ВОЗДЕЙСТВИЕ СЛОВА. СИЛА И СВЯТОСТЬ

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Матф.12:36).У языка нет костей, но он может ломать кости.(Болгарская пословица)

ВСТУПЛЕНИЕ. Бог наделил человека великой способностью к речи, к мыслям и возможности эти мысли высказывать. Даже глухонемые имеют свой язык общения жестами. У человека рождается мысль, эта мысль состоит из слов. Слова произносятся внутри человека и эти мысли, которые состоят из слов, влияют на все, что нас окружает. Человек преображает мир и все начинается с мыслей, со слов внутри человека. Словам мы выражаем чувства, например, «я тебя люблю», мы говорим ребенку о нежности и заботе, которую родители проявляют к своему чаду. Словами выражаем отношение ко всему окружающему, например, я не согласен с такой политической ситуацией. Словами мы не только общаемся с людьми, но так же молимся, обращаясь к Творцу. Мы рассмотрим более глубоко, как слово влияет на человека, как слово влияет на других людей и как правильно пользоваться словами перед Богом? Всего в русском языке 131.257 слов.Примерно такое же количество слов и в других языках, и нам нужно научиться обуздывать свой язык и владеть этими тысячью словами.

ГЛАВА 1. КАК ВОЗДЕЙСТВУЕТ СЛОВО

В нашей культуре принято считать, что просто слова говорить – это болтовня, а вот, когда у станка стоишь или картошку копаешь – вот это работа. Но сам Бог, пришедший на землю, больше чем исцелял и творил чудеса, больше чем изгонял бесов и кормил людей говорил, воздействовал словами на людей. Библия говорит о важности слова не менее чем о важности дела: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол.3:17).За словом стоит сила. Мы созданы по образу и подобию Божьему.Бог все творил словом Своим, в котором есть энергия силы: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). Если в Боге есть созидательная сила словато и в человека есть эта сила, конечно не в такой степени, как у Бога, но есть. Слово столь ценно, что Бог приравнивает его к золоту: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Прит.25:11).Масштабность воздействия слова трудно переоценить. «Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается» (Прит.11:11). Можно посмотреть на эту цитату шире, город, страна, народ, все, по большому счету, зависит от уст человека.Слово, как известно может созидать, вдохновлять, строить, а может убить: «Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч» (Пс.56:5). Вот, небольшая цитата, из одной научной статьи показывающей, что ученые пришли к тем же выводам о важности слова, о которых Библия говорила тысячи лет назад.

Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами или постоянно произносимое рядом с нами слово очень отчетливо влияет на наши же гены! Результатом этого влияния при упорном (положительном или отрицательном) воздействии через какое-то время становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и смена собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни! Говорят, диссертация на эту тему, защищенная соискателями еще в советские времена, слушалась ученым советом при закрытых дверях. Поскольку в ней с математической точностью доказывалась неприемлемая по тем временам истина: не только человек обладает какой-то загадочной энергетикой, но и каждое его слово тоже несет свой собственный энергетический заряд. А отсюда уже остается совсем один, крохотный шажок до начала библии – «Вначале было Слово…». Следовательно, результаты воздействия слов на наши гены – более чем интересны, ведь речь идет о продолжении молодости (или на оборот) и о сроках жизни! А как выяснилось в последующие годы – еще и о судьбе… Очевидно, что разные слова «заряжены» по-разному, причем так же, как в обычной физике, зарядов может быть только два: либо положительный, либо отрицательный. Так вот, любая матерщина идет со знаком «минус». Уже в 90-е годы упомянутая группа ученых выпустила на основе своей диссертации книгу, в которой приводится масса примеров, связанных с наблюдениями за конкретными людьми. Обследование в течение нескольких лет двух групп людей одного возраста, из которых одна – принципиальные многолетние сквернословы, а вторая – те, кто обходятся без крепкого словца, показало, что у матерщинников очень быстро появляются возрастные изменения на клеточном уровне, а вслед за этим и разнообразные болячки. Во второй группе картина прямо противоположная. Организм пятидесятилетней учительницы русского языка, несмотря на ее нервную работу, оказался моложе своего паспортного возраста на 13 – 15 лет!

   Несколько выводов. Во-первых, разрушительно воздействуют на человека не только маты, но любые гнилые слова, в том числе слова наполненные агрессией. А от Бога исходит только вечная жизнь, поэтому Бог и запрещает использование гнилых слов. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе …» (Еф.4:29). Воистину, жизнь или смерть, выбирать человеку, причем выбирать, в том числе и языком: «Смерть и жизнь — во власти языка…» (Прит.18:22). Во-вторых, состояние разрушения души другого от наших слов – это наша вина. Достаточно вспомнить, как родители разговаривают со своими детьми. Обзывают, унижают, используют самые плохие слова, вот вам и картина вырождения нашей нации.

   Итак, мы будем рассматривать три пункта по влиянию слова на человека. Первое – влияние слова на того, кто говорит. Второе – влияние слова на того, кто слушает. И, наконец, третье, практический раздел, как приручить слово. Иллюстрацию, которая поможет нам увидеть эти пункты, мы возьмем из Библейской книги Числа 13 глава, в которой рассказывается, о разведчикахв земле обетованной. «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них» (Чис.13:2,3).

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СЛОВА НА САМОГО ГОВОРЯЩЕГО

Не секрет, что слово сильно воздействует на самого говорящего. Слово обладает силой настройки самого человека. «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его»  (Прит.12:25). Иначе говоря, мы себя словно программируем словами. Например, такие выражение: «у меня не получится», «я не смогу», или «я злой», «я обиделся». Все эти выражения ухудшают, усугубляют наше состояние. Представьте человека, который подавлен и он сам себе говорит: «я несчастный человек», «у меня ничего не получится». Конечно, он настраивает все свое естество, всю нервную систему на подавленность и разрушение. Как может человек, который убеждает себя, что у него ничего не получится дальше успешно что-то делать? Вспомним, как на пути в землю обетованную, еврейский народ раздражал Бога негативным самонастроем: «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших» (Чис.11:4-6). Мы не только ухудшаем самонастрой, когда говорим себе, используя внутренние слова, мы ставим на себе точку, и вряд ли что-то изменится к лучшему в нашей жизни после таких настроек.  Вернемся к нашей истории. Разведчики возвращаются: «И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней» (Чис.13:26); «и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» (Чис.13:28,29). Конечно же, первая группа разведчиков сама себя настроила на поражение и более того, на смерть: «и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!» (Чис.14:2). Люди плакали и утверждали, что лучше бы им было умереть. Самое интересное, что с ними так и случилось. Они действительно погибли. Своими же словами они подписали себе смертный приговор. А можно было иначе? Да, если бы они знали, как минимум два важнейших правила. Что же делать, чтобы сломать этот ложный настрой?

  1. Опираться нужно не на свои страхи, а на Божьи обещания, Божьи заповеди. «пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым…» (Чис.13:3). Бог же сказал, что он даст эту землю, поэтому нужно было слушаться голоса Божьего, а не голоса страха и не произносить слова, которые усугубили паническое состояние и привели к смерти.

2. Всегда заканчивать фразу, мысль, слова положительным Божьим настроем. Вы, таким образом, себя настраиваете на Божью надежду. А человек, как известно, живет надеждой. Ап. Павел никогда не унывал, не впадал в депрессию, не переживал апатию, по крайней мере, настроение всегда сражаться до конца очевидно из его посланий. Павел дает нам прекрасный урок, негативная фраза всегда заканчивается оптимизмом и верой. «… нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор.6:8-10). Такой же подход мы находим и у Ап. Петра, когда он описывает конец света, разрушение земли, неба. «ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:12,13). Говорят, что не боятся только глупые люди, а значит. Халев, один из правильных разведчиков, вначале сам себя убедил, что победа будет за еврейским народом. Он верил, что его народ сможет одержать победу, потому что земля эта обещана Богом: «Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее» (Чис.13:31). Потренируемся: если вам трудно, говорите примерно так: «Мне трудно, но я, с Божьей помощью, смогу преодолеть эти трудности». Если страшно или вы в отчаяньи, будите говорить примерно так: «Ситуация, практически безнадежна, но у Бога нет безнадежных ситуаций. Бог есть любовь и Он выведет меня». То есть, вы всегда заканчиваете мысль на вере в Бога, а не на негативном. И помните Божью мудрость: «Слова из уст мудрого — благодать, а уста глупого губят его же» (Еккл.10:12).

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ СЛОВА НАСЛУШАЮЩЕГО

«А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2Тим.2:16-18).

Слово, как мощный инструмент, оружие. Слово напоминает скальпель. Можно человека зарезать, а можно сделать успешную операцию и избавить от боли и даже смерти. Как раковые клетки убивают здоровые, так и слова способны убивать жизнь. Вторая группа разведчиков рассказывали людям, искаженные страхом и нежеланием идти в чужую землю, свои впечатления: «А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис.13:32-34). Вот вам и действие слов, подобно раковому заболеванию. Люди, которые слушали эти слова, прониклись такой паникой и страхом, их негативные слова разведчиков настолько заразили, что они категорически отказывались исполнять волю Божью: «И подняло все общество вопль, и плакал народ во всю ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!» (Чис.14:1,2).

Итак, рассмотрим несколько принципов воздействия слов на слушающего:

  1. Ваши слова, должны доносить людям Божью надежду, Божью благодать, помогать людям приближаться к Богу, а не отдаляться. «И Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из осматривавших землю, разодрали одежды свои и сказали всему обществу сынов Израилевых: земля, которую мы проходили для осмотра, очень, очень хороша; если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее — эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их. И сказало все общество: побить их камнями! Но слава Господня явилась в скинии собрания всем сынам Израилевым» (Чис.14:6-10). Интересно, что люди не всегда хотят принимать эту надежду, но мы всегда говорим только то, что угодно Богу: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). И еще одна прекрасная цитата: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся» (Ис.50:4).
  2. Никогда не уставайте говорить и повторять доброе, Божье, правильное с долготерпением. Возможно, вы будите думать, что бесполезно не меняющемуся человеку что-то говорить. Но пример с Ап. Петром показывает, что слова, которые мы произносим, остаются в памяти и человек их может их вспомнить через долгий период времени и вот тогда они на него произведут решающее впечатление: «Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать» (Мар.14:72). Когда отрекался то не помнил, а вот когда уже предал, то вспомнил и стало горько и стыдно. После этого предательства Петр оставался до последней минуты земной жизни самым верным свидетелем Христа.
  3. Не судите и не злословьте.«Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою» (Еккл.10:20). Что такое осуждение? Мы знаем: «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1). Я молился и размышлял, почему же есть прямая заповедь, а христиане постоянно обсуждают людей, нарушают эти заповеди? Вот и мы, два пастора, каждый понедельник собираемся, чтобы обсудить ситуацию в церкви, и вынуждены анализировать людей. Как шутит наш второй пастор, пасторство – это единственная профессия, которая официально разрешает осуждать людей. А если серьезно, то спешу поделиться с вами духовными открытиями. В чем же разница осуждением и анализом человека? Суд – это полное осуждение человека. Именно суд, если признает человека виновным, не важно по какой статье, говорит, что этот человек виноват и должен понести наказание. Мы же, как христиане, можем анализировать человека, например, говорить, что этот поступок глупый, а этот лукавый поступок или ряд лукавых поступков, но нельзя всего человека назвать лукавым, или глупым. Именно поэтому Христос запрещает называть кого-либо дураком. «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф.5:22). Поэтому христианин будет говорить не глупый человек, а глупый поступок. Не лукавый человек, а лукавый поступок, и как лучше, добавьте, что надеетесь, что сам человек не плохой и придет к Богу. Василий Великий, знаменитый христианин первых веков, говорил: «Дурно говорить о других людях вредит сразу трем: тому о ком говорят, тому, кому дурно говорят, но более всего тому, кто дурно говорит. Недавно со мной произошел случай, который заставил сделать серьезные выводы об ответственности за произнесенное слово. Одна сестра решила сделать неправильный поступок, в котором был задействован другой человек. Я пригласил на эту встречу того, кто знал этого другого человека и мы о нем, мягко говоря, очень нехорошо отзывались. Эта сестра вышла от нас и тут же позвонила этому человеку все рассказав слово в слово. На следующее утро Бог меня сильно обличил. Сразу вспомнился один стих из Библии: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая — пересказать речь твою» (Еккл.10:20). Мне пришлось извиниться перед тем о ком плохо говорили, перед тем, кому я, как пастор, разрешил плохо говорить и перед тем, кто нас слушал. И снова возвращаемся к влиянию разведчиков на еврейский народ. Последствия такого неверия Богу, такого разрушения веры других словами, были страшными для той группы разведчиков, которые отводили от Бога слушающих и сеяли панику: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее» (Чис.14:22-24). То есть, мы можем с вами сделать важнейший вывод, — слова, которые выражают неверие в заповеди и обещания Божьи, приводят нас к смерти и мы не получаем того, что Бог нам пообещал. И виноваты, практически, сами люди, но не Творец: «Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам» (Чис.14:28). А вот разведчики, которые вдохновляли народ, получили от Бога благословение. Достаточно вспомнить жизнь Иисуса Навина, полную Господних чудес и Божьей поддержки: «ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне, — и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина» (Чис.26:65). Да и прожили эти двое больше других ропщущих.

ГЛАВА 4. УПРАВЛЯЕМ СЛОВАМИ. ОТ ОБЫЧНЫХ СЛОВ К СВЯТЫМ

Несколько мудрых правил из Библии, как управлять словами:

  1. Нужно, чтобы Иисус коснулся языка Духом Святым: «Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его». (Мар.7:33) Язык Христа всегда врачевал и поддерживал людей. Можно сказать, что о языке Христа, образно было сказано так: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Матф.12:20). Мы, ученики Христа, призваны подражать учителю, в том числе и в словах.
  2. Сдерживать и обуздывать уста.«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» (Прит.10:19); «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Как же сдерживать уста, чтобы не сказать чего-то греховного? «Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста» (Прит.30:32). Иисус Навин и Халев умели обуздывать свой язык, свои опасения, и страхи. Они — то знали, что слова передают настолько сильно состояние, что можно заразиться и перестать делать правильные вещи. Они сдерживали свой язык от высказывания негативных мыслей, чтобы не подавлять людей. И все женужно просить самого Бога, чтобы Он давал силу мудро распоряжаться этими сто тридцатью тысячами слов. «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140:3).
  3. Обдумывать, что сказать.«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Прит.15:28). Бог совершенно ясно говорит, что не зависимо от темперамента человека, быстрый или медленный, холерик или флегматик, нужно обдумывать слова, которые произносишь. Я расскажу один из ярких моментов Божьего обучения нашей семьи поэтой теме. Одна сестра дала нам кассету, чтобы мы послушали какую-то проповедь или песню, было это годы назад. Мы, послушавши, продолжали разговор на кухне. Кассету вернули, и сестра через несколько дней подошла к нам, чтобы сообщить, что на кассете записался наш кухонный разговор. Услышавши это, я просто обомлел и начал напряженно вспоминать, что же мы говорили, ничего ли лишнего не сказали? Сестра, словно понимая, о чем я думал в эти мгновения, улыбнулась и сказала: «Там все нормально». Это были самые добрые и обнадеживающие слова за последние несколько лет. Мы в семье иногда вспоминаем этот эпизод и повторям: «наши слов записываются».
  4. Никогда не позволяйте втянуть себя в спор настолько, чтобы вы говорили с раздражением и злостью. Не выходите за рамки любви и кротости. «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Прит.15:1). Вы, словно пожарный, словом тушите огонь, а не подбрасываете дрова в раскаленный разговор.
  5. Помните, то, что произносит человек, говорит о состоянии его сердца: «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» (Прит.16:23). По сути, весь наш разговор сводится не сколько к словам, но если посмотреть глубже, к самому сердцу. Поэтому, если вы видите, что часто злословите, осуждаете людей, другим говорите искаженные факты или используете грязные слова посмотрите в свое сердце и задайте вопрос, почему вы это говорите? «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Прит.20:5). Меня иногда спрашивают, что значит выражение: «вникай в себя» (1 Тим.4.16) и как это делать? Вникает в себя тот, кто ищет ответ на вопрос, почему я это сказал, почему так часто в моих словах звучит искажение, осуждение, недовольство, критиканство и гнилые слова? «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его» (Прит.16:23).

В снежных горах Швейцарии проводники предупреждают путешественников, чтобы они не произносили ни одного слова, так как от малейшего колебания воздуха нависший снег может отделиться от глыбы и произвести обвал, уносящий все за собою в пропасть. Мы, христиане, должны быть еще более осторожными в словах, потому что речь идет не только об обвале снега, но о судьбах людей. Христос никогда не грешил устами. Он говорил только те слова, которые несли святость, надежду, обращали людей к Богу и настраивали на веру. Давайте же поступать так, как наш Учитель.

ВОПРОСЫ: 1. Почему слово может воздействовать так сильно? 2. Как слово воздействует на самого говорящего? 3. Приведите примеры, когда вы ухудшали свое состояние словами и когда улучшали? 4. Как нужно правильно себя настраивать? 5. Как слова влияют на слушающего? 6. Как нужно говорить, чтобы настраивать слушающего вас на Божий лад? 7. Как анализировать поступки человека, чтобы не согрешить и не осудить? 8. Какие правила помогут нам обуздать плохие слова?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *