ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИНЦИЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Мы живем во врем, когда истина относительна, когда воспитание детей более не имеет четких принципов и определенных моральных устоев. И, как результат, современное поколение людей, по большей степени, неуважающих родителей, эгоистичных, сосредоточенных только на себе. Воспитание – это то, что формирует человека, общество. Самая большая и важная ответственность за воспитание целого поколения лежит на родителях. Когда Наполеона Бонапарта спросили, как, по его мнению, можно предотвратить распущенность нравов среди молодежи, он ответил: «Это нужно начинать за 21 год до рождения ребенка, научив его бабушку тому, как научить ее дочь быть настоящей матерью». Самые последние строки Библии говорят о высшей цели прихода Христа, соединить сердца детей и родителй: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:6).

ГЛАВА 1. ГЛАВАНАЯ ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

1.       Бог дает мужу и жене ребенка. Ребенок – это Божий подарок. Какой бы ребенок не был; инвалид, здоровый, сильно шустрый, медлительный, хорошо усваивающий знания или плохо, — это все Божий подарок. «И взглянул и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему» (Быт.33:5). Я недавно вычитал интересную мысль, что в процессе рождения человека всегда задействованы трое — муж, жена, Бог. Бог, этот тот, кто дает жизнь мужу, жене, а так же их ребенку. Его власть непоколебима.

2.       Материальное обеспечение — вторичный момент. Представим, что ваш ребенок не может одеваться так, как его сверстники из богатых семей, иметь все ноутбуки, гаджеты, мр3 плееры. Но зато вы имеете доверительные отношения с вашим ребенком, и объясняете, почему далеко не самое страшное, не иметь роскоши. С другой же стороны, представьте, что ваш ребенок имеет все, но у вас нет с ним контакта, он ужасный, несносный. Я знаю семьи, когда родители в погоне за материальными благами не имеют времени заняться воспитанием детей, как правило такая ситуация заканчивается катастрофой. У меня был друг детства, его папа был секретарем сумского горкома партии. Эту люди были сказочно богаты. Я часто бывал у них дома и мне всегда казалось, что я нахожусь в музее. Папа замечательно обеспечивал семью. Сын стал алкоголиком, а мать, интеллигентнейшая женщина, увы, не знавшая Бога, из за сына повесилась. Вскоре, от алкоголя погиб и сын.

3.       Главная цель воспитания ребенка – это научить жить верой, доверием и послушанием Богу. Сформировать у ребенка характер Христа. Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд говорил, что родители являются прообразом Бога для ребенка. Психологи говорят нам, что ребенок приобретает 50% знаний об окружающем мире к трем годам, и 75% — к семи годам. Получается, что в первые 7 лет ребенок уже практически сформирован и сформирован, в основном, родителями. Премудрый Соломон писал: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые» (Пс.126:3,4). Почему такое интересное сравнение? Бог дает христианину главную цель — спасение, но вопрос в том, что спастись христианин должен не сам, а вместе со своей семьей, со своими детьми. Это напоминает ковчег, в котором спасался Ной и вся его семья: «… веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16:31) Возвращаясь к образу Соломона, — стрелы, это дети, лук – это то, из чего стрелу пускают. Стрела должна лететь в цель. Я много раз наблюдал, как люди занимаются недвижимостью. Человек решивший купить себе дом, вдруг забывает, что мы славяне и не живем для каких-то там целей. Сразу же все становятся целеустремленными, занимаются сбором документов, выделяют этому вопросу почти каждый день. Если бы такое рвение мы проявляли в своей семье, стараясь вкладывать все лучшее в свою вторую половину и детей? Если бы мы не забывали, что воспитание требует такой же четкой и точной целеустремленности, как и другие материальные вопросы, и даже гораздо больше.

4.       Воспитание начинается с первого дня рождения и заканчивается только тогда, когда ваши дети создают свою семью или уходят от вас во взрослую,/ самостоятельную жизнь. Именно воспитание формирует будущую судьбу человека: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит.22:6)

5. Воспитание происходит все время: «и внушай их (заповеди) детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:7). Иногда родитлеям хочется отдохнуть от процесса воспитания, но следует помнить, что этот процесс происходит непрерывно. У нас есть только один самый эффективный путь – сами жить верой.

6.       Ответственность несут перед Богом, как родители так и дети. Родители за качество воспитания ребенка, а дети за то, как слушаются, как повинуются и почитают родителей: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Прит.23:22)

7.       Родителям следует помнить, что за ум ребенка идет война. Победит либо окружающий ваше дитя мир, безбожный мир, либо победите вы, противопоставляя миру христианские ценности и самого Христа. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:1,2)

ГЛАВА 2. ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

1.            Дети учатся от того, как вы живете.

a.     Ваши поступки, слова, вся ваша жизнь – это воспитание. «Однако ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя „не кради“, крадешь? Говоря „не прелюбодействуй“, прелюбодействуешь?» (Римлянам 2:21, 22). Ребенок, которого просят родители солгать тому, кто звонит, сообщивши, что родителей нет дома, воспитывают в ребенке лживость. И такие родители, в других ситуациях, сами будут требовать от ребенка абсолютной честности? Ваше обучение духовности будет напрямую зависеть от качества вашей духовной жизни: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:6,7).

b.     Важнейший момент – это ваша духовность. Вы каждый день читаете Библию, читайте ее с детьми. Вы каждый день молитесь, так же не забывайте помолиться и с детками и со второй половиной. Пусть дети видят, что вы не можете и не хотите жить без Бога. Уверяю, вас, они будут поступать так же. Чтобы не получилось потом, что родители сокрушают и удивляются, как это их дети, у верующих то родителей, не стали христианами?

2.            Дети учатся от того, что вы говорите, как вы относитесь к людям. Как вы думаете, если вы будите критиковать людей, как будут ваши дети рассуждать и относиться к людям? Как вы думаете, если вы будите критиковать пастора и церковь, своих родителей и всех вокруг, как ваши дети будут относиться к пастору и церкви, к своим бабушке и дедушке, к окружающим? Ответ очевиден, так же, как и их родители.

3.            Дети учатся на примере отношения папы и мамы. Если отец обнимает и целует маму при детях. Если родители умеют решать конфликты между собой и дети это видят. Если мать всегда служит, помогает отцу, а отец матери, тогда и ребенок будет делать то же. Вероятно, матери — христианки, имея неверующих мужей, будут спрашивать, как же нам поступать, если муж навязывает неверующие, нехристианские ценности? Поступать только по заповедям Божьим, и не взирая ни на что, учить детей вере в Бога, кто бы, как бы не мешал. Мы должны понимать, что у ребенка пишется программа и не только на осознанном уровне, но и на уровне подсознания. Нередко ко мне приходят люди, которые с ужасом замечают, как они поступают подобно своим родителям даже в самых плохих проявлениях. Они исполняют программу записанную родителям на их подсознание. И только вера во Христа может разорвать этот порочный круг.

4.            Последовательность. Ребенок точно должен знать, что за любой проступок он получит наказание, о котором его родители спокойно предупреждали. Как только папа и мамане будут иметь настроение и желание сдержать свое слово, ребенок, как самый тонкий психолог, сразу же будет надеяться, что на этот раз его «пронесет». Не будет никакого наказания. Слово родителей должно быть незыблемым.

5.            Учите ребенка границам. Каждый ребенок должен знать, что есть границы, за которые заходить нельзя, как заплывать за буек, потому что опасно для жизни. Причем, родителям очень важно объяснить все последствия любого греха, так, как это делает Бог: «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши» (Лев.26:18).

a.       Граница в словах. Не позволяйте ему говорить грубо, с родителями, другими людьми. Не позволяйте использовать грубые слова. Следует учить – уважительности, особенно в тоне произносимых слов и самих словах. Однажды я услышал, как мои дочери начали говорить с моей женой, со своей мамой в грубом тоне. Без воплей, но строго я сказал: «Вы больше никогда в жизни не будите говорить грубо с мамой». Вы знаете, подействовало. Они притихли и просто таки почувствовали, что этот номер у них не пройдет. Я поставил границу, за которую нельзя заходить. А по жизни нередко наблюдаю, как дети по хамски ведут себя с родителями и те никак не реагируют. Не трудно предположить, что эти детки вырастут и будут по хамски говорить со всеми.

b.       Граница в желаниях. Важно научить ребенка тормозным механизмам души. Например, очень хочется купить игрушку, вы объясняете, что такой возможности пока нет. Ребенок учиться терпеть. Если не так, ваш ребенок ставший взрослым, он будет бесконечно набирать долги, пока, не дай Бог, в них не утонет. Таким образом, вы учите ребенка незаменимой вещи, уметь себя сдерживать. Помните, одно из проявлений Духа Святого в человеке – воздержание.

6.            Учитывайте особенность ребенка и не раздражайтесь тем, что не совпадает с вашими ожиданиями. Мой сын очень любит футбол, а для меня это абсурд. Я продолжаю стараться уважительно относиться к хобби моего сына. Он личность. Иногда родителей раздражает медленные реакции флегматичного ребенка. Следует помнить, что мы все разные, нас такими создал Бог и проявлять терпеливость и снисходительность. Ведь Бог гораздо быстрее нас думает, однако снисходит и терпит.

7.            Детей нужно наказывать. Наказывать нужно без агрессии , но и не быть пассивным к наказанию. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15). Самое страшное, если родители наказывают ребенка для удовлетворения своей жестокости или выливают на ребенка свое бесконтрольное раздражение, словно мстят ему за все неприятности.

a.     Дети должны точно знать, что за все нужно платить. Вспомните притчу о блудном сыне. Наверно сейчас мы лучше поймем, почему же отец отпустил своего сына, который прокутил всю свою принадлежащую ему часть имения. Отец хотел показать сыну последствия. И только увидевши последствия сын понял, что с ним произошло.

b.     Наказывать нужно с любовью, а не с гневом. Категорически запрещено наказывать во гневе. Лучше переждать, столько сколько нужно, чтобы успокоиться: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня» (Пс.37:2). «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Прит.19:18). Бог предупреждает родителей, что не следует удивляться или возмущаться, когда ребенок кричит. Молодой человек, который не имеет жизненного опыта и мудрости, может реагировать на наказание неадекватно, неправильно, бурно, но родитель должен оставаться всегда спокоен, непоколебим. Если уже и случится срыв, нужно непременно попросить прощение у ребенка. Думаю, многие ли дети могли сказать о своих родителях, что они никогда не просят прощения, никогда не признают своей вины. И какой пример подают родители если сами не просят прощения?

c.      Наказывать нужно сразу. Я помню, у отца был друг, который пытался воспитывать своего строптивого сына. Он все время говорил, после того, как сын нашкодничает: «Буду я тебя, наверное, бить, Вовка, и всегда, при этом добавлял, — завтра».

d. Вначале нужно сделать все, чтобы обойтись без физических наказаний. Говорите, увещевайте, умоляйте не делать больше греха. Но, когда вы видите, что до ребенка не доходит, только тогда…

e.      Если ребенок не понимает, тогда нужно сделать второй шаг, наказывать физически. Нельзя делать второй шаг не сделав первый. Библия говорит о физических наказаниях: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Прит.22:15) В физическом наказании не должно быть, как мы уже говорили, зла, агрессии, мести. Только любовь. После того, как вы слегка побили ребенка, вы его должны обнять и сказать, что вам страшно не приятно все этим заниматься, но вы вынуждены, потому что очень любите своего ребенка.

8.            Нельзя раздражать детей. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). Главный принцип – дети то же люди. Дети – личности и относиться к ним нужно уважительно.

a.     Не используйте ребенка, как раба. Почем родители могут относиться к детям, как к рабам? Помню, как мы сидели с другом, нам тогда было по 11 лет и я его спрашивал: «Что тебя больше всего доканывает в бате?» Мой друг, тяжело вздохнув, ответил: «Когда он начинает что-то делать и требует, чтобы я стоял рядом» Я был поражен, потому что это я это то же ненавидел. Отец что-то мастерил, а я стоял и думал, когда же это кончится? Раз в 10 минут, я бегал, принести отцу очередной гвоздь, а потом опять стоял.

b.     Не унижайте ребенка. Вначале немного информации по поводу слова «орать». Слово несколько грубоватое и я его стараюсь не использовать, но сейчас для пользы дела… Слово «орать» слово вполне литературное, а не ругательное. Слово «орать» означает «громко кричать», т.е. это еще более громко, чем крик, «слишком громко разговаривать». Мне больше нравится, как это слово объясняется в словаре Даля: «гаркать во все горло». Когда я спросил у своего сына, что его больше всего раздражает в родителях, он ответил, практически не задумываясь, когда родители кричат (орут). Мудрая мать: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Прит.31:26) Пожалуйста, перестаньте орать на вашего ребенка, потому что так вы его раздражаете. Вы не достучитесь криком, а лишь озлобите против себя.

9.            Старайтесь стать вашему ребенку другом. Родители и в этом вопросе склонные впадать в крайности: с одной стороны только командовать, с другой же настолько стараться быть другом, чтобы обойтись без замечаний. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан.15:15) Сам Христос нас называет друзьями, что, кстати, не исключает наказание.

a.     Выслушивайте ребенка. Задавайте ему вопросы. Не будьте быстро категоричны. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19)

b.     Вникайте в его проблемы и старайтесь послужить, помочь, ведь именно так поступают настоящие друзья.

c.      Критерий дружбы с ребенком – это его открытость. Если ваш ребенок доверительно вам рассказывает свои проблемы, дорожите этим и старайтесь пронести через всю жизнь подобные взаимоотношения.

10.       Родителям не нужно навязывать неосуществленные мечты своим детям. Папа мечтал быть трактористом и поэтому ребенок, который мечтает быть врачом, так же должен быть трактористом. Мы тебе запрещаем поступать на музыканта, что это за профессия? Постарайтесь понять всю особенность вашего ребенка, которую вложил в него Бог.

ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ К РОДИТЕЛЯМ

Библия определенно учит, какие должны быть отношения детей к родителям.

1.     Почитать, относится уважительно. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.  Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3). Собственно, из 10 заповедей 5я говорит именно об отношении детей к родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). Ваши дети будут относится к вам так как вы относитесь к своим родителям.

2.     Оказывать необходимую помощь и столько сколько живы ваши родители. Если вы маленький ребенок, вы будете помогать на том уровне на каком можете. Если вы самостоятельно взрослый человек, имеющий свою семью, то так же обязаны помогать родителям. Как различать, когда нужно помогать, а когда нет, взрослым родителям? Я для себя решил так:

a.     Я не помогаю по бизнесу родителям. Точнее помогаю, но это не носит обязательный характер.

b.     Я не помогаю, когда это нарушает Божью заповедь. Например, не бегаю папе в магазин за коньячком.

c.      Я не помогаю, когда эта помощь забирает время моей семье. Этот пункт не означает, что нужно совсем не помогать родителям, но родителям нужно помогать, после переговоров на эту тему с женой. Вы вместе обдумываете, сколько можно выделить времени на помощь родственникам. Не будем забывать, что вначале ваша семья, а потом уже родители. Такие размышления очень важны, чтобы вы не запутались между двумя заповедями, с одной стороны – почитай родителей, с другой же, моя семья – это самое важное для меня.

d.     Будьте благодарны родителям. «Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2Тим.3:2). Бог говорит о неблагодарности, как о грехе, особенно последнего времени. Идете в гости, купите что – нибудь вкусненькое или необходимое. Говорите родителям часто слова благодарности, они того заслуживают за бессонные ночи и за все то доброе, что они в вас вкладывали.

ГЛАВА 4. СЛОВО К РОДИТЕЛЯМ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ,

МАМАМ И ПАПАМ, БАБУШКАМ И ДЕДЕУШКАМ

Родители должны помнить, что когда дети становятся взрослыми и уходят, эпоха приказов и настойчивых советов, которые не подлежать обсуждению закончена. Вы теперь можете только мягонько советовать. И, конечно же, не обижаться, когда на ваши советы молодая, но уже самостоятельная семья не реагирует.

Все мы предстанем перед Богом и дадим отчет за то, как слушались родителей, как им повиновались, как мы воспитывали наших детей и насколько им привили любовь к Богу и ценность Божьих заповедей. «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Прит.17:6).

  • Ребенок, окруженный критикой — учится обвинять;
  • Ребенок, окруженный насмешками — учится быть недоверчивым;
  • Ребенок, окруженный враждебностью — учится бороться;
  • Ребенок, окруженный позором — учится чувствовать вину;
  • Ребенок, окруженный терпением — учится быть терпеливым;
  • Ребенок, окруженный похвалами — учится быть уверенным;
  • Ребенок, окруженный честностью — учится быть справедливым;
  • Ребенок, окруженный безопасностью — учится вере;
  • Ребенок, окруженный одобрением — учится уважать себя;
  • Ребенок, окруженный симпатией и дружбой — учится находить любовь в этом мире.

Только Христос даст вам силу, мудрость, любовь и терпение, чтобы вы смогли самым мудрым образом воспитать ваших детей. Без Бога у вас не получится, но с Богом возможно все. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *