ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ ТИМОФЕЮ. 1 гл. 9 — 16 ст.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

Ап. Павел - 2«спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2Тим.1:9). Христос спас нас не по делам, и призвал нас быть своими детьми, вовсе не по нашим заслугам, которых особо и нет. В любом случае, в реальной жизни, зло всегда перевесит добро. Христос это сделал исключительно по своему изволению, что переводится, как  — намерение, изволение, определение, расположение, и еще по благодати, которую мы получили прежде вековых времен, что говорит о Божьем спасительном плане, в котором было предусмотрена спасающая благодать.

 «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» (2Тим.1:10). Эта благодать открылась со временем, благодать в том, как Христос пострадал и воскрес и как люди начали принимать верою воскресшего Христа, в чем, собственно, и есть благовестие. Мы проповедуем о явлении Спасителя Христа, о том, как Он разрушил смерть, своей вечной жизнью, своим воскресением и явил вечную жизнь, или иными словами – нетлением. А кстати, сам Христос не только показал воскресение на себе, Он постоянно об этом проповедовал. Если мы Его ученики, то будем делать то же, что делал Учитель.

 «для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» (2Тим.1:11). Для этого благовестия, для того, чтобы Евангелие распространялось по всей планете и поставлен Апостолом Павел. Он всегда чувствовал свою ответственность за донесение Евангелия всем людям, которых он только мог охватить. Для этого Апостол получил дар проповедника и учителя.

 «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2Тим.1:12). Итак, чтобы нести слово язычникам, Бог дал Павлу дар проповедника и Апостола, но правде всегда будут оказывать сопротивление, ее будут садить в темницу, бить и уничтожать. Но выдающийся Апостол совершенно не боится страданий, который выпали на его долю, страданий за несение Слова грешникам. Слово «страдание» лучше перевести, как терпение. Он не стыдится быть в глазах этих самых грешников сумасшедшим, чудаком, не боится унижения, пренебрежения, потому что знает за Кого страдает, в Кого уверовал. Надежда Павла на сохранение Богом залога на день встречи со Христом, а залог вечной жизни в человеке, как известно, это Дух Святой: «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:22); «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2Кор.5:5).

 «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе» (2Тим.1:13). Слово «держись» более точно перевести, как имей, сохраняй внутри себя. Это же слово используется, когда речь идет о Марии внутри которой уже был младенец Христос: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Матф.1:18). Слово «здравое» переводится, сугубо, как здоровое. Нужно, одним словом, иметь внутри себя здоровое учение, сохранять его, а учение это дал Бог через Ап. Павла и держаться этого учения следует с верой и любовью во Христе Иисусе. По сути, два понятия показывают два столпа на которых держится духовный храм христианства, — вера и любовь и все это, в свою очередь, стоит на краеугольном камне, который есть Христос.

 «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (2Тим.1:14). И вновь к теме залога. В 12 стихе речь шла о надежде Павла, что Бог сохранит залог Духа Святого на день встречи со Христом. Теперь же, Апостол говорит о части участия человека в деле спасения. Не только Бог будет хранить, но это хранение происходит совместно с хранением человека своего залога. Хранение залога, можно выразить и кратко, хотя мы понимаем, что это связано с чтением Библии, рассуждением над эти Словом, молитвой, жизни по заповеди. И все же, об этом можно сказать более лаконично: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему» (Пс.118:9). Охрана, хранение Духом Святым происходит, когда христианин живет по заповедям Божьим. Как только начинаются збои, начинаются пробоины в духовной жизни, — перестаешь насыщать душу Словом Божьим, молиться, правильно реагировать на проблемы, укрепляться Богом и сразу же начинает происходить «утечка» Духа Святого. Говоря Библейским языком, — угашение Духа Святого.

«Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген» (2Тим.1:15). В жизни Апостола был момент, может быть не единственный, когда он остался в одиночестве. Его ученики, друзья, единоверцы, братья, все оставили. «Златоуст говорит: «он тогда, вероятно, был взят под стражу и оставлен всеми, не видел ни от кого ни человеколюбия, ни милости, ни помощи, но был оставлен самыми верующими и Друзьями… В Риме, вероятно, было тогда много людей из областей Асийских; может быть, они даже сопровождали Апостола в Рим (см.: Экумений); но никто, говорит, не явился ко мне, никто не признал меня, все отчуждились». Блаженный Феодорит поясняет: «они избегали свидания с Апостолом, боясь Нерона». Самое удивительное, что это же произошло с Фигелом и Ермогеном. Очевидно, апостол удивляется потому что эти братья были к нему еще ближе чем остальные христиане. Логика такова, что если кто-то и мог отойти, но не они. Однако, оставили своего уже не молодого, разбитого, больного учителя перед лицом опасности, проявив полное малодушие. Златоуст: «и смотри, сколь любомудра душа Апостола! Он сказал только, что было, но нисколько не укорял их; сделавшего ему добро похвалил и пожелал ему бесчисленных благ, а им не пожелал никакого зла». Всяко, однако ж, естественно видеть здесь и намек святому Тимофею: смотри, и ты не окажись таким же; или — не на них смотри, а на меня, терпящего сие и нестыдящегося,—и на Онисифора, о ком скажу сейчас.

   И еще из комментариев Лопухина: «Ст. 15-18 Чтобы еще более побудить Тимофея к верному хранению учения, преподанного ему Павлом, апостол выражает свою скорбь, какую причинили ему все асийские (вероятнее всего, эфесские) христиане, оставив апостола беспомощным в руках врагов. Может быть, для того чтобы апостолу можно было освободиться из римских уз, требовалось заступничество влиятельных малоазийских христиан перед римскими властями. Эти христиане должны бы явиться в Рим и дать показания в пользу апостола, но они, очевидно, поспешили отстраниться от него. Даже чем-то известные Фигелл и Гермоген не помогли апостолу. Тимофей не должен подражать им. С другой стороны, апостол не может без чувства искренней благодарности вспомнить об Онисифоре, который, по преданию (Акты святой Феклы), имел дом в Иконии и принимал там Апостола Павла. Этот Онисифор нашел Апостола Павла в Риме, очевидно, уже в то время, когда апостол был заключен в настоящую темницу, когда к нему был совсем прекращен доступ для римских христиан. Здесь, чем мог, он служил апостолу. И раньше этот Онисифор, в бытность свою в Ефесе, оказал немало услуг Ефесской церкви (выражения мне в ряде кодексов не имеется), о чем лучше известно самому Тимофею, как епископу Ефесской церкви. Так как апостол желает милости Божией не самому Онисифору, а дому или семье его, а самому Онисифору просит милости у Господа «в оный день», т. е. в день страшного суда, то ясно, что Онисифора во время написания послания уже не было в живых».  После некоторых комментариев картина становится понятной. Тимофей должен был брать пример с человека, который, в отличии от тех, кто оставил Павла, например Фигел и Ермоген, пошел навстречу трудностям, искал Павла и нашел его серди Римских заключенных разных тюрем. Вот пример мужества, совестливости христианской и любви к ближнему. Разве бы кто-то хотел, чтобы его бросили в трудных обстоятельствах?

 «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2Тим.1:16). Онисифор не только преодолел свой страх, но еще и стыд преодолел, хотя стыд и страх, где-то ближайшие родственники. Интересное слово «покоил» — освежать, давать отдых, покоить. Скорее всего, это слово можно более точно перевести, как освежать, обновлять через успокоение. Вот, что следует делать с человеком находящимся в страданиях – утешать и поддерживать, обновлять, освежать, утешать. Именно так делает Дух Святой, и так должны поступать мы по отношению к страдающему ближнему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *