ЖИТИЕ МОИСЕЯ. ЧАСТЬ 5. ПАСХАЛЬНЫЙ АГНЕЦ. ВЫХОД ИЗ ЕГИПТА ИСХ.12,13 гл.

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

КОСЯКИ КРОВЬЮЕгипетский народ пережил страшных 9 потрясений. На них падал гигантский град разрушающий все, их вода превращалась в кровь, а все, что они выращивали с таким трудом, в один момент пожрала саранча. Страна была полуразрушена, люди измучены, но фараон продолжал упорствовать, не отпуская народ из рабства Египетского. Оставалась последняя казнь, последнее горе, которое должно было сломать упрямство самого фараона. Бог объявляет свой план выведения еврейского народа от Египтян. Все 9 казней не были связаны с разрушением материальных ценностей. Но сейчас опасность нависла над самой жизнью, для начала это были не все египтяне, но только их первенцы: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12). Бог, так бывает всегда, объявляет не только о суде, но так же и о возможности спасения от этого суда. Любящий Бог всегда дает путь спасения, поэтому он назван Спасителем: «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!» (2Цар.22:3).

ГЛАВА 1. АГНЕЦ

План спасения Божьего настолько глубок и символичен, что нам нужно остановиться подробней на деталях, чтобы увидеть всю мудрость, красоту и одновременно трагичность этого пути спасения, искупления:

1)    Взять агнца на 10й день и кормить его 4 дня. «Скажите всему обществу Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство» (Исх.12:3); «и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца…» (Исх.12:6). Агнец символизирует Христа, причем направление так думать дают нам многие места Библии: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Один фермер рассказывал, что до момента, когда животное собирались заколоть, детям категорически запрещалось называть его по имени, кормить, заботиться. Таким образом, отец семейства хотел уменьшить стресс и сожаление, которое бы испытывали дети, от убийства животного к которому они привязались. В случае плана Божьего спасения, людям нужно было взять маленького барашка и вскармливать его из своих рук, чтобы привязаться, проникнуться любовью к нему. В этом есть великий смысл. Агнец символизирует Христа. Если люди так способны полюбить маленьких животных, то, что же переживал Отец небесный, когда отдавал людям на смерть своего Сына? Бог Отец, при всем народе, который был свидетелем крещения Христа, сказал: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:17).

2)    «…тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером» (Исх.12:6). Агнца нужно было принести в жертву, то есть убить. С древнейших времен, Бог положил такой закон – «Ибо возмездие за грех – смерть…». (Рим.6:23) Каждый грех должен караться смертью, потому что каждым грехом, человек умирает для Бога, каждым грехом выгоняет себя из царства Божьего. Во-первых, евреи видели, что за свой грех египтяне получают смерть, а во-вторых, видели, что жертва животного спасает их от смерти.

3)    «Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз» (Исх.12:5). И опять Бог указывает на Христа. Наш Господь был молодым, без порока. Библия говорит, что он был святым, единственный, кто мог быть святым на земле – это сам Бог. Как агнец должен был погибнуть молодым, в расцвете сил, так и Христос в 33 года, должен был отдать свою жизнь. Он был взят от людей, потому что Бог воплотился, чтобы стать подобным человекам.

4)    Агнца нужно было съесть всему семейству: «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчиститесь на агнца» (Исх.12:4). Все положения пасхи очень важны, все содержат глубокий смысл. Бог обращается не к отдельному человеку, но ко всему семейству. Семейство, было ли оно во вражде, было ли не в единстве, агнец, которого вкушали, который давал жизнь – это объединяло семейство. Это объединяло целый народ. Даже если были одинокие, они должны были присоединиться к семейству. «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19).

5)    Агнца нужно было приготовить целиком. «пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями» (Исх.12:8,9). Заметьте, что всегда, когда люди готовят мясо, они убирают кишки, убирают голову. Делают все, чтобы ничто не напоминало о цельности животного. Между колбасой и внешним видом животного нет ничего общего. Повеление Божье принципиально иное. Нужно было видеть всего животного целиком. Это должно было напоминать, что съедается именно животное, и именно то животное, которого семейство любило и к которому привязалось. Распинали того Христа, который любил людей, Который принес мир, Который остался даже без перебитых голеней: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Иоан.19:32-36).

6)    Агнца нужно было съесть. Обратите внимание, что это является символом причастия. Символом питания Христом. Странно звучит, но так говорил сам Христос и это смущало людей: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:51). Как можно было понять слова Христа? Важно! Мы спасаемся не только тем, что принимаем защиту Христа, но и тем, что каждый день питаемся Господом. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63).

7)    О ВАЖНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ. Бог специально так детально и подробно описывает все действия, которые должны были быть связаны с принесением в жертву животного, чтобы люди, со всей наглядностью, могли представить себе, какова цена платы за грех – цена крови агнца. А какое же это отношение имеет к нам, христианам 21 века? Бог хочет, чтобы и мы, подобно верующим Ветхого Завета, могли себе представить цену Нового Завета, цену крови Христа. Очень важно, чтобы мы в молитве или в сложных ситуациях испытания, могли напрячь свое воображение, взять воображение, так сказать, в союзники, и постараться представить себе Христа распятого за наши грехи, что должно помочь нам воздержаться от греха. Послушайте, что говорит Священное Писание о таком методе воздержания от силы греха: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3). Если мы будем думать и представлять Христа распятого, Христа окровавленного за наши грехи, это поможет нам не изнемогать, не ослабевать душой, но наоборот, укрепляться верой. Та же мысль и в послании к Галатам, в которой говорится, что Ап. Павел так старался проповедовать, чтобы галатийские верующие могли просто увидеть перед собой Христа: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1).

ГЛАВА 2. СПАСАЮЩАЯ КРОВЬ

«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). В послании к Евреям мы находим абсолютно четкое утверждение, что прощение возможно только через кровь. Вспомним еще раз, что у Бога не бывает отношений с людьми помимо заветов. Бог заключает своего рода, договор, в котором указываются требования к человеку и обещания Бога. Бог таких договоров с народами заключал два. Первый был заключен только с еврейским народом на крови жертвенных животных. Принося животных в жертву за грехи, люди всегда помнили, что есть закон Божественной справедливости. За грех – смерть, что выражало характер Бога. Святость (не соединение с грехом) и Его справедливость (наказание за отступление от Бога). Второй завет – Новый Завет, через Христа, был заключен со всеми народами, которые уверуют в Господа и Спасителя. Бог хотел из язычников сделать себе один народ, народ Божий. Второй и последний завет был основан на крови, но на этот раз, уже не просто агнца, а Божественного агнца. Таким образом, видим, что заветы могли быть только через кровь. Остается вопрос, кого же нужно было убить, чтобы был завет? «и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» (Исх.12:7). Речь идет об агнце. Кровь всегда являлась символом жизни. Библия говорит нам, что в крови  — жизнь: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев.17:11). Слово «душа» переводится так же, как жизнь. Послание к евреям достаточно подробно рассказывает, что делала кровь

   Только та семья могла спастись от ангела губителя, который, как представитель Бога, должен был идти по Египту, останавливаясь возле каждой семьи, на косяках дверей которой находилась кровь агнца: «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» (Исх.12:23). Какое это отношение имеет к нам, современным Христианам? Об этом достаточно ясно написано в послании к Евреям: «…невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4-6).

ГЛАВА 3. НАБЛЮДАЙТЕ ОПРЕСНОКИ. ЖИЗНЬ В СВЯТОСТИ

Евреи прожили в плену Египетском 430 лет. Эти годы были очень серьезным греховным влиянием на евреев. Египетское многобожие, магия язычников, аморальные традиции общества. Все это влияло с такой же силой, как на современных христиан влияет современный безбожный мир. Нам приходится переосмысливать все, чтобы сохранять себя в святости. Духовный христианин постоянно думает так, как призывает Библия: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Бог добавляет к необходимости соблюдать пасху, выполнять ритуал, от которого зависит жизнь, так же соблюдать праздник опресноков. При выпечке хлеба добавляли немного старого, кислого теста оставленного от предыдущего замеса и хранящегося в воде. От этой добавки замешиваемое тесто заквашивалось. Такое влияние закваски стало символом незаметного, но разрушающего влияния греха. Такой образ использовал Христос: «…Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лук.12:1). А взять этот образ Христом из Ветхого Завета, из эпизода, который мы изучаем: «Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца» (Исх.12:17,18). Опреснок — пресный, бесквасный хлеб. Основное его назначение — употребление во время семи дней праздника опресноков (Исх 12.15,18-20). В переносном смысле опресноки означают:

1)    Чистоту, неподверженность чуждым влияниям: «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (1Кор.5:6,7)

2)    Малая закваска квасит все тесто. Мы нередко думаем, что если в нас есть один грех, то это не так уж страшно, все-таки и много добродетелей, но реально происходит что-то другое. Бог указывает, что малая порция греха может уничтожить множество добродетелей и лишить человека реального Божьего присутствия.

3)    В грехе, его маленькой части содержится реальная взрывная сила. Это сила греха. Когда мы запускаем грех в свою душу, нужно ожидать, что он будет разрушать душу, строй мыслей отравлять: «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). Первый царь Израиля Саул, допустил лишь один грех, не смог простить Давида, за то, что люди хвалили его больше чем царя Саула. Эта закваска проникла во всю жизнь Саула и его убила.

4)    Еще одна очень важная мысль. Бог настолько принципиально смотрел на присутствие закваски, что если кто-то был не послушен Богу и, не взирая на заперты, все же сохранял закваску, должен был быть истреблен из Божьего народа: «семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества Израилевых — пришлец ли то, или природный житель земли той» (Исх.12:19).

ГЛАВА 4. ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬ, ПЕРВЕНЕЦ ЗА ПЕРВЕНЦА.                                                         ЗА БОГОМ, ВПЕРЕД!

   Все события, которые нужно было ежегодно вспоминать, служили памятником тем удивительным событиям, когда Бог освободил евреев от рабства. Бог хотел, чтобы евреи всегда помнили, что только благодаря Богу они получили: 1) Жизнь физическую, иначе бы погибли, как рабы; 2) Свободу. Поэтому Господь повелел строго обязательно каждый год праздновать пасху. Размышляя сегодня об этих повелениях Божьих невольно сравниваешь с современными праздниками, которые являются в такой степени разгулом плоти и глупости, так потакают развитию пороков и грехов, что по неволе думаешь, что есть праздники данные Богом, а есть дьяволом. Самое прекрасное в Божьих праздниках, что их центром был Бог и толкование Божественной истории спасения своего народа. Очень сильно присутствовал момент воспитания, в отличии от современных праздников, где больше момент разложения будущих поколений: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта. И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта» (Исх.13:8,9).

   Так же Бог велит отдавать Богу первенцев из людей и скота: «отделяй Господу все, разверзающее ложесна; и все первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, — Господу… каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай. И когда после спросит тебя сын твой, говоря: что это? то скажи ему: рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота, — посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю» (Исх.13:12-15). Интересно заметить, что первенцы в еврейском народе имели особую честь. Им полагалось двойная часть наследства отца (Втор.21.17) Они имели право наследовать все отцовское имущество или права. Почему же понадобилось выкупать первенцев? Все первенцы, поскольку они были самыми дорогими и больше всего наследовали от родителей, должны были полностью посвящены быть Богу, как священники. Бог приучал отдавать Ему самое лучшее и это было почитание Творца. Самых лучших животных, самых желанных детей. Но, понимая, что не все из этих мальчиков, призваны быть священниками, Бог сохранил ритуал, когда можно было выкупить первенца. И это делалось так же в память о том, что Бог сохранил жизнь еврейских первенцев, а первенцы египтян погибли.

Если увидеть аналогию с современным христианством, то во-первых сам Христос назван первородным сыном Божьим: «… тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29).

Христиане названы церковью первенцев, в том плане, что они наследуют все, что имеет их отец. У Христиан самые великие права на Божье наследство: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах…» (Евр.12:22,23).

Заканчивается отрывок, который мы разбираем, величественной картиной, когда сам Бог ведет евреев по пустыне. Господь подчеркивает, что не всегда короткий путь является лучшим путем. Обратите внимание, Богу куда боле важно провести нас путем спасения. Мы никогда не должны тосковать по Египту, по греховному прошлому в котором мы жили и Бог делает все возможное, чтобы иногда приходящую эту тоску уничтожить: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю…» (Исх.13:17,18).

   Когда все было исполнено, как сказал Бог; Агнец заколот, кровью косяки помазаны, когда ангел губитель прошел мимо евреев и не уничтожил ни одного первенца, в отличии от той трагедии, которая произошла с египетскими первенцами, только после этого Бог повел Сам евреев по пустыне. Описано это так: «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа» (Исх.13:21,22). Бог всегда будет идти впереди тех, хоть днем, хоть ночью, кто готов быть послушен, оставляя грех.

ВОПРОСЫ: 1) Почему нужно было выкармливать агнца, а потом его убить? Что Бог хотел этим действием показать нам, современным христианам? 2) Почему Ангел губитель должен был поражать именно первенцев? 3) Почему агнец должен был быть без порока? Как это связано со Христом? 4) Почему агнца нужно было приготовить целиком? 5) Почему агнца нужно было съесть и какое отношение это имеет к жизни современного христианина? 6) Важный вопрос, — Бог хотел, чтобы через такую наглядность еврейский народ мог всегда помнить и представлять, что за грех нужно платить кровью животных. Как вы используете воображение во время молитвы? Важно ли, как вы думаете, во время молитвы представлять себе распятого и воскресшего Христа? Есть ли в Библии стихи, которые говорят о том, что нужно представить Христа в своем воображении? 7) Объясните, что значит выражение «кровь Христа очищает нас от всякого греха»? 8) Что значит опресноки, и какое отношение к нам имеет повеление «наблюдайте опресноки»? 9) Почему христиане названы «церковью первенцев»? 10) Еврейская семья должна была вкушать агнца вместе, да еще и соседей приглашать. Как часто в вашей семье, за столом, вы говорите о Боге? Да и не только за столом, как часто вы говорите со своими детьми или родителями о Боге? 11) Какое отношение сегодня к нам имеет эта древняя история о помазывании кровью косяков дверей, чтобы сохранить жизнь первенцев?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *