ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЕГО

Поделитесь статьёй или подпишитесь на обновления:

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕЛук.3.21,22; Мтф. 3.13-17; Марк 1.9-11

В далекие времена, в маленьком городке Назарете жил тихий и неприметный человек Христос Иисус. Мало кто догадывался, что в этом сыне плотника есть, кроме человеческого, еще одно начало, которое и определяет Его сущность и природу – Бог. Христос ждал Своего часа. Он не спешил и не опаздывал, как это всегда происходит с Богом, зная, что Его время наступит тогда, когда появится Иоанн Креститель, который прийдет в духе Илии: «и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:17). В это же время в пустыне проповедовал человек, который Богом был назван, как величайший из рожденных женами: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя…» (Лук.7:28). Только самый достойный, доказавший свою святость всей жизнью, мог указать на Христа первым. Иоанн Креститель – двоюродный брат Иисуса Христа знал, что наступит время, ради которого он живет, чтобы представить людям Христа Спасителя: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан.1:29). Иоанн ожидал момента, когда нужно выйти с проповедью о покаянии в грехах, даже для евреев. Христос ждал начала проповеди Иоанна Крестителя, чтобы объяснить людям, что делать после осознания собственной греховности. И вот наступает эта минута, когда братья, после долгих лет разлуки и ожидания столь желанной и судьбоносной для всего человечества, встречи, соприкасаются в Божьей миссии. Первый указывает людям на второго. Второй принимает крещение от первого. Господь знает, что Он действительно станет царем, но в сердцах людей. Знает, что станет победителем, но через крест, через позорнейшую смерть. Впрочем, это все впереди, а сейчас важная веха в жизни Христа, Господь входит в воду, чтобы принять водное крещение.

УРОК СМИРЕНИЯ

Христос точно знал кто Он. Знал, что превосходит людей настолько, насколько Бог может превосходить человека, и при этом приходит, чтобы принять крещение от того, кто является подвижником веры, великим человеком с высоким духом, и все же, человеком грешным, как и все мы. Грешный, крестит святого. Меньший дает крещение большему. Больший, принимает крещение от меньшего, а значит больший умеет брать от меньшего. Мы же сразу оцениваем человека и решаем для себя, — может ли он нам что-либо дать? И обычно, от меньшего, ничему не можем, или точнее, не хотим учиться. Христос показывает нам величайший урок смирения. Для Христа самое важное это не субординация, не вопрос, — кто кого умнее, кто выше, кто значительней? Помню, когда только приехали в семинарию, молодые христиане, знакомились, и каждый смотрел друг на друга оценочно. Были яркие, интересные ребята. И был один паренек, ну так на ослика похож, с медленной и нудной манерой изложения мысли. Когда его распределили в одну комнату со мной, я чуть не воскликнул, — Так и знал! Но, в последствии, Бог многому учил меня через этого паренька. И терпению и мудрости и любви. Бог меня учил, что не так важно, кто рядом с тобой, как важен вопрос всех вопросов — исполнение воли Отца. Так для жены подчинение мужу это подчинение воле Отца, тот же принцип и для детей по отношению к родителям, для светской работы и для всех остальных сфер жизни. Так и вспоминается Библейская заповедь: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».(Фил.2:3).

ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

  1. Осознание грехов каждым человеком. В Иудаизме евреи не крестились, а крестились только прозелиты, те, кто не принадлежали к еврейской национальности, но принимали веру евреев. Причина столь странного отношения к крещению заключалась в том, что евреи себя не воспринимали грешниками. До этого момента считалось, что евреи, на основании заслуг Авраама, имеют, в любом случае, гарантию спасения и грехов у них нет, а если где-то и есть, то уже давно покрыты великим множеством избыточных добрых дел Авраама. Иоанн Креститель доносил людям, ставшую для нас простой, а по тем временам революционную мысль, что все нуждаются в оставлении грехов, через крещение, потому что все согрешили.
  2. Подготовка сердец людей к принятию Христа. Покаяние нужно, как каждому из нас, так и всему народу. Только благодаря покаянию мы возвращаемся в объятия нашего Отца, как в притче »О блудном сыне». Иоанн точно знал, что крещение Христа будет знаком оставления Христом своего ремесла и начало проповеди спасения: «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Иоан. 1,31). Интересно отметить, что когда христиане рассказывают другим людям об Иисусе Христе, они делают точно то же, что и Иоанн Креститель, о миссии которого сказано: «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
  3. (Матф.3:3)
  4. Приближение Царства Божьего. 400 лет молчания предшествовало вести Крестителя. 400 лет не было ни одного значительного пророка. Казалось, напряженным ожиданием была наполнена вся атмосфера. Все ждали Царства Божьего, которое, как думали евреи, даст свободу от римских оккупантов и поставит еврейский народ в центр истории. А центральным моментом прихода Царства Божьего на землю будет въезд Христа-Мессии на белом коне в Иерусалим. Помните, как люди радовались, когда Христос въезжал на осле? Или как Христос велел молчать о Себе, чтобы Его не воспринимали царем, потому что не ведали, что мессии надобно быть распятым и воскресшим. Так же не понимали, что сила Христа будет в любви, кротости и святости, а не в военной мощи.
  5. Понятие чистоты и святости переносится с внешнего на внутреннюю. Заметим, что до Иоаннового крещения, чистота воспринималась, как что-то механическое. Руки не омыл – нечист, прикоснулся к трупу или к больному – нечист. Не даром, Мухаммед, основатель Ислама, учил: »чистота – половина веры». Так же происходило и очищение, — омыл руки – чист, принес жертву, ритуал совершил и уже чист. Иоанн Креститель принес совершенно новое понятие чистоты, как осознания своего греха: « …крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21). Крещение Иоанна вершина Ветхозаветной праведности.

ЗАЧЕМ КРЕСТИЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС?

Этот вопрос интересовал и самого Иоанна Крестителя: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Матф.3:14).

Зачем же пришел Христос, с какой миссией, почему принимал водное крещение?

  1. Отождествление Бога с человечеством и не в общем, но с каждым из нас — грешным, больным, нуждающимися в прощении и спасении. Христос пришел:

А) Не для того, чтобы судить: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».(Иоан.3:17). Не для того, чтобы с высоты небес дать нам Божественные, не выполнимые правила, но, чтобы став одним из нас вывести нас на новый, духовный уровень жизни. Христос участвует в нашей жизни, чтобы мы могли участвовать в Его жизни. Бог стал человеком, чтобы человек стал подобен Богу. В этом принцип любви – понимание, соединение, сострадание. Недаром есть у индейцев пословица: «Ты не можешь узнать человека, пока не пройдешь с ним несколько миль в его мокасинах». Сын Божий становится Сыном человеческим. Спасение человека не может происходить насильно. События этого праздника еще раз подчеркивают, что Бог желает нас спасти только по любви, и нет других способов. Любовь есть добровольное соединение с тем, кого любишь. В семье между мужчиной и женщиной это особенно хорошо и наглядно понятно, как соединение духа, души и тела. С Господом мы имеем соединение духа, влияющего на душу и тело. Любовь во Христе достигает такой степени, что Христос соединяется с человечеством даже в смерти, чтобы потом вывести из смерти и спасти на вечно! Христос в любви взял на себя наши греха, а значит даже нашу смерть. Начало этому положено в рождении Христа, а начало миссии в крещении Христа.

Б) Не для того, чтобы Самому избавиться от греха. Как известно, Христос Сам зачат был от Духа Святого, а не от физического отца. Христос, не взирая на все атаки дьявола, так и не совершил никакого греха во все дни Своей земной жизни: «Он не сделал никакого греха» (1Пет.2:22).

  1. Христос показывает, что Он подлинно есть человек и поэтому делает все, что должен делать человек.
  2. Христос через водное крещение показывает, что Он является первосвященником: Когда-то Иероним высказал очень интересную мысль: «Апостол Павел учит, что Иисус Христос призван был к великому первосвященническому служению по повелению Божию, как Аарон. Первый из первосвященников мог приступить к исполнению обязанностей своего сана только после очищения водой и облачения во все знаки своего достоинства, но это очищение, произведенное над Аароном, было только прообразом Крещения, которое должен быть принять Иисус Христос от Иоанна, и обязанности еврейского первосвященника были только тенью таин царственного священства Христова, которое по своей святости и высоте несравненно».
  3. Христос крестится, потому что понимает – не может человек избавиться от греха только окунанием в воду. Даже осознание своих грехов еще не помогает от них избавиться. Древние говорили, что если ты что-то понимаешь, ты сделал это на половину. Так и ходили бы люди, если бы не Христос, вошедший в воды Иордана на половину спасенные, на половину очищенные, на половину познавшие истину и правду. В качестве примера подумаем о том, что бы было, если бы люди имели только Ветхий Завет без Нового? Это был бы тот же Иудаизм с искаженной правдой и насквозь пронизанным лицемерием. Нас протестантов не интересуют ритуальные процедуры над водой. Изменить сердце человека, его природу, омыть »водой» Духа Святого – вот суть всего спасительного процесса. Кстати о воде. Христос, говоря о воде, имеет ввиду нечто большее, вода всегда символизирует Дух Святой.
  4. Христос показывает, как следует начинать свою миссию каждому из нас, как начинать жить с Богом, через покаяние в своих грехах и полное посвящение Богу.
  5. Христос показывает необходимость исполнять всю Божью правду. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его» (Матф.3:14,15). Христос, не имеющий греха, принимает водное крещение, чтобы явить людям правду. Заметьте, не просто правду, а всякую. Под правдой подразумеваются Божьи заповеди. Совершать правду – это исполнять заповеди. Все, что в окружающем нас мире, соответствует заповедям, это и есть правда. И неверующие люди, иногда способны совершать правдивые поступки, и таких примеров достаточно много. Иоанн крестил людей, чтобы их приготовить к принятию Божьей правды. Люди эпохи Ветхого Завета не смогли исполнять и пребывать в Божьей правде, поэтому пришел Христос, чтобы первым исполнить на Себе всю правду. Но, заметьте, правда начинается с исполнения ключевой заповеди – водного крещения, как посвящения Богу, как заключения завета с Богом, как признание Бога своим Господом, Господином.
  6. Водное крещение есть началом миссии Христа. Отцы Церкви 4го, 5го веков говорили, что Христос в Рождестве Своем явился миру тайно, а в водном крещении – явно. Крещение, таким образом, ознаменовало начало миссии Христа.
  7. Преображение природы. Христос, входящий в воду, показывает всем будущее преображение самой природы. Как когда-то Бог Дух Святой носился над землей, сотворяя на ней жизнь, так и Христос пришел для того, чтобы изменить порядок вещей запрограммированных проклятием от грехопадения. Помним, что земля со всем ее содержимым, пострадала исключительно от человека, который должен был эту землю преобразовывать. В послании Римлянам 8я глава рассказывает о том, как страдает все творение ожидая Божественного преобразования всего сотворенного Богом. Недаром в Откровении говорится, что в будущем, в вечности: «И ничего уже не будет проклятого» (Откр.22:3).
  8. Конец эпохи Ветхого Завета. Христос, своим крещением от Иоанна, ознаменовал конец Иоанновому крещению. Как Христос исполнил весь закон Ветхого Завета, чтобы иметь право освободить людей от этого закона и дать заповеди Нового Завета, так Христос принял Иоанново крещение, чтобы людей освободить от этого крещения и дать нечто лучшее, крещение Духом Святым. С другой стороны, в Ветхом Завете, для евреев не было водного крещения. Христос принес действие подтверждающее соединение с Богом, посвящение Богу. Отныне, после крещения водного Иисуса Христа, крещение становится лишь подтверждением крещения Духом Святым.

ОТКРЫТОЕ НЕБО ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

Небо было закрыто для человека. Когда был совершен грех, Бог поставил надежную защиту, потому что человек с грехами уже не мог жить в единстве с Богом, а так же не мог жить вечно, будучи связан с дьяволом. Поэтому рай, место обитания Бога, был надежно защищен от падшего человечества: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). В момент крещения Христа небеса открываются, что значит, открытие врат рая для человека. Так, небеса открываются во время молитвы. Небеса открываются, когда мы поступая по заповедям Божьим, исполняем всякую правду.

ДУХ СВЯТОЙ, КАК ГОЛУБЬ С НЕБЕС

  1. Дух Святой – голубь сходящий с небес. Голубь – символ чистоты и мира. Голуби были популярным символом в СССР. Власти хотели создать иллюзию большой и мирной страны, но это была лишь иллюзия – голуби те, а мотивы не те. Подлинный мир внутри человека и с ближними, подлинный мир с Богом приносит только Дух Святой, которого и символизирует голубь.
  2. Дух Святой, в древнейшие времена, был выпущен Ноем из ковчега, чтобы узнать закончился ли потоп, а значит и гнев Божий. Голубь приносит масленичную ветвь, что говорило о примирении человека и Бога, об окончании всемирного потопа и о новой эпохе. То же произошло в момент крещения Христа:
    1. Если человек исполняет правду он получает лучший дар от Бога – Духа Святого, который дается настолько насколько человек желает принять: «ибо не мерою дает Бог Духа». (Иоан.3:34). В новом переводе: »Дух дается без ограничений».
    2. Дух Святой в человеке говорит о примирении между Богом и его творением.
  3. Христос уже имел Духа Святого, и собственно от Него был рожден, тогда почему нужно было Духу Святому снисходить с небес на Христа, как — будто Христос Его не имел? Дух Божий нужен нам не только однажды в момент покаяния-крещения Духом Святым. Дух Святой нам нужен постоянно, чтобы исполняться Им. Христос на своем примере показывает, что перед любым делом мы должны быть исполнены Божьим Духом. Получать силу для жизни по заповедям и для дела, которое дает Бог.
  4. Почему Дух Святой сошел только на Христа, а не на всех остальных, например тех, кто принимали водное крещение от Иоанна? Всем остальным еще надлежало увидеть Христа распятого и воскресшего и только после этих событий, узнавши Христа в славе и вознесшегося, уверовав, можно было получить Духа Святого.

ГОЛОС С НЕБЕС БОГА — ОТЦА

Праздник »Крещения Господнего» еще называют »Богоявление». Кроме того, что Христос выходит на свое общественное служение, в этом событии открывается Троица: Отец, говорит с небес, Дух Святой, как голубь снисходит с небес, Христос принимает водное крещение.

Интересно посмотреть работу каждой личности Божества:

  1. ОТЕЦ – пребывает в небесах и есть источником всего. Небесная сфера.
  2. ДУХ СВЯТОЙ – снисходит с небес на человека, чтобы наполнить человека Божественной силой, благодатью.
  3. СЫН – на земле совершил дело спасения человека, взял на себя все грехи, умер на кресте, вошедши в смерть, и вывел из смерти всех уверовавших во Него. Воскрес и вознесся, чтобы послать Духа Святого с небес, в сердце каждого верующего в Господа Иисуса. И сейчас, будучи небе, Христос ходатайствует за нас, поддерживает нас, молится о нас, помогает нам.

«Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук.3:22). Голос, который услышал Иисус, Иоанн Креститель и весь народ присутствующий, имеет чрезвычайно важное значение. Сказанное Богом Отцом состоит из двух Библейских цитат:

1) «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7). Иудеи с детства знали Священное Писание, кроме того они учили, что именно это место указывает на Мессию, который должен прийти, чтобы освободить свой народ. Соответственно Бог, говорящий именно эти слова с небес, указывает на Сына Своего, как на Мессию. До какой же степени сердца людей черствые, что услышав это слово от самого Бога Отца, тут же его забыли, не придали услышанному какого-нибудь серьезного значения? Подумайте о том, что: « Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам.3:7). А самую великую тайну Бог именно сейчас в словах с небес открывает для всех. Сколько чудес происходит только в одном моменте крещения Христа?! И глас с небес, и голубь спускающийся на Христа, и Креститель указывающий на Христа, как на Мессию. Я всегда считал, что в чуде нуждаются духовные младенцы, а зрелые верующие живут с Богом, потому что живут не видимым, но верою: «ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7). В чуде есть видимое, на которое и хотят опереться »младенцы» во Христе. Не даром Христос говорил, что если и мертвые воскреснут, все равно не поверят. Но мы »ходим» не видимым, но верою.

2) Вторая цитата взята из пророка Исаии и указывает на отношение Бога Отца к Своему Сыну: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;» (Ис.42:1). Очень перекликается с тем, что сказал Бог Отец по отношению ко Христу, в момент водного крещения: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лук.3:22). Во всем этом эпизоде есть интересная мысль! Христос пришел на землю, как человек, а Бог передает Ему свое благоволение. Христос пришел как раз для того, чтобы это благоволение передать нам. Теперь в нас живет Христос вместе со своим благоволением. В Библии три места, которые говорят об этом феномене: 1) «Христос в вас» (Рим.8:10); 2) «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?» (2Кор.13:5); 3) «Христос в вас» (Кол.1:27). Христос знает больше Иоанна Крестителя. Господь знает, что Он действительно станет царем, но в сердцах людей. Знает, что станет победителем, но через крест, через позорнейшую смерть, но впрочем, все это впереди, а сейчас важная веха в жизни Христа. Господь входит в воду, чтобы быть крещенным.

   Люди нередко спрашивают, где же справедливость, где же мудрость, где же такое устройство общества, которое было бы без недостатков? И на основании того, что нигде не находят искомое, разочаровуются и обижаются на Бога. Христос и есть доброта, справедливость, милость, любовь. Ее не следует искать в окружающем мире, в политике, в экономике, в устройстве общества, в искусстве, потому что люди оставляют на всем, что они делают отпечаток греховности. Все совершенное мы находим во Христе о чем Отец Небесный довольно точно и понятно сказал: «…В Нем (в Иисусе Христе) Мое благоволение».

Вопросы: 1) Какой урок смирения можно извлечь из крещения Христа? 2) Практически поделитесь сложно ли вам принимать и учиться у людей, которые меньше вас, менее умнее вас, менее талантливей и даже менее духовней? 3) Что означало крещение Иоанна Крестителя и в чем была революция духовная для еврейского народа? 4) Какой смысл крещения Иисуса Христа? Какое отношение к нам имеет крещение Господне? Практическая ценность? 5) Что означают открытые небеса? 6) Что означает голубь сошедший на Христа, при условии, что Христос и так был с Духом Святым? 7) Какой практический вывод, применительно к себе, можно сделать из снисхождения голубя на Христа? 8) Что означает фраза «Сей есть Сын Мой возлюбленный в котором Мое благоволение»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *