков.

   Тема воли человека вызыва­ет следующие вопросы: В какой степени наше спасение зависит от нашей воли? Можно ли волю развивать и нужно ли ее укреп­лять? А что делать, если у хрис­тианина слабая воля? Зачем иметь сильную волю верующе­му, если все доброе в нас дела­ет благодать Иисуса Христа?

   Для начала хочется напомнить, что христианство — это весьма нелегкий путь, но единственно правильный. Именно потому Христос предупреждал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и мно­гие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф.7:13-14).

ГЛАВА 2. ЧТО ЕСТЬ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Воля человека — это то, что находится между «хочу» и «де­лаю». Совесть указывает, что правильно, а что не правильно. Совесть показывает, что нужно делать, а что не следует, тог­да как воля выбирает и дает силу для того, чтобы делать или не делать. Воля — это внутренняя сила которая побуждает и заставляет делать действия, совершать поступки. Давайте, подражая прит­чам Иисуса Христа, попробуем представить следующую картинку. Мчится такси. В нем два незнакомых пассажира, которые постоянно сорятся, воюют между собой, доказывая друг другу, что только они знают куда нужно ехать и как лучше проехать. Они пытаются выяснить, кого из них должен слушаться води­тель такси. Таксист, конечно же, выбирает того, кто сильней, вли­ятельней и богаче. Машина, которая везет пассажиров — это жизнь. Дорожные знаки — это совесть и Библия. А вот таксист — воля человека. Он сидит за рулем и, в конце концов, прини­мает решения, куда ехать и кого слушаться. Два пассажира — это тело и душа, которые постоянно подбрасывают свои мы­сли. Тело хочет удовлетворения инстинктов, душа же, разв­лечений, отдыха, нового, интересного, культуры, новостей. Раньше, до того момента, как мы стали верующими, у нас периодически возникали добрые мысли, на которые сразу же набрасывалась стая мыслей злых. Как пра­вило, почти всегда злые мысли разрывали в клочья добрые, хотя бывали и исключения. И вот в такси подсаживается Тот, Кто излучает свет и любовь. Он сказал, что знает безошибоч­но путь, по которому можно приехать в вечный прекрасный город, Новый Иерусалим. Можно приехать к такой счастли­вой жизни, о которой мы могли только мечтать. Но все, что мог сделать этот удивительный пассажир, только подсказы­вать как ехать. За руль он сесть не мог, потому как очень уж уважал права таксиста. Благородный незнакомец предупредил, что если таксист будет слушать одного или другого пассажира, то непременно произойдет авария. Надеюсь, этот пример помог представить, как действует воля человека. Теперь ближе к практике. Мы проснулись в воскресный день и один из первых вопросов: «Идти ли сегод­ня в церковь?» Встречный голос: «Ты не пропускаешь служение почти никогда, в отличии от других. Ты можешь себе позволить сегодня не пойти, потому что нужно же иногда по­зволить себе поваляться на диване и отдохнуть». Имя этого пассажира — плоть. Второй «пассажир» — это душа, которая просит, чтобы ради детей сегодня всей семьей пошли на рынок делать покупки, но только не в церковь или поехать на дачу, отдохнуть с детьми, собрат ягоды, заодно полить жаждущие воды помидоры. Третий пассажир — это Дух Святой. Сам Христос просит, чтобы водитель ехал только в церковь, потому что это принесет благословение, радость, свежесть духу, Божью помощь в жизнь обоих пассажиров. Во­дитель поедет туда и послушается того, кто его сможет убе­дить. Еще раз подчеркнем, — Бог не садится за руль, потому что уважает право человека на выбор.

ГЛАВА 3. ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С МОЕЙ ВОЛЕЙ?

Когда-то таким вопросом задался ап. Павел: «Ибо не по­нимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). И далее: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что жела­ние добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:18-19). А в 23 стихе Павел говорит о себе, как о пленнике греха. Апостол, до уверования, не владел собой, его воля не могла делать то, что хотела его совесть. Так что же зависит от воли человека? Может быть, Павлу нужно было покаяться в грехах, перед Богом, принять Духа Святого и тогда бы его слабая воля могла стать сильной в один момент? Когда знакомишься близко с постулатами и тре­бованиями Бога к человеку, то понимаешь: не так уж просто все исполнить. Воля подобна потенциалу в мускулах на развитие. Этот потенциал есть, но его нужно развивать. У каждого из нас есть громадная, сильная, все преодолевающая воля. Она есть, в принципе у каждого человека, но не каждый знает куда ее направлять. А теперь представьте, что наша воля многократно усиленна Духом Святым. В Нагорной проповеди Христос указывает на соль, в кторой есть сила. О какой силе Он говорит? О силе Духа Святого: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?» (Лук.14:34). В самом начале книги Деяний Апостолов записано обращение Христа к ученикам с такими сверхвдохновляющими словами: «… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…» (Деян.1:8); «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего…» (1Тим.1:12). Итак, воля человека усиливается Духом Святым, который приносит нам Божественную силу. Это очень важно, поскольку воля – это есть сила для совершения поступков. Так Ап. Павел и говорит, желание добра есть, а вот силу, чтобы сделать это добро не нахожу.

ГЛАВА 4. ДВЕ КРАЙНОСТИ: ПИЕТИЗМ И КВИЕТИЗМ. В ПОИСКЕ МУДРОЙ СЕРЕДИНЫ

Как же нам разрешить вопрос, что зависит от воли челове­ка, а что от воли Божьей? Есть две точки зрения на эту про­блему, крайне противоположные. Придется обратится к двум умным словам, которые, надеюсь, очень помогут нам доко­паться до истины.

Первое из них КВИЕТИЗМ — в переводе с латинского «без­действующий». Последователи этого учения говорят, что от нас ничего не зависит, кроме того, что мы выбираем веру в Бога. Выберите, впустите в себя Духа Святого, а затем Он сам будет трудиться внутри вас. И цитаты из Библии обяза­тельно приводят: «…и уже не я живу, но живет во мне Хрис­тос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20). Квиетисты очень любят такое выражение: «Все отдать Гос­поду». Выражение, безусловно, хорошее, но вопрос в том, как его правильно понимать? Обычно таким выражением прикры­вают свое бездействие. У меня был не один случай в пасторской практике, когда я пытался сделать все, чтобы спасти человека от духовного падения. Встречался, беседовал, увещевал, умолял, показывал картину ужасного будущего, если человек не остановится в своем движении от Бога. Но видя, что ничего не помогает, вверял в руки Божьи. Обратите внимание, делаем абсолютно все, что можем, и только потом «все отдать в руки Божьи».

   Вторая крайность называется ПИЕТИЗМ — в переводе с ла­тинского благочестие. Пиетизм учит, что полностью все за­висит от человека. Исключительно человеческими усилиями можем достичь спасения. Такое понимание приводило христи­ан 4-го, 5-го веков к тому, что они издевались над своими те­лами. Весьма известен Симеон Столпник, подвижник первых веков христианства, сидевший на столбе больше года. Он не мылся, не питался нормально. Прочие же неприятные физиологические подробности мы опустим, жалея читателей. И все эти самоиздевательства делались для того, чтобы своими усилиями, своим аскетизмом угодить Богу.

   И в наше время пиетисты еще не перевелись. Есть церкви, в которых категорически запрещено смотреть телевизор. В США есть общины амишей, которые решили, что до 17 века все было благочестиво, а затем, когда цивилизация в виде электричества, машин начала входить в жизнь общества, началось вторжении антихриста. Они до сих пор принципиа­льно не пользуются электричеством. Помню, как однажды ко мне подошла женщина и со «святым» гневом задала воп­рос: «Разве Христос носил бы такую футболку?» На мне была футболка черного цвета с изображением двух шпаг, на фоне креста с надписью: «Солдаты креста» (на английском языке). Так к вопросу святости подходили и фарисеи, из-за благочес­тивой мишуры бесчисленных правил потерявшие Бога. Кажется, что квиетисты правы, когда читаешь: «…вразу­мляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иису­се; для чего я и тружусь…» (Кол. 1:28-29). А когда читаешь продолжение этого предложения: «и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно», то кажется, что правы пиетисты. Все разрешается где-то посередине, где, как из­вестно, находится истинная мудрость.

   Перейдем к главной цитате из Библии, которая поможет разобраться с ролью воли человеческой в деле спасения: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и дейст­вие по Своему благоволению» (Фил.2:12-13). Павел пишет послание к церкви в Филиппах. Это была замечательная цер­ковь, люди в ней были настоящими христианами. Но апостол счел своим долгом напомнить им несколько важных мыслей.

   «Итак».Такое начало предложения связывает с предыду­щей мыслью автора. А перед этим Павел говорил о том, на­сколько мы должны быть похожими на Христа. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть рав­ным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крес­тной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всяко­го имени» (Фил.2:5-9). О чем тут речь? Христос есть образ, точный оттиск, копия Бога. Он оставляет свое положение, не держится, как более точно можно перевести, за равенство с Богом. Далее, Христос смиряет себя. Это выражение в более точном переводе с греческого — «отказался от своих интересов». Христос уничижается, становясь человеком, даже рабом. А знаете, почему рабом? Потому что казнить на кресте не могли римских граждан, а только рабов. Становится послушным Богу Отцу. Принимает реше­ние быть послушным до смерти. Мы эту фразу воспринима­ем как протяженность во времени: послушен, пока не умрет. Так были послушны первые христиане, когда их убивали то­лько за то, что они не поклонялись императору как Богу. Именно по этой причине, унижения ради любви к людям, Бог Отец вознес Своего Сына выше всех в небеса и посадил рядом с Собой. Таков должен быть путь любого христианина. Знаете, в чем было смирение Христа? Он такой же, как Бог Отец, но отсек полностью Свою волю, чтобы до мельчайшей детали выполнить волю Отца: «На это Иисус сказал: истин­но, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Иоан.5:19). Недаром же мы в церкви учим, что цель каждого человека — стать подобным Христу: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Как это описание жизни Христа может относиться к Филипийцам и к нам современным христианам?

  1. «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послуш­ны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего…» (Фил.2:12). Слово «послушны» пе­реводится с греческого как «открывать дверь» и «выслуши­вать, повиноваться». Интересно, что любые отношения со Христом начинаются только тогда, когда мы открываем для Него дверь своей жизни: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (0ткр.3:20). Послушание, как видим, связано с открытием двери для Бога. Практически это происходит так, — вы просматриваете прожитый день в молит­ве, вы молитесь о каждой ситуации в течение дня, вы понима­ете, что нет ни одной сферы, где Бог не хотел бы быть в на­шей жизни, поэтому что ни делаете, — все делаете с Богом и для Бога. В каждом из нас живет фарисей. Как мы себя ведем «за за­крытой дверью», вот такие мы и есть подлинные. А среди ве­рующих каждый знает, какую роль нужно играть, чтобы ка­заться набожным. Послушание — вот корень проявления воли человека. Ведь мы же с вами молимся: «да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф.6:10). Христиане еще с первых веков использовали такое выраже­ние, сейчас уже несколько утраченное: «отсекать свою волю, чтобы исполнять Божью». Думаю, что это самая короткая формулировка святости. Что касается воли, как вы понимае­те, вопрос послушания связан исключительно с волей челове­ка. Сколько бы мы не воспитывали детей, но пока они сами не поймут, что нужно быть послушными, у нас ничего не полу­чится. Волю прежде всего нужно направить на послушание!

«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послуш­ны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Фил.2:12). Что же может влиять на волю? Как мы уже говорили, это, прежде всего, пример Христа. Он нас вдохновляет и показывает путь. Затем, страх и трепет. А по­чему у верующего должны быть такие чувства? «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на тре­пещущего пред словом Моим» (Ис.66:2). Знакомая картина, долго и безнадежно пьющему, пережившему инфаркт, врачи говорят, если он еще раз выпьет — может погибнуть. В данном примере страх выступает в роли направляющего для воли. Недаром же Библия говорит: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня…» (Иуд. 1:22-23). Спасение нужно совершать, боясь потерять связь с Богом и остаться без его помощи из-за своих грехов. Например: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощней­шим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благо­датной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет.З:7). Наконец, страх потерять Божью любовь.

  1. «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послу­шны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совер­шайте свое спасение» (Фил.2:12). Оказывается, спасение ну­жно совершать! Это прямое обращение к воле человека. Хотя некоторые христианские направления учат, что вы спасены и спасение потерять невозможно, тогда не совсем понятно, зачем совершать то, что уже есть и чего нельзя потерять? Вообще с греческого эта фраза переводится, примерно так: «Доведите спасение до завершения. Боритесь, пока не достиг­ните спасения». На одной старой иконе я видел изображение лестницы в небеса, а с нее падает несколько людей. Одни — с первых ступенек, другие же — почти добравшись до верха. В Ветхом Завете есть интересная иллюстрация. События происходят в 538 г. до Р.Х. Ездра, священник, слышит Божий зов — восстановить в еврейском народе Божьи заповеди, пото­му что в Вавилонском плену люди напрочь забыли, чему учил их Бог. Ездра начинает с себя. Он направляет свою волю на Бога: «Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» (Ездр.7:10). Выражение «расположить сердце» еще встречается в Библии. Царю иудейскому Иосафату говорит пророк: «Впрочем и доброе найдено в тебе, потому что ты ис­требил кумиры в земле Иудейской и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога» (2Пар.19:3), или ангел объясня­ет Даниилу, в ответ на молитву, что происходило в духовном мире: «…не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Дан. 10:12). Вот ключевое Библейское выражение, показывающее, что же зависит от человека: «Расположить сердце!»
  2. Кажется все, что мы до этого прочитали, относится са­мым очевидным образом к ПИЕТИЗМУ. Трудитесь сами и сами совершайте свое спасение, но далее Павел филиппийцам пи­шет: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13). В общем, полный КВИ­ЕТИЗМ. Слово «производит» по-гречески звучит, как «энергейн», а на русском языке как «энергия». Помните таксиста как образ нашей воли? А теперь вспомним еще одну Библей­скую цитату: «Ибо все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» (Рим.8:14). Павел плакал, что не может делать то, что духовно. Знает, а не может. Выход найден, с Божьей помо­щью. Нужно, чтобы тебе указывал дорогу Святой попутчик. Так и хочется предложить попутчику, раз он все знает, сесть за руль. Но у него нет водительских прав. Вы удивитесь? Бог поставил всех в такие условия, что за человека спасение ник­то не может совершить, только он сам должен быть за рулем. И все потому, что любовь должна быть добровольна. Когда моему сыну Святославу делали маленькую операцию для него было очень важно держать меня за руку. Мы все помним, как было важно, в детстве, держать родителей за руку в минуты опасности. Так и слова «попутчика» очень успокаивают и вдохновляют водителя, снимая усталость. Надеюсь, теперь совершенно понятно, что мы с вами партнеры или, как говорит Библия: «мы соработники у Бога…» (1Кор.3:9). Именно поэтому Ап. Павел и говорит: «для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол.1:29).

ГЛАВА 5. КАК РАЗВИВАТЬ ВОЛЮ?

1) Волю можно и нужно развивать. Воля развивается от ежедневных повторений, от упражнений. «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Слово «упражняя» переводится, как — упражнять, приучать, тренировать, развивать. Интересно заметить, что занимаясь грехом, постоянно повторяя грех, человек так же развивает, упражняет, тренирует свою волю, только волю к греховному: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию…» (2Пет.2:14).

   Если христианин ставит перед собой задачу развивать свою волю и начинает практиковать упражнения, он вскоре увидит, как сам духовно растет и будет переживать радость духовного роста.

2) Многократное повторение делает нас сильней. Это повторение, подкрепленное силой Духа Святого, молитвой, поможет нам достичь любых результатов. А достижение высот так же дарит нам радость.

3) Не делайте исключения. Старайтесь не выходить из ритма. А если и получилось выйти, тогда не расстраивайтесь, но как можно быстрее возвращайтесь к выбранному ритму. Если рано просыпаетесь, чтобы побыть в молитве с Богом, старайтесь не пропускать. Если уже, крайне редко, пропустили по уважительной причине, на следующий день обязательно возвращайтесь. Еще один пример, формируйте традицию молиться семьей. Пару дней, из-за перегрузов на работе, потеряли. Все равно, восстанавливайте семейную молитву и помните, что каждый день, проведенный без семейной молитвы, будет ослаблять вашу волю к совместной молитве и с каждым пропущенным днем будет это делать сложнее и сложнее. Ищите во всем постоянства. Необходимость постоянства будет стимулировать в вас развитие воли: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную» (Рим.2:7). Ваша воля всегда или слабеет или крепнет. Не позволяйте ослабеть до такой степени, чтобы облениться. Даже Библия предупреждает о такой опасности: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр.6:11,12). Если постоянно духовно тренироваться, будите возрастать до состояния совершенства: «твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14). Слово «приучены» переводится все так же – упражнения, тренировка. ВОПРОСЫ: 1) Что такое воля? Чем воля отличается, например, от совести? 3) Что говорит Ап. Павел о своей внутренней проблеме с волей? 4) Что интересного из проповеди вы узнали о воле, которая дана каждому человеку? 5) Как вы думаете, у каждого человека одинаковые возможности развивать волю? 6) Какие обычно лично у вас проблемы с волей? 7) Как соединяется воля человека и воля Божья? 8) Приведите пример, когда вам Бог помогал и вы справились, а без Божьей помощи справиться не могли? 9) Чем отличается квиетизм от пиетизма? 10) Какие крайности от пиетизма или от квиетизма есть у вас? 11) В каких сферах лично у вас проблемы с волей? 12) Как вы собираетесь эти проблемы решать, с Божьей помощью?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *