ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТИННОМУ ПОКАЯНИЮ ИЛИ ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ К НЕБЕСНОМУ ОТЦУ Лук. 15. 11 — 24

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

БЛУДНЫЙ СЫНСтранное, на первый взгляд, название проповеди связано с тем, что христианин обязательно переживает период, который с древних времен называется «оскудением веры». Что-то нехорошее происходит в душе верующего; нет желания молиться, а когда приходят искушения, например, на кого-то накричать, с кем-то поговорить дерзко, слегка соврать, то нет даже желания с этим бороться. А об искреннем покаянии в грехах остались только воспоминания, разве что совесть так немного слегка ноет, а так в целом все не так уж плохо. И такой верующий начинает, с реактивной скоростью, отдаляться от Бога. А там встречаешь христианина где-нибудь в центре города, и на недоуменный вопрос, что же ты совсем перестал ходить в церковь, он и отвечает: «Да знаешь, все дала, да и некогда, дети, хозяйство…». За этими словами слышится такой холод и бесчувствие к Богу, что становится не по себе ведь перед тобой духовный труп, мертвый для Бога человек. Как жаль, что подобная ситуация не редкость в наше время. Мы понимаем, что, оставляя Христа, человек оставляет мир в своей душе, а жизнь превращается в сплошной поток мелких или крупных неприятностей. Что же нужно такому человеку? Что же нужно всем нам, когда на лицо признаки болезни под названием «оскудение веры»? Нужно научиться возвращаться к Богу, чтобы жить с ним постоянно. Вспомним историю о блудном сыне, который нам сегодня поможет понять, как вернуться к Отцу Небесному.

ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ ПОКАЯНИЕ

О покаянии только в Новом Завете говорится 70 раз. Если спросить у верующего, что есть покаяние, у того верующего, который знает все правильные ответы, он сразу же выпалит: «Покаяние это греческое слово «метанойя», которое переводится как перемена образа мыслей». И чувствуешь себя, как учитель, выслушивающий ответ отличника — зубрилки. В этом ответе не хватает какого-то дыхания жизни. Ну что ж, заглянем еще раз в словарь греческих слов. Абсолютно правильно, «метанойя» действительно переводится, как перемена образа мыслей, но есть еще один перевод – раскаяние, и еще, резкий, крутой поворот. Согласитесь, что покаяние это больше чем просто правильные мысли – это возвращение к любви. Если вы сомневаетесь, тогда вспомните, единственное, что хотел узнать Христос у Петра когда встретился с ним после его отречения? «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих». (Иоан.21:15,16). Как видим, Христос спрашивает будущего Апостола Петра только об одном, есть ли еще в нем любовь к своему Учителю? Может быть, в таком случае мы иначе сформулируем покаяние? Покаяние есть возвращение к Небесному Отцу через осознание и оставление грехов перед Богом и людьми. Покаяние – возвращение в рай. Покаяние – дорога к Отцу. Покаяние – стирание греха со своей души. Покаяние – восстановление силы Духа Святого внутри верующего. Запомните, что вы живете духовно до тех пор, пока каетесь и это последний признак жизни. Человек, который перестал каяться, уже мертв для Бога и не реагирует на то, что делает для него Дух Святой. Надеюсь, вы не забыли, что дело Духа Святого указывать на грех, обличать: «Он (Дух Святой), придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан.16:8).

ГЛАВА 2. ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЕТ ИСТИННОЕ ПОКАЯНИЕ?

Иоанн Златоуст писал: «Не столь опасно пасть, как, падши не восставать; не столь страшно быть раненым, как быв раненым не искать исцеления». Что же мешает прийти к покаянию?

  1. Сжигается совесть. Не раз уже говорилось, что совесть очень нежный и мягкий инструмент, потому то Бог нас сделал свободными и мы можем прислушиваться к нашей совести, а можем ее, как говорит Библия отталкивать, игнорировать, «сжигать»: «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» (1Тим.4:2). Давайте возьмем листок бумаги и подпалим немного, а потом потушим, часть сгорела. Затем снова подпалим и так до тех пор, пока от бумаги не останется один пепел. Вот такой пепел может остаться и от нашей совести. Блудный сын сильно стыдился, когда кутил в развратных компаниях? Конечно же, нет, он просто палил свою совесть, купаясь в разврате. Кстати, вместе с совестью сжигается и вера в Бога. Чем хуже с совестью, тем хуже и с верой. Не может быть человек искренно верующим, а совесть его притуплена и сожжена: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:19).
  2. Ожесточается сердце. Приведем два Библейских примера: Когда Христос исцелил больного в субботу, а фарисеи все возмущались: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их…» (Мар.3:5); Апостол Павел описывает состояние неверующих следующими словами: «будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их». (Еф.4:18). Кстати, один мудрый человек заметил: «Ничто так не размягчает сердце, как осознание своей вины. И ничто так не окаменеят сердце, как осознание своей правоты».
  3. Потеря Божьего страха. Но самое страшное, когда человек теряет страх Божий. Такой становится, образно говоря, «непрошибаемым» для Бога. Вспомним, как Моисей получал 10 заповедей: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане» (Исх.19:16). А как вы думаете, зачем все это было? Ответ находим читая далее: «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:20). Страх, оказывается, есть хороший сдерживатель от греха.

   Итог сказанного, – если нет чистой совести, мягкого, сокрушенного сердца и страха Божьего, от любви к Богу остался только пепел, как от совести. И до того человек может осуетиться, что не испытывать ни малейшей необходимости в покаянии перед Богом.

ГЛАВА 3. НЕ ПРАВИЛЬНОЕ, ЛОЖНОЕ ПОКАЯНИЕ

Мы знаем из опыта христианской жизни, что часто верующие не правильно понимают покаяние и не правильно, соответственно, каются. Перечислим главные неправильные способы и мотивы покаяния:

  1. 1.     Эгоизм и выгода. Однажды я слышал, как христианин просил прощение у другого, и делал это потому, что ему нужно было продавать частный дом и он, в простое сердечной, так и объяснил, что примиряется и просит прощение, чтобы успешно продать дом. Да вроде бы хорошо, что хоть так кается, но знаете в чем проблема? Если человек кается с неправильным мотивом грех обязательно вернется. Вспоминается 4 Царств 20 глава повествующая о болезни царя израильтян Езекии. Царь заболел на смерть и что же он делает, он глубоко кается: «»О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно». (4Цар.20:3). И Бог простил ему, и дал еще 15 лет жизни. Но первое, что сделал Езекия, выздоровевши, начал хвастаться перед послами Вавилонскими своими несметными богатствами опять гневя Бога. Таким образом, мы видим, что если даже человек плачет в покаянии, это еще далеко не значит, что он подлинно покаялся. Подлинное покаяние доказывает только сама жизнь, поступки покаявшегося. Кстати именно в этом и есть смысл добрых дел, доказательство искренности веры в Бога.
  2. 2.     Страх перед людьми. Это страх, в плену которого пребывает больше всего людей. «Что люди скажут!» – вот главный мотив такого покаяния. Блудный сын дошел уже до такого состояния, когда ему было все равно, что о нем скажут люди. К тому же он понимал, что ничего уже хорошего, эти люди и не скажут, а ведь о его провале знали все не только в семействе, но и соседи. Представляете, как больно было его гордыне и самолюбию возвращаться в отчий дом. Мы все пытаемся тихонько Богу рассказать о наших проблемах, чтобы, не дай Бог никто не узнал. А блудный сын шел и понимал, что его будут видеть все и соседи и отец, и самое неприятное, старший брат. Но он знал, выбора нет, или жизнь или смерть. А вот у нас часто бывает так, что покаяние связано с мнением людей. Вот причастие скоро, а причащаться я не могу, потому что согрешил, поссорился с соседом, пойду, покаюсь, а то, если не буду причащаться, что люди скажут?

ГЛАВА 4. ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ В НЕБО. ПУТЬ ПОКАЯНИЯ

Покаяние имеет шесть составляющих, которые мы и рассмотрим:

1я СТУПЕНЬ. Увидеть грех. Для начала нужно себе сказать правду, признаться, что мы не с Богом. Я понял, почему люди не каются, потому что они считают, что страшного ничего нет в грехе, и что, не взирая на грех, продолжаем находятся с Отцом Небесным. Вобщем люди, как всегда, сами себе врут. Но вот Библия не врет, показывая другое последствие греха: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис.59:2). Именно такую правду нашел в себе мужество сказать блудный сын: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лук.15:17,18). То же пишет Давид: «беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». (Пс.50:5).

2я СТУПЕНЬ. Печаль о грехе, скорбь. Печаль усиливает отталкивание от греха. Если у человека нет печали, а только сухое понимание, что грех это плохо тогда будет трудно оставить грех. Царь Давид умел печалится о грехе: «Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною. Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс.37:18,19). Апостол Павел пишет Коринфянам, объясняя им, что есть печаль полезная, печаль покаяния: «… вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога…» (2Кор.7:9). Как видим христианин, который впал в грех должен печалиться, а не радоваться, а радоваться тогда, когда Бог простил грех. Это хорошая печаль, которая появляется от осознания того, что грех причиняет Богу, нам и ближнему. Кто-то заметил, что Апостол Павел плакал о чужих грехах три года день и ночь: «бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». (Деян.20:31), тогда, как мы даже о своих грехах плакать не можем. Печаль приходит от осознания, что ты теряешь близкое существо, теряешь любовь. Вы когда ни будь переживали печаль расставания?

3я СТУПЕНЬ. Стыд. Пророк Ездра пишет: «Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес» (Ездр.9:6). А вот тем, которые потеряли стыд, Бог дает грозное предупреждение: «Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иер.6:15). После того, как блудный сын понял, что у него вина, мы слышим из его уст: «уже недостоин называться сыном твоим…» (Лук.15:19). Ему просто стыдно, что он потерял достоинство сына.

4я СТУПЕНЬ. Обвинение себя, исповедь. «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего». (Пс.31:5). Как видим, снятию вины греха предшествует открытие греха, исповедь Господу Богу. Интересно, что вначале блудный сын точно называет свой грех, когда собирается идти к отцу, обвиняя себя. Или иначе – ставя себе диагноз, но затем, уже пришедши к отцу, он эту мысль точно повторяет, вслух исповедуя грех перед тем, кому причинил боль: «Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лук.15:20,21).

5я СТУПЕНЬ. Ненависть ко греху. Мы уже не однократно говорили на тему гнева, что Бог дает гнев человеку как благо, чтобы мы могли гневаться на грех, так же, как Христос мог гневаться на тех, кто осквернял храм. Но если Христос может гневаться на других, как Бог, то о человеческом гневе сказано: «гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20), поэтому мы можем гневаться только на себя, гневаться и ненавидеть свои грехи. «Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу». (Пс.118:128); Сильно и точно об отношении к себе, которое должен испытывать грешник, говорит Иезекииль: «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши» (Иез.36:31).

6я СТУПЕНЬ. Оставление греха, уход, победа. Григорий Богослов говорил, что у покаяния два лица: Одним он взирает на прошлое, чтобы оплакивать грех, а другим на будущее, чтобы не делать греха. Блудный сын много думал, мучительно принимал решение проходя все рифы самооправданий, которые нас подстерегают на каждом шагу духовного движения и наконец решается на самое важное — от слов перейти к делу. Именно на этом этапе многие верующие «застряли» на всю жизнь: «Встал и пошел к отцу своему» (Лук.15:20). Обратите внимание, как отточено, лаконично и выверено звучит каждое слово в этой притче! 1) Что сделал? – Встал; 2) Начал движение – Пошел; 3) В каком направлении? – К отцу своему, который символизирует нашего Небесного Отца. Апостол Павел проповедует об этом всем народам: «сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния» (Деян.26:20). И еще вспомним одно высказывание Тихона Задонского: «Все несчастье состоит не в том, что ты пал, но что, упавши, не встаешь; не в том, что согрешил, но в том, что упорствуешь в грехе».

ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ КАЮЩЕМУСЯ

Приведем три главных пункта для тех, кто серьезно воспринял сегодняшнюю нашу тему и готов приступить к науке покаяния практически.

  1. Каяться нужно конкретно в каждом грехе. Этого можно не делать. Когда мы молимся публично, но вот когда вы молитесь сами, не забывайте о каждом грехе нужно говорить конкретно и четко. Назовите свой грех по имени. И вы почувствуете, как вам станет легче.
  2. Каяться нужно сильно, как и в целом молится. А молиться нужно с огнем Духа Святого. Если это подлинное покаяние, вы будете Богу кричать о том, чтобы Он вам дал достаточно силы, чтобы не грешить, так как кричит больной: «Сделайте что-нибудь, чтобы ушла боль!»
  3. Каяться нужно до тех пор, пока не произойдет победа над грехом. До победы.

ГЛАВА 6. ОБЕЩАНИЕ БОГА ДЛЯ КАЮЩИХСЯ

1. Сначала Бог дает время для покаяния. Не удивляйтесь, если вы грешите и с вами ничего не происходит, что может породить мысль о безнаказанности. Бог говорит Фиатирской церкви: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (Откр.2:20,21). Те, кто не пользуется временем для покаяния подвергаются наказаниям.

2. Затем Бог дает тяжелые удары, о которых иногда говорят, как об ударах судьбы, но это Божья любовь проявляется через наказание: «Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих» (Откр.2:22).

3. Для тех же, кто не кается, остается страшная перспектива погибели. Так было со всеми, кто не внял проповеди Ноя и погиб во всемирном потопе. Содомляне погибли, хотя и получили предупреждения. Фараон получал предупреждения но, не покаявшись, погиб в пучине моря. Представьте себе картину, когда человек садит дерево, а потом тут же его вырывает. И так каждый день. Может ли такой «садовник» получить хоть какой-то плод? А ведь смысл жизни христианина именно в плоде: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Иоан.15:16).

3. Остается последнее, покаяние, которое может изменить всю ситуацию: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит.28:13). В этой цитате сосредоточен весь оптимизм покаяния. «Будет помилован!!!» Сам Бог готов снять с нас всякую вину всякий грех, помиловать!

4. Покаяние может быть бесполезно, только тогда, когда человек сразу же после покаяния возвращается к своим грехам. Такой человек, говорит Библия, не обновляется покаянием, потому что нельзя одновременно обновиться и распинать внутри себя Христа своими грехами: «Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4-6).

     Кто из читателей Ф.М. Достоевского не помнит, как совесть мучила Родиона Раскольникова, главного героя романа «Преступление и наказание», убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету? Сознание совершенного преступления не давало ему покоя. Проснувшаяся совесть преследовала его на каждом шагу. Он был доведен до отчаяния, почти до самоубийства. Но Богу было угодно, чтобы несчастный студент услышал о чуде воскрешения Лазаря Иисусом Христом. И никто другой, а обездоленная «девушка с улицы», Соня Мармеладова читает Раскольникову 11-ю главу Евангелия от Иоанна: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: (И как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силой прочла, точно сама во всеуслышание проповедовала): так, Господи! я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир». Далее Соня читает о величайшем чуде воскресения, о новой жизни, которую принял Лазарь от Иисуса Христа. «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Господь, уверовали в Него». «И он тоже, ослепленный и неверующий, он тоже сейчас услышит, Он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же», — мечталось Соне. И она дрожала от радостного ожидания. И Соня Мармеладова не ошиблась. Слово Божие имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю… Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем. Он встал и преклонился в другой раз… Раскольников исповедал свой грех не только перед Богом, но и перед властью, перед всем миром. Кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния. Только таким путем обреченному на смерть Раскольникову открылась новая жизнь. И хоть эта жизнь легла через ссылку в Сибирь, но это была уже жизнь Божья, новая, освобожденная. И наконец последнее. Что же происходит в духовном мире, после покаяния согрешившего? «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». (Лук.15:7)

ВОПРОСЫ: 1) Что есть покаяние? 2) Что мешает покаянию, и что лично вам чаще всего мешает каяться? 3) Какие неправильные мотивы покаяния? Было ли у вас так, что вы каялись, а потом возвращались к греху, в связи с неправильными мотивами покаяния? 4) Пусть каждый в группе поделится о том, как он переживал один из пунктов, одну из ступеней покаяния. 5) Назовите три практических правила покаяния и поделитесь вашим опытом? 6) Что вы переживали. когда каялись от всего сердца и Бог вас прощал?     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *